Конспект урока по математике на тему Решение задач составлением уравнения (5 класс)


Урок математики в 5-м классе по теме:
" Решение задач составлением уравнения".
Кто с детских лет занимается математикой,
тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю,
воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.
(А. Маркушевич)
Ширшова Наталья Александровна, учитель математики,
ГБОУ ООШ с. Красные Ключи м.р. Похвистневский Самарской области

Предмет – математика, 5 класс Учебно-методическое обеспечение: Учебник._Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 5 класс: учеб. для общеборазоват. Учреждений. – М.: Мнемозина, 2008 Тема урока: «Решение задач составлением уравнения»Тип урока: комбинированный. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.Продолжительность урока: 45 минут.Методы обучения: словесный, наглядный, практический.Оборудование: карточки для самостоятельной работыМедиапродукт: Microsoft Office PowerPoint. (наглядная презентация учебного материала)
Характеристика
учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся класса
Уровни: 3-высокий; 2-средний; 1-низкий. УУД-универсальные учебные действия
Обучающиеся владеют:
• регулятивными УУД:
-формулировать вопросы по теме (2-уровень);
-преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2-уровень);
• познавательными УУД:
-собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы,
под руководством учителя;(3-уровень)
• коммуникативными УУД:
-высказывать свою точку зрения;(3-уровень)
• личностными УУД:
-осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.(3-уровень)
Цели урока
как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий Учебные действия Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие уравнение 2-3 уровень - понимание и хорошее воспроизведение
умение решать основные типы задач с помощью уравнений 3 уровень - отличное применение при решении задач
 
Регулятивные самостоятельно ставят новые учебные
задачи путем задавания вопросов о неизвестном 2 уровень - самостоятельное действие обучающихся по заданному алгоритму
планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления 2 уровень- совместное с учителем действие обучающихся на основе известных компонентов
Познавательные закрепляют  навыки и умения применять алгоритмы при решении задач составлением уравнения; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач по теме «Уравнение»;
3 уровень- самостоятельное действие обучающихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач
Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
3 уровень -совместные действия обучающихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Личностные формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе. 2 уровень — самостоятельное выполнение действий
Структура и ход урока
Этап урока Задачи урока Деятельность
учителя Деятельность обучающихся Время (в мин) Формируемые УУД
I.
Организационный этап Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Включаются в деловой ритм урока.
2мин Коммуникативные: 
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные:
организация своей учебной деятельности
Личностные: мотивация учения
II.
Проверка домашнего задания. Проверить усвоение темы предыдущего урока Контроль выполнения домашнего задания Разбор заданий 2мин Личностное: оценивание выполненного домашнего задания;
III.
Актуализация знаний Обеспечить повторение и обобщение изученного материала Организация устного решения уравнений и фронтального опроса по теме «Уравнение» Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. 5мин Познавательные:
структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: 
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 
Регулятивные:
контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные:
оценивание усваиваемого материала.
IV.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся Формировать положительный мотив учения.
Обеспечить мотивацию .учения детьми, принятие ими цели и задач урока. Содействовать воспитанию любви к родному краю, природе Мотивирует обучающихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание на значимость темы. Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. 4мин Познавательные:
формирование интереса к данной теме.
Личностные:
формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные:
 уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные:
планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного
результата.
V.
Применение знаний и умений в новой ситуации Выработать навык нахождения компонентов при сложении и вычитании;
обеспечить систематизацию знаний изученного материала Содействовать воспитанию любви к спорту, Родине Организация и контроль за процессом решения задач. Работают в парах над поставленными задачами. 8мин Познавательные:
формирование интереса к данной теме;
Личностные:
формирование готовности
к самообразованию.
Коммуникативные: 
уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
формирование любви к Родине, родному краю
Регулятивные:
планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
VI.
Физкультминутка.
Содействовать воспитанию здорового образа жизни. Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку обучающихся Обучающиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу 1мин Коммуникативные:
формирование здорового образа жизни;
Личностные:
развитие активности и организованности
VII.
Гимнастика ума Содействовать воспитанию интереса к математике, активности. Сменить деятельность на восприятие исторических фактов Восприятие исторических фактов. 4мин Познавательные:
развитие умений учебно-познавательной деятельности;
Коммуникативные:
воспитание интереса к предмету
VIII.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Создать условия контроля и взаимоконтроля усвоения знаний и умений. Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. Показ умений и навыков усвоение темы. 16
мин Личностные:
формирование позитивной самооценки
Коммуникативные: 
воспитание требовательного отношения себе и своему труду
Регулятивные:
умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить
необходимые коррективы.
IX.
Информация о домашнем задании Обеспечить понимания детьми содержания задания. Дает комментарий к домашнему заданию Обучающиеся записывают в дневники задание.
1мин Личностные:
Формирование положительного мотива обучения.
X.
Рефлексия
(подведение итогов урока) Дать количественную оценку обучающихся Поводит итоги работы пар и класса в целом Поводит итоги работы пар и класса в целом 2мин Регулятивные: 
оценивание собственной деятельности на уроке
Этапы урока Время Содержание
деятельности учителя Содержание
деятельности обучающегося Использование ИКТ
I.
Организационный момент.
 
 
 
2мин Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке вы сможете все показать свои знания, поучаствовать во взаимоконтроле  и самоконтроле своей деятельности. Надеюсь, что вы откроете для себя много интересного и поучительного из мира математики.Я уверена, что вы справитесь со своей работой самым наилучшим образом. А сейчас проверим нашу готовность к уроку. Учебник, тетрадь и ручка на столе. Ребята, прислушайтесь и вникните в слова
А. Маркушевича.
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.
Обучающиеся 5класса встают,  приветствуя учителя, и садятся за свои рабочие места.
 
 
 
  Слайд №1
( об учителе)
Слайд № 2Слова
А. МаркушевичаII.Проверка домашнего задания.
2мин п.10, № 395(а,б,в), № 397(а), № 403(а).
№ 395(а,б,в).Решите уравнение:
а) 395+х=864; х=496.
б) у+213=584; у=371
в)300-к=206; к=94.
№ 397(а) Задача. Продолжительность дня с 7 октября до 19 ноября уменьшилась на 3 часа и стала равной 8 ч. Какой была продолжительность дня 7 октября.
Решение. 8+3 = 11( часов)
№ 403(а).Найдите значение выражения: а) ( 37296 :37 – 17780 : 35) :250 = 2
 
Разбор решенных уравнений и задачи.
Слайд № 3
Проверь себя! (Ответы домашней работы)
III. Актуализация, систематизация опорных знаний. 5мин Проверка теоретической части
1)Какое равенство называют уравнением?
2)Какое число называют корнем уравнения?
3) Что значит решить уравнение?
4) Как найти неизвестное слагаемое, вычитаемое и уменьшаемое?
Устная работа.
1) 16-х=7;
2) х-9=21;
3) 15+х=45;
4)(х+40)+13=113;
Ребята отвечают на поставленные вопросы и решают уравнения Слайд № 4
Вопросы по домашнему заданию
Слайд № 5Уравнения
IV.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся
4мин Ребята! Мы решали уравнения, а сейчас попробуем решить задачу. Задача. В корзине было несколько грибов. После того как в нее положили еще 27 грибов, их стало 75. Сколько грибов было в корзине?
Решение. Пусть х грибов было в корзине.х+27=75,х=75-27, х=48. 48 грибов было в корзине. Ответ.48 грибов.
Ребята! Как можно решить задачу? Значит, какая тема сегодняшнего урока? И какова цель урока?
Воспитательный процесс. Грибы растут не на загрязненной территории и …) Формулируют тему и цель
урока.
Открывают тетради и записывают число,  тему урока «Решение задач составлением уравнения»
Слайд №56
Задача о грибах.
Слайд №8
Цель урока
Слайд №7
V.
Применение знаний и умений в новой ситуации

8мин
 
 
Задача. В ЦОП (центр олимпийской подготовки) было 43 человека. Когда несколько человек уехало на сборы в Сочи , а 5 человек вернулись с чемпионата Мира , то всего стало в ЦОП 35 человек. Сколько человек уехало на сборы?
Решение. Пусть х человек уехало на сборы.(43-х)+5=35, х=13. 13 человек уехало на сборы.
Ответ. 13 человек.
Вопрос.2014 год чем знаменит? Воспитательный процесс. Спорт-здоровье, спорт- большая ответственность, в твоем выступлении лицо Республики, страны, а чтобы это получилось, надо много трудиться.…)
№ 373(б)-ученик из I варианта
В мотке было несколько метров проволоки. После того как отрезали 9 м, осталось 25м. Сколько м проволоки было в мотке?
№ 377(а)-ученик из II варианта
Витя задумал число. Если к этому числу прибавить 23 и к полученной сумме прибавить 18, то получится 52. Какое число задумал Витя?
Записывают в тетрадях решение задачи.
2014-год Сочинской олимпиады
Решают задачи с учебника Слайд №9
Задача о
спорте
VI.
Физкультминутка.
1мин Учитель рассказывает стих , одновременно показывая движения.
Бьют его, а он не злится.
Он все больше веселится.
Как не странно без битья
Нет для мячика житья. Обучающиеся повторяют за учителем движения Слайд №10
физкультминутка
VII. Гимнастика ума 4мин Задача. Из истории математики.
Мальчику было 9 лет, когда учитель предложил устно найти сумму натуральных чисел: 1 + 2 + 3 +…+98 + 99 + 100. Не успел учитель закончить эту запись на доске, как у мальчика был готов ответ.
Кто этот ученый? Чему равна эта сумма?
Это Карл Гаусс и Ответ: 5050.
Решение: 101 (1+100, 2+99, 3+98,…, 50+51). А таких пар,50. Выходит, что вся искомая сумма равна 101 • 50=5050. В развитии этих способностей очень важную роль сыграли целеустремленность, трудолюбие и тщательность выполнения каждой работы, в том числе и чисто ученических упражнений. При выполнении вычислений Карл Гаусс всегда соблюдал образцовый порядок. Каждую цифру он писал четко, каждое число занимало надлежащее ему место.
Обучающиеся решают в черновиках. Слайд № 10
( из истории математики)
Слайд №12
К Гаусс
VIII. Контроль за результатами учебной деятельности
  16
мин
Работа в парах
1ряд.№ 373(г)
2 ряд. № 373(д)
3 ряд. № 373(е)
Самостоятельная работа(по вариантам)
Вариант I
1. Решите с помощью уравнения задачу: «Петя задумал число. Если вычесть его из числа 333, то получится 195. Какое число задумал Петя?».
2. Решите уравнения:
а) 965 + n = 1505;
б) 802 – х = 416.
3. Решите уравнение:
44 + (а – 85) = 105.
Вариант II
1. Решите с помощью уравнения задачу: «Если из задуманного числа вычесть 242, то получится 120. Каково задуманное число?».
2. Решите уравнения:
а) х + 223 = 1308;
б) с – 127 = 353.
3. Решите уравнение:
69 + (87 – n) = 103.
Идет взаимообучение 
Обучающие выполняют самостоятельную работу и проверяют себя по готовым ответам.  Слайд № 13-14
Задания и ответы:
1ряд:47 человек.
2 ряд:80 км/час
3 ряд:11 лет.
Слайды №15-16
Задания и Ответы:
 Вариант1.
1.138;
2. а)540, б)386.
3.146
Вариант 2.
1.362;
2.а) 1085,б)480.
3. 48
IX. Домашнее задание к следующему уроку 1мин п.10, № 397(б,в),№ 395(в,г),№ 403(б), № 401-инд Обучающие записывают домашнее задание Слайд № 17Домашнее задание
X.Итог урока, рефлексия. 2 мин Итак,  сегодня на уроке мы решали задачи составлением уравнения, решали просто уравнения, Закрепили свои знания работой парами. Все работали хорошо. Молодцы!Оценки за урок…
Рефлексия.
В завершении  выразите свое впечатление об уроке.  Если вы хорошо себя чувствовали на уроке, у вас все получилось, то поднимите обе руки.Если вы испытывали затруднения, волнение, то одну руку. Встали. Спасибо за урок! Урок окончен. Обучающиеся подают дневники.
 
 
Обучающиеся выражают свое впечатление об уроке.  
Слайд № 18.
Рефлексия