Мониторинг здоровье сберегающей направленности урока как средство сохранения здоровья учащихся.


Мониторинг здоровье сберегающей направленности урока
как средство сохранения здоровья учащихся.
Новая концепция отечественного образования и проводимая на её основе модернизация школьного обучения относит охрану здоровья обучающихся к приоритетным задачам школы.
В нашей школе, на наш взгляд, созданы и создаются условия для для здоровья сбережения детей.
Если анализировать проводимую работу в рамках здоровье сберегающей деятельности в нашем образовательном учреждении, то можно выделить несколько организационно-аналитических блоков:
Формирование здорового образа жизни и осознание ценности здоровья посредством содержания образования;
Внедрение элементов здорового образа жизни во внеклассные мероприятия и досуг учащихся
Рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;
Организация питания учащихся;
Организация исследовательской деятельности учащихся и учителей в части сохранения здоровья:
Работа с родителями учащихся (родительские собрания, беседы);
Контроль за состоянием здоровья учащихся со стороны медперсонала:
Просвещенческая деятельность (курсы, вебинары, педсоветы, самообразование);
Участие образовательного учреждения в реализации краевых целевых программ;
Организация деятельности школьных служб;
Анализ уроков заместителем директора, педагогами с позиций здоровье сбережения;
Во-вторых, научно-методическая служба обеспечивает условия для профессиональной компетентности учителей и их личностно-профессионального роста.
В соответствии с программой «Здоровье сберегающий подход к организации образовательного процесса в школе», над реализацией которой мы начали работу, запущен мониторинг здоровья, мониторинг здоровье сбережения. Остановимся на мониторинге здоровье сберегающей направленности урока.
Уровень здоровье сбережения замеряется с помощью анкеты «Мониторинг качества урока» (авторы А.И Севрук, Е.А.Юнина)
С помощью этой анкеты можно наблюдать и оценивать вклад педагогов школы в здоровье сбережение на отдельных уроках, в серии уроков, по ступеням обучения, предметам. По своей форме анкета представляет собой набор признаков (качеств) урока, сформулированных в повествовательной форме. Это позволяет эксперту, посещающему урок, выявить реализованные учителем признаки. По совокупности реализованных признаков (в одном или серии уроков) производится оценка качества преподавания, в том числе здоровье сберегающей направленности урока; по совокупности наблюдений по всем педагогам – оценка состояния преподавания и здоровье сбережения в образовательном учреждении в целом.
Названная анкета не является единственным инструментом в измерении качества урока, уровня здоровье сбережения или воспитательной направленности урока. Но мы использовали именно этот инструмент, считая его объективным и наиболее эффективным. Итак, обратимся к анкете «Качество урока», включающей в себя 21 пункт и моделирующей основные признаки урока. Назовём наиболее важные, специфические признаки анкеты:
Имеет конкретную методологическую базу (гуманизация и гуманитаризация образования);
Отражает нормируемые виды деятельности (должностные обязанности);
Охватывает педагогические, психологические, валеологические, правовые аспекты взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Остановимся на тех пунктах анкеты, которые напрямую связаны с созданием на уроке обстановки, способствующей сохранению здоровья ученика.
Учёт особенностей аудитории, например, проявляется через пункты 7, 8, 9, 12, 16.
Созданию благоприятного психологического фона на уроке способствует наличие пунктов 3,4, 11, 12, 15, 21.
Созданию условий для самовыражения учащихся способствуют проявленные на уроке пункты 10, 11, 12, 16, 17, 18, 19, 20.
Здоровье сбережению на уроке способствует и инициация разнообразных видов деятельности, которые будут отражены в пунктах 7, 8, 13, 17, 18, 19, 20, 21.
И, наконец, здоровье сбережению на уроке способствует предупреждение гиподинамии через наличие пунктов 15, 18, 20, 21.
Подводя итог урока, и отметив те приёмы и методы, которые педагог использовал на уроке, можно вычислить уровень здоровье сберегающей деятельности на уроке в процентном отношении.
Таким образом, каждый посещённый урок может выявить уровень здоровье сбережения на уроке и степень использования педагогом специфических приёмов и методов, способствующих сохранению здоровья.
Важно также отметить, что через посещение одного урока данный уровень выявить весьма трудно, ведь на одном уроке невозможно увидеть все те формы и методы, которыми владеет учитель. Поэтому общее мнение складывается через посещение серии уроков.
На основании данных, выявленных с помощью анкеты, мы, совместно с учителем, делаем выводы о целесообразности применения тех или иных технологий. Кроме того, данные мониторинга помогают выстраивать стратегию научно-методической работы. Например, при отсутствии отдельных проявлений мы можем сделать вывод о незнании педагогом современных технологий личностно-ориентированного, дифференцированного, проблемного, диалогового, рефлексивного обучения.
Наши учителя на данном этапе проводили самооценку и получили следующие результаты:
Показатели в %
1 2 3 4 5 6
100 43 82 87,5 75 33
71 71 64 62,5 62,5 33
86 43 64 62,5 75 67
86 57 54,5 62,5 50 0
57 43 64 62,5 62,5 67
71 100 82 87,5 75 100
86 57 82 62,5 75 33
71 86 64 75 75 100
100 100 82 87,5 75 67
100 86 90 87,5 87,5 67
100 100 100 100 100 100
57 57 54,5 50 50 33
71 86 73 75 62,5 67
86 71 82,5 87,5 62,5 33
71 57 82,5 75 62,5 33
71 100 54,5 62,5 75 67
86 71 73 75 87,5 67
71 71 90 75 75 33
71 57 54,5 50 50 0
100 100 90 100 87,5 100
57 86 64 62,5 62,5 67
14 14 18 25 37,5 0
71 57 73 50 75 67
100 71 82 87,5 87,5 67
86 100 90 87,5 87,5 100
57 86 90 87,5 87,5 100
57 43 64 50 62,5 67
86 100 73 75 75 100
43 43 36,5 62,5 50 67
86 86 90 75 75 33
86 71 64 75 62,5 67
71 100 90 87,5 87,5 100
86 86 73 62,5 75 33
100 71 100 100 87,5 33
77% 68% 69% 73% 78 57%Анкета качества урока
Отметить кружком номера проявлений, которые имели место при проведении урока
_______________________ учителем ___________________________
(вписать предмет, класс) (вписать Фамилию И.О. учителя)
Устно или письменно ставит цели развития личностных качеств учащихся на уроке (например, мышление, речь, воля, нравственность, коммуникативность, эстетическое восприятие и др.) и реализует их средствами учебного предмета.
Уверенно (профессионально) владеет учебным материалом.
Демонстрирует правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную, логичную, этикетную речь.
Демонстрирует ненасильственные приемы обучения (не перебивает, не проявляет неприятия, раздражения, гнева, не навязывает точку зрения).
Устанавливает и использует связи с другими предметами.
Уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности (кроме учебных дисциплин).
Использует раздаточные, наглядные статичные материалы.
Использует динамические дидактические материалы (аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы и т.п.).
Дает разно уровневые домашние задания.
Стимулирует обоснование, аргументацию ответов, в том числе с использованием фактов из других областей знания.
Поощряет инициативу и самостоятельность учащихся.
Поощряет индивидуальные учебные достижения.
Предлагает задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие.
Обращает внимание на качество речи обучаемых.
Вовремя (без задержки) заканчивает урок.
На уроке использует приемы (методы):
Дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (учитывает особенности памяти, внимания, мышления, темпа усвоения, уровня понимания, здоровья и т.п.).
Проблемного обучения (проблемные вопросы и ситуации, в том числе на стыке наук).
Диалогового обучения (свободное обсуждение и дискуссии)
Рефлексивного обучения (оценки учащихся полезности урока, своего психологического состояния).
Коллективной мыслительной деятельности.
Исключающие утомляемость, перегрузки обучаемых.
Покажем пригодность анкеты для диагностики здоровье сберегающей деятельности учителя на уроке. Выделим шесть показателей здоровье сберегающей направленности урока: 1 – учет особенностей аудитории; 2 – создание благоприятного психологического фона на уроке; 3 – использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; 4 – создание условий для самовыражения учащихся; 5 – инициация разнообразных видов деятельности; 6 – предупреждение гиподинамии. Приведенная ниже матрица отражает соответствие пунктов анкеты показателям здоровье сбережение.
№ пункта анкеты Показатели здоровье сбережения
1 2 3 4 5 6
1 0 0 0 0 0 0
2 0 0 0 0 0 0
3 0 1 1 0 0 0
4 0 1 1 0 0 0
5 0 0 1 0 0 0
6 0 0 1 0 0 0
7 1 0 1 0 1 0
8 1 0 1 0 1 0
9 1 0 0 0 0 0
10 0 0 0 1 0 0
11 0 1 0 1 0 0
12 1 1 0 1 0 0
13 0 0 1 0 1 0
14 0 0 0 0 0 0
15 0 1 0 0 0 1
16 1 0 1 1 0 0
17 1 0 1 1 1 0
18 1 1 1 1 1 0
19 0 0 0 1 1 0
20 0 0 1 1 1 1
21 0 1 0 0 1 1
7 7 11 8 8 3