Работа над чистотой интонации в пении

РАБОТА НАД ЧИСТОЙ ИНТОНАЦИИ В ПЕНИИ
педагог дополнительного образования,
руководитель студии эстрадного вокала «Карамель»,
МБУ ДО «ДШИ №15»
г.о. Самара
Магомедова Елена Александровна.
Пение является одним из основных видов музыкальной деятельности детей. Обучая детей пению, хормейстер решает важную задачу - добивается правильного воспроизведения мелодии песни. Но не все дети имеют хороший музыкальный слух и могут сразу чисто интонировать. Неверно исполненная мелодия искажает художественный образ произведения, создает неправильное представление о содержании песни, задерживает развитие музыкальных способностей ребёнка.
С проблемой плохого интонирования сталкивается любой хормейстер с первых шагов обучения детей пению и на протяжении всего периода существования хорового коллектива: «гудошников» обнаруживается среди первоклассников от 40 до 60%.С такими детьми очень сложно работать, и результаты, как правило, появляются далеко не сразу. В связи с чем многие хормейстеры избегают работать с неточно интонирующими детьми, закрывая перед ними «двери в музыку». Поэтому систематические занятия с плохо интонирующими детьми, имеющими недостаточно развитый музыкальный слух, вокально-слуховые представления, должны стать необходимым условием правильной постановки обучения пению. Своевременное выявление причин неточного интонирования и устранение их с помощью определенных методов способствует тому, что ребенок начинает петь, правильно интонируя.
Большинство педагогов сходятся во мнении, что устранить или хотя бы уменьшить дефекты музыкального слуха возможно при своевременном вмешательстве педагога- хормейстера. Еще в начале ХХ века многие русские передовые педагоги, изучая этот вопрос, возражали против освобождения от уроков пения неверно поющих детей. В частности, известный педагог- методист А.А Маслов, выясняя причину фальшивого пения, в результате проведённой работы сделал вывод, что такие дети имеют слух, но диапазон их голоса резко смещён вниз и часто охватывает звуки малой октавы - соль – си.
Данной проблемой занимались сотрудники Института художественного воспитания АПН РСФСР Е.И Алмазов и Н.Д. Орлова. В фонетической лаборатории сектора музыки и пения ими было проведено специальное исследование причин фальшивого пения. Удалось установить, что основной причиной чаще всего является отсутствие у таких детей координации между слухом и голосом. Специальные занятия с фальшивящими детьми показали, что этот недостаток возможно устранить, причем наиболее успешны занятия с детьми в возрасте до 8-10лет. Опытные педагоги и методисты В.К Белобородова, А.А. Луканин, А.Г. Раввинов, Г.П. Стулова, Д.Е. Огородный также подтверждают необходимость занятий с неточно интонирующими детьми.
Умение правильно воспроизводить мелодию связано с развитием мелодического слуха, который представляет собой главное проявление музыкальности. Основные компоненты мелодического слуха - ладовое чувство и музыкально- слуховые представления. Важной причиной неточного интонирования является отсутствие ладового чувства и низкий уровень звуковысотного слуха. Ладовое чувство- это основа осмысленного, правильного восприятия и воспроизведения музыки.
Часто многие хормейстеры, спев незнакомую песню детям один- два раза, сразу начинают её разучивать, независимо от степени трудности. В результате поют только те дети, у которых музыкальное восприятие развито от природы. Большинство детей поют фальшиво, и это неверное пение закрепляется от урока к уроку.
В ряде исследований установлена зависимость умения чисто интонировать от развития слуха и голоса, от владения певческими навыками – способности воспроизводить мелодию в результате обучения правильному звукообразованию, дыханию, дикции. Не обладая устойчивыми навыками пения, такие дети плохо себя слушают, часто переходят на крик. Многие неверно поющие дети переносят манеру « разговорного голоса» в пение, то есть используют грудную манеру голосообразования. Таких детей называют «гудошниками». Ребёнок слышит, что он поёт не ту мелодию или отдельные звуки, а правильно спеть не может. В этом случае причиной неверного интонирования является отсутствие у таких детей верной координации между слухом и голосом.
Итак, существует несколько причин неверного интонирования в пении у детей:
Отсутствие восприятия и навыков воспроизведения мелодии;
Отсутствие певческих навыков;
Неумение пользоваться головным резонатором;
Низкий уровень развития звуковысотного слуха;
Отсутствие координации между слухом и голосом ( т.е. слышит, но не может воспроизвести)
Отсутствие ладового чувства;
Неквалифицированное певческое обучение.
Методы развития чистоты интонации у детей
Перед хормейстером стоит важная задача исследования причин немузыкального слуха у конкретного ребёнка и их дифференциация. Ученику необходимо дать несколько заданий, которые помогут проверить точность его музыкальных представлений. Например, определить неверно сыгранную ноту в известной песне, назвать песню по сыгранному отрывку, выявить плохо проинтонированные места в исполненной мелодии и т.п. Неправильное звукообразование, перенапряжение мышц гортани легче определить по характерному для данного голоса звучанию. Главная задача хормейстера – привести весь голосовой аппарат ребёнка в нормальное певческое состояние. При первоначальной оценке музыкального слуха необходимо обратить внимание на речь ученика. При монотонной, маловыразительной речи, с использованием грудной манеры фонации необходимо целенаправленно видоизменять, расширять тональную сферу речи. Для этого можно рассказывать стихотворения в различных регистрах, использовать упражнения фонопедического метода Д. Емельянова на разговорное глиссандо и т.п.- всё это значительно помогает ученику ориентироваться в высоких и низких тонах сначала на речевых интонациях, а затем в сфере музыкальных звуков. Низкое, глухое звукообразование у таких детей обычно сопровождается очень невнятным произнесением слов, зажатой нижней челюстью, отсюда- недостаточная работа артикуляционного аппарата. Учитель должен помочь детям понять, как надо правильно открывать рот в пении. Для этого можно предложить слегка надавить пальцами на щёки так, чтобы щёки провалились между зубами. В этом положении ученик должен пропеть гласную «у» или слог « лю». Услышав, как свободно зазвучал голос, и поняв, как надо правильно открывать рот, ребёнок сам будет стараться найти это положение в пении. В результате упражнений у него закрепится правильная манера артикуляции в пении. Пение требует более чёткой артикуляции, чем речь. Особенно это относится к формированию гласных, пропеванию их, умению удержать в пении на определённой высоте, что требует развития дыхания. Мягкое звукообразование, пение в постепенно повышающейся тесситуре ( ля1- до2) на staccato с переходом на legato, нахождение лёгкого головного звучания на опёртом дыхании – всё это будет способствовать « снятию» грудного звучания, а вместе с тем и улучшению чистоты интонирования. Для последовательного развития правильного пения необходимо в обучении идти от примарных тонов, то есть от певческих звуков, где голоса детей звучат наиболее естественно и свободно, где проявляется правильная от природы координация между всеми звеньями голосового аппарата. Обычно это звуки фа1- ля1. Г.П. Стулова предполагает, что зона примарных тонов голоса детей в разные годы меняется: понижение до, ре1 связано со становлением речевой функции в возрасте 3-4 лет, а повышение- с началом обучения пению.
Но существует и другой, противоположный этому метод, когда учитель просит ребёнка пропищать на октаву выше примарных тонов, то есть сразу переключает его на фальцетную манеру звукообразования. Это умение правильно интонировать в фальцетном режиме необходимо закреплять на последующих занятиях, пока оно не станет навыком звукообразования.
Значительное место в хормейстерской практике в распевании хора отводится интонированию м.2, б.2, так как эти интервалы требуют большой интонационной чёткости и способствуют развитию устойчивости интонирования. Одним из самых трудных упражнений является длительное интонирование на одной ноте, особенно при смене аккордов в сопровождении: дети начинают то повышать, то понижать звук. В этом случае можно помочь интонированию движением руки. Для слухового укрепления ладотональности рекомендовано пение диатонических секвенций, с использованием прорабатываемых мелодических и ритмических оборотов, интервалов. Пение мелодических оборотов необходимо чередовать с сопровождением инструмента и без сопровождения. После того, как интонация будет доведена до устойчивости, все упражнения полезно петь без сопровождения. Метод пения a capella воспитывает слуховое внимание, развивает музыкальную память. Активизации внутреннего слуха способствует пение вслух и «про себя», закрытым ртом.
Важно, чтобы работа над чистотой интонации в хоре сочеталась с воспитанием у детей выразительного, эмоционального исполнения. Воспитывая навык выразительного исполнения, внимания к пению, хормейстер обязан сам заинтересовать детей выразительным исполнением. В процессе обучения пению важны замечания хормейстера, предшествующие показу различных приёмов, которые бывают образные и обычные (прямые). Образные больше адресованы к детскому мышлению, особенно связанному с эмоциями. Требования руководителя усваиваются легче, если, например, пение на staccato сравнивается с капельками дождя, звук лёгкий – как весенняя капель, движение поступенно вверх – «шагаем смело», вниз –«спускаемся осторожно, ступеньки узкие» и т.д. В работе над точностью интонирования очень важно пробудить у детей чувство эмоционального сопереживания. Обращая внимание детей на красоту мелодии, выразительность музыкальной интонации. Развивая эмоциональность, непринуждённость исполнения, необходимо включать в репертуар русские народные песни, детские прибаутки без сопровождения, песни с использованием игрового момента.
Особо следует сказать об атмосфере доброжелательности в классе, желании помочь со стороны всех детей и обязательном поощрении ребёнка за малейший успех в пении.
По вопросу размещения неточно интонирующих детей в хоре существует много мнений. Одни учителя считают, что отстающих ребят надо посадить среди верно поющих. Другие предлагают их сажать отдельно, ближе к хормейстеру, чтобы они могли лучше слышать себя и соседей. Сидя впереди, дети получают возможность слышать сзади себя правильное пение, а дети, которые поют чисто, избавляются от необходимости напрягать внимание, слыша фальшивое пение.
Заботясь о музыкальном развитии всех учащихся, хормейстер решает важные задачи: развитие музыкальных способностей всех детей и приобщение их к хоровому пению, формирование эстетического вкуса и повышение общей культуры.







Список литературы:
1.Войнова А.Д.Развитие чистоты интонации в пении дошкольников.-М.:АПН РСФСР,1960.
2.Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе.-Л.:Музыка, 1972.
3.Кулинский Б.Развитие детского голоса.-М.: АПН РСФСР, 1963.
4.Куликова Н.Музыкальное воспитание в школе.-М.: Музыка, 1976.-Вып.11.
5.Никольская- Береговская К.Ф.Русская вокально-хоровая школа от древности до ХХ века.- М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.


Рисунок 1Описание: C:\ДШИ\методическая работа\Килеева Е.Н\Изображение.jpg15