Мастер-класс по духовно-нравственному воспитанию учащихся Дорогою Добра


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная школа № 12
Володарского муниципального района
Нижегородской области

«Дорогою Добра»
Возраст детей:7-18 лет
Выполнила работу:
учитель начальных классов
МБОУ НШ №12
р.п. ИльиногорскВолодарского муниципального района
Нижегородской области
Степанова Галина Васильевна
р.п.Ильиногорск2016 г.
Цель: формировать духовно – нравственные качества личности детей, совершенствовать умение отличать добро от зла, делать правильный выбор между добром и злом.
-Ребята, сегодня я вас приглашаю пройти со мной по дороге добра.
-Как известно, дорога не бывает прямой и гладкой – встречаются и ухабы, препятствия. Я уверена, идти дорогою добра – это значит научиться жить, делая правильный выбор между добром и злом.
-И чтобы при этом добро в душе было постоянным спутником, мерилом нравственной жизни.
- Внимание на экран. (На экране сердце с черными пятнами.)
Слайд

-Перед Вами человеческое сердце. Оно больное.
-Это сердце человека, для которого материальные ценности выше духовно-нравственных.
-Обратите внимание как много черных пятен на нем.
-Как вы думаете, что они могут означать?
(Пороки человеческой души)
-А какие пороки человеческой души вы можете назвать?
(равнодушие, ненависть, жестокость, бессердечность,….)

Пороков так много, что перечислять их можно очень и очень долго.
-Так вот наша с вами задача искоренить эти пороки, вылечить больное сердце.
Слайд
- Я уверена, что самое лучшее, основное и самое действенное лекарство –добрые дела, добрые поступки, милосердие.
- С каким цветом у вас ассоциируется понятие «милосердие»? Объясните выбор цвета.
(«Милосердие» - это цвет голубого неба, цвет чистоты отношений людей к друг другу.«Милосердие – это красный цвет, цвет крови, цвет сердца, которое дает силы и душевную энергию для добра»
«У нас милосердие ассоциируется с желтым цветом, цветом теплого солнца, несущего свет и радость»
«У нас милосердие ассоциируется с зеленым цветом, цветом земли нежного и бережного отношения людей к окружающему миру»)-Ваши ассоциации очень интересные.
- Самых активных ребят, я прошу подойти к тому столу, цвет которого соответствует цвету ассоциации к понятию милосердие.
-Предлагаю каждой группе выполнить мини-проект.
-На столах у вас лежат карточки с темой вашего мини – проекта.
-Озвучьте их.
-При выполнении работы вы проявите милосердие к окружающему миру и к людям.
Слайд
-Давайте поразмышляем!
-Какое милосердие можно проявить по отношению к больным?
(Посетить их, принести фруктов, принять участие в акции «Подари жизнь». А мы хотим сделать белых журавликов - т.к. символ здоровья)- Ваша задумка мне нравится.
-Алгоритм выполнения журавликов лежит на столе.

-Какой акт милосердия можем проявить к пожилым?
(Подготовить концерт, помочь в уборке квартиры, просто побеседовать с ними, чтобы скрасить одиночество. А сегодня мы хотим сделать цветы к празднику …).-А я вам предлагаю сделать не просто цветы, а зеленую полянку с нежными весенними первоцветами из материалов, лежащих на столе.
(На столах стоят небольшие горшочки с выращенной зеленой травкой; лежат первоцветы – подснежники и нарциссы, сделанные из бумаги).

-Проявите свое творчество.
-А какие добрые дела мы можем сделать по отношению к природе?
(Подкармливать птиц и животных, смастерить скворечники, побелить деревья весной, полить увядающее растение. Очищать леса от мусора.)-Вашей группе предлагаю исправить ошибки на иллюстрации и дорисовать ее. (На рисунке изображено полусухое дерево; мальчик стоит с топором в руках, чтобы срубить его; ежик убегает из леса; на небе нет солнца; не летают бабочки…).

-Постарайтесь перенести на нее свои чувства и эмоции, чтобы она засияла милосердием и красотой.
-Приступайте к работе. Желаю Вам удачи!
(Пока группы работают над своими мини – проектами, я работаю с залом).
Слайд
- Без внимания осталась одна тема - проявление милосердия друг к другу.
- С этой темой мне бы хотелось поработатьс залом.
-Подумайте, пожалуйста, а каким образом можно проявить милосердие друг к другу?
(сделать комплимент, улыбнуться, пожалеть, помочь чем – то…)
Слайд
- А я приглашаю вас поиграть в игру «Цепочка доброты».
-Правила игры - на слайде. Познакомьтесь с ними самостоятельно.
Вам сделали добро?
Улыбнитесь!
Вы стали звеном цепочки доброты!
Сделайте добро другому человеку и передайте эту карточку!
Продлите цепочку доброты!
-Хороших и добрых поступков очень много.
-Иногда бывает нужно просто улыбнуться прохожему и запустится цепочка доброты.
-Добро имеет свойство распространяться. Делай добро, и оно обязательно бумерангом вернется к тебе. Давайте попробуем поиграть!
- Я начинаю цепочку добрых дел, а вы ее продолжите.
-У вас прекрасная улыбка и я вам хочу подарить цветок.
(Делаю розочку из салфетки и дарю человеку, сидящему на первом ряду и карточку.Он повернулся к соседу, говорит комплимент и передает карточку ему. Третий уступает место стоящему человеку и передает карточку. Четвертый – поправляет шарфик кому - то. Пятый – на шарике рисует смайлик и дарит другому. Последний подходит ко мне и угощает конфеткой и передает карточку). -Итак, Вы заметили, что добро, запущенное мной, бумерангом вернулось ко мне.
-На первый взгляд, совсем простая игра. Мы проявили небольшое внимание друг к другу и доставили тем самым удовольствие и радость.
-Поэтому чаще делитесь своей добротой!
-Ну, а сейчас подведем итоги игры.
Слайд
- От какого же недуга мы свами избавили сердце? (безразличие)

- Посмотрите, на одно пятно стало меньше, а в этом нам помогла цепочка добрых дел.
-Ну а теперь, проверим работу групп.
-Защитите свои мини – проекты.
-При защите вы должны:
•напомнить по отношению к кому проявляли акт милосердия;
•от какой болезни вылечили сердце;
Начинает ваша группа.
Милосердие к больным
Для больных мы сделали белых журавликов. Японцы считают эту птицу священной. Онаотводит болезни и беды, символизирует счастье и радость.
Мы проявили сострадание, сочувствие к больным людям, искоренили бессердечность.

-Слово следующей группе.
Милосердие к пожилым людям
Мы проявили заботу о пожилых людях.
-Первые весенние цветы в зелёной травке доставят огромную радость не только пожилым людям, но и нам самим.

Этот поступок помог вылечить равнодушие. (Исчезает еще одно пятно).

-Обратите внимание, что небольшая крупинка милосердия помогла искоренить еще одно заболевание - равнодушие.
-А вы, используя документ – камеру, покажите результаты своей деятельности.
Милосердие к природе
Слайд (показать их работу по документ – камере)
(-Мы исправили ошибки на рисунке, дорисовали недостающие элементы, наполнили рисунок жизненным теплом и солнечным светом.
Слайд
-Считаем, что избавились от такого порока как жестокость. Мы рады, что смогли внести частичку своей души.)-Ну, вот исчезло и последнее пятно.

-Итак, своими добрыми помыслами и поступками, мы вылечили больное сердце. Оно стало здоровым, в нем поселились доброта, радость, любовь. (Сердце загорается)

-Крупинки милосердия способны совершить чудо! И такие чудеса мы должны совершать с вами каждый день.
-Спасибо всем!
Рефлексия
-А сейчас я хочу, чтобы вы ответили на несколько вопросов с помощью системы голосования.
-Возьмите пульты в руки. Если вы отвечаете на вопрос да, то нажмите зеленую кнопочку, а если нет – красную.
Итак, начнем!
- Считаете ли Вы, что добро побеждает зло? Проголосуйте.
100% опрошенных согласны с тем, что добро побеждает зло.
-Согласны ли Вы, что лекарством от жестокости, бессердечности, равнодушия, ненависти является милосердие?
-Большинство голосующих согласны, что лекарством от человеческих пороков является милосердие.
- Спасибо за урок.