Дыхательная гимнастика в детском саду


Дыхательная гимнастика в детском саду
Важную роль в оздоровлении играет развитие дыхательного аппарата. Каждое мышечное сокращение, вызывая изменения химизма мышц, рефлекторно возбуждает функцию дыхания. Работа мускулатуры не только сопровождается соответствующим усилением вентиляции и газообмена, но и требует четкого согласования работы внутренних органов, обеспечивающих мышечное сокращение. Несмотря на произвольное регулирование дыхания, дыхательная функция тонко приспосабливается к меняющимся потребностям организма за счет наличия богатого рецепторного аппарата функциональной системы дыхания и ряда возможных путей регуляции функции. На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных, но регулярные тренировки делают глубокое и медленное дыхание естественным, регулируемым на бессознательном уровне, что со временем приводит к увеличению объема легких, улучшению кровообращения, общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов.
Данный комплекс упражнений направлен на развитие дыхательной мускулатуры, речевого аппарата, координации движений, укрепление мышц рук и позвоночника. Для этих же целей можно делать с ребенком дыхательную гимнастику по Стрельниковой. Эти полезные упражнения можно делать как во время прогулки, так и в детском саду или дома. Упражнения следует делать по 4-6 раз.Пузыри
Малыш должен глубоко вдохнуть носом, надуть щеки, как пузыри и медленно выдохнуть воздух слегка приоткрытым ртом.Насос
Следует положить ладони на пояс, немного присесть и одновременно вдохнуть. Затем встать и выдохнуть. Следующие приседания должны быть всё ниже, а вдохи и выдохи — глубже и длительнее.
Говорилка
Взрослый должен задавать вопрос, а ребёнок отвечать: Как едет паровоз? Ту-ту-ту. Как кипит чайник? Пых-пых-пых. Как сигналит машина? Би-би-би. Также полезно пение гласных звуков: а-а-а, и-и-и, о-о-о и др.
Воздушный шар
Положить ладошки на бёдра, выдохнуть ртом весь воздух из груди и медленно делать вдохи носом, а затем — выдохи через рот. Плечи и живот при этом должны оставаться неподвижными.
Окно и дверь
Ребёнок должен стать ровно и выпрямить спину. Следует втягивать воздух через левую ноздрю (дверь), а выдыхать — через правую (окно). Затем нужно поменять «окно» и «дверь» местами, втягивая воздух правой ноздрёй и выдыхая левой.
Часы
Малыш должен ритмично махать выпрямленными руками назад и вперёд, повторяя: «тик-так, тик-так». Взмахи рук при этом следует чередовать: одна рука вверху, а вторая в это время находится внизу — произносим «тик», затем меняем руки местами и говорим «так».Обдувание плеч
Малыш стоит ровно, ноги поставлены по ширине плеч, руки следует опустить вдоль тела. На вдохе нужно повернуть голову в левую сторону и выдохнуть через рот, свернув губы трубочкой. Далее голову вернуть в исходное положение прямо и вдохнуть, а затем повернуть в правую сторону и медленно выдохнуть сложенными трубочкой губами.
Насос (другой вариант)
Вдохнуть и наклониться в сторону, двигая руками вдоль тела. На выдохе нужно произносить букву «с-с-с». Повторить наклон в другую сторону.
Потягушечки
Малыш стоит ровно с выпрямленной спиной, ноги вместе, руки следует поднять вверх. Вдох — поднимается на носочки и подтягивается. Выдох — руки опускает, становится на стопу и произносит: «у-у-ух-х-х».
Ёжик
Малыш изображает ёжика. Необходимо представить, что ёжику угрожает опасность и он сворачивается в клубочек. Ребёнок, в положении стоя, не отрываясь пятками от пола, низко наклоняется, голову опускает, обхватывает грудь руками, выдыхает воздух и произносит: «п-ф-ф-ф». Затем нужно сделать это же упражнение, произнося: «ф-р-р-р». Лягушка Необходимо имитировать быстрые и резкие прыжки лягушки: присесть–вдохнуть-прыгнуть вперёд-приземлиться-квакнуть. Затем встать, выпрямиться и повторить приседания-прыжки.
Собираем урожай с дерева
Малыш должен представить, что он рвёт с дерева вишни или яблоки. Поднимая одну руку вверх, нужно вдохнуть воздух. Опуская — выдохнуть. Повторять упражнение, попеременно чередуя руки.