Программа по химии для профессий Тракторист-машинист с/х производства

ГАПОУ
«Арский агропромышленный профессиональный колледж»


Рассмотрено методическим Утверждаю:
советом Зав. филиалом №2

Протокол №___ от «____»__________2015_ г. ___________/Н.Ф.Хакимов/
Председатель МО___________/Гаязова З.Г/


пРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Химия
по профессии
35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

















2015




Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.


Организация-разработчик: ГАПОУ «Арский агропромышленный профессиональный колледж»

Разработчик: Галиева Земфира Талгатовна- преподаватель ГАПОУ «ААПК»






































СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

условия реализации учебной дисциплины

12

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13






































1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Химия

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии среднего профессионального образования (далее СПО)
35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3.Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд нона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смешения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии:
- характеризовать: элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений, строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, альдегидов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов;
- объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве:
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы:
- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий:
- распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками. Значение в жизни современного общества:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ. вещества молекулярного и немолекулярного строения, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия;
- основные законы химии: закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ. Периодический закон Д.И. Менделеева. Закон Авогадро;
- основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений;
- классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
- природные источники углеводородов и способы их переработки.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 171 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 114 часов; самостоятельной работы обучающегося 54 часа



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
171

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
114

в том числе:


лабораторные работы
14

практические занятия
40

контрольные работы
4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
57

Итоговая аттестация в форме экзамена




































2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

Раздел 1.
Неорганическая химия
43


Тема 1.1. Введение
Обобщение и повторение школьного курса химии
1
2

Тема 1.2.
Основные понятия и законы химии(11)
Состав вещества. Химические элементы. Атомы, простые и сложные вещества. Закон постоянства состава веществ. Относительные атомная и молекулярная массы.. Молярная масса. Смеси веществ. Практическая работа
1


1
2


Понятие о химической реакции. Их классификация в органической и неорганической химии. Реакции, идущие с изменением состава веществ( по числу и характеру реагирующих и образующихся веществ; по изменению степеней окисления элементов; по тепловому эффекту; по фазе; по направлению; по использованию катализатора; по механизму)
8














1
1, 2


Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация.




Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды).




Кислоты, их классификация.




Соли средние, кислые, основные и комплексные.




Генетическая связь между классами неорганических соединений




Урок-повторение по пройденным темам. Практическая работа

3

Тема 1.3.Учение о строении вещества и периодичности (5)
Периодическая система Д.И. Менделеева и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода.
2
2


Понятие о химической связи. Типы химических связей: ковалентная. ионная, металлическая и водородная. Ковалентная химическая связь. полярная ковалентные связи. Водородная химическая связь.
2
2


Повторение по пройденным темам. Практическая работа
1
2

Тема 1.4.Учение о химическом процессе(6)
Понятие о скорости реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Природа реагирующих веществ( Температура (закон Вант-Гоффа). Концентрация. Катализаторы и катализ) . Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Лабораторная работа.
1




1



Понятие о химическом равновесии. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление, температура (принцип Ле- Шателье).
2
2


Решение задач. Практическая работа.
Повторение по пройденным темам.
1
1
3

Тема 1.5.Растворы. Реакции в растворах электролитов(9)
Понятие о растворах. Растворимость веществ.
1
2


Теория электролитической диссоциации. Сильные и средние электролиты. Реакции обмена в водных растворах электролитов. Лабораторная работа.
1

1
2


Гидролиз .Практическое применение гидролиза. Лабораторная работа.
1
1
2


Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Метод электронного баланса. Практическая работа
1
1
2


Электролиз расплавов и водных растворов электролитов. Практическое применение электролиза. Лабораторная работа.
1
1
2


Урок-повторение по пройденным темам. Практическая работа
1
2

Тема 1.6.Металлы и неметаллы(10)
Металлы. Положение металлов в Периодической системе и особенности строения их атомов. Значение металлов в природе и жизни организмов. Коррозия металлов. Понятие коррозии. Способы защиты металлов от коррозии. Общие способы получения металлов. Металлы в природе. Лабораторная работа.
1


1
2


Неметаллы. Элементы 7 группы главной подгруппы. Практическая работа
2
2


Элементы 6 группы главной подгруппы, общая характеристика, химические и физические свойства. Нахождение в природе. Практическая работа
1
2


Элементы 5 группы главной подгруппы, общая характеристика, химические и физические свойства. Нахождение в природе .Практическая работа
1
2


Элементы 4 группы главной подгруппы, общая характеристика, химические и физические свойства. Нахождение в природе. Практическая работа
1
2


Общая характеристика металлов побочной подгруппы. Физические и химические свойства.
1
2


Урок-упражнение по теме 1.6.Практическая работа
1
2


Контрольная работа
1
3

Самостоятельная работа
Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. «Периодическому закону будущее не грозит разрушением...».
Охрана окружающей среды от химического загрязнения. Количественные характеристики загрязнения окружающей среды. Защита озонового экрана от химического загрязнения.
Растворы вокруг нас. Вода как реагент и как среда для химического процесса. Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.
Роль металлов в истории человеческой цивилизации.
Инертные или благородные газы.
Неметаллы в моей профессиональной деятельности.
25



Раздел 2.
Органическая химия
71


Тема 2.1.Теория строения органических соединений Бутлерова(3)

Понятие об органическом веществе и органической химии. Краткий очерк истории развития органической химии. Особенности строения органических соединений. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории строения А.М.Бутлерова. Понятие об изомерии. Практическая работа
Способы отображения строения молекулы (формулы, модели). Лабораторная работа.
1




1


1
2



Тема 2.2.Органические соединения ациклического строения(14)





Понятие об углеводородах. Алканы. Гомологический ряд. Изомерия. Номенклатура. Радикалы. Физические и химические свойства алканов Применение и способы получения алканов. Области применения алканов. Промышленные и лабораторные способы получения алканов. Практическая работа
1


1
2







Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Изомерия .Особенности номенклатуры этиленовых углеводородов.Физические свойства алкенов. Практическая работа




Химические свойства алкенов. Понятие о реакциях полимеризации. Горение алкенов. Применение и способы получения алкенов. Использование высокой реакционной способности алкенов в химической промышленности. Применение этилена и пропилена. Способы получения алкенов.
1

1
2


Химические свойства алкенов .Лабораторная работа
1
2


Урок-повторение по пройденным темам. Практическая работа
2
2


Алкины. Гомологический ряд и общая формула алкинов. Номенклатура .Изомерия. Химические свойства и применение алкинов. Применение .Получение . Получение ацетилена. Лабораторная работа
1

1
2,3


Алкадиены. Понятие и классификация диеновых. Номенклатура диеновых углеводородов. Практическая работа
1
1
2


Урок-упражнение по теме 2.1 и 2.2. Практическая работа
1
2,3


Обобщение тем 2.1 и 2.2. и подготовка к контрольной работе
1
2,3


Контрольная работа
1
3


Тема 2.3.Ароматические углеводороды
(11)






Арены. Физические свойства аренов. Химические свойства. Применение и получение аренов. Природные источники ароматических углеводородов . Практическая работа
1

1
2


Бензол как представитель аренов . Гомологи бензола, их номенклатура, общая формула.Физические и химические свойства бензола. Реакции гидрирования и присоединения .
2
1


Понятие об аминах. Классификация аминов по типу углеводородного радикала и числу аминогрупп в молекуле. Изомерия и номенклатура. Химические свойства аминов.
2
1



·