Сборник. Элективные курсы «Фармакология. Основы аналитической химии» для обучающихся 10 классов


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1 ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Н.В. Гладкова «От азбуки журналистики к профессии журналиста » Т.А. Жукова «Фармакология. Основы аналитической химии» ПРОГРАММЫ Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ямало - Ненецкого автономного округа «Региональный институт образования» Салехард 2015 2 Печатается по решению редакционно - издательского совета ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО» Элективные курсы: « От азбуки журналистики к профессии журналиста » , « Фармакология. Основы аналитической химии » : – Салеха рд, ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО». – 2015 . – 42 с. Автор ы - составители : Гладкова Н.В.., учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ №2 » Жукова Т.А., учитель химии МБОУ «СОШ №2» Рецензент ы : Сивицкая Е.А ., кандидат педагогических наук, учитель химии МБОУ «СОШ №2». Цымбалистенко М.В., доктор филологических наук, гл. научный сотрудник ЯНАО «Научный центр изучения Арктики». Элективные курсы: « От азбуки журналистики к профессии журналиста », « Фармакология. Основы аналитической химии » . Сборник содержит программы элективных курсов «От азбуки журналистики к профессии журналиста » и «Фармакология. Основы аналитической химии » для профильной подготовки. В каждой программе раскрывается содержание курса, приводится примерное планирование его изучения, а также даются реко мендации по наиболее эффективным формам и методам организации занятий. © ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2015 3 Гладкова Н.В. От азбуки журналистики к профессии журналиста Пояснительная записка Для современного человека очень важно быть в курсе процессов и событий, происходящих в мире, стране, городе, уметь проанализировать эти события, формировать собственную активную жизненную позицию. Программа элективного курса « От азбуки журналистики к профессии журналиста » дает возможность обучающимся получить практический опыт в области журнал истики и овладения новыми компьютерными программами. Она призвана научить школьников демонстрировать тематическую и жанровую многоплановость, уметь остро ставить проблемы жизни школы и города, научить будущих журналистов равному общению, честному диалогу, основам оформительского мастерства. Программа ориентирована на предпрофильную и профильную подготовку обучающихся, на обеспечение целей образования, связанных с приобретением старшеклассниками качеств, необходимых для дальнейшего эффективного функционирова ния в жизни. Важной частью содержания обучения становится с пособность обучающихся оценивать свою деятельность и ее результаты относительно предъявляемых требований, совершенствование опыта разнообразной продуктивной коммуникации, становление социально - комм уникативной компетентности, освоение видов, форм и различных ресурсов учебно - образовательной деятельности, адекватных планам на будущее. Программа элективного курса « От азбуки журналистики к профессии журналиста » является интегрированной и включает такие научные области как филоло гия и информатика. Содержание курса дает возможность школьникам получить первоначальные знания в области журналистики, углубить знания в области русского языка и литературы, научиться работе с новыми компьютерными программами. Теоретическая основа курса, социальные и профессиональные практики, которые предлагаются учащимся в ходе изучения курса, помогут в формировании активной жизненной позиции школьников, в выборе своей профессиональной траектории. Программа элективного курса полностью соответствует усло виям и запросам предпрофильной и профильной подготовки обучающихся в современном образовательном пространстве. Межпредметный э лективный курс предназначен для учащихся 8 - 10 классов и рассчитан на 17 часов (8 - 9 классы) и 34 часа - 10 класс. Программа предпола гает теоретический курс, состоящий из 2 модулей – «Основы журналистского мастерства» (журналистика и тележурналистика), «Основы фотожурналистики», социальные и профессиональные пробы (практика). В результате прохождения программного материала, учащиеся бу дут - знать: Закон о СМИ , основы журналистской этики; о сновные жанры журналистики ; с тили речевого общения ; к омплекс специальных знаний и навыков журналистики; о сновные объекты работы при подготовке издания; 4 - владеть: первоначальными навыками создания печатных текстов различных стилей и жанров; первоначальными навыками фотожурналистики и технологии работы с фотографиями; необхо димыми способами проектирования и создания собственного печатного издания в программе Microsoft Publisher . - уметь: с амостоятельно создавать и о формлять собственные материалы; п убликовать авторские материалы в средствах массовой инфор мации (школьные, региональные); с оздавать материалы для публикации на сайте шко льной газеты «Школьный квартал»; п роектировать газету объемо м 4 - 8 страниц на заданную тему; р аботать с изученными программами (Micro soft Word, Microsoft Publisher); п резентовать, защищать свои публикации. Актуальность данного элективного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения, а полученные первоначальные представления в области журналистики, теле и фотожурналистики помогут обучающимся в выборе дальнейшего образовательного маршрута . Учащимся предлагается узнать основы журнали стского дела, познакомиться с основными жанрами журналистики, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности. Для понимания данного курса необходимо изучить понятия журналистика, журналист, корреспондент, репортер, газета, рубрика, газетная статья и показать учащимся процесс создания газетного материала от начала до конца в его основных стадиях. В связи с развитием научно - технического прогресса, с появлением и внедрением во все сферы образовательной деятельности компьютера и Интернет у школьных СМИ появилась новая уникальная возможность сочетать печатное слово и компьютерные достижения. Особенность изучаемого курса состоит в том, что с освоением компьютерных на выков, ребенок параллельно получает дополнительные знания: совершенствует язык, узнает новости, участвует в дистанционных проектах, постигает азы журналистики, получает литературные навыки. У школьника формируется целостное восприятие мира и ощущение себя частицей общества. Цель: с оздание в образовательном пространстве учреждения условий для успешной предпрофильной и профильной подготовки обучающихся, привитие интереса к профессии журналиста. В ходе достижения цели решаются следующие задачи: расширение пред ставлений о газетных жанрах; развитие и совершенствование коммуникативной компетенции учащихся путем социальных практик и профессиональных проб; профессиональная ориентация учащихся; освоение психологических ос обенностей профессии журналиста; формирование умения ориентироваться в современном потоке информации: совершенствование умений и навыков анализа литературного (научного, делового, публицистического) текста; повышение уровня речевой компетенции учащихся; формирование коммуникативных и эвристических сп особностей учащихся в ходе проектирования печатного издания. Планируемые результаты курса 5 Освоить: рациональные приемы и способы самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возник ающими в ходе обучения задачами с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения; методы формализованного свертывания (аналитико - синт етической обработки) информации; методологию создания текстов различных стилей и жанров в области журнал истики, теле и фотожурналистики. Способы оценивания уровня д остижений учащихся. Предметом диагностики и контроля являются: - внешние обр азовательные продукты обучающихся : фотографии, буклеты, презентации, видеофильмы, интервью, репортажи, фоторепортажи ; - профессиональные и социальные пробы на базе таких печатных изданий как газета «Школьный квартал» ( МБОУ СОШ №2); «Твой журнал» ( редактор А. Лаврентьева), журнал «Ямальский меридиан» ( и.о. главного реда ктора Е. Сапрохина ), теле радиокомпании «Северный ветер », программа для подростков «Ту тундра» г. Салехард ( главный р едактор программы Малахова Н.В.) - о сновой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по его созданию. Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога - обучение старшеклассников навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образ овательного продукта. Проверка промежуточных результатов производится в с ледующих формах: - текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий; - взаимооценка работ индивидуальных и выполненных в группах; - публичная защита выполне нных учащимися творческих работ . Содержание программы , 10 класс Тема 1. Введение (1 час) Организационные вопросы. Знакомство с профессией журналиста. Функции журналистики. Журналистские профессии. Базовые навыки журналиста - профессионала: способность добыть информацию (расследование), умение ее зафиксировать (ре продукция), понимание того, как изложить полученные сведения (написание текста). Роль журналистики в жизни общества. Где и как получить профессию журналиста? Форма занятия : лекция с элементами беседы. Тема 2. Из истории российской журналистики (1 час) Газета «Ведомости» - начало истории российской печати. Заслуги М.В. Ломоносова в становлении российской журналистики. Работа М.В. Ломоносова «Рассуждения об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы филос оф ии». Развитие журналистики в 19 - начале 20 - го вв. (альманахи «Полярная звезда», «Колокол», журналы «Московский телеграф», «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки», просветительские издания, общенациональные газеты «Россия», «Русское слово »). Периодическая печать в России после Октябрьской революции. Роль журнала «Новый мир» в 50 — б0 - 6 е гг. Газеты «Известия», «Комсомольская правда», «Советская Россия». Развитие журналистики после распада СССР. Особенности современных средств массовой информац ии. СМИ в г. Салехарде и Ямало - Ненецком автономном округе. Форма занятия : интерактивная лекция. Тема 3. Общее знакомство с жанрами жу рналистики (1 час) Особенности публицистического текста. Журналистские жанры: оперативно - новостные (заметка); оперативно - ис следовательские (интервью, репортажи, отчёты); исследовательско - новостные (корреспонденция, комментарий, рецензия); исследовательские (статья, письмо, обозрение); исследовательско - образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет). Познакомить со спецификой данных жанров и с важнейшими требованиями к этим информационным сообщениям: оперативность, релевантность, фактическая точность, декодируемость, краткость информации. Форма занятия : лекция, пр актикум, творческая мастерская. Тема 4. Основные понятия о газете (1 час) Что такое газета (история, назначение). Композиция газеты. Рубрики в газете: постоянные, приуроченные к знаменательным датам. Работа в программах Microsoft Word, Microsoft Publisher. Форма занятия : лекция, практикум. Тема 5. Заметка как основной жанр журналистики (2 час а ) Лексические и синтаксические особенности жанра. Цель написания заметки. Лаконизм художественных средств. Культура поведения. Умение получать информацию. Ведение записей. Форма занятия : лекция, практикум. Тема 6. Репортаж как основной жанр журналистики (3 часа) Предмет репортажа. Форма репортажа (вступление, основная часть, вывод). Особенности ведения репортажа. Форма занятия : лекция, практикум. Тема 7. Интервью как основной жанр журналистики (3 часа) Причины, время и место беседы. Особ енности диалога. Постановка вопросов. Уточнения. Записи со слов интервьюированного. Запись речи собеседника, ее передача. Внимание к слову, людям, датам, подробностям. Учет пожеланий собеседника. Обработка полученных сведений. Подготовка статьи. Форма заня тия : лекция, практикум. Тема 8. Оч ерк как публицистический жанр (3 часа) Типы очерка. Сбор материалов. Интервью. Работа по систематизации. План очерка. Лирические отступления. Композиция очерка. Типы авторского повествования. Форма занятия : лекция, практикум. Тема 9. Рецензия как публицистический жанр (2 часа) Предмет и задачи жанра. Виды рецензий. Объект исследования. Объем критического произведения. Использование специальной терминологии. Форма занятия : лекция, практикум. 7 Тема 10. Статья как публицистический жан р (4 час а ) Типы статей. Задачи, стоящие перед автором статьи. Признаки статьи. Предмет отображения в статье. Стилистические особенности статьи. Цикл статей. Тема и подтемы. Понятие лида. Авторство и соавторство . Заголовок. Виды заголовка : слово, словосочетание, предложение, цитата, риторический вопрос и др. План статьи: простой, сложный. Эпиграфы. Цитаты. Связь предложений в тексте (тема – рема). Стилистика текста. Абзацы. Тема, идея. Форма занятия : лекция, пр актикум, творч еская мастерская. Тема 11 . Фотожурналистика ( 3 часа) Жанры фотожурналистики. Свойства фотожурналистики: привязка ко времени, объективность и точность. Новостная, репортажная, документальна я фотожурналистика. Фоторепортаж. Основные понятия: план по крупности, по расположению, фокус, глубина фокуса, выдержка, диафр агма. Секреты хорошего снимка. Тема 12 . Выпуск газеты (3 час а ) Традиции школьной газеты. Определение названия, тематики, идеи, задач представляемого номера. Выбор компо зиции газеты. Оформление газеты . Форма занятия : практикум. Тема 13 . Т ележурналистика ( 6 часов ) Понятие тележурналистики. Телевидение как разновидность СМИ. Социальные функции телевидения. Журналистские профессии на телевидении. Основные телевизионные жанры: интервью, беседа, дискуссия, ток - шоу, пресс - конференция, брифинг, комментарий, обозрение, эссе, зарисовка. Репортаж как особый жанр. Речь. Актерское мастерство. Этика репортера , подготовка материала к эфиру. Тема 14. Итоговое занятие: представление материала 1 час. Содержание программы , 8 - 9 класс Тема 1. Введение (1 час) Организационные вопросы. Знакомство с профессией журналиста. Функции журналистики. Журналистские профессии. Базовые навыки журналиста - профессионала: способность добыть информацию (расследование), умение ее зафиксировать (репродукция), понимание того, как изложить полученные сведения (написание текста). Роль журналистики в жизни общества. Форма занятия : интерактивная лекция. Тема 2. Из истории российской журналистики (1 час) Газета «Ведомости» — начало истории российской печати. Заслуги М.В. Ломоносова в становлении российской журналистики. Работа М.В. Ломоносова «Рассуждения об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии». Развитие журна листики в 19 — начале 20 - го вв. (альманахи «Полярная звезда», «Колокол», журналы «Московский телеграф», «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки», просветительские издания, общенациональные газеты «Россия», «Русское слово»). Периодическая печат ь в России после Октябрьской революции. Развитие журналистики после распада 8 СССР. Особенности современных средств массовой информации. СМИ в г. Салехарде и Ямало - Ненецком автономном округе. Форма занятия : интерактивная лекция. Тема 3. Общее знакомство с жа нрами журналистики (1 час) Особенности публицистического текста. Журналистские жанры: оперативно - новостные (заметка); о перативно - исследовательские (интервью, репортажи, отчёты); исследовательско - новостные (корреспонденция, комментарий, рецензия); исследовательские (статья, письмо, обозрение); исследовательско - образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет). Познакомить со спецификой данных жанров и с важнейшими требованиями к этим информационным сообщениям: оперативность, релевантность, фактическая точн ость, декодируемость, краткость информации. Форма занятия : лекция, пр актикум, творческая мастерская. Тема 4. Основные понятия о газете (1 час) Что такое газета (история, назначение). Композиция газеты. Рубрики в газете: постоянные, приуроченные к знаменат ельным датам. Работа в программах Microsoft Word, Microsoft Publisher. Форма занятия : лекци я, практикум. Тема 5. Заметка как основной жанр журналистики (1 час) Лексические и синтаксические особенности жанра. Цель написания заметки. Лаконизм художественных средств. Культура поведения. Умение получать информацию. Ведение записей. Форма занятия : л екция, практикум. Тема 6. Репортаж как основной жанр журналистики (2 часа) Предмет репортажа. Форма репортажа (вступление, основная часть, вывод). Особенности ведения репортажа. Форма занятия : лекция, практикум. Тема 7. Интервью как основной жанр журналистики (2 часа) Причины, время и место беседы. Особенности диалога. Постановка вопросов. Уточнения. Записи со слов интервьюированного. Запись речи собеседника, ее переда ча. Внимание к слову, людям, датам, подробностям. Учет пожеланий собеседника. Обработка полученных сведений. Подготовка статьи. Форма занятия : лекция, практикум. Тема 8. Очерк к ак публицистический жанр (1 час ) Типы очерка. Сбор материалов. Интервью. Работа по систематизации. План очерка . Композиция очерка. Типы авторского повествования. Форма занятия : лекция, практикум. Тема 9. Статья как публицистический жан р (3 час а ) Типы статей. Задачи, стоящие перед автором статьи. Признаки статьи. Предмет отображения в статье. Стилистические особенности статьи. Цикл статей. Тема и подтемы. Взаимосвязь заголовков. Авторство и соавторство при создании некоторых статей. Заголовок. Понятие лида. Виды заголовка: слово, словосочетание, предложение, цитата, риторический вопро с , риторическое восклицание и др. План статьи: простой, сложный. Эпиграфы. Цитаты. Связь 9 предложений в тексте (тема – рема). Стилистика текста. Стили речи. Тропы и фигуры. Абзацы. Тема, идея, композиция. Форма занятия : лекция, пр актикум, творческая мастерс кая. Тема 10 . Редактирование (1 час ) Правка текста: орфографическая, пунктуационная, авторская, редакционная. Язык и реклама. Экология языка. Форма занятия : лекция, практикум. Тема 11 . Фотожурналистика. (1 час) Жанры фотожурналистики. Свойства фотожурналистики: привязка ко времени, объективность и точность. Новостная, репортажная, документальна фотожурналистика. Фоторепортаж. Основные понятия: план по крупности, по расположению, фокус, глубина фокуса, выдержка, диафрагма. Секреты хорошего снимка . Форма занятия : деловая игра, практикум. Тема 12 . Выпуск газеты (2 часа) Традиции школьной газеты. Утверждение тематики, идеи, задач номера. Выбор компо зиции газеты. Оформление газеты, работа с изученными программами Micro soft Word, Microsoft Publisher. Форма занятия : практикум. 10 Учебно - тематическое планирование 10 - 11 класс № Содержание учебного материала Форма организации познавательной деятельности Вид контроля итог деятельн ости Материальн о - техническое обеспечение Теория Практика Психолого - педагогическая гостиная. «Здравствуйте, это Я! Сюда ли Я попал?» (ролевая игра - кастинг, тестирование). 1. Тема 1. Введение . 1 час Знакомство с профессией журналиста. Функции журналистики. Журналистские профессии. Базовые навыки журналиста - профессионала Роль журналистики в жизни общества. Интерак тивная лекция Эвристич еская беседа Презентацио нные материалы 2. Тема 2. Из истории российской журналистики. 1 час Газета «В едомости». Заслуги М.В. Ломоносова . Особенности современных средств массовой информации. СМИ в г. Салехарде и ЯНАО Интерак тивная лекция Эвристич еская беседа Презентацио нные материалы. Материалы электронной библиотеки факультета журналистик и МГУ. 3. Тем а 3. Общее знакомство с жанрами журналистики 1 час Особенности публицистического текста. Журналистские жанры Интерак тивная лекция Эвристич еская беседа Презентацио нные материалы 4. Тема 4. Основные понятия о газете 1 час. Что такое газета (история, назначение). Композиция г азеты. Рубрики в газете . Работа в программах Word, Publisher. Интерак тивная лекция Практичес кая работа Разработ ка своей рубрики в школьно й газете. Презентацио нные материалы. Ноутбуки. 5. Тема 5. Заметка как основной жанр журнали стики (2 часа) Лексические и синтаксические особенности жанра. Цель заметки. Лаконизм художественных средств. Культура поведения. Умение получать Интерак тивная лекция Эвристич еская беседа Презентацио нные материалы 11 информацию. Ведение записей. 6. Заметка как жанр. Практика на базе школьной газеты «Школьный квартал». Профессио нальные пробы Заметка в школьну ю газету. Написани е и представ ление Презентацио нные материалы. Ноутбуки 7. Тема 6. Репортаж как основной жанр журналистики Предмет репортажа. Форма репортажа (вступление, основная часть, вывод). Интерак тивная лекция. (3 часа) Эвристич еская беседа 8. Особенности ведения репортажа. Интерак тивная лекция Практика. В ыбор темы. Написание репортажа Эвристич еская беседа. Презентацио нные материалы. Ноутбуки 9. Репортаж как жанр. Практика на базе школьной газеты «Школьный квартал». Профессио нальные пробы Репортаж в школьну ю газету. Написани е и представ ление Ноутбуки 10 . Тема 7. Интервью как основной жанр журналистики (3 часа) Причины, время и место беседы. Особенности диалога. Постановка вопросов. Уточнения. Записи со слов интервьюированного. Интерак тивная лекция Эвристич еская беседа Презентацио нные материалы. Ноутбуки. 11 . Запись речи собеседника, ее передача. Внимание к слову, людям, датам, подробностям. Учет пожеланий собеседника. Обработка полученных сведений. Подготовка статьи. Интерак тивная лекция Практика. Интервью друг у друга Интервь ю. Эвристич еская беседа Презентацио нные материалы. Ноутбуки 12 . Интервью как жанр . Практика на базе школьной газеты «Школьный квартал» и городского молодежного журнала «Твой журнал». Социальны е и профессио нальные пробы. Интервь ю в СМИ (по выбору) Презентацио нные материалы. Ноутбуки 12 13 . Тема 8. Очерк как публицистический жанр (3 часа ) Типы очерка. Сбор материалов. Интервью. Работа по систематизации. Интерак тивная лекция. Сбор материала – практика Эвристич еская беседа. Презентацио нные материалы. Ноутбуки 14 . План очерка. Лирические отступления. Композиция очерка. Типы авторского повествования. Интерак тивная лекция Эвристич еская беседа Презентацио нные материалы. Ноутбуки 15 . Очерк как жанр. Практика на базе школьной газеты «Школьный квартал» и городского молодежного журнала «Твой журнал». Социальны е и профессио нальные пробы. Очерк в СМИ (по выбору) Презентацио нные материалы. Ноутбуки 16 . Тема 9. Рецензия как публицистический жанр (2 часа) Предмет и задачи жанра. Виды рецензий. Объект исследования. Объем критического произведения. Использование специальной терминологии. Интерак тивная лекция Эвристич еская беседа Презентацио нные материалы. Ноутбуки 17 . Очерк как жанр. Практика на базе школьной газеты «Школьный квартал». Профессио нальные пробы Рецензия в газету «Школьн ый квартал » Презентацио нные материалы. Ноутбуки 18 . Тема 10. Статья как публицистический жанр (4 часа) Типы статей. Зада чи, стоящие перед автором . Признаки статьи. Предмет отображения в статье. Стилистические особенности статьи. Цикл статей. Тема и подтемы. Взаимосвязь заголовков. Интерак тивная лекция. Эв ристич еская беседа Презентацио нные материалы. Ноутбуки 19 . Понятие лида. Виды заголовка: слово, словосочетание, предложение, цитата, риторический вопрос и др. План статьи: простой, сложный. Эпиграфы. Цитаты. Интерак тивная лекция. Составлен ие лида. Эврис тич еская беседа Презентацио нные материалы. Ноутбуки 20 Связь предложений в Интерак Правка Эвристич Презентацио 13 тексте (тема – рема). Стилистика текста. Стили речи. Тропы и фигуры. Абзацы. Тема, идея, композиция. Авторство и соавторство . Редактирование . Правка текста . Язык и реклама. Экология языка. Метод Аристотеля. тивная лекция. текста: орфографи ческая, пунктуаци онная, авторская , редакцион ная еская беседа. Редактир ование текста. Журнали стика - это четвертая власть? нные материалы. Ноутбуки 21 Стать я как жанр. Практика на базе школьной газеты «Школьный квартал», журналов «Твой журнал», «Ямальский меридиан», «Ямал - смайл», «Юность Ямала». Социальны е и профессио нальные пробы. Статья в СМИ. 22 Тема 11. Фотожурналистика. 3 часа Жанры фотожурналистики. Свойства фотожурналистики: привязка ко времени, объективность и точность. Новостная, репортажная, документальна фотожурналистика. Интерак тивная лекция. Эвристич еская беседа Презентацио нные материалы. Ноутбуки. Фотоаппарат ы 23 Фоторепортаж. Основные понятия: план по крупности, по расположению, фокус, глубина фокуса, выдержка, диафрагма. Секреты хорошего снимка. Интерак тивная лекция. Съемки Презентацио нные материалы. Ноутбуки. Фотоаппарат ы 24 Фоторепортаж. Практика на базе газете «Школьный квартал» . Профессио нальные пробы. Фоторепо ртаж в школьну ю газету Презентацио нные материалы. Ноутбуки. Фотоа ппарат ы 25 - 27 Тема 12. Выпуск газеты. 3 часа Традиции школьной газеты. Определение тематики, идеи, задач номера. Выбор композиции газеты. Оформление газеты. Работа в программах Word, Publisher. Представление газеты. Защита проекта. Представл ение газеты. Защита проекта. Самостоя тельный выпуск школьно й газеты, представ ление и защита проекта Презентацио нные материалы. Ноутбуки 14 28 Тема 13. Тележурналисти ка 6 часов. Понятие тележурналистики. Телевидение как разновидность СМИ. Социальные функции телевидения. Журналистские профессии Интерак тивная лекция Эвристич еская беседа Презентацио нные материалы. Ноутбуки 29 Основные телевизионные жанры: интервью, беседа, дискуссия, ток - ш оу, пресс - конференция, брифинг, комментарий, обозрение, эссе, зарисовка. Интерак тивная лекция Эвристич еская беседа Презентацио нные материалы. Ноутбуки. 30 Репортаж как особый жанр. Речь. Актерское мастерство. Этика репортера, подготовка материала к эфиру Социальны е и профессио нальные пробы ОГТРК «Северный ветер», программа Тутундра 31 - 33 Социальные и профессиональные практики на базе тел ерадиокомпании «Северный ветер» Практика. Представ ление и защита собствен ного проекта 34 Итоговое занятие. Заседание «круглого стола». Учебно - тематическое планирование 8 - 9 класс ы № Содержание учебного материала Форма организации познавательной деятельности Вид контроля, итог деятельности Материальн о - техническое обеспечение Теория Практика Психолого - педагогическая гостиная. «Здравствуйте, это Я! Сюда ли Я попал?» (роле вая игра - кастинг, тестирование) 1 Тема 1. Введение. 1 час Знакомство с профессией журналиста. Функции журналистики. Интерак тивная лекция Эвристическа я беседа Презент ационные материалы 15 Журналистские профессии. Базовые навыки журналиста - профессионала: 2 Тема 2. Из ис тории российской журналистики 1 час Газета «Ведомости » . М.В. Ломоносов в российской журналистики. Развитие журналистики . Особенности средств массовой информации СМИ в и ЯНАО Интерак тивная лекция Эвристическа я беседа Презент ационные материалы. Материалы электронной библиот еки факультета журналистик и МГУ 3 Тема 3. Общее знакомство с жанрами журналистики 1 час Особенности публицистического текста. Журналистские жанры Интерак тивная лекция Эвристическа я беседа През ентацио нные материалы 4 Тема 4. Основные понятия о газете 1 час. Что такое газета (история, назначение). Композиция газеты. Рубрики в газете: Ра бота в программах Word, Publisher. Интерак тивная лекция Практичес кая работа Разработка своей рубрики в школьной газете Презентацио нные материалы. Ноутбуки 5 Тема 5. Заметка как основной жанр журналистики 1 час Лексические и синтаксические особенности жанра. Лаконизм . Культура поведения. Умение получать информацию. Ведение записей. Интерак тивная лекция Составлен ие заметки Эвристическа я беседа. Редактирован ие материала Презентацио нные материалы 6 Тема 6. Репортаж как основной жанр журналистики (2 часа) Предмет репор тажа. Форма репортажа . Интерак тивная лекция Практика. В ыбор темы. Написание репортажа Редактирован ие материала Презентацио нные материалы. Ноутбуки 16 Особенности ведения репортажа. 7 Репортаж и заметка как жанр. Практика на базе школьной газеты «Школьный квартал». Профессио нальные пробы Репортаж или заметка в школьную газету. Написание и представлени е Ноутбуки 8 Тема 7. Интервью как основной жанр журналистики 2 часа Причины, время и место беседы. Особенности диалога. Подготовка статьи. Интерак тивная лекция. Практика. Интервью у членов творческой группы Эвристическа я беседа Презентацио нные материалы. Ноутбуки 9 Интервью как жанр. Практика на базе школ ьной газеты «Школьный квартал» Соци альны е и профессио нальные пробы Интервью в школьную газету Презентацио нные материалы. Ноутбуки 10 Тема 8. Очерк как публицистический жанр 1 час Типы очерка. Сбор материалов. Интервью. План , к омпозиция очерка. Типы авторского повествования. Интерак тивная лекция. Сбор материала. Эвристическа я беседа. План очерка. Презентацио нные материалы. Ноутбуки 11 Тема 10. Статья как публицистический жанр 3 часа Тип ы, задачи, п ризнаки статьи . Стилистические особенности статьи. Цикл статей. Тема и подтемы. Метод Аристотеля. Интерак тивная лекция. Эвристическа я беседа Презентацио нные материалы. Ноутбуки 12 Понятие лида. Виды з аголовка. План статьи. Эпиграфы. Цитаты. Связь пр едложений в тексте . Стилистика текста. Абзацы. Интерак тивная лекция. Составлен ие лида Практика. Журналистик а - это четвертая власть? Презентацио нные материалы. Ноутбуки 13 Тема 10. Редактирование, 1 час Правка текста 17 Правка текста: орфографичес кая, пунктуационная авторская, редакционная. Язык и реклама. Экология языка. Практика. Пра вка статьи, интервью, репортажа 14 Статья как жанр. Практика на базе школ ьной газеты «Школьный квартал» Профессио нальные пробы Статья в СМИ 15 Тема 12. Фотожурналистика 1 час Жанры, с войства фотожурналистики: привязка ко времени, объективность и точность. Новостная, репортажная, документальна фотожурналистика. Фоторепортаж. Интерак тивная лекция Съемки. Секреты хорошего снимка Эвристическа я беседа Презентацио нные материалы. Ноу тбуки. Фотоаппарат ы 16 - 17 Тема 13. Выпуск газеты. 2 часа Традиции школьной газеты. Определение тематики, идеи. Выбор композиции газеты. Оформление газеты. Работа в программах Microsoft Word, Microsoft Publisher. Защита проекта. Профессио нальные пробы Самостоятель ный выпуск школьной газеты, представлени е и защита проекта 18 Библиографический список 1. Абрамович А.В., Лазаревич Э.А. Практикум по литературному редактированию. М., Изд - во МГУ, 1963. 2. Бликин А. И., Салихзянова Л.Г. Методическое пособие "Школьная газета: руководство к действию", Нижнекамск, 2005 г. 3. Власть: зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики: В 2 - х т. – М., 1998. 4. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2000. 5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э., Те ленкова М.А. Современный русский язык. М., 2009. 6. Груздева З., Куцкая С. Руководство по технике речи. Москва., 1995. 7. Егоров В. Телевидение между прошлым и будущим. М.: 1999. 8. Егоров В. Терминологический словарь телевидения. Основные понятия и комментарии. М. : 1997. 9. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей: Грамматические формы. Ударение. М.: 1994. 10. Законы и практика средств массовой информации в странах СНГ и Балтии. М.: 1999. 11. Копперуд Рой, Нельсон Рой Пол. Как преподносить новости. М., 1998. 12. Краткий юридически й справочник для журналиста. М.: «Права человека», 1997. 13. Ламбет Эдмонд Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии. М., 1998. 14. Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2005. 15. Льюис Б. Диктор телевидения. М., 1973. 16. Макарова С.К. Техника речи (учебное пособие для дикторов телевидения и радиовещания). М., 1995. 17. Машков С. " Microsoft Publisher без секретов", - М., ЗАО "Новый издательский дом", 2004. 18. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматич еские формы/ С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1989. 19. Отт Урмас. Вопрос + ответ = интервью. М., 1991. 20. Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум - справочник для 10 – 11 классов. М., 1998. 21. Рогожникова Р.П. Словарь эквивалент ов слова. Москва, 1991. 22. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998. 23. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2005. 24. Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации для работников печати. – М., 1984. 25. Словарь ударе ний для работников радио и телевидения. Под ред. Д.Э. Розенталя. 26. Станиславский К.С. Работа над собой в творческом процессе воплощения. Собр. соч., М., 1995, т.3. 27. Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2000. 19 Жукова Т.А. Фармакология. Основы анали тической химии Пояснительная записка В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества образовательного процесса. При переходе из среднего звена в старшее к обучающимся предъявляется требование обладать практико - ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в старшем звене и адаптации в нем. Одной из проблем, является вопрос, о развитии у обучающего устойчивого интереса к учебе, к знаниям, и потребность в их самостоятельном поиске. Решен ие этих задач опирается на мотивационную сферу. Исследовательская деятельность при изучении химии является надежным фактором мотивации, потому что наилучшим образом стимулирует учащихся к активному познанию, легко втягивает в учебный процесс, открывая воз можность для каждого найти собственный интерес в предполагаемом исследовании, в творческом задании которое по душе. Для решения этой проблемы необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основ е личностно – ориентированной модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. Следовательно, исследовательская деятельность школьников – это не просто игра в науку или профессию, а важнейшая часть образования, ведущая школьника к обретению самостоятельного научного мышления и созданию стойкой мотивации для обучения, особенно в старшем звене. Актуальность программы : ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы прое ктно - исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Современные развивающие программы включают исследовательскую деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятел ьности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно - исследовательской деятельности при о бучении в старших классах школы, колледжах, техникумах, в вузах. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы. Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащих ся профильн ых химико - биологических и физико - химических (10 - 11) классов, которые сделали выбор соответствующего направления в обучении и проявляют определенный интерес к профессиям химика (технолога), фармацев та, провизора, врача и т.п. Программа данного курса позвол ит познакомить учащихся с основами 20 аналитической химии, систематизировать и углубить знания, полученные в школьном курсе химии по данному разделу Цель курса: раскрыть мир профессий, связанных с химией, предоставить возможности удовлетво рить интересы учащихся в области химии и медицины в процессе про ведения экспериментальных работ; способствовать решению задач профильной ориентации, помочь учащимся «примерить» на себя профессиональную модель поведения, формировать способности и готовность к осозн анному выбору, самоопределению; воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать . Программа курса предусматривает естественнонаучную подготовку учащихся, компьютерную подготовку и знакомство с техникой работы в группе сотрудничества, Задачи курса: познакомить учащихся с некоторыми методами качественного и количественного анализа; систематизировать и углубить знания по основам аналитической химии; формирование навыков работы с химическим обору дованием и реактивами; выполнять простейшие исследования, соблюд ая правила техники безопасности; формирование умений вести расчеты используя закон действия масс, рН – показатель, произведение растворимости, фактор эквивалентности, уравнение Нернста; формир ование аналитического мышления у учащихся ч ерез практические занятия курса; формирование творческого подхода к любому виду деятельности, установки на престижност ь занятий научной деятельностью; развитие познавательных и интеллектуальных способ ностей учащихся, умений самостоятельно приобретать знания, а также понимания роли химической науки в раз работке, производстве и применении, и хранении лекарственных пре паратов; расширение и углубление знаний учащихся о стро ении, свойствах, применении и методах получения веществ и материалов; расширение естественнонаучного мировоззрения уча щихся, преодоление хемофобии и безразличного отноше ния к современным экологическим проблемам; воспитание гражданской ответственности, трудолю бия, аккуратности, внимательно сти, коммуникативности, бережного отноше ния к материальным и духовным ценностям; подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, науч но - практическим кон ференциям и поступлению в вузы; формировать и развивать практические умения учащихся: наблюдательность, в нимательность, автоматизацию в работе с руками («химические руки»); раскрывать «химич еской стороны» окружающего мира. Основные идеи курса : химическая наука служит интересам человечества и при правильном и рациональном использовании ее до стижений способствует решению многих проблем, стоя щих перед обществом; материальное единство веществ и живых организмов, нормальное существование которых возможно лишь на основе эволюционно сложившегося обмена веществ меж ду о рганизмом и окружающей средой; человек и окружающая среда взаимосвязаны; между составом, строением и фармакологическими свойствами лекарственных препаратов существуют объ ективные причинно следственные связи; фармацевтические лабораторные исследования явля ются 21 важнейшим звеном контроля при из готовлении и применении лекарственных средств; без прочных знаний химии нельзя стать квалифициро ванным химиком - лаборантом, фармацевтом, провизором или врачом; профессии химика и медицинского работника являют ся одними из самых гуманных и сложных. Теоретич еской базой служит курс химии основной школы. Расширяя и углубляя знания, совершенствуя уме ния и навыки, полученные на уроках, учащиеся обучают ся основам фармацевтической химии и химического анализа. На занятиях элективного курса предполагается более де тальное ознакомление учащихся с техникой и правилами работы с химическими реактивами, лабораторным обору дованием и химической посудой, как общего, так и специ ального назначения. Учащиеся совершенствуют навыки работы с нагрева тельными приборами, весами, мерной посудой и реакти вами, изучают состав и свойства целого ряда лекарств, учатся самостоятельно проводить анализы некоторых ле карственных средств. Учащиеся смогут оценивать резуль таты экспериментов, сравнивая их с величинами, соот ветствующими требов аниям Государственной фармако пеи. Ознакомление учащихся с лекарственными средствами начинается с теоретического обзора строения и примене ния того или иного препарата при различных заболеваниях. Подробно анализируется инструкция по применению определяемого лекарства (можно использовать справочни ки по лекарственным средствам, но лучше всего применять листы - вкладыши, прилагаемые к упаковке препарата). Особое внимание следует уделять составу, фармакологиче ским свойствам препаратов, общей культур е обращения с лекарственными средствами и их применения. При этом учащиеся должны также усвоить, что здоровый образ жиз ни позволяет надолго сохранить активность и поможет избежать многих болезней и проблем. Изложенный материал учащиеся записывают кратко в своих рабочих тетрадях. Да лее проводится практическая работа, в течение которой каждый ученик самостоятельно проделывает исследование. Для исследования ученик получает анализируемый препарат в виде таблетки, капель или иной лекарственной формы. По итогам выполненной работы ученик записы вает в рабочую тетрадь результаты анализа по специаль - ной форме с указанием нормы. Сравнивая полученные результаты с содержанием определяемого показателя в норме, формулируется вывод о соответствии или несоот ветствии изуч аемой пробы требованиям, предъявляемым к данному лекарству. Итоги работы элективного курса рекомендуется под водить в виде, творческого отчета, мультимедийной презентации, выставки, конференции и т. д. с приглашением других учащихся, учителей и родителей. Обязательным является защита курсовой работы и выпуск стенгазеты по индиви дуальным темам. Вид программы: предметный (ознакомительный, демонстрирующий особенности изучения учебного предмета на профильном уровне, а также способы деятельности, необходимые в конкретном профиле) Продолжительность: 1 год. 22 Формы и режим занятий: Программа курса включает в себя 34 занятия. Продолжительность занятий – 40 мин. Форма занятий : групповая - организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек); индивидуальная - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. В результате освоения курса обучающиеся должны: - усвоить понятия: «методы исследования», «методами качественного и количественного анализа», « реагента» и «определяемого вещества». - знать: знать основные методы измерений и способы представления полученных результатов в виде таблиц, диаграмм и графиков; структуру проводимой исследовательской работы; понятие качественной реакции, реагента и определяемого вещества; качественные реакции на катионы и анионы неорганических веществ; правила поведения на занятиях. - уметь: планировать, подготавливать и проводить качественные реакции; описывать результаты наблюдений; делать выводы; об суждать результаты эксперимента; работать с текстом, делать выводы; по льзоваться справочной литературой; психологически настраиваться на работу с аудиторией; выполнять эксперимент, наблюдать, анализировать полученные резул ьтаты, делать логические выводы; уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаив ать собственную точку зрения; уметь обращаться с простейшими приборами ; осваивают и совершенствуют навыки использования компьютеров и компьютерной коммуникации; - иметь представление: о научных работах и открытиях; о публичном выступлении; о приемах саморегуляции и т.д. - владеть химическими терминами; приемами работы с химическим оборудованием и веществами. Принципы реализации: максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; индивидуализации и дифференциации обучения; создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. Методы обучения: лекция ; практические работы ; создание исследовательского проекта . Ожидаемые результаты: повышение уровня обученности у участников путем обмена опытом, знаниями через понимание проблем сверстников; применение новых форм и методов работы по развитию способностей у школьников. Содержание программы «Фармакология. Основы аналитической химии» 10 класс Тема 1. Основные понятия и термины (2ч). Основы качественного анализа. Группы катионов, анионов, органические вещества. Основные понятия и термины: специфические реакции, групповой 23 реагент, дробный анализ, аналитические группы, предел обнаружения, правила техники безопасности при работе в кабинете химии Оформление отчета по практическим и лабораторным работам. Молекулярные, ионные уравнения, ОВР Тема 2. Качественные реакции на важнейшие катионы (6ч). Практическая работа №1 «Качественные реакции на катионы 1, 2 и 3 групп». Катионы 1 группы (К + , Na + , NH 4 + ) катионы 2 группы ( Mg 2+ , Ca 2+ , Sr 2+ , Ba 2+ , Mn 2+ , Fe 2+ ; Fe 3+ , Al 3+ , Cr 3+ , Bi 3+ ), катионы 3 группы ( Co 2+ , Ni 2+ , Cu 2+ , Zn 2+ , Cd 2+ , Hg 2+ ). Кислотно - основной метод, аммиачно - фосфатный метод. Практическая работа №2 «Качественные реакции на катионы 4, 5 и 6 групп». Катионы 4 группы ( Sn 2+ , Sn 4+ , Sb 5+ , As 5+ ), катионы 5 группы ( Ag 1+ , Pb 2+ ). Молекулярные, ионные уравнения, ОВР. Номенклатура комплексных соединений. Кислотно - основной метод. Понятия «тяжелые металлы». Антропогенные источники поступления металлов в окружающую среду. Решение задач с экологическим содержанием. Действие соединений тяжелых металлов на живые организмы. Каогуляция белка соединениями тяжелых металлов ( солями меди, цинка, свинца). Первая медицинская помощь при отравлении такими веществами. Химические явления в действии противоядий Тема 3. Качественные реакции на важнейшие анионы (3ч). Практическая работа №3 «Качественные реакции на анионы 1 группы». Анионы первой аналитической группы ( SO 4 2 - , SO 3 2 - , S 2 O 3 2 - , CO 3 2 - , PO 4 3 - , F - , SiO 3 2 - ), групповой реагент – хлорид бария. Молекулярные, ионные уравнения. Практическая работа №4 «Качественные реакции на анионы 2 и 3 групп». Тема 4. Основы количественного анализа в фармакологии (2ч) Основы количественного анализа. Титрование (кислотно - основное, окислительно - восстановительное). Титр. Определение концентрации растворов некоторых препаратов титрованием. Тема 5. Качественный анализ в фармакологии (21ч). Определ ение содержания ионов железа в некоторых лекарственных препаратах. Определение состава борной, ацетилсалициловой, аскорбиновой кислот. Изучение строения некоторых лекарственных препаратов по химическому анализу функциональных групп. Решение экспериментальных задач на получение химических веществ Практические работы: Определение содержания ионов железа в некоторых лекарственных препаратах. Определение состава борной, ацетилсалициловой, аскорбиновой кислот. Изучение строения некоторых лекарственных препаратов по химическому анализу функциональных групп. Решение экспериментальных задач н а получение химических веществ и лекарственных препаратов. Решение экспериментальных задач на распознавание химических веще ств раннее полученным реактивом. Защита проектных работ. 24 Учебно - тематическое планирование № п/п Тема Количество часов В том числе на Элементы содержания Материально - техническое и информационно - техническое обеспечение теорию практику 1 Основы качественного анализа. Группы катионов, анионов, органические вещества. Техника безопасности проведения работ в кабинете химии. Оформление отчета по прак тическим и лабораторным работам 2 2 Основные понятия и термины , правила техники безопасности при работе в кабинете химии Дидактический материал, справочный материал «Качественные реакции на катионы и анионы» 2 Практическая работа №1 «Качественные реакции на катионы 1, 2 и 3 групп». 2 2 Катионы 1 группы; Молекулярные, ионные уравнения. Кислотно - основной метод Справочный материал «Качественные реакции на катионы , оборудование к практической работе на обнаружение катионов 3 Практическая работа №2 «Качественные реакции на катионы 4, 5 групп». 2 2 Катионы 4 группы Молекулярные, ионные уравнения. Кислотно - основной метод. Номенклатура комплексных соединений Справочный материал «Качественные реакции на катионы » ; оборудование к практической работе на обнаружение катионов 4 Понятия «тяжелые металлы». Антропогенные источники поступления металлов в окружающую среду Решение задач на определение ПДК некоторых соединений 2 2 Действие соединений тяжелых металлов на живые организмы. Первая медицинская помощь пр и Дидактический материал по теме «Влияние соединений тяжелых металлов на живые организмы. Первая 25 металлов в организме отравлении такими веществами помощь при отравлении соединениями тяжелых металлов. 5 Практическая работа №3 «Качествен ные реакции на анионы 1 группы» 1 1 Анионы первой аналитической группы групповой реагент – хлорид бария. Молекулярные, ионные уравнения Справочный материал «Качественные реакции на анионы 1 группы; оборудование к практической работе на обнаружение анионов 6 Практическая работа №4 «Качественные реакции на анионы 2 и 3 групп» 2 2 Анионы второй аналитической группы групповой р еагент – нитрат серебра «ляпис» третьей аналитической группы. Молекулярные, ионные уравнения. Справочный материал «Качественные реакции на анионы 2 - 3 группы; оборудование к практической работе на обнаружение анионов 7 Основы количественного анализа. Титрование (кислотно - основное, окислительно - восстановительное) 2 1 1 Титрование (кислотно - основное, окислительно - восстановительн ое). Титр. Определение концентраци и растворов препаратов титрованием. Приготовление растворов Справочный материал по основам титрометричес кого анализа ЦЛ «Архимед», оборудование для титрования 8 Определение содержания ионов железа в некоторых лекарственных препаратах. 2 1 1 Качественные реакции на ионы железа, методы анализа лекарственных препаратов, безопасное обращени е с лекарственными препаратами ХвШ №9 2002г, оборудование к практической работе на обнаружение ионов железа 26 9 Определение состава борной, ацетилс алициловой, аскорбиновой кислот 3 1 2 Строение, состав и классификация лекарственных препаратов: борной, ацетилсалицилов ой, аскорбиновой кислот, фармакологическ ие показания безопасное обращение ХвШ №9 2002г, оборудование к практической работе на обнаружение функциональн ых групп кислот 10 Изучение строения некоторых лекарственных препаратов по химическому анализу функциональных групп. 7 1 6 Функциональные группы, классификация, строение и состав лекарственных препаратов ; фармакологическ ие показания , безопасное обращение, правила хранения. Органика - ХвШ №9 2004г, оборудование к практической работе на обнаружение функциональн ых групп 11 Решение экспериментальных задач на получение химических веществ 3 1 2 Синтез йодоформа, получение основания бриллиантового зеленого; методы синтеза, анализа и характерные свойства ХвШ №9 2004г, оборудование к практической работе 12 Решение экспериментальных задач на распозн авание лекарственных препаратов 3 1 2 Методы анализа порошкообразны х веществ , растворов, качественные реакции Методический материал по проведению анализа, оборудование к практической работе на обнаружение функциональн ых групп и групп атомов в составе вещества 13 Решение экспериментальных задач на распознавание химических веще ств раннее полученным реактивом 3 1 2 Методы синтеза и анализа препаратов неорганического и органического происхождения, Методический материал по проведению анализа, оборудование к практической 27 характерные свойства используемых веществ, без опасное обращение с реактивами работе на обнаружение ф ункциональн ых групп и групп атомов в составе вещества 14 Защита проектных работ 1 1 Классификация лекарственных средств, фармакологическ ие показания, безопасность при работе с лекарственными препаратами Оборудование для представления и защиты проектной работы 1. Итого 34 28 Библиографический список Источники информации для педагога : 1. Батаева Е.В., Буданова А.А. Задачи и упражнения по общей химии. Москва, 2011. 2. Беликов В. Г. Фармацевтическая химия: Учеб ник. - 3 - е изд., перераб. и доп. - Пятигорск, 2003. 3. Жилин Д.М., Химия, лабораторный журнал для 9 класса, Москва, БИНОМ 2011. 4. Логинова Н.В. Полозов Г.И. Введение в фармацевтическую химию . Учебное пособие – Мн, БГУ 2003. 5. Мартыненко Б.В. «Кислоты - основания». Москва, «Просвещение», 1988. . 6. Руководство к лабораторным занятиям по фар мацевтической химии: Учеб. пособие / Под ред. А. П. Арзамасцева. - 3 - е изд., перераб. и доп. - М.: Ме дицина, 2001. 7. Учебное электронное издание «Химия. Виртуальная химия. 8 - 11 класс», МарГТУ, 2004. 8. Фадеев Г.Н. «Химия и цвет». Москва, «Просвещение», 1983. 9. Химия в школе №9 2002г, 2004 10. Шкурко Д. «Забавная химия». Ленинград. «Детская литература», 1988 11. Ширшина Н.В., Химия: проектная деятельность учащи хся. Волгоград, «Учитель», 2008. 12. Штремплер Г.И. Предпрофильная подготовка по химии. Москва, «Дрофа», 2007. 13. Цифровая лаборатория «Архимед 4.0» лабораторные работы по химии, Москва, 2011. Источники информации для учащихся: 1. Глущенко Н. Н. Фармацевтическая хи мия: Учеб ник / Под ред. Т. В. Плетневой. - М.: Академия, 2004. 2. Ершов Ю.А.., Плетнева Т.В. «Механизмы токсического действия неорганических соединений». М.: Москва, 1989. 3. Кукушкин Ю.Н. «Химия вокруг нас». Москва, «Высшая школа», 1992. 4. Машковский М. Д. Лекарственные средства: В 2 т. - 9 - е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1994. 5. Практикум по общей химии, 2006 6. Руководство к лабораторным занятиям по фар мацевтической химии: Учеб. пособие / Под ред. А. П. Арзамасцева. - 3 - е изд., перераб. и доп. - М.: Ме дицина, 2001 7. Солдатенков А. Т. Основы органической химии лекарственных веществ. - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: Химия, 2003. 8. Учебное электронное издание «Химия. Виртуальная химия. 8 - 11 класс», МарГТУ, 2004. 9. Штремплер Г.И. Предпрофильная подготовка по химии. Москва, «Дрофа», 2007. 29 10. Эйхлер В., Яды в нашей пище. М.: Мир, 1993. 11. Энциклопедия для детей. Т.17. химия./гл.редактор Володин В.А./ М.: Аванта +, 2000. Интернет - ресурсы 1. http://anubis.bsu.by/publications/elresources/Chemistry/Loginova.pdf 30 СОДЕРЖАНИЕ Азбука журналистики. Н.В. Гладкова ……………………………………… 3 - 18 Пояснительная записка …………………………………………………… 3 Содержание программы, 10 класс ……………………………………….. 5 Содержание программы, 8 - 9 класс …………………………………… .. 7 Учебн о - тематическое планирование 10 - 11 класс ……………………… . 10 Учеб но - тематическое планирование, 8 - 9 классы …………………… ..... 14 Библиографический список ……………………………………………… . 18 Фармакология. Основы аналитической химии . Т.А. Жукова 19 - 28 Пояснительная записка …………………………………………………… 19 Содержание программы, 10 класс……………………………………… . 2 2 Учебно - тематическое планирование ……………………………………. 24 Библиографический список ……………………………………………… 28 31 Элективные курсы: «От азбуки журналистики к профессии журналиста », « Фармакология. Основы аналитической химии » Ответственный за выпуск Н. В. Банникова Корректор С. В. Кривцова Технические исполнители Е. С. Варнавин В. П. Глухов Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ямало - Ненецкого автономного округа «Региональный институт развития образования» Лицензия РК по печати № 021311 от 10.11.1998 Подписано в печать 10.05.15 г. Усл. печатн. л. 5,2 Тираж 100 экз. Заказ № 16 ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО» 629007, ЯНАО, г. Салехард, ул. Совхозная, 14, корпус 32