Программа индивидуальных коррекционных занятий с использованием пособия Нумикон

Республика Карелия
Прионежский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Заозерская средняя общеобразовательная школа №10»


Утверждено
Приказ №20-ОД
От 01.09.2015
Рассмотрено
на заседании Педагогического
Совета школы
Протокол №1
«31» августа 2015 г.






Программа коррекционного курса
«Индивидуальные коррекционные занятия» ____________________________________________________



1 год
____________________________________________________
(срок реализации программы)

Сарконен Антонина Семёновна___________________________________________________________________
(ФИО учителя, составившего учебную программу)














2015

С.Заозерье







Программа коррекционных занятий по математике .
Пояснительная записка.
Программа курса предусматривает нагрузку1 час в неделю, 34учебных часа в год.
Согласно рекомендациям ПМПК от 14.01.2015 г. с января 2015 г. обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом (ЗПР + НР). Рекомендована психологическая коррекция познавательных процессов, формирование волевых установок.

.
По результатам диагностики отмечаются следующие особенности:
1 Повышенная утомляемость в условия монотонной деятельности.
2 Низкий уровень развития мелкой моторики и графомоторных навыков.
3 Особенности произвольного запоминания: кратковременно, с трудом запоминает абстрактные символы (буквы, цифры), успешнее запоминает образы.
4 Особенности формирования мыслительных операций: темп снижен, застреваем; обобщает по несущественным признакам даже предметный и картинный материал, затрудняется в установлении логических закономерностей без помощи взрослого.
5 Снижена произвольность психических процессов.

Цель: стимуляция развития высших психических функций, развитие произвольности психических процессов. Развитие познавательных процессов: внимание, память, воображение, мышление
развитие математических способностей детей с особыми образовательными потребностями посредством применения пособия "Нумикон"


При организации коррекционной работы решаются диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие задачи.
     Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией развития ребенка.
     Коррекционно-развивающее направление многогранно, здесь определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий.
     Развитие познавательной деятельности предполагает стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации;
Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль);
Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
Развитие восприятия (пространственного, слухового, фонематического), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации;
Формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.
Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков. 
   
    

Основные методы и приемы: работа с пособием Нумико», использование ИКТ (проектор, интерактивная доска), логические задачи.
Краткое описание Буклет применим для учителей - дефектологов, педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Описание Роль мультисенсорного пособия НУМИКОН» в развитии детей с особыми образовательными потребностями. Нумикон»–мультисенсорная математическая программа, в которой применяются специальные наборы наглядно-практического материала, разработанные в Англии в 1996–1998 гг. для детей, испытывающих трудности при изучении математики. Нумико создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей – способность обучаться на практике, способность обучаться наблюдая и способность распознавать паттерны (англ. 'pattern  образец, шаблон, система)  заимствованное слово. Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать паттерны и соотносить их с соответствующими числами. Авторы этой программы убеждены, что важно использовать в учебном процессе как можно больше каналов чувственного восприятия ребенка – и слух, и зрение, и осязание, а также подключать движение и речь. В системе Нумикон каждое число имеет зрительный и тактильный образ, который представлен в виде цветной пластмассовой пластинки соответствующего размера и с соответствующим количеством отверстий, диметр которых чуть больше толщины пальца ребёнка. С помощью штырьков, входящих в комплект Нумикона, можно проделывать упражнения, устанавливая соответствие между числом, формой Нумикона и количеством.
1. Формирование и развитие математических представлений. Перечислим возможности включения Нумикона в разные содержательные блоки формирования математических представлений. 1. При формировании представлений и понятий о размерах используются задания, которые показывают разницу между большими и маленькими объектами (сравниваются формы «Нумикона» по размеру) 2. При развитии пространственных представлений можно использовать задания по конструированию и ориентировке на белой доске. 3. Развитию временных представлений помогают настенные часы, дополненные формами «Нумикона». 4. На формирование образа числа работает прием представления каждого числа максимальным количеством примеров, которые отражают его суть или ассоциируются с ним. Например, число 3 – это треугольник, три поросенка, квартира № 3, трехколесный велосипед, желтая форма «Нумикона». 5. При обучении прямому и обратному счету в пределах 10, счету от заданного числа, нахождению «соседей» числа выстраивается ряд из форм «Нумикона» от 1 до 5, а на следующих этапах работы – от 1 до 10, используются игры. Например, игра «восстанови ряд», когда одна из форм исчезала или формы менялись местами. 6. При тренировке в пересчете и подведении итога – дети пересчитывают отверстия в формах «Нумикона», вставляют в них штырьки и пересчитывают их. 7. При работе с цифрами и в обучении соотнесению числа и количества используется соотнесение цифрового ряда от 1 до 10 с рядом форм «Нумикона», подбор нужной цифры к форме. Сначала дети опираются не на количество отверстий, а на узнавание целостного образа формы, а затем постепенно переходят к пересчету отверстий. 8. При объяснении состава числа складываются одни формы из других и таким образом наглядно показывается, как одно число составляется при помощи других чисел. 9. При знакомстве с арифметическими действиями Нумикон позволял иллюстрировать сложение и вычитание. Шаблоны, включенные в набор «Нумикон», помогают детям установить связь между числом и величиной, которую оно обозначает. Пособие позволяет детям не только видеть цифры, но и воспринимать их тактильно, что играет ключевую роль для эффективного обучения абстрактным понятиям детей с особыми образовательными потребностями На начальных этапах дети в игровой форме учатся сопоставлять название числа с соответствующим шаблоном, а затем с помощью этих шаблонов выполняются различные арифметические задания.
Таким образом, у детей формируются собственное представление о числах, о соотношениях между ними и об арифметических операциях Постепенно дети начинают все лучше и лучше понимать, что такое числа, и образы чисел перестают быть привязанными только к шаблонам «Нумикона».
«Нумикон» помогает усвоить:
· наглядно сложение и вычитание · чётные и нечётные числа · поразрядное представление чисел · состав числа · сравнение чисел · арифметические действия с переходом через десяток · удвоение и деление пополам · приблизительное оценивание · деление, умножение · проценты, дроби, · десятичные числа · понятия о временных представлениях Формы можно скреплять входящими в набор штырьками, образуя пространственную конструкцию, создавать пространственные модели больших чисел. Ориентируясь на цвет, форму и величину, ребёнок легко запоминает образ числа как соответствующей формы Нумикона. Ученикам нравится выполнять арифметические задачки благодаря привлекательным, ярким и разноцветным шаблонам Нумикона, будь то индивидуально или в группах
. Визуальный, аудиальный и кинестетический подходы, используемые Нумиконом, подходят для разнообразных форм обучения. 2. Развитие конструктивной деятельности Ученики составляют из шаблонов разнообразные сооружения и плоскостныеизображения (дорожки, домики, машинки, животных). У детей развивается конструктивная деятельность. Используя наборы «Нумикон», в работе с детьми могут быть использованы такие виды конструирования:
по схеме
по образцу
сюжетное
по замыслу (самостоятельное)
объёмное
плоскостное
Важно,что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характера. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя задуманное из форм- шаблонов разного цвета, мысленно представляют, что у них получится, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности. В процессе конструктивной деятельности дети составляют описательные рассказы о своей постройке. Составление таких рассказов тесно связывает коммуникативную деятельность детей с конструктивной. · Речь детей обогащается новыми терминами и понятиями · Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий низкий, длинный короткий, широкий узкий, большой маленький), в точном словесном указании направления (над под, вправо влево, вниз вверх, сзади спереди, ближе и т.д.). Таким образом, в ходе конструктивной деятельности, в свою очередь, происходит развитие мыслительной деятельности и речевой активности .
3. Развитие графического навыка Отдельное направление работы это включение в урок и домашние задания графических упражнений с использованием «Нумикона». Использование графических заданий на уроках и в домашней работе, помогает развивать мелкую моторику и закреплять навыки, освоенные во время практической деятельности с «Нумиконом». Вот примеры некоторых заданий: · соединить одинаковые формы «Нумикона» · соединить форму «Нумикона» и ее контур · соединить формы «Нумикона» с цифрами · сравнить две формы «Нумикона» · обвести все формы «Нумикона», которые больше, чем образец; Графические задания на школьной доске, например: соединить цветные формы «Нумикона» и их черно-белые копии. · Нанизывание форм и деталей форм Нумикона на шнурок способствует развитию координации движений и моторики рук.
4. Развитие творческих способностей. С формами Нумикона можно увлекательно играть. Ребёнок может доставать их из воды, из песка, из «волшебного мешочка», обрисовывать, раскрашивать через отверстия, отпечатывать на глине или тесте, взвешивать на весах. Следует отметить, что возможности использовании «Нумикона» очень разнообразны, и это позволяет поэтапно встраивать его в разные занятия и его части. Часть заданий, направленных на накопление сенсорного опыта при работе с «Нумиконом», можно выполнять во время свободных игр, перемен, игр с водой и сыпучими материалами.
Планирование работы с пособием «Нумикон»
1 этап –игровой,ознакомительный. Сенсорные игры.
2 этап –Конструировани рядов из форм и штырьков Нумикона
3 этап- Обучение счёту
4этап-Освоение арифметических действий.

Занятия по программе являются безоценочными.

Ожидаемые результаты:


Применение мультиисенсорного пособия «Нумикон» даёт возможность развивать:
-математические представления,
- конструктивную деятельность,
-графический навык,
-творческие способности,
- речевую активность детей с особыми образовательными потребностями.



УМК: Литература 1. Аткинсон Р., Тэйкон Р., Винг Т. Руководство для учителя и карты с заданиями [Электронный ресурс] / пер. с англ. Е. И. Стальгоровой, М. Л. Шихиревой. 2010. 2. Бакли С. Как научить математическому мышлению? // Синдром Дауна. XXI век. 2009. № 2. С. 25–28.
Стальгорова Е. И. Система «Нумикон» // Там же. 2010. № 1 (4). С. 46–50. 4.. Сладкова Е. А., Терентьева К. Ю. Нумикон и другие способы познакомиться с математикой // Сделай шаг. 2011. № 3 (44). С. 5–9. 5. Every child counts. URL: https://everychildcounts.edgehill.ac.uk/ 6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

5. Педагогическая диагностика и коррекция задержки психического развития учащихся начальных классов./ Карпова Г.И, Артемьева Т.П. – Екатеринбург, 2002
.6. Обучение детей с ЗПР. Организация индивидуальных и групповых занятий в классах КРО. /Шамарина Е.В. – М.:Издательство ГНОМ и Д, 2003.
7. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: игровые задания. /Ольшанская Е.В. – М.: Издательство «1 сентября», 2004.
8. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. /Ильина М.Н., Парамонова Н.Я., Головнева Н.Я. – СПб.: дельта, 1998.
7. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум».- Ростовн/Д: «Феникс», 2004.
8. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. /Мамайчук И.Н., Ильина М.Н., СПб.: Речь, 2004.
9. «Который час?» Книга для чтения взрослыми детям.-«ЮНИОН» 2005.







Календарно-тематическое планирование курса
«Индивидуальные коррекционные занятия по математике с пособием Нумикон.
(34учебных часа в год).
2 класс


Дата
Раздел. Тема.
Кол-во
часов
Практическая работа
Коррекционная работа

1 четверть. часов.

1
28.09
Диагностика.

Входящая диагностика на начало учебного года. Методы и методики, направленные на диагностику актуального уровня развития.
Входящая диагностика на начало учебного года. Методы и методики, направленные на диагностику актуального уровня развития.

2
5.10

Знакомство с формами «Нумикона».


Сенсорные игры
Развитие познавательной активности

3
12.10
Сравнение форм «Нумикон» по размеру.


Сенсорные игры
Развитие познавательной активности.

4
19.10
Задания по конструированию и ориентировке на белой доске.
.

Конструировани рядов из форм и штырьков «Нумикона»

Развитие внимания и пространственной ориентировки

5
26..10
Игра «восстанови ряд»,


Конструировани рядов из форм и штырьков «Нумикона»

Развитие внимания и пространственной ориентировки

6
О9.10.

Конструироване по схеме.


Конструировани рядов из форм и штырьков «Нумикона»

Развитие внимания и пространственной ориентировки

7
16.10.
Конструирование по образцу.


Конструировани рядов из форм и штырьков «Нумикона»

Развитие слуховой памяти и внимания.

8-9
23.10
30.10
Конструирование.
Закрепление.

Конструировани рядов из форм и штырьков «Нумикона»

Развитие памяти.
Слуховая и зрительная память.

2 четверть. 7часов.

10
16.11
Конструирование сюжетное.



Конструировани рядов из форм и штырьков «Нумикона»

Развитие творческого мышления


23.11
Конструирование по замыслу (самостоятельное).



Конструировани рядов из форм и штырьков «Нумикона»

Развитие творческого мышления

11
30.11
Конструирование объёмное и плоскостное.


Тренировочные упражнения.
Приемы логического запоминания.

12
07.12
Обучение счёту
Состав числа 2, 3.

Тренировочные упражнения
Развитие памяти.
Слуховая и зрительная память

13
14.12.
Состав числа 4,5

Тренировочные упражнения
Развитие творческого мышления.

14
21.12
. Состав числа 6, 7.

Тренировочные упражнения



15
28.12
. Состав числа 8, 9,

Тренировочные упражнения
Развитие внимания и пространственной ориентировки

16
11.01
Промежуточная диагностика

Тренировочные упражнения
Распределение внимания, развитие мышления, памяти.



3 четверть. 10часов.

17
18.01
Состав числа.10

.

Тренировочные упражнения
Внимание, память.

18
25.01
. Состав чисел.

Тренировочные упражнения
Развитие внимания: объем,
переключение, устойчивость

19-20
01.02
08.02
Освоение арифметических действий

Тренировочные упражнения
Развитие логического мышления.

21-22
15.02
22.02
. Освоение арифметических действий

. Тренировочные упражнения
Развитие аналетико-синтетической деятельности

23-24
01.03.
15.03
. Освоение арифметических действий

. Тренировочные упражнения
Развитие мыслительных операций с использованием печатного материала

25-26
22.03
06.04
.
Освоение арифметических действий

Тренировочные упражнения
Развитие мыслительных операций с использованием печатного материала

4 четверть. 8 часов.

27
13.04
Освоение арифметических действий

Тренировочные упражнения
Развитие мыслительных операций с использованием печатного материала

28-29
20.04
27.04
. Освоение арифметических действий

Тренировочные упражнения
Развитие пространственного и конструктивного мышления.

30-31
03.05
05.05

.Закрепление пройденного.
Конструирование.

Тренировочные упражнения
Отслеживание динамики коррекционной работы

32
10.05
.Закрепление пройденного
Состав чисел..

Тренировочные упражнения
. Отслеживание динамики коррекционной работы

33-
17.05
.Закрепление пройденного.
Сложение и вычитание в пределе 10.

Отслеживание динамики коррекционной работы.
Отслеживание динамики коррекционной работы

34
23..05
Диагностика.

Отслеживание динамики коррекционной работы













15