Конспект бинарного урока по русскому языку / окружающему миру по темам «Звуки и буквы. Ударение. Деление на слоги для переноса. Повторение / Солнечная система» в 4 классе.


Конспект бинарного урока по русскому языку / окружающему миру по темам «Звуки и буквы. Ударение. Деление на слоги для переноса. Повторение / Солнечная система» в 4 классе.
Цели:Создать условия для изучения планет Солнечной системы, актуализации знаний о характеристике звуков речи и букв, ударении, делении слова на слоги, фонетическом разборе;
Способствовать развитию внимания, любознательности, умения работать со словарём;
Воспитывать навыки сотрудничества в группе, речевого общения со сверстниками;
Ход урока:
ОргмоментСообщение темы и целей
- Открываем тетради и записываем число, Классная работа и запишите тему нашего урока: « Повторение. Звуки и буквы». Мы сегодня с вами облетим на космическом корабле всю Солнечную систему.
- Почему называется Солнечной система? ( Все планеты вокруг Солнца.)
- Сколько планет в Солнечной системе ( 9)
- А что такое Солнце? ( Звезда)
1. Мы отправимся вначале на 2-ю планету от Солнца – Венеру. ( Вывешиваю фото Венеры) Так её назвали в честь богини красоты – Венеры. Эта планета не пригодна для жизни, потому что атмосфера Венеры состоит из углекислого газа и серной кислоты, хотя по размерам Венера такая же как Земля. На этой планете мы проведём каллиграфическую минутку. Проверили положение тетради, посадку при письме. Записываем сочетание букв оя. Какое соединение? ( нижнее)
2. Отправляемся на следующую планету – это Юпитер. (Вывешиваю фото планеты) Юпитер – самая большая планет в Солнечной системе. Назвали её в честь самого главного бога – Юпитера. На Юпитере постоянные ураганы. У него 16 спутников.
На Юпитере мы проведём блиц-опрос.( фронтальный)
- Что такое звуки? ( То, что мы слышим и произносим)
- Что такое буквы? ( знаки, которые мы пишем и видим, обозначаем звук буквой)
- На какие 2 большие группы делятся звуки? ( Гласные и согласные)
- Какие звуки называют гласными? ( Которые поются.) Сколько их? (6)
- Гласные звуки бывают…( ударные и безударные)
- Какие звуки мы называем согласными? ( Звуки, которые во рту «мешаются» и совсем «соглашаются»).
- Они бывают…( Звонкие и глухие)
- Какие звуки называют звонкими? ( Которые произносим с голосом)
- Какие звуки называют глухими? ( Которые произносим без голоса)-Сколько букв? ( 33)
- Сколько гласных букв ( 10)
- Сколько согласных букв? ( 21)
- Какие буквы не обозначают звуков? ( Ъ и Ь)
- Из звуков мы составляем ….( слоги)
- Как определить сколько в слове слогов? ( Сколько гласных, столько и слогов)
Замечательная планета. Мы с вами выдержали ураган вопросов на Юпитере и отправляемся на Меркурий.
3.Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Вокруг Солнца вращается за 88 дней. Поверхность Меркурия каменистая и пустынная.
На этой планете у нас задание:
А) вспомнить алфавит ( рассказывают алфавит);
Б) поработать в парах - записать слова-названия планет по алфавиту ( слова на карточках вразброс)
Проверка: сверьте с доской ( на доске открываю правильный ответ)
Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер.
Интересная планета. Маленькая да удаленькая.
4.Отправляемся дальше путешествовать. Держим курс на Марс. Марс – планета красного цвета, потому что на ней много железа. Оно окисляется и даёт красный цвет, похожий на цвет крови. Планету так назвали в честь бога войны – Марса. Какое же задание нас ждёт на марсе? Открываю задание.
Сделать транскрипцию слов: солнце, Греция, Русь, Ярило. У доски работают два ученика, разбирают по два слова. «Прячутся» ( работают за закрытой доской, а ученики на местах работают самостоятельно). Когда ученики у доски готовы «открывают» доску и объясняют. ( Л не произносится в слове солнце; Греция в транскрипции с маленькой буквы, Я после гласного обозначает 2 звука – йа; Русь в транскрипции пишется с маленькой буквы, Ь не обозначает никакого звука; Ярило – в транскрипции пишется с маленькой буквы, все знаки в транскрипции пишутся отдельно; каждое слово в квадратных скобках.)
5.С заданием на Марсе справились, молодцы и дальше летим на родную Землю.
- Какого цвета планета Земля? ( Голубого)
- Почему? ( Потому что на ней много водных запасов)
- Что ещё знаете о Земле? ( Населяют живые организмы, животные, люди. Для дыхания им нужен кислород, который вырабатывают растения.) На Земле мы нашли клад – это ударение. В русском языке ударение может падать на разные слоги, в отличие от других языков. Иногда люди ставят неправильно ударение. Мы найдём прекрасное применение нашему кладу.
Работа в группах на карточках со словарём расставить карандашом ударение.
Алфавит, звонишь, звонят, позвоним, каталог, украинский, щавель, дала, взяла, ждала, поняла. Проверяем. Зачитывают слова и говорят на какой слог падает ударение.
6. А теперь мы отправляемся на Сатурн. Это вторая по размеру планета Солнечной системы. Состоит изо льда и камня. Имеет 20 спутников, которые образуют кольца. Это отличительная особенность Сатурна.
Задание на Сатурне. Разделить слова на слоги для переноса. Прежде чем выполнять вспомним, основные правила переноса слов.
А) Слова переносим по слогам;
Б) 1 букву отрывать нельзя;
В) Удвоенные буквы разъединяем.
Работает 1ученик у доски. После выполнения объясняет, проверяем.
Астрономия, астероиды, Вселенная, имя, метеоры, бог, космос.
Справились с заданием и летим на Уран. Эта планета состоит из ядра и замерзших газов.
Задание на Уране. Записать диалог для запоминания глухих согласных, подчеркнуть глухие согласные. Самостоятельно выполняют, проверяем.
- Стёпка хочешь щец?
-Фи!
8. Следующая планета – Нептун. Так называли бога морей. На Нептуне встряска.
Самостоятельная работа. Сделать фонетический разбор слов по вариантам.
1-в. Илья / 2-в. Юра
9. Последняя планет нашего маршрута – самая холодная. Температура на этой планете опускается до 230 градусов мороза. Называется эта планета Плутон. И на ней мы подведём итоги нашего урока.
- Что нового узнали?
- Что повторяли?
- Что делали на уроке?
Оценивание.