Предпрофессиональная программа учебного предмета «Постановка голоса»


Муниципальное бютжетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Ровеньского района Белгородской области
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Постановка голоса»
/ В.03.УП.03. /
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области музыкального искусства
«Хоровое пение»

Срок обучения 8 лет
Ровеньки 2014
«Одобрено»
Методическим советом МОУ ДОУ «Детская школа искусств
Ровеньского района Белгородской области»
«___»____________2014 г.
«Утверждаю»
Директор МОУ ДОД «Детская школа искусств Ровеньского района Белгородской области»
Дойдина Н.И.

______________
(подпись)
«___»___________2014 г.
Разработчик программы:
преподаватель хорового класса
О.В. Шиянова
Рецензент:
Содержание.
Пояснительная записка………………………………………….....4
Содержание учебного предмета……..……………………….…...7
3. Требования к уровню подготовки учащихся…………………….8
4. Формы и методы контроля…………………….……………….…13
5. Методическое обеспечение программы………………………….16
6. Примерный репертуарный список……………………………….22
Пояснительная записка
Область применения программы Программа учебного предмета «Постановка голоса», относящаяся к вариативной части типового учебного плана, составлена с учетом федеральных требований к дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства «Хоровое пение» и учебным планом ДШИ. Может быть использована в учебном процессе преподавателями ДШИ и ДМШ. Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства:
ПО.01. «Музыкальное исполнительство»
В.03.УП.03. «Постановка голоса» Программа направлена на выявление одаренных детей в области музыкального искусства. Способствует приобретению детьми комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих исполнять вокальные произведения в соответствии с уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями.Воспитание детского голоса – это неотъемлимая часть музыкального образования и ведущий компонент работы хорового класса ДШИ. Учебный предмет «Постановка голоса» направлен на приобретение детьми комплекса знаний, умений и навыков в области пения, на творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся, служит элементом комплексного певческого развития учащихся в рамках обучения в хоровом классе. Способствует формированию музыкального вкуса, развитию вокальных данных учащегося, дает возможность проявить себя как солисту, способствует совершенствованию исполнительской культуры и творческих возможностей каждого исполнителя, что обеспечивает более качественный уровень звучания хорового коллектива.Учебный предмет «Постановка голоса» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, знакомит с высшими достижениями мировой музыкальной культуры
Необходимым условием для реализации программы учебного предмета «Постановка голоса» является воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и профессиональной требовательности. Учитывая возрастные особенности и индивидуальность каждого ребенка, необходимо способствовать приобретению ими навыков творческой деятельности и умения находить наиболее эффективные способы достижения результата.
Срок реализации учебного предмета « Постановка голоса»Срок реализации учебного предмета «Постановка голоса» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев составляет 8 лет (с 1 по 8 классы).
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета «Постановка голоса»:
Срок обучения: 8 лет
Максимальная учебная нагрузка (в часах) 394,5
Колличество часов на аудиторные занятия 263
Количество часов на внеаудиторную
(самостоятельную) работу 131,5
Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная.Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.
Формы занятий, в зависимости от поставленной цели урока, предполагают широкий спектр творческой реализации замысла педагога от анализа музыкального материала на DVD и CD до тематических мероприятий, концертов, открытых уроков.
Цели и задачи учебного предмета «Постановка голоса»
Цель:
- создание необходимых условий для формирования певческой культуры и воспитания творческой личности, умеющей владеть и управлять своим голосом;- выявление наиболее одаренных детей и подготовка их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Задачи:
- формирование и развитие вокально-певческих навыков, включающие в себя: правильную певческую позицию, манеру исполнения, дыхание, дикцию, осознание чистой интонации;
- формирование комплекса исполнительских навыков и умений сольного пения с учетом природных способностей;
- обучение грамотному и выразительному художественному исполнению вокальных произведений;
- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа вокальных и хоровых партитур, пение в ансамбле;
- обучение грамотному и полноправному сотрудничеству с концертмейстером;
- приобретение учащимися опыта вокального исполнительства и публичных выступлений;
- овладение навыками свободного и уверенного общения с аудиторией;
- овладение профессиональной терминологией и вокальным репертуаром;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации;
- создание условий для эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- воспитание художественного вкуса, расширение музыкального кругозора;
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);
- прослушивание записей выдающихся вокальных исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
- применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки;
- метод стимулирования и мотивации познавательной деятельности;
- метод самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению материала;
- метод закрепления изученного материала;
- метод контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной
деятельности.
Материально – технические условия реализации учебного предмета
Реализация программы предмета «Хор» предусматривает наличие учебного кабинета для индивидуальных занятий, концертного зала, звукотехнического оборудования.
Оборудование учебного кабинета: фортепиано, пульт, стол, доска, зеркало, методическая литература, дидактическая литература, нотная библиотека. Технические средства: аппаратура для прослушивания вокальной музыки, метроном, наличие аудио и видеозаписей классической и современной музыки.
Материально – техническая база ДШИ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени предусмотренного на освоение учебного предмета «Постановка голоса» на максимальную, самостоятельную нагрузку учащихся и аудиторные занятия:
Классы: 1 2 3 4 5 6 7 8
Продолжительность учебных занятий
(в неделях) 32 33 33 33 33 33 33 33
Количество часов на аудиторные занятия в неделю 1 1 1 1 1 1 1 1
Количество часов на аудиторные занятия по годам 32 33 33 33 33 33 33 33
Общее количество часов на аудиторные занятия 263
Количество часов на самостоятельную работу в неделю 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Количество часов на самостоятельную работу по годам 16 16,5 16,5 16,5 16,5 16,5 16,5 16,5
Общее количество часов на самостоятельную работу 131,5
Общее количество часов занятий по годам 48 49,5 49.5 49.5 49,5 49.5 49,5 49.5
Общее максимальное количество часов на весь период обучения 394,5
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части распределяется по годам на основании ФГТ.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по учебному предмету «Постановка голоса» определяется с учетом методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Актуальны следующие виды самостоятельной (внеаудиторной) работы:
● выполнение домашнего задания; ● подготовка к контрольным урокам, экзамену. ● подготовка к концертным выступлениям; ● участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ● посещение филармонии, театра, концертных залов, музеев и т.д.
3. Требования к уровню подготовки учащихся
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые сольные выступления для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, детском доме), участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях, отчетном концерте ДШИ.
Количество освоенного в течение года музыкального материала зависит от уровня сложности произведений и степени подготовленности учащихся.За учебный год должно быть пройдено (примерно) 6-10 произведений. Учебный репертуарный план должен соответствовать индивидуальным особенностям учащегося, уровня его общего музыкального развития и вокальной подготовки. Правильно подобранный репертуар – важное условие для успешного освоения учебного предмета «Постановка голоса».
Основные принципы подбора репертуара:
художественная ценность произведения (необходимость расширения музыкально-художественного кругозора учащихся);
решение учебных задач;
классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании спроизведениями современных композиторов и народными песнями различных жанров);
создание художественного образа произведения, выявление идейно – эмоционального смысла;
доступность: по содержанию, по голосовым возможностям, по техническим навыкам;
разнообразие: по стилю, по содержанию, по сложности, темпу, нюансировке.
Первый год обучения направлен на:
- опреледеление примарной зоны голоса ребенка;
- особенностей певческого аппарата;
- выявление музыкальных способностей (слуха, ритма, памяти);
- формирование правильной певческой установки (положение головы, корпуса в процессе пения);
- формирования правильного певческого дыхания;
- освоение дыхательной гимнастики, артикуляционных упражнений;
- правильное певческое формирование гласных звуков в сочетании с согласными;
- формирование прочного навыка чистого интонирования, слухового осознания чистой интонации;
- пение вокальных упражнений, направленных на освоение начальных певческих навыков, включающих небольшие мелодические обороты;
- понятие артикуляции и дикции в пении;
- развитие дикционных навыков: свободная работа артикуляционного аппарата;
- осмысленное и выразительное исполнение несложных произведений;
- расширение диапазона голоса;
- формирование исполнительских навыков (разбор и анализ поэтического текста и музыки в доступной для учащихся форме, развитие выразительности исполнения, начальная работа над музыкальной фразой)
Второй год обучения направлен на:
- закрепление правильной певческой установки;
- совершенствование естественного, непринужденного певческого дыхания;
- организация дыхания, связанного с ощущением опоры, бесшумным вдохом и рациональным выдохом;
- сглаживание регистров;
- выработку ощущения округлого звука;
- выравнивание звучности гласных, четкое произношение согласных;
- формирование высокой певческой позиции;
- приемы пения на legato в медленном и среднем темпе;
- формирование мягкой атаки звука в нюансах mр и mf;
- музыкально- выразительное исполнение произведений с несложным ритмическим рисунком;
-пение вокальных упражнений, включающих мажорные и минорные трезвучия, опевания, тесситурные скачки в пределах квинты, скачки на октаву вверх и вниз;
- расширение диапазона голоса;
- развитие культуры певческого звука;
- формирование исполнительских навыков (разбор и анализ поэтического текста и музыки в доступной для учащихся форме, развитие выразительности исполнения, работа над музыкальной фразой, в соответствии с общим художественным замыслом).
Третий год обучения направлен на:
- закрепление и совершенствование вокальных навыков;
- сохранение постоянного ощущения опоры дыхания;
- совершенствование дикционных навыков;
- освоение кантиленного звуковедения;
- овладение различной техникой звуковедения (мягкая и твердая атаки);
- выравнивание звучности голоса на всем диапазоне;
- развитие резонаторных качеств голоса;
- сглаживание переходных нот;
- развитие динамической техники;
- пение вокальных упражнений для развития звуковысотного и динамического диапазона голоса, его подвижности, включающих мажорные и минорные трезвучия, арпеджио в медленном темпе, мажорные и минорные гаммы, тесситурные скачки;
- совершенствование культуры звука;
- формирование исполнительских навыков (развитие выразительности исполнения, работа над нюансами с общим художественным замыслом, правильная передача художественного образа).
Четвертый год обучения
Продолжает работу по овладению ранее освоенных навыков и направлен на:
- совершенствование вокально-технических и исполнительских качеств голоса;
- формирование полетного звука, с ощущением высокой певческой позиции;
- совершенствование тембровой ровности голоса;
- освоение навыка пения кантилены;
- овладение навыка филировки звука;
- овладение нюансами crescendo и diminuendo;
-освоение интонационных трудностей, связанных с тесситурными условиями произведения;
- укрепление дикционных навыков;
- совершенствование навыка публичных выступлений;
- совершенствование исполнительских навыков, культуры звука, соблюдение всех средств музыкально-художественной выразительности (эмоциональная подача текста, фразировка, кульминация и т.д.), которые должны помочь раскрыть форму и художественное содержание текста.
Пятый год обучения
Совершенствует ранее полученные навыки, вырабатывает следующее:
- работа над культурой звука, дикцией, строем, ансамблем, соблюдением всех средств выразительности (эмоциональная подача текста, фразировка, кульминация и т.д.), которые должны помочь раскрыть форму и художественное содержание текста;
- работа над различными видами вокальной техники;
- выравнивание звучания по всему диапазону, работа над полётностью, лёгкостью и звонкостью голоса;
- накопление музыкально-слуховых, технических и организационных навыков при разучивании произведений;
- работа над навыками исполнения агогики;
- овладение различными видами динамики;
- самостоятельная работа с нотным материалом;
- развитие умения соединять смысловую и музыкальную;
- совершенствование осмысленного художественного исполнения.
Шестой год обучения
Нацелен на совершенствование закрепленных навыков, умений и знаний и приобретение новых:
- совершенствование логических, смысловых ударений во время пения;
- работа над увеличением объема певческого дыхания;
- совершенствование вокально-технических навыков;
- формирование самостоятельно чувствовать и управлять динамикой своего голоса;
- совершенствование кантилены в пении;
- совершенствование различных вокальных штрихов;
- осмысленное исполнение, включая кульминацию;
- освоение мелизмов: форшлаги, группетто, пассажи;
- пение вокальных упражнений, включающие альтерированные ступени мажорных и минорных гамм, арпеджио, опевания, различные тесситурные скачки;
Седьмой год обучения
- совершенствование вокально-технических качеств голоса;
- владение равномерным расходованием дыхания при исполнении продолжительности мелодических построений;
- совершенствование и разнообразие динамической палитры голоса;
- владение подвижностью голоса;
- овладение исполнительскими навыками;
- совершенствование сценической культуры;
- самостоятельная работа над музыкально-выразительным исполнением.
Восьмой год обучения
В выпускном классе обучающийся должен овладеть основными умениями и навыками:
- подвижностью и гибкостью голоса;
- умение пользоваться основными приёмами звуковедения:
legato (плавный переход от звука к звуку, пение с закрытым ртом, без толчков);
staccato (цезуры, паузы между звуками, отнесение согласных к последующему слогу);
non legato (умение подчеркивать каждый звук, но с сохранением непрерывности, без цезур);
- дикционными навыками в быстрых и медленных темпах;
- владеть средствами музыкальной выразительности;
- владеть широкой палитрой динамических оттенков;
- анализ словесного текста и его содержания;
- грамотное чтение нотного текста (разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения);
-владеть изменениями силы звучания для раскрытия содержания произведения;
- владеть фразировкой, вытекающей из музыкального и текстового содержания;
- передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки, создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
-владеть культурой звука;
- знать профессиональную терминологию.
Результатом освоения учебного предмета «Постановка голоса» являются следующие знания, умения, навыки:
учащийся должен знать:
начальные основы вокального искусства;
метроритмические особенности разножанровых музыкальных произведений
устройство и принципы работы голосового аппарата;
профессиональную терминологию;
иметь понятие о сценической культуре.
Уметь / иметь:
наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,вокальному исполнительству;
умение передавать авторский замысел музыкального произведения спомощью органического сочетания слова и музыки;
навыки вокального исполнительского творчества, в томчисле, отражающие взаимоотношения между солистом и концертмейстером;
наличие практических навыков исполнения вокальных произведений;
использовать слуховой самоконтроль при пении;
обладание диапазоном в рамках принятой классификации;
владение правильным певческим дыханием;
умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
навыки чтения с листа;
понимание фразировки, агогики;
самоконтроль и самооценка вокального исполнения.
осмысленное исполнение поэтического текста;
осмысленное исполнение музыкальных задач, поставленных педагогом;
применять освоенные навыки вокальной техники;
самостоятельно разучивать вокальные произведения;
первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений;
навыки публичных выступлений;
выражать свои впечатления о произведении раскрывая его содержание, характер, художественный образ;
соблюдать правила гигиены и охраны голоса.
4. Формы и методы контроля, система оценок
Цели системы оценки и контроля за процессом развития учащихся - обеспечить возможность анализа роста навыков, темпов развития обучающихся, объема проделанной работы.
В программе обучения используются две основных формы контроля успеваемости - текущая и промежуточная. 
Текущий контроль успеваемости учащихся – наиболее оперативная проверка результатов; направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
отношение ребенка к занятиям, его старание и прилежание;
степень освоения музыкального материала, вокально - хоровых умений;
участие в концертах.
Текущий контроль успеваемости обучающихся 1 – 8 классов проводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. На его основании выставляются полугодовые и годовые оценки.
Методы текущего контроля:
- оценка за работу в классе;
- итоговый урок в конце каждой четверти.
Традиционные формы контроля:  индивидуальный опрос, участие в творческих вечерах и концертах. Обсуждение концертных выступлений.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач по полугодиям.
Виды и формы промежуточного контроля:
- контрольные уроки проводятся в конце первого полугодия (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 семестр)
- переводной зачет в конце второго полугодия (2,4,6,8,10,12,14,16 семестр) в форме открытого сольного выступления.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
оценка годовой работы ученика;
оценка на зачете (контрольном уроке);
другие выступления ученика в течение учебного года.
В рамках программы по учебному предмету «Постановка голоса» предусмотрена итоговая аттестация. Она проводится в конце учебного года (16 семестр) в виде прослушивания концертной программы / отчетного концерта /
По итогам выпускной концертной программы выставляется оценка и фиксируется в свидетельстве об окончании ДШИ.
Контрольные требования к переводным зачетам по годам обучения: На переводном зачете в конце второго полугодия учащийся должен исполнить:
1 класс: два произведения (русская народная песня, детская песня);
2 класс: два разнохарактерных произведения;
3 класс: два произведения (народная песня в обработке классического композитора, песня советского композитора);
4класс: два произведения (русская классика или зарубежная классика песня отечественного композитора);
5 класс: два произведения (несложный романс, патриотическая песня);
6,7, класс: два произведения (романс, песня современного композитора);
8 класс: два, три разножанровых произведений (романсы, несложные арии, песни современных и зарубежных композиторов и т.д.)
Контрольные требования к уровню подготовки учающихся для итоговой аттестацииПри прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать вокально-исполнительские навыки в процессе концертного исполнения произведений различных музыкальных направлений и жанров.
Учащиеся 8 класса должны
знать/понимать, уметь/владеть:
- вокальный репертуар различных жанров, стилей,
- формы музыкальных произведений;
- различный характер дыхания;
- основы элементарного анализа произведения;
- профессиональную терминологию;
- владение голосом, культурой звука, дикцией, соблюдением всех
средств выразительности;
- владение динамической техникой;
- передавать эмоционально-образное содержание вокального произведения;
- осмысленное, артистичное исполнение вокального произведения;
- смысловое единство музыки и поэтического текста;
- применять освоенные вокально-технические навыки;
- наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры;
- соблюдать гигиену голоса.
Критерии оценок.
По итогам исполнения программы на контрольном уроке, переводном зачете выставляется оценка по пятибалльной системе с учетом следующего:
- уровень развития индивидуальных способностей обучающихся
-отношение учащихся к учебному процессу (старательность, настойчивость);
- знание нотного материала партий;
-владение вокальными навыками (наличие чистой интонации, дикции, артикуляции, певческого дыхания, ритма);
-уровень и качество исполнения произведений;
-степень выразительности, художественности исполнения.
Оценка «5» (отлично): предусматривает правильную певческую установку, чистое интонирование; ровный, округлый звук во всем диапазоне, владение основными приемами звуковедения (legato,staccato, non legato), нюансами, высокой певческой позицией.Самостоятельный качественный разбор нотного текста. Слуховой самоконтроль исполнения. Выразительное, артистичное исполнение, гибкое соединение средств музыкальной выразительности с поэтическим и музыкальным содержанием. Регулярное посещение, активная работа в классе, участие в концертах.
Оценка «4» (хорошо): владение правильной певческой установкой; ровный, округлый звук; владение основными приемами звуковедения (legato,staccato, non legato), нюансами, высокой певческой позицией. Самостоятельный разбор нотного текста с незначительными ошибками. Технические погрешности в трудных местах произведения ( вокально-интонационная неточность). Недостаточно осмысленное с точки зрения музыкального замысла исполнение произведения. - выразительность исполнения. Регулярное посещение, активная работа в классе, участие в концертах.
Оценка «3» (удовлетворительно): нестабильные навыки в звукоизвлечении, звуковедении. Недостаточное владение основными приемами звукоизвлечения. Темпо-ритмическая неарганизованность. Самостоятельный разбор нотного текста с мелодико-ритмическими ошибками. Слабый слуховой контроль собственного исполнения. Невыразительное, лишенное стилевого контекста исполнение. Пассивная работа в классе. Нестабильное посещение.
Оценка «2» (неудовлетворительно):
Нестабильные навыки в звукоизвлечении и голосоведении. Невыразительное интонирование, метроритмическая неустойчивость. Неграмотный разбор нотного текста. Слабый слуховой контроль собственного исполнения. Пассивная работа в классе. Пропуски без уважительных причин.
5. Методическое обеспечение учебного процесса
Методическое обеспечение учебного процесса по предмету «Постановка голоса» включает:
наличие программы учебного предмета «Постановка голоса» как вариативной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение»;
наличие комплекта учебно-методической литературы профильной направленности;
сборники нотной литературы с детской вокальной музыкой;
подборка музыкально-дидактических игр;
демонстрационный материал: плакаты, портреты композиторов;
периодические издания профильной направленности.
Методические рекомендации преподавателям
Работа на уроке по учебному предмету «Постановка голоса» включает совместную работу преподавателя, концертмейстера и учающегося. На первых уроках важно понять возможности ученика, оценить его вокальные данные и прежде чем начать занятия четко представить задачи для формирования собственно голоса, помочь ощутить свои вокальные способности. Певческий голос – инструмент, формирование и развитие которого находится в зависимости от индивидуальных способностей человека. Поэтому задачи первого этапа обучения сводится к адаптации ученика к звукам собственного голоса и умению обращаться с ним. Задания на этих уроках должны быть не сложными, быстро запоминающимися и легко повторяющимися. Когда задания выполняются точно, в нервной системе создаются наилучшие условия для образования рефлексов. Нагрузка не должна быть чрезмерной. Начать работу над голосом необходимо с центрального участка диапазона, отталкиваясь от наиболее удачно звучащих нот. Существенным моментом является верно, выбранная сила звука, с которой надо начать работу. Лучше mf или mp в зависимости от голосовых возможностей ученика.
С первых же уроков по постановке голоса у учащихся необходимо развивать чувство самоконтроля, умение слышать и анализировать свои недостатки в звукообразовании с целью преодоления, а также активизировать стремление к чистой интонации, к точности ритма и осмысленности в пении. Внимание преподавателя должно быть направлено на правильную корпусную установку учащегося, свободное положение гортани, естественную артикуляцию, использование резонаторной функции голосового аппарата и особенно на правильное певческое дыхание. Необходимо помнить, что певческое дыхание является не только одной из основ правильного звукообразования и условием развития вокальной техники, но также важным средством художественной выразительности. Развитое, укрепленное певческое дыхание помогает певцу свободно владеть музыкальной фразой, цезурами, динамикой звука и другими элементами выразительности в пении.
Как правило, при пении рекомендуется мягкая атака звука, точная, «без подъездов». Не допускается форсированная подача звука. С самого начала обучения следует вести систематическую работу по формированию правильного певческого звучания средней части диапазона голоса. Особое внимание необходимо уделять правильной певческой артикуляции, ясной и четкой дикции, добиваясь чистоты интонации в звучании голоса.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных обучающегося зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.
На занятиях активно используется знание нотной грамоты и навыки сольфеджирования, т. к. пение по нотам, помогает обучающимся овладевать музыкальным произведением сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания, приближает их к уровню исполнения без сопровождения.
Пение по нотам необходимо умело сочетать с пением по слуху (в том числе в старших классах), т. к. именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти. Таким образом, разучиваются достаточно сложные вокальные произведения с развернутым фортепианным сопровождением.
На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-технических навыков учащихся (дыханием, звуковедением, артикуляцией, дикцией, ровностью тембра и пр.), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей ученика.
Отбирая репертуар, нужно помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что вокально-хоровое пение – мощное средство патриотического, идейно-эстетического, нравственного воспитания учащихся. Поэтому произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с песнями советских, а также современных российских композиторов и народными песнями разных жанров. Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает тщательная работа над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умением почувствовать и выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и его отдельных частей.
Особое внимание уделяется куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в репертуаре класса вокала. Заложенный в самой ее природе принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приемов варьирования, основанных, как правило, на принципе развития поэтического содержания. Опираясь на него, можно выявить в каждом куплете все новые оттенки общего смыслового и эмоционального содержания песни.
Могут быть использованы такие приемы, как сочетание запевов солистов (или группы солистов) с хором, динамическое развитие, варьирование элементов вокальной (фортепианной) аранжировки и пр. Исполнительские приемы при этом художественно оправданны и не превращаются в способ демонстрации «эффектов».Постепенно, с накоплением опыта вокального исполнения овладением вокально-техническими навыками, репертуар усложняется. Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами вокальной музыки. Краткие пояснительные беседы к произведениям используются для знакомства с биографией и творчеством авторов произведения, выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогает формировать их художественную культуру.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными. Они должны проходить при хорошем физическом состоянии обучающегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.
Роль педагога в организации самостоятельной работы обучающегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки.
Самостоятельные домашние занятия обучающегося предполагают продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания - это работа над деталями исполнения (чистая интонация, ритмический рисунок мелодии, динамика, нюансировка, дыхание, артикуляция и дикция), а также запоминание и исполнение произведений наизусть. Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник обучающегося. Можно предложить следующие виды домашней работы: игра мелодий разучиваемых песен с названием нот и дирижированием, пропевание мелодии на различные слоги, артикуляционные упражнения, дыхательная гимнастика, пение под собственный аккомпанемент и т. п.
При разучивании произведений ученик должен с помощью педагога разобраться в его строении, разделах, характере тематического материала. Заниматься дома следует по нотам, следить за правильным исполнением штрихов, интонации, нюансировки, ритмического рисунка.
Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке. Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться педагогом регулярно.
Список литературы
Учебно-методическая литература
Апраксина О.А. Методика развития детского голоса: учеб. Пособие / О.А. Апраксина. – М., 1983.
Асафьев Б. О хоровом искусстве. – Л., 1980.
АспелундД. Развитие певца и его голоса. М., 1997.
Варламов А. Полная школа пения. М., 1989
Варламов А.Е. «Полная школа пения» СПб, издательство «Планета музыки», 2008.
Варламов А.Е. Полная школа пения. - СПб. Планета музыки, - 2008.
Вербов А.М. «Техника постановки голоса» Музгиз. 1991.
Гарсия М. Школа пения. М., 1987.
Глинка М. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио. М.; Л., 1991
Дмитриев А. Основы вокальной методики.- Москва. Музыка.1968
Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. - М.: Музгиз, 1964.
ДмитриевЛ. Основы вокальной методики / Л. Дмитриев. – М., 1968.
Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы – М., Музгиз, 1962.
Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы.- Москва.Музгиз.1962.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж.СПб.1996.
Казачков С. От урока к концерту - Казань: Изд-во Казанского Университета, 1990.
Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению.- СПб «Музыкальная палитра» 2008.
Кравченко А. Секреты бельканто / АО «СофтЭрго» - М., 1993.
Ландовска В. О музыке - М.: Радуга, 1991.
Леванов В. Вопросы совершенствования обучения и эстетического воспитаний на хоровых отделениях ДМШ - Казань: Изд-во Казанского Университета, 1988.
Леванов В. Вопросы совершенствования обучения и эстетического воспитания на хоровых отделениях детских музыкальных школ. Методические рекомендации. Казань: Изд-во казанского университета, 1988. - 100 с.
Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца.- Ленинград. Музыка 1977
Малахов. Г. Современные дыхательные методики. Донецк.2003
Морозов В. Тайны вокальной речи.- Ленинград. Наука.1967
Морозов В. «Искусство резонансного пения» ИП РАН, МГК им. П. И. Чайковского М., 2002.
Морозов В. Вокальный слух и голос/ В.П. Морозов. – М.: 1965.
Морозов В. Искусство резонансного пения. М.: ИП РАН, МГК им. П. И. Чайковского, 2002.
ОгородновД.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Киев: Музыка, 1988.
Осеннева М.С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом.
Попов В. Русская народная песня в детском хоре. – М., 1985.
Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения. Вып. 1. – М., 1986.
Попов В., Халабузарь П. Хоровой класс: пособие для музыкальных школ и школ искусств. – М., 1988.
Соколова. В. Работа с детским хором: Сб. статей М., 1981.
Сикур П. Воспою тебе: Основы вокальной техники и исполнительства для вокалистов, руководителей хоров, профессионалов и любителей светского и церковного пения. М., 2006.
Соколов В. Работа с хором. М: Музыка, 1983.
Соколов В., Попов В. Школа хорового пения. Вып. 2. – М., 1987.
Струве Г. Хоровое сольфеджио. – М., 1988.
Струве Г. Школьный хор. М: Просвещение, 1981.
Суязова Г. А. Мир Вокального искусства. 1-4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации. Волгоград. 2008.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению М., 1992.
Усова И. Старшая группа детского хора: Сборник статей: Работа с детским хором М.: Музыка, 1981.
Шайхиева О. Р. Методические рекомендации при голосовых нарушениях у детей и коррекция певческого голоса в помощь учителям музыки и дефектологам. Наб. Челны. ИНПО, 2008.
Щетинин М. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой» Москва.ФИС,2000
ЮссонР. Певческий голос. М., 1974.
Юшманов В. Вокальная техника и ее парадоксы- СПб. 2007.
Нотная литература
Антология советской песни. Вып. 4. Песни для детей среднего школьного возраста в сопровождении фортепиано /сост. Алиев Ю. М.: Музыка, 1989. – 2008 с.
Буратино: Песенник для детей. Вып. 1. / сост. В. Модель. – Л.: Советский композитор, 1986.
Дубравин Я. Ты откуда, музыка: Песни для детей школьного возраста – М.: Музыка, 1988.
Ефимов Т. «Загрустила что-то Баба Яга» Ярославль: Академия развития, 2004.
Зарицкая Е. Сказочная карусель: Сборник песен для детей младшего возраста - СПб.: Музыкальная палитра, 2005.
Кудряшов А. Песни для детей. Настольная книга музыкального руководителя - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
Луппов. А. Какого цвета солнце: Песни для детского хора и фортепиано – Казань: Татарское книжное издательство, 2008.
Любимые русские народные песни для голоса в сопровождении фортепиано / Сост. Жаров В. – М.: Музыка, 1985.
Марченко Л. Детские песни о разном - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
Марченко Л. Детские песни о разном - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Марченко Л. Детские песни о разном - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
Обухова Е. Веселое Лето. Песни для детей. Пособие для музыкального руководителя - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
Пение в школе Вып. 2./сост. Т. Бейдер, В. Смолер. – М.: Музыка, 1965.
Песни для малышей для голоса в сопровождении фортепиано. Вып. 1. – М.: Советский композитор, 1977.
Песни и хоры без сопровождения и в сопровождении фортепиано для детей / сост.Т. Назарова, И. Соколова – М.: Советский композитор, 1976.
Поем мы дружно песню / сост. Э. Соболева, С. Бекина, Ю. Комальков – М.: Советский композитор ,1987.
Попов В., Халабузарь П. Хоровой класс Пособие для музыкальных школ и школ искусств. – М.: Советский композитор, 1988
Популярные русские песни: Для вокальных народных ансамблей. /сост. Шелепенев А - М.: Советский композитор, 1989.
Смирнова Т.И. Allegro. Тетрадь №14: Вокальный репертуар «Для всех и для каждого» - М.: ЦСДК, 1996.
Тагирова Л. Умырзая. Песни для детского голоса в сопровождении фортепиано - Казань, 2001
Учите детей петь: Песни для развития голоса у детей 6-7 лет / сост. Т. Орлова, С. Бекина. –– М.: Просвещение, 1988.
Шаинский В. Избранные песни: Песни для детей в сопровождении фортепиано - М.: Советский композитор, 1985.
Шатрова Е. Не улетай детство: Песни для маленьких и больших детей. – Казань.
Школьный звонок. Песни для детей – М., Советский композитор, 1986
Шувалов В. Отчий край. – Белгород, БИЦ БГУНБ, 2002
Я люблю тебя Россия: Россия в песнях 20 в./ составитель В. Ковальчук – изд. Буква, 2005
Дополнительные источники и интернет-ресурсы
Музыкальная энциклопедия, поисковые системы, сайты Интернета. Сайты издательств.
kak-sberech-golos-vokalistu.html (дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – описание и видео; полезные советы для вокалистов).
bar-psycholog.narod.ru, igri/obedin.php (психологические игры для сплочения детского коллектива).
content/view/245/65/ (скороговорки).
7. Примерный репертуарный список

1 класс.
Вокализы.
АбтФ. Вокализы.
Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения
Зейдлер Г. Вокализы
Ладухин Н. Вокализы
Произведения композиторов-классиков.
Аренский Л. «Расскажи, мотылек»
Бетховен Л. «Малиновка»
Брамс И. «Спящая красавица»
Гречанинов А. «Андрей-воробей», «Идёт коза», «Дин-дон»
Калинников В. «Тень, тень», слова народные
В.Калинников «Звездочки», «Солнышко»
Кюи Ц. «Мыльные пузырики»
Кюи Ц. «Котик и козлик»
Лядов А. «Окликание дождя»
Лядов А. «Зайчик», «Забавная»
В.Ребриков «Летнее утро», «Поздняя весна», «Птичка»
Народные песни
Русская народная песня «Во поле береза стояла»
Русская народная песня «Как на тоненький ледок», обр. М.Иорданского
Русская народная песня «Коровушка», обр. М. Красева.
Русская народная песня ««Не летай, соловей», обр.В. Егорова.
Литовская народная песня «Дудочка», обр. К.Волкова
Мексиканская народная песня «Солнце», обр. Л.Санди
Немецкая народная песня «Потанцуй со мной дружок», обр. Н.Федорова
Польская народная песня «Пение птиц», обр. М.Иорданского
Украинская народная песня «Птичка», редакция П.Чайковского
Произведения современных композиторов
Баневич С. «Смелые утята»
Баневич С. «Считалочка»
Бойко Р. «Мы с мамой»
Васильев-Буглай Д. «Осенняя песенка»
Я. Дубравин «Незнайка», «Дядя Степа»; « Страна – Читалия»
Д.Кабалевский «Праздник веселый», «Песня о школе», «Синичка»
Иванников В. «Песня солнышку»
Иорданский М. «В небе жаворонка трель»
Красев М. «Осень», « Ёлочка»
Левина 3. «Тик-так»
Левкодимов Г. «Самая, самая»
ПопатепкоТ. «Котенок и щенок»
Парцхаладзе «Лягушонок»
Филиппенко А. «Гуси»
Шаинский В. «Песенка мамонтенка», «Голубой вагон»
С.Крупа – Шушарина «Лягушки музыканты», «Новогодняя песенка», «Дебют кошки и мышки»
2 класс
Вокализы.
Абт Ф. Вокализы
Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения
Зейдлер Г. Вокализы
Ладухин Н. Вокализы
Произведения композиторов-классиков
Аренский А. «Там, вдали за рекой»
Бах И. «За рекою старый дом»
Бетховен Л. «Счастливый человек»
Брамс И, «Соловей»
Гречанинов Л. «Ладушки», «Барашеньки»
Ипполитов-Иванов А. «Коза и детки»
Калинников В. «Мишка», «Козел»
Лядов А. «Сорока»'
Римский-Корсаков. «Проводы зимы»
Народные песни.
Русская народная песня «На горе-то калина»,обр.Л. Новикова
Русская народная песня «Перед весной», обр. П.Чайковского
Русская народная песня «Пойду лук я полоть», обр. М. Иорданского
Русская народная песня «Ходила младёшенька по борочку», обр. П. Римского-Корсакова.
Английская народная песня «Спи, малыш», обр. В. Локтева
Болгарская народная песня «Свищет вьюга»
Народная болгарская песня «Свищет вьюга»
Украинская народная песня «Журавель»
Произведения современных композиторов.
Блок В. «Две бабушки»
Бодренков С. «Ты откуда, песня»
Ванян М. «Я не плачу»
Волков В. «Привяжу я козлика»
Дубравин Я. «Веселый колобок»
Ефимов И. «Поросята строят дом»
Иванников В. «Улетели журавли»
Кабалевский Д. «В сказочном лесу», «Доктор», «Учитель», «Лентяй»
Крупа – Шушарина С. «Именины паука», «Зимний вальс»
Левина Ч. «Незабудка»
Левкодимов Г. «Я буду капитаном»
Лобачев Г. «Весна», «Осень»
Матвеев М. «Как лечили бегемота»
Плешак В. «Собачкины огорчения»
Семенов В. «Журавлик»
Струве Г. «Великий музыкант», «Веселая песенка»
Филипенко А. «Соловей»
Чичков Ю. «Праздничная песенка»
Шаинский В. «Пропала собака»
3класс
Вокализы.
Абт. Ф. Вокализы
Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения
Зейдлер Г. Вокализы
Ладухин Н. Вокализы
Произведения композиторов-классиков
Аренский А. «Кукушка»
Бах И. «Осень»
Бетховен Л. «Свободный человек»
Брамс И. «Петрушка», «Божья коровка»
Глинка М. «Ты соловушка, умолкни»
Гречанинов А. «Патока с имбирем», «Пойду луку полоть»
Гайдн Й. «Мы дружим с музыкой»
Ипполитов-Иванов М. «Борзый конь»
Кюи Ц. «Весенняя песенка», «Майский день», «Мыльные пузыри»
Люлли Ж.-Б. «Песенка»
Лядов. А. «Колыбельная»
Моцарт В. «Весенняя»
Тома А. «Вечерняя песня»
Чайковский П.«Осень», «Детская песенка»
Шуман Р. «Пестрый мотылек»
Яковлев М. «Зимний вечер»
Народные песни
Русская народная песня «Со вьюном я хожу», обр. А.Гречанинова
Русская народная песня «Сеяли девушки яровой хмель», обр. Л.Лядова
Мексиканская народная песня «Рыбка»
Польская народная песня «Птица», обр. М.Раухверга
Чешская народная песня «Вот волынки заиграли», обр. М.Раухверга
Французская народная песня «Кораблик и юнга»
Швейцарская народная песня «На коньках»
Финская народная песня «Беличье гнездо», обр. М. Раухвергера
Песни современных композиторов
Баранова И. «Скрюченная песенка»
Волков В. «Рыбу ловлю», «Сел сверчок на шесток»
Гладков Г. «Родина»
Дубравин Я. «Добрый день», «Ходики»
Жаров А. «Песенка-считалка»
Зарицкая Е. «Журавушка»
Иванников В. «Осенняя сказка»
Кабалевский Д. «Подснежник», «Праздник веселый»
Кикта В. «Возвращайся, песенка»
Красев М. «Летний вальс»
Левина 3. «Веселая песенка»
Левкодимов Г. «Купите собаку»
Минков М. «Окно»
Парцхаладзе М. «Ручей»
Попатепко Т. «Золотая осень»
Соснин С. «Солнечная капель»

4 класс.
Вокализы.
Абт. Ф. Вокализы
Зейдлер Г. Вокализы
Татаринов В. Вокализы
Произведения композиторов-классиков
Аренский А. «Комар один, задумавшись», «Спи, дитя мое, усни»
Бетховен. Л. «Сурок»
Брамс И. «Дикая роза», «Наседка»
Варламов А. «Белеет парус одинокий», «Красный сарафан»
Григ Э. «Лесная песнь»
Калинников В. «Осень»
Кюи. Ц. «Осень»
Моцарт В. «Тоска и весне»
Прокофьев С. «Сладкая песенка»
Чайковский П. «Купался бобер»
Шуберт Ф. «Колыбельная песня», «Полевая розочка»
Шуман Р. «Тихий вечер, синий вечер», «Небывалая страна», «Совенок»
Народные песни
Русская народная песня «Здравствуй, гостья-зима», «Я на камушке сижу» обр. Н. Римского-Корсакова.
Русская народная песня «Во саду ли в огороде» обр. А.Гурилева
Русская народная песня «Как по морю», обр. В.Попова
Итальянская народная песня «Макароны».
Французская народная песня «Ученая коза», обр. И.Ильина
Песни современных композиторов
Аббасов А. «Посажу в саду цветы»
Бойко Р. «Дело было в Каролине», «Хозяйка»
Ботяров Е. «Рыжий, рыжий, конопатый»
Важов С. «Что рисую маме»
ДубравинЯ. «Огромный дом», «Кожаный мяч»
Дунаевский И. «Песенка о капитане»
Журбин А. «Планета детства»
Кабалевский Д. «Птичий дом», «Весело у нас»
Красев. М. «Ландыш»
Крылатов Е. «Кабы не было зимы», «Крылатые качели»
Марченко Л. «Старая кукла», «Колыбельная маме»
Островский А. «До, ре, ми, фа, соль»
Струве Г. «Моя Россия»
РотерштейнМ. «Песенка-небылица»
Савельев Б. «Живут волшебники на свете»
5 класс
Вокализы.
Абт. Ф. Вокализы
Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения
Зейдлер Г. Вокализы
Татаринов В. Вокализы
Дж.Конконе Вокализы
Произведения композиторов-классиков.
Алябьев А. «Зимняя дорога»
Абагабов А. «Лесной бал»
Балакирев «Колыбельная»
Бах И.С. «Ты шуми, зеленый бор», «Зима»-ария
Брамс И. «Песочный человечек», «Колыбельная»
Григ Э. «Заход солнца»
Глинка М. «Жаворонок», «Ах, ты, ночь»
Кюи Ц. «Под липами»
Мендельсон Ф. «На крыльях чудной песни»
Мусоргский М. «Вечерняя песня», «Стрекотунья-белобока»
Моцарт В. «Детские игры»
Чайковский П. «Осень»
Яковлев А. «Зимний вечер»
Народные песни
Русская народная песня «Высота ли, высота поднебесная», «Как за речкою, да за Дарьею», обр. Н. Римского-Корсакова
Русская народная песня «Как по морю, морю синему»,
обр. М. Балакирева
Песни современных композиторов
Бойко Р. «Корабли уходят в плаванье»
Важов С. «Песенка про оркестр»
Дубравин Я. «Я рисую»
Жарковский В. «Веселая дорожка»
Кабалевский Д. «Спокойной ночи»
Крылатов Е. «Дети солнца», «Лесной олень»
Локтева В. «Ты лети, ветерок»
Минков А. «Вечный двигатель»
Островский А. «Нам открыты все пути»
Петров А. «Романс Настеньки»
Савельев Б. «Из чего наш мир состоит»
Струве Г. «С добрым утром»
Туликов С. «Вдохновение»
Чичков Ю. «Самый драгоценный клад»
Францескевич И. «На пруду»
6 класс
Вокализы.
Абт. Ф. Вокализы
Зейдлер Г. Вокализы
Конконе Дж. Вокализы
Произведения композиторов-классиков.
Абаза А. «Утро туманное»
Алябьев А. «И я выйду ль на крылечко», «Венецианская ночь», «Зимняя дорога»
Бах И.С. «Жизнь хороша», «Нам день приносит свет зари»
Бетховен Л. «Счастливый человек»
Брамс И. «Охотник в лесу», «Чудесная страна»
Варламов А. «Перстенечек золотой», «Ненаглядный ты мой»
Гендель Г. Ария из оперы «Альцина»
Глинка М. «Веет ветер в чистом поле»
Гричанинов А. «Подснежник»
Григ Э. «Заход солнца»
Гурилев А. «Отгадай моя родная»
Даргомыжский А. «Летал соловьюшко»
Моцарт В. «Ноктюрн»
Мусоргский М. «В саду, ах, во садочке», «Вечерняя песня»
Римский-Корсаков Н. «Заиграйте, мои гусельки», из оперы «Садко»
Танеев С. «Островок»
Чайковский П. «Весна»
Шопен Ф. «Думка»
Шуберт Ф. «Куда»
Шуман Р. «Весенний привет», «Мотылек», «Цыганская песня»
Народные песни
Русская народная песня «Вейся, не вейся, капустка»,обр.С. Кондратьева
Русская народная песня «Вниз по матушке, по Волге», обр. С. Любского
Русская народная песня «Как по морю», обр. М. Балакирева
Русская народная песня «К дальним звездам полечу» обр. В Засторожного Русская песня «Ой, по-над Волгой», обр. В. Локтева
Кубинская народная песня «Негритёнок Билл», обр. М.Мильмана
Произведения современных композиторов
Афанасьев Л. «На что способен ты»
Беневич С. «На тихой дудочке любви»
ДубравинЯ. Вокальный цикл «Увлеченные»
Дунаевский И. «Колыбельная»
Журбин А. «Мы уходим из детства»
Кабалевский Д. «Школьный вальс»
Крылатов Е. «Ваши глаза», «Лесной олень»
Марченко Л. «Рождество», «Менуэт»
Минков М. «Старый рояль», «Спасибо музыка»
Пахмутова А. «Если отец - герой», «Русский вальс»
Пикуль В. «Не жалей труда»
Портнов Г. «Раздумья»
Струве Г. «Отцовская слава»
Тухманов Д., «Чудо-земля»
Чичков Ю. «Ромашковая Русь»
7 класс.
Вокализы.
Абт. Ф. Вокализы.
Зейдлер Г. Вокализы.
Конконе Дж. Вокализы.
Произведения композиторов-классиков
Балакирев М. «Не пенится море»
Бах И.С. «Нам день приносит свет зари»
Бетховен Л. «Хвала природе»
Булахов П. «Колокольчики»
Виттори Л. «Ариетта» из оперы «Галатея»
Вольф X. «Музыканты», слова И. Айсендорф
Гайдн И. «Тихо дверцу в сад открой»
Гендель Г. «Dignare»
ГурилевА. «Внутренняя музыка», «Матушка-голубушка»
Гречанинов А. «Острою секирой»
Даргомыжский А.«Не скажу никому», «Мне грустно»
Моцарт В. «Цветы»
ПерголезиДж. «Ах, зачем я не лужайка»
Римский-Корсаков Н. «Звонче жаворонка пенье»
Танеев С. «Колыбельная»
Шопен Ф. «Желание»
Шуберт Ф. «Мельник», «Аве Мария»
Народные песни
Русская народная песня «Ай, во поле липонька», обр. Н. Римского-Корсакова
Русская народная песня «Ах ты, ноченька»
Русская народная песня «Как пойду я на быструю речку»
Русская народная песня «Уздник»
Русская народная песня «Уж ты, поле мое», обр. М. Балакирева
Русская народная песня «У зори-то, у зореньки» обр. Н.Юрлова

Произведения современных композиторов
Арутюнов А. «Я эту песню вам дарю»
Афанасьев Л. «Наш черед», «Соколенок»
Баневич С. «Лети, лети воздушный змей»
Гершвин Дж. «Острый ритм», «Колыбельная Клары»
ДубравинЯ. «Все начинается со школьного звонка»
Дунаевский И. «Моя Москва», «Весна», «Звать любовь не надо»
Зацепин А. « Солдат России», « Ты, слышишь, море»
Иванов О. «Поезд юности»
Крылатов Е. «Школьный романс»
Лепин А. «Рядом с нами мечта»
Мартынов Е. «Баллада о матери»
Марченко М. «Ангел», «Италия»
Минков М. «Спасибо, музыка», «Старый рояль»
Рубашевский Р. «Мне сегодня весело», «Радуга песен»
Таривердиев М. «Взрослые люди»
Хренников Т. «Колыбельная Светланы»