Перспективный план познавательно исследовательской деятельности детей в подготовительной группе


Перспективное
планирование
познавательно-
исследовательской
деятельности
в подготовительной к
школе группы
СЕНТЯБРЬ
Вода. Свойства воды
Цель – обобщить и систематизировать знания детей о трех физических состояниях воды.
Вода
Занятие «Вы слышали о воде»
Цели – воспитывать интерес и бережное отношение к природе, расширять кругозор детей.
Опыты с водой
Цели – показать зависимость воды от температуры воздуха (заморозить воду, нагреть её), добавить краски в воду и заморозить (что получится?).
Почва
Цели – дать понять, для чего нужна почва; из чего она состоит (песок, глина, земля); объяснить, что песок и глина водонепроницаемы.
Опыт «Что такое почва?»
Цель – рассмотреть растительные остатки в почве.
Магнит
Испытание магнита
Цель – познакомить детей с физическим явлением (магнетизмом), магнитом и его особенностями.
ОКТЯБРЬ
Дерево
Цель – познакомить детей с поделками из дерева; с тем, где их используют; как называют рабочих, обрабатывающих дерево.
Опыт с деревом
Цели – дать понять, что дерево в воде не тонет, а плавает; в горячей воде нагревается медленно, поэтому из него делают ложки; сравнить металл и дерево: что тяжелее?
Какие бывают насекомые
Цели – систематизировать представления детей о многообразии насекомых, уточнить места обитания насекомых, воспитывать интерес к насекомым.
Волшебные чернила
Цель – сформировать элементарные представления у детей о невидимых чернилах.
НОЯБРЬ
Камень
Эти загадочные камни
Цель – развивать познавательную активность детей методом экспериментирования в процессе знакомства с камнями, углем, мелом, солью.
Камень
Кладовая гномов
Цели – познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам.
Солнечная система
Цель – познакомить детей с солнечной системой (в ней есть звёзды, планеты, кометы, метеориты; самая большая звезда – Солнце, всё это находится в движении).
Воздух
Цели – расширять представления детей о свойствах воздуха (невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается), познакомить с историей создания воздушного шара.
ДЕКАБРЬ
Песок
Цели – познакомить детей с песком разного цвета, объяснить, почему он такой; из чего состоит песок, где его используют.
Опыт с песком
Цель – дать понять, что песок сыпучий, из сырого песка можно строить постройки, но они непрочные; на песке можно рисовать.
Свет
Знакомство со свойствами света
Цели – познакомить детей с понятием «свет», свойствами света; выявить причину смены частей суток.
Электричество
Откуда берётся электричество
Цели – развивать у дошкольников интерес к окружающему миру, сформировать представление об истории электричества.
Зависимость таяния снега от температуры
Цель – подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха (чем выше температура, тем быстрее растает снег).
ЯНВАРЬ
Как работает термометр
Цель – посмотреть, как работает термометр.
Стекло
Цель – познакомить с производством стекла, где его используют, как обращаться со стеклом.
Опыт со стеклом
Цель – дать понять, что стекло прозрачное, но оно бывает и цветным; стекло хрупкое, легко бьётся, нужно быть с ним очень осторожным.
Снег и лед – это тоже вода
Опыты со снегом и льдом
Цель – дать понять, что быстрее растает снег или лёд? Занести в группу рыхлый снег, утрамбованный снег или лед.
ФЕВРАЛЬ
Резина
Цель – рассказать, из чего производят резину; что из неё делают, где используют.
Опыт с резиной
Цель – дать понять, что резина мягкая, эластичная, не пропускает воду и воздух (для этого надуть воздушный шарик и налить в него воды); выяснить, в каких сапогах лучше ходить в дождь: резиновых, кожаных, почему?
Замерзание воды
Цели – дать понять детям, где вода быстрее замерзает: в подносе с водой или в ведёрке; объяснить, почему на подносе замерзает быстрее; обсудить, почему нельзя ходить по льду.
Опыт с мыльными пузырями
Цели – понаблюдать за мыльными пузырями, отметить, что они отражают все цвета радуги; объяснить, почему они летают.
МАРТ
Пластмасса
Цели – познакомить детей с разнообразием пластмассовых изделий, объяснить, как изготавливают пластмассу, где ее используют.
Зеркало
История появления зеркала
Цели – познакомить детей с историей появления зеркала; закрепить знания о необходимости этого предмета.
Испарение воды
Цель – дать понять детям, что вода испаряется и преобразуется в водяной пар.
Опыты: оставить воду в блюдце на несколько дней; повесить мокрые платочки; нагреть воду до кипения, объяснить, куда делась вода?
Что можно растворить?
Цели – опытным путем закрепить представления детей о растворимых и нерастворимых ингредиентах, развивать любознательность, логическое мышление.
АПРЕЛЬ
Как обнаружить воздух?
Цели – установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить; определить поток воздуха в помещении.
Воздух
Цели – познакомить детей с тем, что воздух – это смесь газов, в основном, кислород, которым мы дышим; объяснить, что с помощью газа надувают шарики, газ бывает ядовитым, где используют газ.
Какая лужа высохнет быстрее?
Цели – на основе наблюдений установить, в какой луже (большой или маленькой) вода высохнет быстрее, какие природные факторы способствуют быстрейшему высыханию, а какие, наоборот, – мешают; развивать любознательность, логическое мышление.
Знакомство с металлом
Цель – познакомить детей с понятием металл, с видами металла; с тем, как его получают, где используют.
МАЙ
Для чего корешки?
Цели – доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растения; установить взаимосвязь строения и функций растения.
Как увидеть движение воды через корешки?
Цель – доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции; формировать познавательный интерес, умение устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы.

Ветер
Цели – дать понять, что ветер – это движение воздуха; с помощью вертушки и полосок бумаги определить направление и силу ветра, рассказать, где используют ветер (паруса, вентилятор, фен, ветряная мельница).
Знатоки природы
Цель – обобщить имеющиеся представления о различных состояниях веществ (вода, песок, камни и пр.); развивать познавательный интерес, умение анализировать, делать выводы.