Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе Воздух вокруг нас


Конспект открытого занятия в ДОУ в старшей группе по экологии"Воздух вокруг нас"
Автор: Малышева Елена Владимировна, воспитатель, МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №6 "Аленушка", г.Менделеевск.Описание материала: Данный конспект открытого занятия по экологии предназначен для воспитателей старших групп, и его фрагменты могут быть использованы в ОДД педагога.Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности. Интеграция образовательных областей: "социально-коммуникативное развитие", "познание", "речевое развитие", "физическое развитие", "художественно-эстетическое развитие".Обучающие задачи:
Упражнять в наблюдении за окружающей средой.
Закрепить представление детей о воздухе, его свойствах.
Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формирования мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам .
Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнить её самостоятельно.
Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.
Методические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, просмотр слайдов и видеоролика, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей.
Гипотезы:
- воздух бесцветный;
- воздух есть внутри людей и предметов;
- воздух легче воды;
- ветер - движение воздуха;
- воздух не имеет запаха, но может его переносить;
- нужно заботиться о чистоте воздуха.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты , халаты , шары воздушные , игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые, бумажные веера, стаканчики и трубочки, салфетки- по количеству детей; фрукт (апельсин), миски с водой (2 шт.), (слайд 1).
Ход занятий:
Воспитатель: Ребята какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: А какое время года вам нравится больше всего?
Дети: Лето.
Воспитатель: Тогда вы наверное хотите хоть ненадолго оказаться на летнем лугу. Сегодня фея мне одолжила волшебную палочку и разрешила исполнить одно ваше желание.
Только палочкой взмахну,
Превращения начну,
Лишь немного покружу,
Зиму в лето оберну!
Мы с вами отправляемся в путешествие на луг. Посмотрите как тут красиво! (на экране изображение луга)( слайд2).Цветут цветы, пархают бабочки!
Танец бабочек. (в завершении танца меняется изображение луга: (слайд 3) цветы завяли , бабочек нет). Бабочки уходят, остается одна девочка - бабочка.
Бабочка: Что произошло? Где же мои подружки? Где цветы?
Воспитатель: Не грусти ,дорогая бабочка! Ребята тебе помогут!
Дети: Конечно поможем!
Воспитатель: Ребята, но для этого я предлагаю вам вступить в роли ученых- воздухоискателей и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух! (слайд 4)Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию (слайд 5)(дети проходят к столам, надевают халаты). Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Сейчас я вас этому научу.
Опыт 1."Поймай невидимку".(с полиэтиленовым пакетом)(слайд 6)
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Дети: Он пуст.Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы ловкие! Теперь мы закрутим его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку.
Воздух занял все место в пакете. А если мы его развяжем, что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.Воспитатель: Можно сделать вывод: чтобы увидеть воздух его надо поймать. И мы смогли это сделать! Какого цвета воздух?(ответы детей)Свет проходит через пакет с воздухом. Вот вам и первое свойство воздуха - он прозрачный, бесцветный .
А интересно внутри человека есть воздух? Как вы, думаете, ребята? Давайте проверим.
Опыт 2. "Воздух в человеке". (слайд 7)
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки воздуха!Воспитатель: Вывод: значит воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, нам нужно вдохнуть новую порцию воздуха. Когда мы выдыхаем в трубочку получаются пузырьки. А как вы думаете, в других предметах есть воздух? (ответы детей).
Опыт 3."Воздух и вода". (слайд 8)
Воспитатель: Как вы думаете, что легче вода или воздух?(ответы детей) Давайте поиграем и выясним это.
Дидактическая игра: "Тонет - не тонет".
Дети поочередно кладут в 2 тазика с водой тонущие игрушки, мячики, плавающие игрушки. Наблюдают.
Воспитатель: Вот, ребята! теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Значит воздух легче воды.
Что-то наша бабочка совсем заскучала. Давайте повеселим её. Приглашаю всех на физкультминутку.
Физкультминутка:
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой умылась,
Два - изящно покружилась.
Три - нагнулось и присела,
На четыре - полетела,
У реки остановилась,
Над рекою покружилась и села.
(Дети выполняют движения в соответствии со словами стихотворения).
Воспитатель: Молодцы ребята , пожалуйста проходите к следующему опыту.
Опыт 4. "Ветерок"(слайд 9)
Воспитатель: Перед вами на столе веер. Возьмите его и помашите .Что вы почувствовали ?(ответы детей) Верно. Мы с вами заставили воздух в нужном нам направлении с помощью веера. Вы почувствовали это движение на себе. Значит ветер - Это движение воздуха.
Опыт 5 ."Запах"(слайд 10)
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (ответы детей) Я предлагаю вам поиграть, что бы найти правильный ответ.
Дидактическая игра: "Угадай по запаху".
В коробке с закрытой крышкой лежит разрезанный апельсин. (дети нюхают) Запах отсутствует .Затем нюхают при открытой крышке и отгадывают фрукт накрытый салфеткой по запаху.
Воспитатель: Теперь можно сделать вывод, что воздух не имеет запаха ,но может его переносить . По запаху из кухни мы можем легко догадаться , какое блюдо нам приготовили. А на лугу мы можем ощущать ароматы трав и цветов. Но не всегда так бывает. Беда произошла и на нашем лугу. Воздух стал загрязненным. И вот что всему виной. (слайд 11)Давайте проведем опыт о загрязнении воздуха промышленными предприятиями.
Показ опыта о загрязнении воздуха.
Воспитатель: Но даже с такой бедой можно справиться. Давайте посмотрим мультфильм о современных способах очистки воздуха на предприятиях.
Показ мультфильма о загрязнении воздуха "Чистый воздух".(слайд 12)
Воспитатель: Мы хотим жить в зеленом городе. Дышать чистым воздухом. Этого же хочет наша бабочка. Нефтяша и его друзья смогли нам помочь и установили фильтры на заводе. Посмотрите, что же произошло? (слайд 13)(ответы детей) Правильно: снова зацвели цветы, и вернулись бабочки!
Бабочка: Спасибо, друзья! Ну а мне пора улетать!
Воспитатель: До свидания, бабочка! Прилетай к нам летом еще.
Ребята, а что вы сегодня узнали в ходе наших исследований?
Ответы детей:
- воздух бесцветный;
- воздух есть внутри людей и предметов;
- воздух легче воды;
- ветер - движение воздуха;
- воздух не имеет запаха, но может его переносить;
- нужно заботиться о чистоте воздуха.
-а еще без воздуха не возможна жизнь!
Воспитатель: (слайд 14)Молодцы! Вы отличные ученые-воздухоискатели! В связи с этим Нефтяша и его друзья приглашают нас в свою команду. Теперь мы сможем вместе с ними вести работу по охране воздуха.(Вручение эмблем)Ну а наше путешествие на этом заканчивается. Давайте повесим на место халаты. Но не надолго. Мы неприменно вернемся в нашу лабораторию и продолжим исследования. А теперь нам пора попрощаться с нашими гостями.
Дети: До свидания!