Конспект НОД по духовно — нравственному воспитанию Тема «Пасха – праздник Светлого Христова Воскресенья» в старшей группе комбинированной направленности


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № м5 комбинированного вида г.Валуйки Белгородской области
Конспект НОД в старшей группе
Тема «Пасха – праздник Светлого Христова Воскресенья»
старшая группа комбинированной направленности
Подготовил воспитатель:
Ермолаева Л.В.
Валуйки
2017г
Конспект НОД в старшей группе
«Пасха – праздник Светлого Христова Воскресенья»
Направленность: духовно – нравственное воспитание
Цели: Познакомить детей с народным обрядовым праздником – Пасхой, её обычаями, традициями, новыми словами и их значением.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей со смыслом главного праздника христианства Пасхой. Познакомить детей с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника; помочь детям в освоении понятий собственной национальной культуры,  которая базируется на православных ценностях. Развивающие: Побуждать детей доставлять радость своим близким, делать для них подарки своими руками и дарить их.
Воспитательные: Воспитывать художественный вкус, любовь, уважение к своей стране и истории русского народа.
Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное развитие и художественно-эстетическое развитие.
Словарь: народный праздник, Великая Пасха, кулич, Красная горка, крашенки, писанки, Благовещение, Вербное воскресенье, пасхальные яйца, Иисус Христос, церковь, храм.Оборудование: иллюстрации, кулич, пасха, яйца расписные, яйца силуэтные (из бумаги), ложки, горка, коллекция пасхальных яиц.Участники: дети, воспитатель.
Методические приемы: беседа, фронтальный опрос, игровая деятельность, загадывание и отгадывание загадок, просмотр презентации, заучивание стихотворений, закличек, продуктивная деятельность, рефлексия.Предварительная работа: оформление уголка художественного творчества к празднику Пасхи; внесение в уголок «Читаем сами» книг с добрыми рассказами для детей из серии Зёрнышки; чтение «Пасха Христова» А.В. Бородиной, заучивание наизусть отрывков стихотворений; рассматривание икон, иллюстраций; просмотр презентации Пасха, беседы; самостоятельная творческая деятельность роспись пасхальных яиц; беседа с детьми о народных праздниках, рассматривание иллюстраций, мини – выставка коллекции сувенирных яиц.Ход занятия: Организационный момент: (входит воспитатель в русском народном костюме)
Воспитатель: - Здравствуйте, гости дорогие! Красному гостю – красное место.
Основная часть:
Воспитатель: - Поговорить я сегодня хочу с вами о том, как русский народ умеет поддерживать традиции, обычаи своих предков. Издавна русский человек славился своим трудолюбием, не забывая при этом и традиции поддерживать.
Воспитатель: - Расскажите, какие праздники вы знаете? (Правильно: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, это праздники, которые люди до сих пор помнят, стараются соблюдать некоторые традиции. На Новый год - ставят ёлку, на Рождество - проводят гадания, на Троицу - почитают, восхваляют берёзку, на Масленицу обязательно пекут блины и просят у всех прощения, и конечно, сжигают чучело Масленицы, прощаясь с зимой.
Воспитатель: Послушайте русскую народную песню - закличку и скажите, кого мы закликаем).Звучит весенняя закличка - «Жавороночки».
Воспитатель: - Весна с собой приносит русские народные праздники, такие как: Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха.
Воспитатель: Проведем хороводную - народную игру «Сиди Яша».
Правила: Дети встают в круг, в кругу стоит «Яша» (выбирается с помощью считалки). Ему завязывают глаза. Все дети поют попевку:
«Пришла матушка – Весна, Отворяйте ворота! Первым март пришёл, Белый снег сошёл. А за ним пришёл апрель, Отворяй окно и дверь. А уж как пришёл к нам май, Солнце в терем приглашай!»
После попевки «Яша» подходит к любому ребёнку, стоящему в кругу, и должен узнать, кто это. Игра проводится 2-3 раза, после чего выбранная девочка становится «Яблонькой». В конце игры дети убегают от «Яблоньки» на стульчики, а она пытается их поймать.
Воспитатель: - Сегодня мы с вами поговорим о великом празднике весны – Пасхе. Что, люди делают на Пасху? (Ответы детей).
Воспитатель: - Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает избавление.
Считается, что именно в этот день сын божий Иисус Христос воскрес из мёртвых. Праздник Пасхи один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда была связана со светлыми ожиданиями, надеждами, ведь природа пробуждается после зимнего сна, всё живое возрождается, воскресает. Этот праздник символизирует победу добра над злом. На светлый праздник Пасхи на Руси всегда было принято дарить друг другу нарядные раскрашенные пасхальные яйца со словами «Христос Воскресе!» и отвечать «Воистину Воскресе!», то есть христоваться – здороваться.
Ребенок:  Наступила Пасха,
               Будут нынче пляски!
               Игры да веселье,
               Всем на удивление!
               Ну, теперь все берегитесь,
               На карусели прокатитесь!
Воспитатель: поиграем в народную игру «Карусель»
Воспитатель:  Мастера вы петь, играть! А я предлагаю вам посмотреть, какие красивые могут быть крашеные яйца.
(Рассматривают украшенные яйца на выставке, подготовленной детьми и родителями. Дают объяснения понятиям «писанки», «крашенки»).- Скажите, дети, а кто знает, какое угощение готовят для праздничного стола?
- Как отмечают люди Пасху? (На Пасху ходили в гости, устраивали гулянья, качались на качелях, красили яйца, пекли куличи, делали пасху из творога. Всё это освящали в церкви и дарили друг другу в знак любви и дружбы).- Хозяйки заранее и очень тщательно к этому дню готовились. Убирали дом, пекли куличи, красили яйца, делали из творога пасху, готовили вкусные блюда. Доставали из сундуков праздничные одежды, принимали гостей, кто – то шёл в гости.
Люди пировали, веселились, радовались и говорили друг другу: «Христос воскрес!», «Воистину воскрес!».
Освящённому в церкви яйцу приписывались магические свойства: спасение дома от пожара, помощь скоту от болезней, сбережение урожая от града.
Воспитатель: Ребята, а как в ваших семьях готовятся к Пасхе?
Ответы детей (пекут куличи, украшают дом, красят яйца).
Ребёнок: В Чистый четверг мы всей семьёй
Дружно готовимся к Пасхе святой!
Яйца покрасим, кулич испечём,
Вымоем всё и наш дом приберём!
Ребёнок: Пасха Красная пришла!
Всюду птичье пенье…
Как звонят колокола
В это воскресенье!
Ребёнок: За окном поют грачи,
Печём к Пасхе куличи,
Красим к пасхе яйца,
Восемь, десять, двадцать…
Всех цветов на вкус любой:
Жёлтый, красный, голубой.
В розовый, оранжевый
Яйца разукрашены.
Воспитатель: - Кто знает, как украшали яйца, чтобы они были красивые?
(Просмотр видео о крашении яиц).
- А прежде чем съесть крашеные яйца, с ними устраивали разные игры.
Я предлагаю вам поиграть в старинные – народные игры.
Игры детей: «катание яиц», «Столкновение яиц».
Воспитатель: Я предлагаю вам разрисовать или яйца сваренные, или выточенные из дерева, или просто их бумажные силуэты. Выбирайте себе любые.
Воспитатель: - Ребята, работу по росписи яиц выполняют с чистыми мыслями, чистыми руками. Пока держите в руках яйцо, мысли все о том, для кого оно предназначено, оно вбирает в себя энергию добрых мыслей и пожеланий. Подумайте, для кого вы будете делать свой сувенир. А в работе вам поможет творчество, фантазия и музыка.
(Самостоятельное выполнение работы детьми под русскую народную мелодию).
Воспитатель: - Какие пасхальные яйца у вас получились? (Писанки).
- Умели на Руси потешить друг друга весёлыми разговорами и перекинуться метким словом, посмешить.
Воспитатель: А сейчас поиграем в подвижную игру «Катись, катись, яичко»Правила: Дети встают в круг. Водящий отдает одно деревянное яйцо любому ребенку в кругу, второе яйцо - ребенку в противоположной части круга. Со словами песенки дети начинают передавать яйца по кругу в любую сторону.Слова песенки: Катись, катись, яичко,По нашему кружочку.Найди, найди, яичко,Для себя дружочка.С последним словом передача яиц по кругу заканчивается. Те, у кого в руках остались яйца, выходят в центр круга и отдают яички водящему. Тот говорит:В круг, дружочки, выходитеИ вдвоем для нас спляшите.Все хлопают. Дети пляшут.
Рефлексия.
- О каком русском народном празднике мы говорили сегодня? Что вы нового узнали? С какими мыслями вы выполняли работу? Понравились вам игры? Ребята, вы сегодня все постарались. Все вы молодцы! Давайте по традиции все подарим друг другу свои «крашенки», чтобы следующий год был хорошим и урожайным.
Используемая литература: 
1.Хрестоматия для детей дошкольного возраста по программе А.В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду», Москва 2016 год; 2.Основы духовно- нравственной культуры народов России под редакцией А. В. Бородиной, Москва 2015 год;
3.«Пасха Христова» А.В. Бородина, Москва 2015 год, все книги соответствуют требованиям ФГОС.