Рабочая тетрадь по русской словесности для 5 класса









Рабочая тетрадь
по русской словесности
5 класс

















Данное пособие содержит материал для организации самостоятельной и коллективной работы на уроках русской словесности.
Рабочая тетрадь составлена в соответствии с программой и учебником для 5 класса и содержит следующие разделы: "Введение", "Устное народное творчество", "Фольклор и литература XIX века", "Фольклор и литература ХХ века", "Заключение".
Данное пособие призвано облегчить работу учителя и ученика как на уроке, так и во внеурочной деятельности, предлагает разнообразные виды работ, позволяет структурировать материал, вычленяя основные положения из обилия фактического материала.
Разнообразные задания способствуют формированию навыков работы с текстом, сопоставительного анализа фольклорных текстов и литературных произведений, художественных произведений различных жанров, героев одного произведения.
Данное учебное пособие способствует развитию творческого потенциала учащихся и воспитанию любви и интереса к предмету.
К рабочей тетради предлагается сборник тестов в печатном варианте.















Введение
Дорогой друг! В этом учебном году ты будешь знакомиться с русской словесностью. Весь курс V класса посвящен теме "Фольклор и литература". Ты узнаешь, что такое фольклор, какие он имеет особенности, жанры. Какое влияние оказал и оказывает на письменную литературу. Желаю тебе удачи и успехов. Пусть процесс познания будет для тебя интересен!
Понятие о словесности.
Заполни схему.
Словесность



( (


( ( ( (


Что такое "беллетристика"? Кратко и четко сформулируй свой ответ и запиши.
Беллетристика -

1.3.* В чем разница между оригинальной и переводной литературой? Подумай и запиши.

Оригинальная литература -


Переводная литература -























Миф и система первобытных верований.
Что такое миф?
Миф -


Заполни схему. Обязательно запиши толкование всех терминов.

Древние верования человека

( ( ( (





В основе тотемизма лежит вера в тотем. А что же такое тотем?
Тотем -



Вера древнего человека в магию породила табу и эвфемизмы. Что это такое?
Табу -
Эвфемизм -

Фольклор – искусство слова.
Дай пояснение следующим терминам:
Фольклор -

Фольклористика -

Фольклористы -

Почему фольклор является особым видом творчества? Продолжи фразу.
Фольклор – особый вид искусства, т.к.



Заполни таблицу
Фольклор и литература

общее


различие

а)



а)













б)



б)













в)



в)

















г)

















д)













Подготовь устное сообщение на тему "Сходство и различия между фольклором и литературой", используя данную таблицу как план.

Дай пояснение следующим терминам:
Устно-поэтическая традиция -



Вариативность -



Закончи высказывание:
Фольклор и литература – 2 отрасли словесного искусства, они





Устное народное творчество

Своеобразие фольклорного мира.
В чем же заключается своеобразие фольклорного мира, его несходство с реальным? Заполни таблицу, кратко поясняя свои выводы.
Своеобразие фольклорного мира

1)




















2)




















3)




















4)





















Пользуясь схемой и текстом учебника, составь собственную жанровую схему фольклора, но прежде дай пояснение термину "жанр".
Жанр -


Жанровая система фольклора

Эпос
( (


( (
( (
(
( ( (




Лирика
( (


( ( ( (





Драма

( ( ( (

( ( (




Малые нелирические
жанры

( ( (




Пословицы и поговорки
Используя подсказки, составь краткий конспект на тему "Пословицы и поговорки, их художественное своеобразие"
Пословицы и поговорки. Их художественное своеобразие

1. Что такое пословица?











2. Из каких двух частей состоит пословица?











3. Когда появились пословицы и поговорки?











4. Каковы тематики пословиц?













5. Какое второе значение может иметь пословица?











6. В чем состоит главное отличие поговорки от пословицы?











7. Что представляют собой поговорки? О чем они?











8. Какие средства художественной выразительности можно встретить в пословицах?














9. Какие средства художественной выразительности используются в поговорках?














10. Каково значение пословиц и поговорок в языке?












Загадки.
Ты уже имеешь опыт составления конспекта. Попробуй составить конспект по теме "Загадки". Помни, что ты должен отразить в своем конспекте только самое важное. Формулируй свои мысли предложениями, но избегай многословия.

Загадки

1. Что такое загадка?











2. Что обязательно должно быть у загадки? Без чего она теряет свой смысл?











3. Сколько отгадок может быть у загадки?














4. Когда возникли загадки?





5. Какие функции выполняла загадка в древности?

















6. Какую роль играет загадка сейчас?








7. Какую форму могут иметь загадки?





8. Какие художественные средства используются в загадках? Какие формы сравнения могут использоваться в загадках?

















9. Какие 5 способов строения могут иметь загадки?

















10. Как использовали загадки писатели XIX и XX веков?












Обрядовая поэзия.
Что такое обряд?
Обряд -


Заполни схему, обязательно дай пояснение видам обрядов?
Обряды
( (

(
)



( (



Перечисли известные тебе календарные обряды. Подготовь устный рассказ о них.
Календарные обряды
1.
2.
3.
4.
5.

Русские народные сказки.
Прочитай различные толкования термина "сказка" в учебнике, в словаре. Дай собственное толкование этому термину, чтобы оно полностью отражало основные признаки жанра.
Сказка -



На какие четыре разряда можно разделить сказки? Приведите примеры.
1.
2.
3.
4.

Волшебная сказка
Закончи фразы.
Волшебная сказка отличается от других сказок



Первобытные люди сказок

Сказка появилась в эпоху


Однако сказки отразили в себе


9.2.* Восстанови схему, которая объясняет причину наличия в сказке древних компонентов.
( ( Сказка
Что такое композиция?
Композиция -

Фольклорист В.Я.Пропп насчитывает в волшебной сказке чуть более 30 элементов композиции, которые могут незначительно меняться, чередоваться, где-то опускаться и т.д. Запиши здесь самые употребленные элементы композиции волшебной сказки и обозначь их буквенными сокращениями для дальнейшей работы.

Элемент композиции
Условные сокращения




















































































































































Заполни таблицу и дострой схему.
Главные герои волшебной сказки

Мужчины
Женщины

1.
1.

( )


2.
2.

( )


Враги главного героя
( (



Закончи фразы.
Происхождение второстепенных персонажей-дарителей, чудесных помощников – восходит к

Показателем большой древности сказки является наличие в ней

Сказочная фантастика является отражением


Закончи схему.
Постоянные формулы
( (

( ) ( )
( (
Например, Например,



Волшебная сказка "Царевна-лягушка"
Построй композиционную схему сказки, пользуясь введенными условными сокращениями.
Композиционная схема сказки "Царевна-лягушка"











Тест №1. Волшебная сказка. Сказка "Царевна-лягушка"
Таблица ответов
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8

Вар.ответа













Сказка "Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо".
Построй композиционную схему сказки.
Композиционная схема сказки " Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо "













Бытовая сказка.
Дай определение бытовой сказки.
Бытовая сказка -


Сравни волшебную и бытовую сказки и заполни таблицу.
Отличие бытовой сказки от волшебной


Бытовая сказка
Волшебная сказка

1. Форма подачи событий.











2. Сколько миров и какие?











3. Кто герой?











4. Противники героя.











5. Композиция.











6. Стиль повествования











7. Сложность сюжета, объем сказки












Сказки о животных.
Дай определение сказке о животных.
Сказки о животных -




Ответь на вопросы.
1. Какими по форме подачи событий являются сказки о животных?


2. В сказках о животных отсутствует аллегория. Что это означает? Дай также определение термину "аллегория".




Аллегория -

3*. Обычно в сказках о животных у каждого героя своя характеристика. Дай характеристики, основываясь на народных сказках, следующим героям.
Лиса
Кот
Баран
Медведь
Волк
Свинья
Петух
Заяц
Вол
Лошадь
Животные в сказках могут называться по-разному. Приведи примеры.
1. Собственные имена:

2. Прозвища:

3. Традиционные эпитеты:

Что такое "контаминация"?
Контаминация -



Внеклассное чтение. Народные сказки "Морозко", "Шабарша", "Две лягушки".
Укажи стрелочками, к какому разряду относится каждая из сказок.












Нарисуйте иллюстрацию к одной из сказок.



















Тест №2. Сказки.
Таблица ответов
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Вариант ответа












*Создание собственной модели сказки.
Построй модель собственной сказки, пользуясь данной схемой.
Примерная схема модели сказки.


(название сказки)
Разряд сказки.
Форма повествования.
Пространство.
Время.
Герои.
Противники героя.
Второстепенные персонажи.
Особенности стиля.
План сказки (если волшебная, то композиционная схема).






























Былины.
Составь краткий конспект на тему "Былины – русский героический эпос", пользуясь вопросами-подсказками.

Былины – русский героический эпос.
1. Что такое былина?












2. В чем отличие былинного вымысла от сказочного?











3. Какие два вида былин различаются?











4. В чем необычность, условность пространства былин?











5. Как проявляется условность времени?











6. Что представляет собой эпическое время и мир былин?











7. Кто является главными героями былин?





8. На каких художественных приемах построены образы былинных богатырей?











9. Чем отличаются образы былинных богатырей от героев волшебных сказок?











10. Чем отличается композиция былин от композиции волшебной сказки?











11. Какие постоянные элементы композиции присутствуют в былинах?











12. Какова изначальная форма исполнения былин?











13. Что лежит в основе речитатива?











14. Как строилась былинная строка?











15. Что помогало поддерживать ритм былины?











16.2.* Заполни таблицу.
Сравнительный анализ волшебной сказки и былины


Волшебная сказка
Былина

1. Форма повествования.











2. Форма подачи событий.











3. Время и пространство.











4. Связь с мифологией.











5. Образы героев.











6. Деление на разряды, виды.











7. Ведущие художественные средства.












Былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник" и "Вольга и Микула".
Составь план былин.
"Илья Муромец и Соловей-разбойник"










"Вольга и Микула"











17.2. Пользуясь предложенным планом, напиши сочинение-характеристику былинного героя.
Герой былин Илья-Муромец
План
Илья-Муромец – самый известный былинный богатырь.
"Старый казак Илья-Муромец".
Откуда родом Илья-Муромец.
Внешность богатыря.
Каков его характер.
Что главное для Ильи в жизни?
III. Мое отношение к этому былинному герою.
























Тест №3. Былина "Илья-Муромец и Соловей-разбойник".
Таблица ответов
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8

Вариант ответа










Исторические песни.
18.1 Ответь на вопросы.
1. Дай определение исторической песне.


2. Когда появились исторические песни и до какого времени жанр активно развивался?


3. Какие две темы развивались в исторических песнях?


4. Чем отличаются исторические песни от былин?


5. Существует несколько циклов исторических песен. Дайте определение термину цикл.
Цикл -


6. Какие циклы исторических песен и в какой период создавались?
1)


2)


3)


4)


7. Какие писатели и поэты XIX и XX веков обращались к жанру исторической песни?








Лирические бытовые песни.
1.Дайте определение лирической бытовой песне.
Лирическая бытовая песня -



2.Коротко расскажите о становлении жанра лирической бытовой песни.









3.Заполните схему.
А. Классификация лирических бытовых песен.
( (


( ( ( ( ( ( (


( ( (















Б. Композиция протяжной лирической песни:
1.

2.

3.

4.

5.

(наиболее распространенная форма)
В. Приемы организации композиции лирической песни
1.

2.

3.

4.

Г. Закончи фразу.
В лирической песне рядом с постоянными эпитетами появляются и

Д. Что такое символ?
Символ -










































Фольклор и литература ХIХ века

Иван Андреевич Крылов. Басни.
Составь краткий конспект на тему "Басня".
Басня
1. Дайте определение жанру басни.











2. Когда зародилась басня?











3. Что такое аллегория?











4. Что такое мораль?











5. Чем отличается басня от сказки о животных?











6. Перечислите самых известных баснописцев.










И.А.Крылов сочинил более 200 басен. Их популярность была столь велика, что многие его строки стали пословицами и поговорками. Приведите примеры.










20.3* Приведенные ниже крылатые выражения из басен Крылова. Отгадайте, откуда они взяты. В чем их смысл?
У сильного всегда бессильный виноват.



Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?



А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.



Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.



Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.



Охотно мы дарим,
Что нам не надобно самим.



Делом, не сведя конца,
Не надобно хвалиться.



Заполни таблицу.
Отличие басни от сказок о животных


Басня
Сказка о животных

1. Наличие морали.











2. Наличие имен у героев.











3. Наличие аллегории.











Тест №4. Басни И.А.Крылова.
Таблица ответов
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Вариант ответа












В.А.Жуковский. Баллада "Светлана", "Сказка о царе Берендее".
Дайте определение балладе.
Баллада -


21.2* Поработай с текстом баллады "Светлана". Понаблюдай, как при помощи слов передается звук и цвет, как меняется душевное состояние героини.
Схема баллады
Звукопись (укажи источник звука)
Цветопись
(укажи источник цвета, света)
Состояние Светланы

I. Светлана гадает














II. Сон Светланы














III. Поездка с незнакомцем.



·











IV. Приезд в божий храм.














V. Дорога к избушке.














VI. В избушке.















VII. Пробуждение.














VIII. Обращение автора.














Баллады являются лиро-эпическим жанром. Попытайся выделить в балладе Жуковского черты лирического и черты эпического произведения.
Черты лирического произведения
Черты эпического произведения

1.
1.







2.
2.







Построй композиционную схему сказки В.А.Жуковского "Сказка о царе Берендее"
Композиционная схема "Сказки о царе Берендее" В.А.Жуковского























Заполни таблицу.
Герои сказки В.А.Жуковского "Сказка о царе Берендее"


Главные герои
Второстепенные герои

Герои из "своего царства"











"Пограничные"











Герои "чужого царства"












А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге".
Составь цитатный план баллады Пушкина.
"Песнь о вещем Олеге". Цитатный план.


















22.2* "Песнь о вещем Олеге" относится к жанру баллады. Докажи это.







А.С.Пушкин "Сказка о попе и о работнике его Балде"
23.1* Перечитай народные сказки "Батрак" и "Шабарша". Сравни их со сказкой А.С.Пушкина. Заполни таблицу.
Черты сходства
Черты различия

1.
1.







2.
2.







3.
3.







4.
4.







5.
5.







6.









А.С.Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила".
Перечитай еще раз "Пролог". Нарисуй к нему иллюстрацию.















Тест №5. Произведения А.С.Пушкина.
Таблица ответов
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Вариант ответа












М.Ю.Лермонтов. "Бородино".
Стихотворение М.Ю.Лермонтова написано в форме сказа. А что же такое сказ? Запиши.
Сказ -


Тест М.Ю.Лермонтов. "Бородино"
Тест№6. Таблица ответов
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Вариант ответа













Понятие о ритме, рифме, строфе.
Внеси в свою тетрадь определения новых терминов.
Ритм -


Строфа -


Аллитерация -


26.2* Приведи собственный пример аллитерации. Поясни, какие звуки повторяются и какой эффект достигается с их помощью.










26.3* Закончи схему.
Ритм в стихе создают
( ( (


( (




И.С.Тургенев. "Муму".
Произведение И.С.Тургенева "Муму" относится к жанру повести. А что такое повесть?
Повесть -


Ты прочитал повесть Тургенева "Муму". Попытайся ответить на вопросы. Ответы помогут тебе понять образ Герасима. Отвечать на вопросы можно цитатами из текста или своими словами.
1. Опиши внешность Герасима



2. Каков его характер?

3. Как относился Герасим к работе?

4. Как Герасим относился к окружающим людям? Почему?




5. Опиши отношение героя к Муму.



6. Почему Герасим обманул барыню?

7. Герасим утопил собаку, а потом ушел от барыни в деревню. Почему он убил Муму, а не взял ее с собой. Как бы поступили вы?


Попробуй написать сочинение по повести "Муму". В сочинении должна быть выражена ваша оценка любого из двух героев произведения: "я сочувствую Герасиму", "я ненавижу барыню" и т.д. Расскажите, переживаете ли вы за Герасима? Считаете ли его хозяйку злой и бездушной? Возможно, вы считаете, что каждый из них прав по-своему. Отразите свое мнение в сочинении. Подумайте над названием.
























Тест №7. И.С.Тургенев. "Муму".
Таблица ответов
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Вариант ответа











В повести Тургенева большую роль играет пейзаж. Дайте определение этому литературному термину.
Пейзаж -


Прочитайте статью в учебнике. Достройте схему.
Роль пейзажа в фольклорном и литературном произведении
Пейзаж
( (
в фольклоре в литературе
( (

Вид пейзажа
( (
в фольклоре в литературе

( (




Роль пейзажа
( (
в фольклоре в литературе

( (




Л.Н.Толстой. "Кавказский пленник".
Заполни таблицу, отвечая на вопросы.
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Жилин
Костылин

1. Как ведут себя герои в дороге и в момент пленения?











2. Какие черты характера отличают героев?











3. Поведение в плену











4. Как ведут себя герои во время первого побега и после неудачи?











5. Как горцы относятся к героям?











6. Как и когда герои получили свободу?











7. Какое значение вложил Толстой в фамилию каждого героя?












Вы сравнили двух героев рассказа Толстого. На каком приеме писатель построил эти два образа? Дайте толкование этому литературному термину.



Тест №8. Л.Н.Толстой. "Кавказский пленник".
Таблица ответов
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Вариант ответа











Заполни таблицу.
Эпические жанры – рассказ и повесть

Общие черты
Различия

Рассказ











Повесть












И.С.Никитин. "Утро".
Что такое лирическое произведение?
Лирическое произведение -


Дай короткие определения терминам.
Олицетворение -


Сравнение -


29.3* Стихотворение И.С.Никитина "Утро" насыщено звуковыми и цветовыми образами. Сумеешь ли ты их найти? В нижнюю строку таблицы впиши строку, которая лучше передает настроение произведения.
Цвет
Звук
































Х.К.Андерсен. Сказки.
Составь план сказки "Дикие лебеди".
Дикие лебеди.
План.


















30.2* А теперь построй композиционную схему этой сказки.
Композиционная схема сказки Х.К.Андерсена "Дикие лебеди"


















Тест №9. Х.К.Андерсен. "Дикие лебеди".
Таблица ответов
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Вариант ответа


















О.Уайльд. "Соловей и роза".
Заполни таблицу. Словесно отрази в 1 и 2 столбце этапы песни соловья и изменение розы, а в 3-ем нарисуй розу, как ты ее представляешь на каждом этапе.
Этапы
Соловей
Роза
Рисунок

I






























II































III
































Сканворд по сказке О.Уайльда "Соловей и роза"


Птица

Тот, кто учится


Дерево

Погру-зился в



Любовь больше, чем









его звучала




Чувство


Вонзился в сердце





2











3


Цветок






Уайльд


Розовый









Упал ничком на



4






1






1

2

3

4





















Фольклор и литература ХХ века
К.Д.Бальмонт. "Фейные сказки".
Отрази свое восприятие словесных образов любого стихотворения Бальмонта через краски и зрительные образы.
Иллюстрация к стихотворению К.Д.Бальмонта
____________________________________________

















А.И.Куприн. "Синяя звезда".
Какой главный этический вывод вынес ты из прочтения сказки А.И.Куприна?




Тест №10. А.И.Куприн. "Синяя звезда".
Таблица ответов
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Вариант ответа












Поэзия В.Я.Брюсова, Д.С.Мережковского, И.Северянина, С.А.Есенина.
Ты уже знаешь, как составлять конспект. Попробуй составить краткий конспект по биографической статье одного из поэтов.





































Нарисуйте иллюстрацию к любому понравившемуся стихотворению.
__________________________________________________________




















Внимательно прочитай статью учебника о рифме. Выпиши основные факты.










Укажи способы рифмовки.

1)
1
2
3
4



2)
1
2
3
4

3)
1
2
3
4
























А. Платонов. "Волшебное кольцо"
Укажи, кто из героев сказки относится к "своему" миру, а кто к "чужому".
Герои "своего" мира
Герои "чужого" царства































35.2* Подбери и запиши пословицы, которые подходят в качестве выводов-поучений к этой сказке.
1.
2.
3.
4.
5.
Тест №11. А.Платонов. "Волшебное кольцо".
Таблица ответов
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Вариант ответа











М.М.Пришвин. "Кладовая солнца"
Почему Пришвин так необычно обозначил жанр своего произведения?


Выдели черты были и черты сказки в произведениях Пришвина
Черты сказки
Черты были































Напиши сочинение-сравнение о лесе и болоте по сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца". Воспользуйся примерным планом.
Лес и болото.
План
Роль образов природы в сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".
Лес и болото – центральные образы природы в повести.
Символами чего являются лес и болото?
Какие художественные приемы использовал автор для их изображения?
Ель и сосна на границе леса и болота. Роль этих образов в произведении.
III. "Кладовая солнца" – произведение, рассказывающее о связи человека с природой.

























Тест №12. М.М.Пришвин. "Кладовая солнца"
Таблица ответов
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Вариант ответа

















П.П.Бажов. "Каменный цветок". Внеклассное чтение. "Горный мастер".
Ты уже знаком с одним значением термина "сказ". Пришло время познакомиться со сказом как жанром прозы. Внимательно прочитай статью учебника и выпиши в тетрадь те сведения, которые кажутся тебе самыми важными.











Сравни жанры сказки, сказа и рассказа, пользуясь подсказками таблицы. Свои выводы впиши в пустые ячейки таблицы.


Сказка
Сказ
Рассказ

Сходство
1. Форма написания
























2. Каков тип речи лежит в основе
























3. К какому виду словесности относится в настоящее время?






















Различия
1. Отношение к реальности
























2. Время и среда зарождения






























3. Изначальная форма бытования.





























Тест №13. П.П.Бажов. "Каменный цветок"
Таблица ответов
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Вариант ответа











Тест №14. П.П.Бажов. "Горный мастер"
Таблица ответов
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Вариант ответа












П.Н.Васильев. "Песня о Серке".
В течение года ты отвечал на вопросы тестов. Ты уже знаешь, как надо правильно задать вопрос. Попробуй сам составить несколько тестовых заданий по "Песне о Серке" П.Н.Васильева. Правильные ответы пометь "+".
Тест по "Песне о Серке" П.Н.Васильева
1.


а)
б)
в)
2.


а)
б)
в)
3.


а)
б)
в)

К.Г.Паустовский. "Теплый хлеб".
Ты прочитал сказку К.Г.Паустовского "Теплый хлеб". Раздели ее на смысловые части и озаглавь каждую часть.
"Теплый хлеб"
План














Тест №15. К.Г.Паустовский. "Теплый хлеб".
Таблица ответов
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Вариант ответа
















С.Я.Маршак. "Умные вещи".
Произведение С.Я.Маршака "Умные вещи" относится к роду драмы. Прочитай внимательно статью учебника и запиши в тетрадь, чем драма отличается от эпоса и лирики.









Ответь на вопросы.
1. Какова основная мысль сказки? (Сформулируйте ее словами пьесы)


2. С каким разрядом сказки соотносится пьеса Маршака? Почему?


3. Почему вещи названы умными?


4. Элементы каких жанров фольклора использует в своем произведении Маршак?



Поэзия Д.Б.Кедрина, Т.М.Мадзигон, Л.Д,Лезиной.
Подбери среди стихотворений поэтов пример к каждому способу рифмовки.
1.




2.




3.








Д.Кедрин в своем стихотворении
изобразил времена года в виде людей.
Попробуй и ты нарисовать одно из
времен года, изобразив его девушкой.












Л.С.Петрушевская. Сказки.
Составь конспект статьи о жизни и творчестве Л.С.Петрушевской. Расскажи в своем конспекте о художественных особенностях произведений писательницы.










Тест №16. Л.С.Петрушевская. Сказки.
Таблица ответов
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Вариант ответа











Г.В.Черноголовина. Сказки.
Ты прочитал сказки Г.В.Черноголовиной. Что необычного в композиции сказок ты заметил?


43.2* Как бы ты определил жанровую принадлежность произведений этой писательницы?



О.Н.Бондаренко. "Полусказка о Красной Шапочке".
"Полусказка о Красной Шапочке" О.Н.Бондаренко – очень серьезное произведение, которое поднимает серьезные проблемы нашего времени. О чем, по-твоему, произведение писательницы? Какие темы поднимаются в "полусказке"?



А какова основная мысль произведения?

Почему же О.Н.Бондаренко определила жанр своего произведения как "полусказка"?

В современных произведениях литературы, кино, театра очень часто по-новому интерпретируются старые, всем известные сюжеты и образы. Попробуй и ты сочинить свою сказку про волка и Красную Шапочку. Пусть твоя сказка будет со счастливым, но реалистичным концом. Реальность, конечно же, будет условной, так как ты будешь писать сказку. Поразмышляй, что можно придумать, чтобы счастливы и довольны были все: и Красная Шапочка, и бабушка, и волк.
Волк и Красная Шапочка




























С.В.Михалков. Басни.
Какие известные басни Крылова напоминают произведения Михалкова. Проведи аналогии между героями басен Михалкова и Крылова.
"Муха и пчела"


"Лев и муха"


45.2* В басне Михалкова "Завидное упорство" встречаются эвфемизмы. Найди их и запиши, какие слова они заменяют?



В каких жизненных ситуациях могут быть полезны советы Михалкова-баснописца?










М.Д.Зверев. "Тайна двухэтажного города"
Об истории какого древнего города написал свою повесть М.Д. Зверев?


Какие интересные исторические факты ты узнал из этого произведения?



Сформулируй тему и идею произведения?
Тема -

Идея -

46.4* Какие типичные композиционные элементы волшебной сказки можно выделить в повести Зверева?



Что особенно понравилось тебе в повести?


Какую роль в этом произведении играет пейзаж? Какие картины природы восхитили тебя?





Тест №17. М.Д.Зверев. "Тайны двухэтажного города".
Таблица ответов
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Вариант ответа















Заключение
Читайте летом!
Дорогой друг! Ты закончил изучение программного материала по русской словесности за курс V класса. В VI классе русская словесность познакомит тебя с мифами и их взаимодействием с литературой. Это не только очень интересная, но и сложная тема. Подготовь себя к новому учебному году. Читай летом, расширяй свой кругозор, тренируй память и технику чтения. Ни дня без строчки! Прими на вооружение этот совет, и тогда в будущем году тебя ожидает успех. Спланируй вместе с учителем, что необходимо прочитать, и запиши!

Автор
Произведение


























































































Содержание

Введение 1-3
Устное народное творчество 3-19
Фольклор и литература XIX века 19-31
Фольклор и литература ХХ века 31-42
Заключение 43










13PAGE 15


13PAGE 144615



"Морозко"

Кумулятивная

"Шабарша"

"Две лягушки"

По характеру исполнения

Бытовая

Волшебная

О животных











Пояснение:
_____________
_____________
_____________
_____________
_____________


Пояснение:
_____________
_____________
_____________
_____________
_____________


По содержанию и герою