ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Психологическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся основной школы на примере профориентационного мероприятия

Е.В. Маслова
г. Очер, МБОУ «ОСОШ№3»

Если человек не знает, к какой пристани он держит
путь, для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека 
Профессиональное самоопределение – часть общего процесса социализации школьников, необходимое условие их успешности и конкурентноспособности в современных социально-экономических условиях – тема, которая в условиях внедрения ФГОС требует особого внимания и развития.
В нашем образовательном учреждении процесс самоопределения осуществляется в рамках программы предпрофильной подготовки с 1 по 11 класс с учетом возрастных особенностей учащихся, это и профильная внеклассная работа в школе, и организация социальной практики и профессиональных проб при содействии социальных партнеров.
Задачи и цели предпрофильной подготовки, в частности на уровне основной школы: выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля; оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях; развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности; формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии. 
Психологическое сопровождение этой деятельности осуществляется в трех направлениях: с учащимися, с учителями, с родителями.
С учащимися эта работа предполагает получение знаний о себе (своих способностях, склонностях, особенностях характера), получение знаний о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности) с последующим соотнесением знаний о себе, со знаниями о профессиональной деятельности.
Деятельность направленная на взаимодействие с учителями включает работу с личностью самого учителя и совместную деятельность с психологом по сопровождению обучающихся, выявлению объективных условий (уровня успеваемости, дисциплины, эрудиции, ученических достижений («портфолио» - комплексной оценки достижений учащегося и т.д.) для составления совместно с учителем индивидуальных профилей обучения для обучающихся.
Работа с родителями предполагает проведение групповых и индивидуальных консультаций (например, информирование родителей о психологических особенностях того или другого вида деятельности на родительских собраниях, индивидуальная работа с родителями по разъяснению целесообразности того или иного профиля обучения для их ребенка, чтение лекций. Работа с родительской общественностью, таким образом, рассматривается как важнейшая задача, решаемая в системе психолого сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, программ родительских групп самопомощи "родитель для родителя". 
Однако, как показывают опросы учащихся и родителей в 2016г. до 25% учащихся в 8-х, и 14% учащихся в начале обучения в 11-х классах не определились с профессиональным выбором. В связи с этим на родительском комитете школы было принято решение рекомендовать родителям в классах основной школы организовывать экскурсии на места их трудовой деятельности – предприятия, учреждения.
Как показала практика, в целях эффективности, такие экскурсии требуют не только организационной подготовки со стороны предприятия и педагогов, но и, что ни мало важно, психологического сопровождения учащихся. Одним из примеров такой экскурсии-мероприятия стало проведение небольшой игровой программы силами учащихся одного из 7-ых классов в частном детском саду. Целями мероприятия было введение семиклассников в мир двух профессий – педагог ДОУ и частный предприниматель.
При выборе формы мероприятия, средств достижения целей были учтены психологические особенности младшего подростка. Для этого возраста свойственны интеллектуализация познавательных процессов (внимания,  памяти, воображения, мышления, речи), становление  теоретического рефлексивного мышления, характерного для высокого уровня развития интеллекта, речи. В 7- м классе ведущим видом деятельности становится интимно-личностное общение, большей частью, со сверстниками. При этом главная мотивационная линия семиклассника связана с активным стремлением к личностному самосовершенствованию. Подросток открывает для себя свой внутренний мир, хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Центральным новообразованием младшего подросткового возраста (11-13 лет) считается  чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому.
Игровая программа, подготовленная под руководством классного руководителя была построена так, чтобы максимально учесть возрастные особенности семиклассников, как ведущих программы и детей 2-х, 3-х лет, как участников программы. В классе было объявлено о мероприятии. Для эффективности запланированной игры-экскурсии к участию были приглашены желающие с учетом ранее выявленных склонностей к данным профессиям в ходе заполнения тетради по профессиональному самоопределению (диагностика по методикам «Карта интересов», «ДДО», Мотивы выбора)
Учащиеся были ознакомлены с требованиями, которые предъявляются к профессиям педагога ДОУ и предпринимателя в этой и других сферах. Особенности профессиональной деятельности, трудности и риски учащиеся теоретически примеряли к своим возможностям. В рамках подготовки к мероприятию, участники узнали о психологических особенностях малышей, с которыми будут проводить программу, освоили навыки общения с ними, готовили игры и элементы программы, сценические костюмы – они должны были выступить как гости с планеты добрых клоунов.
В ходе проведения игры учащиеся испытали большое эмоциональное волнение, прожили разные педагогические ситуации, наблюдали, как меняют отношение к ним малыши - от настороженного до доверчиво-радостного.
После игры ребят ждала экскурсия с руководителем - предпринимателем, открывшим учреждение. Часть полученной информации о представленном бизнесе стала настоящим открытием для учащихся, мало знакомых с основами предпринимательства. Любовь к своему делу, профессионализм покорили экскурсантов.
По окончанию мероприятия участники получили возможность провести рефлексию своего эмоционального состояния. Психолог, находившийся рядом, на протяжении мероприятия организовал обмен мнениями, поделился наблюдениями, предложил осветить ощущения ребят в профессиональном аспекте.
О положительном результате такого мероприятия свидетельствует тот факт, что большинство участников без энтузиазма, начавших подготовку к нему, по его окончанию начали планировать посетить другие детские сады с большей численностью групп. Эта форма позволяет осуществлять деятельность учащихся в рамках профессионального самоопределения более осознанно, насыщенно и эффективно.