Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Воздух-невидимка». (средняя группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Солнышко» г. Шумерли Чувашской Республики.











Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
«Воздух-невидимка».
(средняя группа)













Разработала: Пототова
Марина Викторовна















Программное содержание:
Учить детей обследовать предмет, обнаруживать воздух, доказывать, что воздух занимает место, сравнивать свойства воздуха и воды.
Развивать речь детей, наблюдательность, мышление.
Обогащать активный словарь прилагательными.
Воспитывать интерес к самостоятельному экспериментированию, любознательность.

Словарная работа:
Невидимый, бесформенный, бесцветная, прозрачная, безвкусная, пресная, текучая.

Оборудование:
Стаканчики с водой, блюдца, соломинки, воздушные шарики, картинки-символы, картинки с изображением животных, мыльные пузыри, поролон, фартуки по количеству детей, фонограмма «Звуки леса», костюм медведя.

Предшествующая работа:
Надувание воздушных шариков, игра с флюгером, наблюдение за ветром, дождем, снегом, льдом, игра с мыльными пузырями.


































Ход занятия:

(Дети играют. В группу влетает Вини-Пух на воздушном шаре.)
Воспитатель: Ой ребята, посмотрите кто к нам прилетел.
Дети: Медвежонок.
Вини-Пух: Здравствуйте, ребята! Я Вини-Пух, а это мой воздушный шарик! Я хотел попросить у пчел меду, надул шарик, и стал подниматься к дуплу, где живут лесные пчелы. И вдруг подул сильный ветер, и я полетел далеко-далеко из своего сказочной страны. И вот воздушный шар приземлился у вашего детского сада.
Воспитатель: Какой у тебя шар?
Вини-Пух: Воздушный. Мне его Пятачок подарил. Ребята, а вы знаете, почему мой шар называется воздушным?
Дети: Потому, что в шаре есть воздух.
Вини-Пух: Молодцы, ребята. А где еще есть воздух?
Воспитатель: А вот сейчас мы с вами и поищем воздух, и ты, Вини-Пух, нам помоги.
Вини-Пух: Хорошо, давайте искать вместе.
Воспитатель: Ребята, где есть воздух?
Дети: Везде, вокруг нас.
Воспитатель: Ребята, усаживайтесь за столы, мы сейчас с вами будем искать воздух.
Возьмите трубочки и опустите в воду, подуйте в них. Что вы видите? Что в пузырьках?
Опустите кусочек поролона в воду. Что вы видите на поролоне? Что в пузырьках?
У вас на столе лежат воздушные шарики, давайте надуем их, а потом сдуем. Что вы чувствуете? А что слышите?
Дети: Воздух.
Воспитатель: А я покажу вам фокус.
Фокус со стаканом.
(Воспитатель наливает в стакан воду и накрывает его блюдцем, затем переворачивает стакан. Вода не проливается.)
Вини-Пух: Молодцы, ребята! Быстро вы отыскали, где спрятался воздух.
Воспитатель: Ребята, какой он- воздух? Мы его видим? (Нет) Значит, он- невидимый. Давайте сделаем вздох носом. Воздух имеет запах? (Нет) Значит, он- без запаха. Давайте попробуем воздух на вкус языком. Что можно сказать о воздухе? Воздух – не имеет вкуса. Есть ли у воздуха форма? (Нет) Воздух бесформенный.
Итак, давайте повторим свойства воздуха:
Не видим, прозрачный.
Без запаха.
Без цвета.
Без вкуса.
Без формы.
Вини-Пух: Ой, как мне пить хочется! А вода у вас есть? Ребята, а вы хотите пить?
Воспитатель: Давайте вспомним свойства воды. Посмотрите на свои стаканчики. Вода имеет цвет? (Нет) Вода - бесцветная. Что нужно сделать, чтобы вода стала цветной? (Ответы детей) Поднесите картинку с задней стороны стаканчика. Как вы думаете, увидим мы картинку? Почему? Вода – прозрачная. Как сделать так, чтобы появился запах? А теперь попробуйте воду. Есть ли у воды вкус? Вода- безвкусная, пресная. Как сделать так, чтобы появился вкус? Какой станет вода, если добавить соль, сахар, лимон?
А теперь давайте перельём воду из стаканчиков в блюдца. Что можно сказать о воде? Она течет- текучая. Это ещё одно свойство воды- текучесть. А имеет ли вода форму? Вода имеет форму сосуда, в котором она находиться. (Воспитатель показывает сосуды с водой разной формы).
Давайте повторим свойства воды:
1. Прозрачная.
2. Бесцветная.
3. Видимая.
4. Без запаха
5. Без вкуса (пресная).
6. Текучая.
7. Может принимать любую форму.
Молодцы ребята!
Вини Пух: Да, какие умные дети!
Игра «Весёлые человечки».
(Под пение птиц дети движутся по группе, под звук дождя, дети прячутся под зонт к воспитателю.)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, похожи ли вода и воздух? Чем они похожи? Можем ли мы видеть предметы через воду и воздух? Значит, у них есть общее свойство?
(Дети ищут общие свойства при помощи карточек- символов (прозрачные, без запаха, без вкуса, без цвета). А чем вода и воздух отличаются друг от друга?
Воду мы видим, а воздух нет.
Вода льётся, а воздух нет.
Вода имеет форму, а воздух нет.
Возьмите два пакета с водой и воздухом. Что тяжелее?
Если мы с вами вынесем воду на мороз, что с ней произойдёт? (Она замёрзнет). Вода может превращаться в лёд, а воздух- нет.
Вини Пух: Молодцы, ребята! А как вы думаете, что сильнее, вода или воздух? Давайте проверим.
Фокус с открыткой.
(В стакан наливают воду и накрывают открыткой, переворачивают вверх дном и поднимают стакан за дно. Вода не проливается.)
Вини Пух: Воздух оказался сильнее, потому что его больше, чем воды. А вы любите играть? Давайте поиграем в мою любимую игру. Будем надувать мыльные пузыри.
Игра « Кто надует самый большой пузырь?»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что находиться внутри мыльного пузыря? (Воздух). А почему лопается мыльный пузырь? (Потому что в мыльном пузыре становиться очень много воздуха, и он разрывает пузырь).
Вини пух: Как много красивых мыльных пузырей! А я знаю, что воздух ещё есть в шинах машин, в надувных резиновых лодках, в мячах, и во многих других предметах. Ну, что же, ребята, мне пора в свою сказочную страну, меня заждался Пятачок. До свидания!









Список литературы:

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» ТЦ Сфера, Москва, 2010 г.
Н.А. Рыжова «Воздух- невидимка», Москва,1998 г.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, Москва 2009 г.



15