«Элективные курсы, как одна из форм реализации профильного обучения»



«Элективные курсы, как одна из форм реализации профильного обучения»

Учитель физики МБОУ СОШ № 3 г. Татарска
Быковой Т.А.
Внедрение профильного обучения на ступени старшей школы объясняется, в первую очередь, тем негативным состоянием традиционной системы обучения, которое возникло в школе в настоящее время. Современное школьное образование не всегда представляет большинству учащихся благоприятные возможности для максимального проявления своих возможностей, интереса к учебе, способствовать профессиональному самоопределению и повышению уровня самостоятельности. Окончивший школу ученик должен научиться видеть проблему в окружающей его действительности, уметь принимать целесообразные решения, приобретать новые знания и применять их на практике, уметь ориентироваться в мире современных профессий и стремиться повышать свою квалификацию. Это стало возможным благодаря введению в процесс обучения в старших классах элективных курсов, которые являются согласно нормативным документам обязательным компонентом профильного обучения. Элективные курсы предусматривают изучение интересующих учащихся тем или разделов науки, например физики, на качественно ином уровне. В них уделяется больше внимания лабораторно-практическим и творческим работам, проектной и исследовательской деятельности учащихся, что требует создания специальных комплексов средств обучения, в том числе иной организации учебно-предметной среды. Индивидуальная внеурочная образовательная деятельность осуществляется в виде исследовательской работы.
Исследовательская работа возможна и эффективна только на добровольной основе, как и всякое творчество. При выборе темы учитываю, что она должна быть:
интересна учащемуся, увлекать его;
выполнима, решение её должно быть получено участникам исследования;
оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
доступной, и соответствовать возрастным особенностям учащихся.
Структура исследовательской работы стандартна, и от стандарта нельзя отступать.
Формируется цель исследования, затем выдвигается гипотеза, которую нужно подтвердить или опровергнуть. Затем определяются задачи исследования, посредством решения которых цель может быть достигнута. Задачи определяют содержание исследования и структуру текста работы.
Характеристика того, что известно по данному исследованию, даётся в обзоре литературы по проблеме, который делается на основе анализа нескольких работ.
Описание того, что и как делал исследователь для доказательства гипотезы, представляет собой методику исследования, которая описывается в тексте.
Далее представляются собственные данные, полученные при исследовании, которые обрабатываются.
Завершается работа выводами, в которых излагаются результаты исследования и защитой.
Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследования.
Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов - организация этой деятельности, особенно подготовительный этап. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначение источников информации, продуманных методов, результатов. Исследование должно иметь структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Для более успешной реализации проекта, перед тем как приступить к работе обязательно продумываю:
учебные цели, которые будет преследовать проект, и возможности его методического и дидактического обеспечения;
число участников проекта;
будет ли данный проект осуществляться в рамках одного предмета или требует интеграции нескольких предметных областей;
будет ли данный проект курировать один учитель или группа учителей;
сроки и рамки проекта;
все возможные источники информации (библиотека, консультации, лекции, анкеты, опросы, наблюдения, телевидение, Интернет, список рекомендованной литературы). Как показывает опыт, деятельностный подход к обучению и метод проектов как нельзя лучше решают задачи новой школы.
Учащиеся должны прочувствовать, пропустить через себя весь учебный материал, а для этого прекрасно подходит обучение через проектную работу. Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в образовании, позволяют каждому самостоятельно осваивать культурные ценности. Активное включение учащегося в создание тех или иных проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности. К положительным факторам проектной деятельности можно отнести:
повышение мотивации учащихся;
развитие способности к активной практической деятельности;
создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учеником, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно-воспитательного процесса.
Проектная деятельность дает возможность ученикам выполнять работы на очень разных уровнях. Сильные ученики углубляют свои знания, работая над конкретными задачами. Слабые ученики могут выполнить задания по темам, которые не были усвоены в ходе уроков. Творческий процесс, который имеет место при работе над проектом, дает возможность по-новому взглянуть на материал, систематизировать свои знания. Проекты можно разделить на индивидуальные и коллективные. По форме они могут быть исследовательскими, творческими, информационными и др. Разные формы проектов помогают решать самые разнообразные задачи. Результаты проектной деятельности могут быть оформлены в виде докладов, рефератов, презентаций. Особенно дети любят создавать компьютерные презентации. Современные дети с компьютером общаются легко и с удовольствием. В презентации включаются различные эффекты, звуки, фото- и видеофрагменты, что позволяет оживлять процесс представления итогового материала. В ходе работы над проектами развивается способность учащихся к самостоятельному поиску материала. В процессе подготовки к выполнению проекта ученики знакомятся с различными литературными источниками, материалами, представленными в Интернете, мнениями и теориями специалистов. На этом этапе формируется способность выделять основные положения из большого количества материала, вырабатывается свое видение вопроса. На этапе защиты проекта учащиеся должны представить свой проект, ответить на возникшие у слушателей вопросы. Ученики учатся общаться, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих людей. Процесс защиты проекта - очень хороший способ развития коммуникативных умений школьников. Грамотное ведение дискуссии поможет гражданам нашей страны в решении многих национальных проблем. Основным методом обучения в элективном курсе является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Моя роль как учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе подготовки рефератов и выполнения практического задания.
Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения реферата, а также практической работы на компьютере (создание презентации проекта)
Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам подготовки реферата, а также выполнения учащимися практического задания на компьютере (создание презентации), подготовки защиты реферата в форме презентации.
Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов.
Особо хочется отметить, что завершение обучения по данным элективным курсам заканчивалось защитой рефератов. Каждый из обучающихся профильных классов должен был написать в течение полугодия реферат по выбранной теме, на компьютере создать презентацию и защитить свой проект.
Важнейшей задачей школы является формирование самостоятельного молодого поколения. Необходимо воспитывать в обучающихся самостоятельность и инициативу, а для этого можно использовать некоторые приемы.
В 10-11 классах я опираюсь на работу учеников-консультантов. Обычно это дети из числа успешно обучающихся. Например, на занятиях элективных курсов обучающиеся разбиваются на группы, которыми руководят ученики-консультанты. Их обязанности таковы: организация группового задания на уроке, проверка выполнения членами группы домашнего задания, проведения в случае необходимости консультации. На элективных курсах обучающиеся в группах выполняют лабораторные работы, защищают решения задач повышенной трудности. Ученики-консультанты помогают собирать электрические цепи, наладить установку, произвести вычисления и дать оценку результатам. В системе методов обучения физике особое место занимает демонстрационный эксперимент. Трудности сообщения знаний о физическом явлении могут быть легко преодолены путем широкого показа физических опытов. Демонстрационный эксперимент активно формирует знания обучающихся, т.к. является носителем учебной информации, экономит учебное время. Далеко не все содержание школьного курса физики может быть переложено на язык демонстрационных опытов, но те демонстрации, которые обучающиеся видят, позволяют строить новые представления, развивают воображение, способствуют успешному преподаванию физики. В связи с этим я широко использую демонстрационный эксперимент, причем кроме обучающего демонстрационного эксперимента стараюсь использовать исследовательский демонстрационный эксперимент. Содержание исследовательского эксперимента, как и обучающего, определяется содержанием программы элективных курсов.
Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит не только от направленности и целеустремленности учащихся, но и от их познавательной самостоятельности. Элективные курсы по физике ведутся в течение двух лет. Мною составлены программы элективных курсов для 10 – 11 классов.
Учебно-исследовательская работа учащихся, с одной стороны, позволяет детям применять свои знания и умения в новой ситуации, способствует развитию мышления и более глубокому пониманию взаимосвязи изучаемых явлений, с другой – правильно подобранные, с учетом уровня знаний и способностей учащихся, учебно-исследовательские задания вызывают интерес у школьников и являются хорошим стимулом для мотивации изучения предмета.
Исследовательская работа организуется на учебно-исследовательском уровне, который требует помимо умения работать с первоисточниками также умения проведения экспериментов, накопления данных для построения таблиц, графиков, диаграмм.
Есть ребята, которые вносят новизну в разработку темы, собственные предложения по проведению эксперимента, трактовке его результатов. Каждое занятие учащиеся начинают с поиска возможных вариантов теоретического решения поставленной задачи, выбора лучшего из них. Затем они планируют и выполняют необходимые эксперименты, составляют отчеты, таблицы, чертят графики, оценивают границы погрешностей измерений, формулируют выводы о результатах экспериментального исследования. Некоторые учащиеся делают устные сообщения по выбранной теме, учатся отвечать на вопросы оппонентов и отстаивать свою точку зрения. Такая деятельность дает положительные результаты.