Статья Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроках английского языка

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроках английского языка


«Великая цель образования
это не знания, а действия»
Гербер Спенсер


Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из других стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований показали, что российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.
Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Качество образования на современном  этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности
Перед нами ставятся задачи:
научить получать знания (учить учиться)
научить работать и зарабатывать (учение для труда)
научить жить (учение для бытия)
научить жить вместе (учение для совместной жизни)
Всё вышеперечисленное и не только это побудило органы государственной власти к разработке и внедрению  образовательных стандартов второго поколения. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.
    Таким образом, актуальность реализации системно-деятельностного   подхода в образовательном процессе состоит в том, что он способствует формированию основных компетенций, заложенных в новый федеральный государственный стандарт.
 Понятие системно-деятельностного подхода появилось  в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять  оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков  отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.   
Системно-деятельностный подход предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога  культур     и    уважения    многонационального,     поликультурного    и  поликонфессионального состава российского общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в  системе образования на основе разработки содержания и технологий  образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого  уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию     на   результаты  образования  как   системообразующий  компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения  универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и  основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования и способов  организации    образовательной деятельности и учебного сотрудничества в  достижении целей личностного, социального и познавательного развития  обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических  особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм  общения для определения целей образования и воспитания и путей их  достижения;
-  обеспечение     преемственности   дошкольного,    начального   общего,  основного и среднего (полного) общего образования; 
- разнообразие     индивидуальных     образовательных    траекторий   и  индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и  детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост  творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного  сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Системно-деятельностный        подход     обеспечивает     достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы  начального общего образования и создает основу для самостоятельного  успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,  видов и способов деятельности.
 Поэтому учителям необходимо овладевать  педагогическими  технологиями, с помощью которых  можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии:
-проблемного обучения;
-проектного обучения;
-информационные и коммуникационные технологии.


Дидактические принципы:
1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе, обществе, самом себе), о роли и месте науки в системе наук.
4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.
Эти дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме.

Позиционирование учителя
Позиция учителя-профессионала

·демонстрирует культурные образцы действий

·инициирует пробные действия детей

·консультирует, корректирует действия

·ищет способы включить в работу каждого
Позиция воспитателя

·создает условия для приобретения детьми
жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции), самостоятельной выработки жизненных ценностей

·“соучастник”, “третейский судья”
Позиция педагогической поддержки

·оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от
проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать

Структура урока и особенности некоторых его этапов в     технологии     системно-деятельностного подхода

1.Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.
У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
включение в деятельность;
выделение содержательной области.

II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
создание проблемной ситуации;
выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
Способы: диалог, групповая или парная работа:
Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
организация самостоятельной исследовательской деятельности;
выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя, которое впоследствии пытаются выразить своими словами.
В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это, возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.

V. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Способы: фронтальная работа, работа в парах;
Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
Выполнение заданий с проговариванием. В    процессе    первичного    закрепления примеры    решаются    с комментированием.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
Выполняется письменно;
Методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.
При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Вопросы:
Какую задачу ставили?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания? В    процессе    первичного    закрепления примеры    решаются    с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
Выполняется письменно;
Методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.
При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Вопросы:
Какую задачу ставили?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?

Педагогические  технологии, с помощью которых  можно реализовать новые требования:
-технология проблемного обучения,
- технология проектного обучения, 
-информационные и коммуникационные технологии
 
Для реализации системно-деятельностного подхода я выбрала технологию кейс-метода.
Организационной основой кейс-методов является активное обучение, а содержательной основой - проблемное обучение.
Метод кейсов (анализ конкретных учебных ситуаций) – метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией – осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предложениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей – навыки групповой работы.
Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
Цель метода case-study – совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию – case, возникшую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Метод кейс – стади - это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студента и преподавателя.


















Учебный предмет: Английский язык
Автор УМК: М.З. Биболетова «Английский с удовольствием»
Класс: 7 класс
Тема урока: «Школьная форма: быть или не быть»
Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: Сформировать умения составлять монологическое высказывание с аргументацией.

Планируемый результат:
Личностные умения: проявления отношения к проблеме школьной форме.
Предметные: умение строить монологическое высказывание с аргументацией.
Метапредметные:
Познавательные
- читать и слушать, извлекая нужную информацию;
- осуществлять подбор аргументов для решения учебных задач.
Коммуникативные
- умение участвовать в общей беседе;
- умение формулировать высказывание;
- умение осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебных задач.
Регулятивные
- умение выполнять действие в соответствии с планом;
- умение выполнять самооценку.

Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Добрый день, ребята. Как у вас дела?
Давайте начнём наш урок.
Спасибо хорошо.

2. Постановка учебной задачи

-Ребята, посмотрите на картинки детей. Скажите, во что они одеты.
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить.

- Давайте сейчас посмотрим видеоролик и ответим на следующие вопросы:
а) О каком конкретно виде одежды идёт речь?
б) Какие у них мнения?

- А какое отношение к школьной форме у вас? Ответьте на вопрос, выбрав один из вариантов ответа.
Хотел бы ты носить школьную форму?
-Да - Нет - Мне все равно

- Посмотрите на результаты. О чем они говорят? (Результаты голосования предъявляются в виде графика)

- Скажите, а почему вы хотите/ не хотите носить школьную форму?
- Почему не получается ответить на этот вопрос?

- Какую задачу мы должны решить?
-Девочка одета в
Мальчик одет в
- Об одежде.





- О школьной форме.
- Разные. Мальчик – за, девочка – против школьной формы.

Ученики отвечают на вопрос путем голосования с помощью интерактивной доски.



-Результаты говорят о том, что наши мнения тоже разные.


Затруднение

-Не хватает словарного запаса.
- Не можем сформулировать аргументы.
- Мы хотим научиться высказывать своё мнение по данной теме и уметь его аргументировать.

3. Открытие нового знания.

- Разделитесь, пожалуйста, на группы. Каждая группа получает текст (См. приложение № 1)Прочитайте его. Найдите проблему. Определите причины этой проблемы. Предложите свое решение этой проблемы.

- Теперь каждая группа выбирает спикера. Спикер должен озвучить результаты работы группы.





- Ребята, как вы оцениваете работу групп?


- А ваше собственное мнение совпадает с мнением вашей группы?

- Давайте узнаем, как проблема дресс-кода решается в некоторых офисах США (См. приложение № 2)
- Что вы можете сказать о таком решении проблемы?
Учащиеся работают в группе по решению поставленной задачи.





- Мы считаем, что проблема в том, что некоторые ученики (не) хотят носить школьную форму потому что
- мы бы хотели, чтобы ученики носили свою повседневную одежду
( школьная форма была более модной, школьную форму носили только по праздникам)
- Нам кажется, что группы справились с заданием. Решение группы № очень интересное (необычное, удивительное, нереальное)
- Я (не) согласен с мнением группы.
Я тоже (не) хочу носить школьную форму потому что
Учащиеся читают текст.


- Мне такое решение очень нравиться.
- Это хороший компромисс.


4. Рефлексия деятельности.

- Какую задачу мы сегодня ставили?


- Удалось ли её решить?
- Каким способом вы решили поставленную задачу?
- Какие результаты получили?

- Над чем следует ещё работать?

- Я предлагаю вам оценить наш урок и свою работу по следующим критериям. Ученикам предлагается заполнить формы самооценки. (См. приложение №3)

- Научиться высказывать свое мнение к школьной форме и уметь его аргументировать.
- Да.
- Мы читали, работали в группе, принимали решение
-Научились высказываться и аргументировать свое мнение.
- Чтобы все участники группы активно участвовали в работе.





Результативность урока можно оценить с точки зрения достижений поставленной цели. На моём уроке в 7 классе по теме: «Школьная форма: быть или не быть» 100% учащихся смогли сформулировать своё отношение к этой проблеме и аргументировать его.
Для того чтобы определить насколько успешны были решены поставленные задачи мною были предложены критерии для самооценки. Учащиеся довольно критично оценивают самих себя. В среднем баллы колеблются от 5 до 8.

Удовлетворенность уроком мне помогают определить вопросы для учеников. Ребята отмечают нестандартность урока и выражают желание продолжить работу в этой технологии.














Приложение №1


SCHOOL UNIFORM

B: Hi, Jacky! Don’t you just hate having to wear these ugly school uniforms? I feel like I can’t express myself in these clothes. It’s not fair that I can’t choose what to wear.

G: I like wearing a uniform to school. They make it easier for the teachers to find you if you got lost on an excursion. No one would find you if you aren’t wearing a uniform.

B: Yes, but they are so plain. Clothes that you buy at the shops look much cooler. I feel so angle in these ugly clothes.

G: You don’t need to wear cool clothes to be cool. There are lots of other ways to be cool like, for example, handing your homework in on Friday or not running on concrete.

B: True, but uniforms make everyone look the same when they are all so different. I want to be different to my other classmates.

G: But it’s good that we have the same clothes. It makes us remember that we are all at the same school and that we should be proud that we all go to school here.

B: Whatever Jacky, I think uniforms make school boring. If people had different clothes with different styles they would make school much more interesting.

G: But we are here to learn, Harman. If everyone was wearing their own clothes then maybe there would be less focus on their school work.

B: I disagree, Jacky. By the way you have a very deep voice for a girl. Your clothes don’t make any difference what you learn. I can learn wearing whatever I want.

G: But, Harman, we have to live by rules to succeed in life. Wearing school uniform teaches students to follow rules. You can’t just do whatever you want, you know.

B: My mum and dad think that school uniforms are so expensive. They can buy cheaper clothes at K-market made in China.

G: But Harman, without uniform there would be a lot of pressure to wear the latest fashionable clothes. By the way, Harman, you must spend a lot of money on hairy products. You shouldn’t have to worry about whether or not you look cool at school. I feel safe and comfortable in my school uniform and it helps me learn.

B: I disagree, Jacky, but you make some convincing points. It doesn’t mean you are wrong. We just have different opinions.


.



Приложение №2
In the USA some companies introduced Dress-Down Friday, the system in which once a week (on Friday) the employees were allowed to wear casual clothes of their choice.
In a recent poll 82% of Americans thought that it is OK for business to have a Dress-Down day, while 12% thought it is not.



















Приложение № 3

Критерии самооценки работы в группе.

Ф.И.О. ученика:__________________________________________

По каждому пункту ученику предлагается выставить баллы от 0 до 10.

Критерий оценивания

Баллы

Я принимал(а) активное участие в работе в группе


Я умею работать в команде


Я активно отстаивал(а) свою точку зрения


Я умею ставить задачи и предлагать пути решения


В команде я предпочитаю роль лидера


Я прислушиваюсь к мнению других


Задание было мне неинтересно, я принимал(а) минимальное участие




Продолжите предложения:

Я (не) принимал (а) активное участие в работе над заданием потому, что
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________

Больше всего мне понравилось в коллективной деятельности
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________

3)Преимущества заданий данного типа в том

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Использованная литература
Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. – 2007.- №4.
Деятельность: теории, методология, проблемы, М., 1990.
Кондаков, А.М. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова // Педагогика. – 2008.-
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15