Разработка бинарного мероприятия: Таинственный волшебный звук .

«Таинственный волшебный звук»

Открытое бинарное мероприятие в 9 классе




Учитель физики
Токаева Татьяна Александровна.

Учитель музыки
Малдзигати Е.И.

Учитель математики
Бацоева Р.К.

Учитель немецкого язык
Дёрина В.И

Учитель английского языка
Дзигасова М.Г.
МБОУ СОШ № 31
Класс: 9
Предмет: физика + музыка + математика + иностранные языки
Тема: «Таинственный волшебный звук»
Цели:
Образовательная: показать синтез физики и музыки; приоткрыть учащимся окно в историю музыкальных инструментов, обогатить их опытом веков;
Развивающая: развивать интерес к предметам физике , музыке, математике и иностранным языкам.
Воспитательная: раскрыть значимость звука как средства общения людей и компонента их духовной жизни.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Форма проведения урока: бинарный урок
Дидактические методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фонохрестоматия, фортепиано, камертон, презентация PowerPoint.
Ресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
План
Организационный момент
Мотивация
Актуализация знаний
Обобщение и систематизация знаний
Контроль и самоконтроль знаний
Подведение итогов урока

Ход урока:


Звучит музыка песни «Любая на выбор», исполняемая учителем музыки

Учитель физики. Сегодня тема нашего урока звучит поэтически: «Подмосковные вечера». И это не случайно. Музыкальные звуки сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Силу музыки, способной сплотить воедино мечты, стремления и помыслы человека, испытал на себе каждый из нас. Окружающих нас звуков много, но интересуют нас не все, а именно музыкальные звуки. Почему? Чем отличаются различные звуки? Что представляет собой звук? Как его можно получить? На все эти вопросы отвечает физика.

Определение нового понятия «акустика» вот с его мы и начнём.
Акустика - это раздел физики, занимающийся изучением звука, его свойствами, звуковыми явлениями.
.
Учитель музыки. Давайте внимательно посмотрим на эти инструменты источником звука также может быть человеческий голос У вас на столах лежат музыкальные инструменты. Покажите, как они звучат, (Учащиеся исполняют несколько тактов на гитаре, домбре, бубне, треугольнике, шумовых инструментах).
\Ученик исполняет песню « Песня».

Учитель физики. Мы прослушали концерт, а теперь подведем итоги. Что же являлось источником звука в каждом случае?
- Голосовые связки;
- Металлические тарелочки;
- Железный треугольник;
- Струны гитары и домбры.
Учитель физики. Действительно в каждом случае источником являлось колебание: струны, мембраны, шариков, камертона. Однако не все колеблющиеся тела являются источником звука. Убедимся в этом.
Опыт 1
Зажмем упругую стальную линейку в слесарные тиски. Отведем верхний конец линейки в сторону и отпустим. Пластина колеблется, но звук мы не слышим.
Вывод: не всякое колеблющееся тело является источником звука.

Опыт 2 (проводится под руководством учителя математики.)
Уменьшим длину стальной линейки, замечаем, что она начинает издавать звук, потому что колебания учащаются. Образование звука происходит тогда, когда линейка совершает 20 колебаний в 1 с. времени, называют частотой. Давайте вычислим эту величину.
Распространение звука можно сравнить с распространением волны в воде. Только роль брошенного в воду камня играет колеблющееся тело, а вместо поверхности воды звуковые волны распространяются в воздухе. Каждое колебание ветви камертона создаст в воздухе одно сгущение и одно разряжение. Чередование таких сгущений и разряжений и есть звуковая волна.
Опыт 3
На столе в ряд поставлены на узкие грани кости домино. Падающие вдоль ряда, они напоминают распространение звуковой волны. Давайте и здесь найдём опытным путём все величины от которых зависят звуковые колебания.
Мы охотно слушаем музыку, пение птиц, приятный человеческий голос. Напротив, тарахтение телеги, визг пилы, мощные удары молота нам неприятны и нередко раздражают и утомляют.

Учитель музыки. Вспомним песни, где бы тоже говорилось о звуковых явлениях (шуме, звоне, шепоте, пении).


Дети слушают фонограмму песни, угадывают название и исполняют. Звучат фонограммы песен: «Подмосковные вечера», «Вечерний звон», «Позвони мне, позвони», «Одинокая гармонь» и др.

Учитель физики. Таким образом, по действию, производимому на нас, звуки делятся на две группы: музыкальные звуки и шумы. Чем они отличаются друг от друга?
Установить различие между музыкой и шумом довольно трудно, так как что может казаться музыкой для одного, может быть просто шумом для другого. Некоторые считают оперу совершенно не музыкальной, а другие наоборот видят предел совершенства в музыке. Ржание коней или скрип нагруженного лесом вагона может быть шумом для большинства людей, но музыкой для лесопромышленника.

Однако большинство людей согласится с тем, что звуки, идущие от колеблющихся струн, язычков, камертона и вибрирующих голосовых связок певца, музыкальные. Но если так, то, что же существенно в возбуждение музыкального звука или тона?
Наш опыт показывает, что для музыкального звука существенно, чтобы колебания происходили через равные промежутки времени. Колебания струн камертонов т. д. имеют такой характер; колебания поездов, вагонов с лесом т.д. происходят через неправильные, неравномерные промежутки времени производимые ими звуки представляют только шум.
Учитель физики. В повседневной жизни мы имеем дело, чаще всего со звуком, распространяющимся в воздухе. Однако он может распространяться в других средах: в воде, земле, металлах. Скорость звука в этих средах больше скорости звука в воздухе. Вот как описывает в своем произведении «Борьба за огонь» писатель Ж. Рони - младший охоту. Как ведет себя один из охотников, когда узнает о приближении зверя?
Учитель зачитывает отрывок из произведения:
Федор Сологуб «Я ухо приложил к земле,
Чтобы услышать конский топот-
Но только ропот, только топот
Ко мне донесся по земле.»
Назовите приемники звука.
Вывод: Звук быстрее распространяется в твердом теле (земле), чем в воздухе. Уши человека в данном случае являются приемником звука.
Учитель физики. Микрофон - это прибор, преобразующий звуковые колебания в колебания электрического тока. Для наблюдения этих колебаний создан прибор осциллограф.
Класс наблюдает осциллограмму, учитель музыки исполняет в микрофон романс Рахманинова С.В. «Здесь хорошо».
В физических и технических лабораториях для получения звука нужной частоты колебаний применяют специальные приборы - звуковые генераторы.

Учитель математики Опыт 3
Включаем генератор звуковой частоты, меняем громкость звука и частоту. Наблюдаем за кривой на экране осциллографа.
Определение: максимальное отклонение кривой от положения равновесия называется амплитудой колебаний. Найдём её численное значение.

Учитель музыки. Музыкальные звуки издают различные музыкальные инструменты. Источники звука в них разные, поэтому музыкальные инструменты делятся на несколько групп:
Ударные – бубны , барабаны, ксилофоны т. д. (здесь колеблются от удара палочки или руки ,натянутый материал, металлические пластинки и т. д.);
Клавишные - пианино, клавесины (колебания струн вызывается здесь ударом по ним молоточков);
Духовые - флейты, горны и фанфары, кларнеты, валторны, трубы (колебания столба воздуха внутри инструмента);
Струнные - скрипка, гитара и т. д.



Учитель музыки сопровождает рассказ демонстрацией музыкальных инструментов. Звучит бубен, клавесин, труба, флейта, пианино


Такое деление часто условно. Например, орган - это целая фабрика звуков. Еще в прошлом веке на нем, как на настоящей фабрике трудились рабочие. Надрываясь и обливаясь потом. Вручную качали тяжелые мехи. Только в двадцатом веке людей заменили электромоторы, а на смену мехам пришли мощные вентиляторы. Орган по праву назывался царем оркестра. А рояль признается его королем. Арфу называют царицей, скрипку - принцессой. Но правильней оркестр считать «республикой», где каждый «гражданин» пользуется правом голоса и каждый представляет собой неповторимую индивидуальность.
Чем же отличаются друг от друга звуки разных инструментов? Для характеристики звука существуют три важных понятия:
Громкость. Тон. Тембр.

Проведём аналогию с физическими величинами.
Вывод: громкость звука определяется амплитудой колебаний.
Тон.
Вывод: тон определяется частотой.

Учитель музыки.
Звук одинаковой частоты и громкости на различных инструментах звучит различно. Одна и та же нота, взятая разными певцами, звучит иначе. В мире создано много скрипок, и все они звучат по-разному. Особенно красивые звуки издают скрипки итальянских мастеров Страдивари и Гварнери. Эти скрипки не превзойдены по окраске звучания. Качество звука, связанное с «окраской» получило название - тембр.

Учитель немецкого языка.
Мы сегодня много времени посвятили и физике и музыки и даже смогли вычислить величины с помощью математики. Но все это , было бы невозможно без выдающихся учённых и о них мы сегодня должны обязательно вспомнить.
Немецкий физик .

Учитель английского языка .
Не будем ущемлять заслуги английских физиков, таких например как.

III. Закрепление. Итоги урока
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с понятием звука, его характеристиками. Узнали учёных , которые принимали участие этой области и даже вычислили физические величины.
Давайте же подведём итоги нашего мероприятия ответив на вопросы:
Что же может быть источником звука?
Какие характеристики звука вы узнали?
Какие физические величины определяют эти характеристики?











13PAGE \* MERGEFORMAT14515