Доклад на тему Реализация компетентностного подхода на уроках географии


Отдел образования Шемонаихинского района.
Районная научно - практическая конференция.
Реализация компетентностного подхода – основное
Условие повышения качества образования
в школе двенадцатилетнего обучения.
Бурцева Наталья Михайловна Учитель географии
КГУ «Выдрихинский комплекс Общеобразовательная
средняя школа – детский сад им. А. С. Иванова».
Тема: Реализация компетентностного подхода на уроках географии.
Информационному обществу нужны граждане, обладающие принципиально иными качествами.
По утверждению американского психолога Д. Гольмана, если раньше мерилом способностей человека был интеллектуальный коэффицент IQ, то теперь большое значение приобретает эмоциональный коэффицент EQ.
Это означает, что успехов в карьере, в жизни добиваются чаще люди, обладающие высокими коммуникативными навыками личности, умеющие эффективно выстраивать взаимоотношения в обществе, всю жизнь учиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться и самореализовываться, самостоятельно и активно действовать в любых жизненных ситуациях и адаптироваться к изменяющимся условиям.
Поэтому развитые страны, в том числе и Казахстан, приступили к реформированию своих систем образования. Целью которых является — обеспечить приобретение человеком культурного опыта, востребованного обществом, то есть готовность и способность молодых людей нести личную ответственность, как за собственное благополучие. так и за благополучие общества.
Комнетентностный подход есть один из путей достижения указанной цели и коренной модернизацией системы образования в соответствии с запросами времени и общества.
Совет культурной кооперации при Совете Европы определяет ключевые компетенции, которые должны освоить все выпускники школы:
•Социально - политические (активная жизненная позиция в многокультурном обществе).
•Коммуникативные ( способность эффективно общаться, сотрудничать, работать в команде).
•Информационные (умение поиска, отбора информации, решение профессиональных задач).
•Личностные ( способности самоуправления, использование собственного потенциала, рефлексивные умения).
Отсюда - необходимость пересмотра результатов образовательного процесса. Знания, которые дают школьные предметы, - это не цель, а содержание, с помощью которого воспитывается личность, обладающая вышеуказанными умениями и жизненно важными компетенциями.
Комнетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. На первом этапе внедрения, можно, например, формировать такие элементарные общеучебные компетенции школьников, как:
*извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;
*точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;
*сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;
*планирование действий и времени;
*оценка результатов своей деятельности.
Очевидно, что перечисленные умения школьников должны формироваться не как отдельно взятые, а в целостной системе навыковых блоков, называемых компетенциями.
Анализ особенностей содержания преподаваемого предмета (география) и возможностей учеников, уровня их развития, позволил мне выделить в качестве наиболее актуальных следующие компетенции: учебно- познавательная; информационная, коммуникативная, проблемная и компетенция личностного самосовершенствования.
Компетенции выражаются и формируются через соответствующие умения школьника на каждой ступени обучения:
— умение извлекать пользу из опыта, умение опрашивать окружение;
-- умение критически относиться к тому или иному аспекту общественного развития;
-умение занимать позицию в дискуссиях и высказывать свое собственное мнение;
—умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой; — умение сотрудничать в группе;
—умение принимать решение, улаживать конфликты и разногласия;
—умение нести ответственность, принимать решение и прогнозировать его последствия.
На протяжении многих лет я работаю с ребятами разного возраста. это учащиеся 5- 11-х классов , поэтому в образовательном процессе использую различные технологии, что позволяет решить задачи по формированию компетенций у школьников.
Методы формирования информационной компетенции могут быть сгруппированы в соответствии с новыми видами действий по работе с информацией.
*поиск и сбор информации.
*обработка информации.
*передача информации, *комплексные методы.
Учащиеся с пятого класса получают задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем работы в музее, библиотеках. В 6-ом классе мои ученики умеют уже не только обрабатывать полученную информацию, но и упорядочить, выстроить логические и причинно - следственные связи. А также умеют составлять планы и вопросы к тексту. В 7-х и 8-х классах учащиеся к полученной информации составляют диаграммы, схемы, графики, таблицы, подготавливают доклады, сообщения по теме, презентации и проекты. Учебно - исследовательские работы под силу учащимся старших классов.
Образовательная среда школы, находящейся не в отрыве, а в гуще событий сегодняшней жизни, жизни современного информационного общества, должна быть на мой взгляд, сформирована, прежде всего, как инфосреда - среда, использующая во всей полноте новые информационные технологии для развития личности и формирования компетенций учащихся.
В качестве основного технологического инструмента, обеспечивающее комплексное внедрение компетентностного подхода для учащихся 5-11 классов я избрала модульную технологию. Это позволяет создать унифицированную модель изучения каждой темы, в которую входят следующие занятия: «Вводная лекция», «Самостоятельная работа с учебником, с дополнительной литературой, с картами, со статистическим материалом», «составление опорных схем, диаграмм, таблиц их описание» и «Итоговый контроль или научно - практическая конференция».
В среднем звене на своих уроках применяя модульные технологии, использую маршрутные листы, с помощью которых за урок удается опрсить всех учащихся по всей теме. Для создания маршрутного листа подбираю задания и вопросы для закрепления и обобщения изученного материала. Учащиеся ведут работу по маршрутному листу, при этом у них есть возможность провести взаимопроверку, оценить себя самостоятельно и оценку ставит учитель. Таким образом, сколько заданий на маршрутном листе столько оценок получает ученик.
На различных этапах занятия, ученики являются не пассивными слушателями, воспроизводящими действия учителя, а активными участниками процесса познания. Для учащихся 8х-9х классов разнообразные формы контроля знаний усложняются на каждом этапе и на каждом занятии. Подготавливаю разноуровневые тесты с выбором ответа или требующие дать развернутый ответ.
В 10х - 11х классах темп работы увеличивается и принимает более высокий уровень, учащиеся должны работать в унисон с учителем. Например. в то время, когда учитель вводит новые понятия и термины, ученики выполняют задание « стрелками укажите связи между терминами и
определениями». На втором и третьем этапе учитель выступает в роли консультанта, ученики самостоятельно обрабатывают информацию и формулируют вывод. Научно - практическая конференция, входящая в модуль, предполагает творческие многоуровневые задания. Каждый ученик выполняет то ,что ему наиболее доступно, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников , повысить их интерес к предмету.
Цели формирования у школьников ключевых компетенций достигаются не только при изучении учебных предметов, но и через всю организацию школьной жизни, через ее связь с другими значимыми сторонами жизни школьников. Предметная интеграция уже не может ограничиться традиционными межпредметными связями, а должна выстраиваться по нескольким линиям , что предполагает формирование той или иной ключевой компетенции во взаимодействии учебных предметов одной или различных образовательных областей; основного образования по предмету и дополнительного образования (кружки, спецкурс); школьной и внешкольной деятельностью учащихся. Это открывает простор для планирования методической работы школьной предметной кафедры. Некоторые методические темы используем как для индивидуальной работы, так и для групповой деятельности. Например интегрированные уроки , которые проводят учителя нашей кафедры, это простой пример межпредметной интеграции , нацеленной на формирование ключевых компетенций учащихся. На кафедре разработана программа итегрированных уроков по предметам география, биология, химия, физика, информатика.
Интересными и занимательными получились уроки, проведенные мною в интеграции с учителем химии; «Источники углеводов и их использование»,
С учителем физики: «Источники электрического тока и роль водных ресурсов Казахстана в получении электрического тока», с учителем технологии «Природный материал для украшения интерьера, с учетом экологии».
Используя новые технологии, стремясь обладать умениями и жизненно важными компетенциями, я достигла определенных результатов. Мои ребята участвуют в школьных и районных олимпиадах и занимают призовые места. Учащиеся занимаются научно — исследовательской, поисковой работой тесно сотрудничают со школьным, районным и областными музеями, выезжают в экспедиции: Артемьева Е., Никитина Е.- поездка в Алматы и Астану., Иванова Д. и Григорьева Е. ~ поездка в Западный Казахстан. Эта работа ведется по заданию школьного комплексного музея. Результат моей работы которым тоже можно гордится - это высокое качества знаний на ЕНТ, 100%, а также своими выпускниками которые выбирают специальности связанные с географией : Нетесова А и Белькова Т стали учителями географии в нашей области, Жуков М стал хорошим геодезистом и уже поработал на прокладки дороги «Астана - Боровое», а Лебеденко О. только приобретает эту специальность
Для достижения таких результатов тесно сотрудничаю с классными руководителями других классов. Совместно проводим диагностику роста учащихся; разрабатываем программы подготовки учащихся к ПГК и ЕНТ.
А также совместно разрабатываем и проводим предметные декады, вечера, интеллектуальные игры; «Лидер21го века» « Эрудит», олимпиады, различные конкурсы; «КВН - мой Казахстан», «Что, где, когда и почему?», заседания «Мои летние открытия», День науки и Ломоносовские чтения. Эта работа ведется в нашей школе регулярно и перечисленные мною мероприятия стали для школы традиционными.
Абсолютно некомпетентностных форм и методов учебной работы не существует. Однако некоторые формы и методы сами по себе не работают на развитии ключевых компетенций, например такие как монолог учителя, информирующая беседа, экскурсия, демонстрация видиофильма и др.
Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса « А зачем мы это делаем?».