Совершенствование интонационной выразительности монологической речи у младших школьников

ГончароваТ.В.,
учитель начальных классов
ГБОУ города Москвы "Школа № 439 "Инженерный лицей "Интеллект"

Совершенствование интонационной выразительности
монологической речи у младших школьников
В современном мире одной из приоритетных задач является формирование у школьников положительного отношения к обучению родному языку как языку познания и общения. В процессе изучения родного языка в школе ребенок должен осознать свою потребность в овладении речью как способом самовыражения и самоутверждения, поскольку это даёт возможность устанавливать эффективные отношения с людьми, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Важный аспект развития речи учащихся – обучение их созданию текста-монолога.
Монологическая речь активизирует познавательную деятельность младших школьников, развивает их логическое мышление и память, учит оформлять свои мысли в соответствии с замыслом, способствует реализации мотивов, ценностных ориентаций и интересов детей, обеспечивает развитие эмоциональной сферы и способствует индивидуализации процесса обучения.
В лингвистической науке существуют разные определения монолога. Так, Г.О. Винокур указывает, что монолог – «просто более или менее пространная реплика»; В.В. Виноградов определяет монолог как «организованный вид речи, предполагающий продолжительное высказывание одного лица, обращенного к аудитории». Однако самым распространенным является определение монолога, данное О.С. Ахмановой: «Монолог - оформление речи как обращенной, прежде всего к самому себе, не рассчитанной на словесную реакцию собеседника. Монолог характеризуется более сложным синтаксическим построением и стремлением охватить более обширное тематическое содержание по сравнению с тем, которое характеризует обмен репликами в диалоге».
Обучение школьников созданию устного монологического высказывания предполагает интонационный аспект.
Изучение лингвистической литературы показало, что термин «интонация» имеет два значения - узкое и широкое. При узком понимании интонация сводится к мелодике речи, т.е. к повышению и понижению тона, к изменению голоса по высоте. Однако преобладает широкая трактовка интонации (от лат. intono - громко произношу), в рамках которой интонация трактуется как совокупность просодических элементов речи, таких как мелодика, ритм, темп, интенсивность, тембр и др.
Это понимание интонации представлено, например, в трудах Б.Н. Головина, который под интонацией понимает движение, в процессе развертывания речи, высоты ее звучания, силы, темпа, тембра и членение ее паузами. Интонация - явление весьма сложное, несмотря на то, что слушателем оно воспринимается как нечто целостное, нерасчлененное и поэтому «простое». Следует особо подчеркнуть, что под термином «интонация» понимают «интонационные средства выразительности устной речи
А.М. Бородич обращает внимание на то, что непринужденная речь ребенка всегда выразительна в этом заключается сильная сторона детской речи. Более сложно сформировать выразительность произвольную, следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности.
А.И. Шпунтов в результате экспериментального исследования интонационных особенностей устной речи младших школьников приходит к выводу о возможности и необходимости обучения умелому использованию интонационных средств выразительности устной речи и предлагает в качестве приема обучения интонационно-смысловой анализ звучащих монологических образцов – текстов детской устной речи.
Т.И. Зиновьева вводит курс интонационной пропедевтики, который позволяет, с одной стороны, организовать систематизированное совершенствование интонационной культуры первоклассников, осмыслить собственный речевой опыт, с другой – является основой для дальнейшего изучения синтаксиса и пунктуации, обучения выразительному чтению, усвоения интонации как средства общения.
Основываясь на собственный педагогический опыт и на методические разработки ведущих педагогов М,Р,Львова, К.Д. Ушинского обучение младших школьников интонационной выразительности монологической речи необходимо начинать с первых дней поступления ребёнка в школу. Эта работа включает формирование четкой артикуляции звуков, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также - умения использовать громкость голоса, темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр) для выражения смысла монологического высказывания.
Примеры заданий для обучения младших школьников интонационной выразительности монологической речи:
1. Прочитай предложения. Подумай, как надо расставить логические ударения. Какие слова в предложениях помогли это сделать?
Вы сегодня приедете или кто другой?
Вы сегодня приедете или завтра?
Вы сегодня приедете или не приедете?
2. Вспомни и разыграй фрагмент из сказки «Три медведя», в которой медведи вернулись домой. Какой тембр голоса у каждого медведя?
3. Задание- повтори пословицу или поговорку .Объясни как ты её понимаешь: В глаза не хвали , а за глаза не кори.
4. Задание –произнеси четко и ясно чистоговорку ( скороговорку).
Произнеси с разной интонацией ( грустно ,весело , тревожно , раздраженно ,строго и т.д.)
Дедушка дал Диме дольку дыни.

5.Задание – произнеси скороговорку очень тихо , произнеси шепотом, произнеси громко , но не кричать , произнеси усиливая голос .Произнеси как кошка , как котенок , как медведь и т.д.
Испугались медвежонка
Еж с ежихой и ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

6.Путешествие в страну Вежливых Слов.
Задание -выучить в классе стихотворение и произнести выразительно.
Добрые слова не лень повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота всем идущим на работу,
Кузнецу ,ткачу , врачу, «С добрым утром !»- я кричу.
«Добрый день!»-кричу я в след всем идущим на обед.
«Добрый вечер!»- так встречаю всех домой спешащих к чаю.

7.Задание- произнеси стихотворение Б.Заходера «Куда спешат головастики» используя разный темп произношения.
Кто -налево, кто- направо-
Так и носится орава вдоль пруда быстрый темп
Вокруг пруда.
Почему? Зачем? Медленный, как бы размышляя
Куда ?
Головастики спешат спокойно , размеренно.
Превратиться в лягушат.
8. Задание- рассмотри картинку , опиши зайчика, его настроение .Расскажи о том, что с ним могло произойти.

8. Задание- прочитай рассказ , перескажи , выделяя голосом подчеркнутые слова.
Нашу кошку зовут Мурка ,а я её зову Мурочка, потому что она очень красивая. Головка у неё кругленькая. Ушки беленькие, усы и брови у неё длинные ,шерстка пушистая.

9.Задание- представь , что тебе надо убедить родителей , чтобы они купили тебе щенка. Используй слова ,убеждающие их в необходимости покупки .
10. Упражнение « Учись рисовать словами» .






Литература
Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. – М.: Советская энциклопедия, 2008. – 606 с.
Василевская Н.Г. Работа над интонацией младших школьников: учебно-методическое пособие.-Н.Тагил, 2002.
Зиновьева Т.И. Развитие интонационных умений младших школьников: проблемы и подходы к их решению//Начальная школа.-2005.-№2.
Роль интонации в педагогическом общении//Педагогическая риторика/Под ред. Н.А.Ипполитовой.- М., 2011.
Шпунтов А.И. Анализ звучащих образцов как прием обучения устной монологической речи учащихся (на уроках русского языка в 1 классе): Дисс. канд. пед. наук. - М., 1980.


Рисунок 115