Приобщение воспмтанников в ДОУ к русской народной культуре с учётом регионального компонента.Фольклорное развлечение Посиделки в подготовительной к школе группе.

Развлечение: Посиделки
Цель: Создать условия для самостоятельной деятельности детей, отдыха и получения новых впечатлений. Развивать интерес к русским традициям, знакомиться с истоками культуры.

Группа оформлена в стиле русской горницы: печь, чугунок, ухват, стульчики на которых будут сидеть дети, на маленьком столике покрытом выбитой скатертью стоит самовар, сахарница, ваза, чайные чашки с блюдцами. Сундук покрыт лоскутным одеялом, прялка с веретеном, перевёрнутый табурет с намотанными на ножки шерстяной нитью и клубком, кровать убрана вязаным подзорником и покрыта вышитым покрывалом, на кровати сидят самодельные куклы сшитые из ткани. Над кроватью ковёр, в красном углу божничка с иконой, на стене часы – ходики, на настенной полке стоят деревянная солонка, заварочный чайник из глины, ложки и половник, деревянный набор для специй, деревянная сахарница, деревянные стаканчики. На полу самотканая дорожка. Русские народные костюмы для детей и взрослого.

Роль хозяйки исполняет воспитатель.
Под р. н. м «Как у наших у ворот» девочки заходят вместе с хозяйкой в горницу, поворачиваются к гостям.
Хозяйка : Здравствуйте, люди добрые, рады видеть всех у нас в горнице! У нас сегодня гостей со всех, волостей
Нам ли сидеть по домам, да в окна глядеть
Давайте устроим праздник радостный
По обычаю по - старинному «посиделками» называется.

Дети берут рукоделия и рассаживаются по своим местам.

Хозяйка: В старые времена была такая традиция у русских людей: когда заканчивались полевые работы и был собран урожай овощей с полей и огородов, хлеб засыпан в закрома, коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице «от скуки бери дело в руки», а какие вы знаете пословиц и поговорки о труде
Ответы детей: «Умелые руки не знают скуки», «Без труда нет добра», «Дело мастера боится», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»,
«Какова пряха, такова на ней и рубаха».
Хозяйка: Правильно говорили и проводили время за любимым рукодельем. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Один из глины посуду лепит, другие из дерева ложки да плошки вытачивает. Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся.
Девочка 1: (вышивает) Под малиновым кусточком
Шелкова трава растёт
Под рябиновым кусточком
Цветик розовый цветёт.
Девочка 2: Иголка, иголка
Ты тонка и колка,
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик.
Девочка 3: Позолоченная прялица,
Мы прядём, а нитка тянется,
Мы прядём, а нитка тянется
Нам работа эта нравится.

Хозяйка: Работа у них и спорилась, а придут, добры молодцы, так заканчивай рукоделья начинай играть, да плясать.

Раздаётся стук в дверь.
Хозяйка: Открыто, входи мил человек.
Входят мальчики: - Здравствуйте хозяюшка! Здравствуйте девицы красные!
Девочки: Здравствуйте, молодцы, хорошие.
(Мальчики проходят в горницу кладут на стол конфеты и печенья).
Мальчик 1: (хозяйке) Вот угощенье к самовару.
Хозяйка: Спасибо! Проходите , садитесь добры молодцы, покажите своё умение да сноровку.

Мальчики проходят и садятся за стол у центральной стены



Хозяйка: Пока суть, да дело, все на посиделках, что-то мастерили,
 Кто вязал, кто вышивал, кто посуду расписывал, а что же вы расписывали?
Мальчик2: Деревянная подружка, без нее мы как без рук
На досуге- веселушка, и накормит всех вокруг
Кашу носит прямо в рот, и обжечься не дает.
Дети: Это ложка.
Мальчик1: Ложки расписные, звонкие, резные, от зари и до зари, веселятся ложкари.

«Оркестр ударно – шумовых инструментов » русская народная мелодия «Ах, вы сени»


Мальчик 2: (подходят к девочке) Разреши, дружочек мой,
Потанцую я с тобой,
Раз туда, два сюда, а потом вокруг себя,
Ножками потопаем, ручками похлопаем.

Исполняется «Кадриль» р. н. м. М. р. №2 2009г стр. 46 садятся на свои места. Девочки берут в руки рукоделье.

Девочка 1: Давайте загадки загадывать: По сеням ходит
А в избу нейдёт (Дверь)
Мальчик 1: Между двух светил
А в середине один (Нос)
Девочка 2: Одну меня не едят
А без меня мало едят (Соль).
Мальчик 2: В брюхе – баня
В носу – решето,
Н голове пупок
Всего одна рука
И то на спине (Чайник)
Девочка 3: Ни свет, ни заря
Пошёл, согнулся со двора (Коромысло)

Хозяйка: Я вот всё смотрю и радуюсь: как много у нас сегодня гостей!

Девочка: А много гостей- много новостей.

Мальчик: А каких новостей

Девочка: Да весёлых, вот послушайте.
(Дети выходят и разыгрывают потешки.)
- Андрейка, детка, о чём плачешь
- Об ворота головой ударился!
- Когда это случилось
- Вчера!
- А что ж ты сегодня плачешь
- Да ведь вчера дома никого не было!
 
- Здорово, кума!
- Да на рынке была!
- Никак глуха
- Купила петуха!
- Прощай, кума!
- Пять рублей дала!
                
- Где ты был, брат Иван
- В горнице!
- Что делал
- Петру помогал!
- А Петр что делал
- Да на печи лежал!
          
- Не колода-лодырь, не пень
- А лежит целый день
- Не жнёт, не косит,
- А обедать просит.
- Иван, иди молотить!
- Живот болит.
- Ива
·н, иди кашу есть!
- Где моя большая ложка
- Хочешь есть калачи, не сиди на печи!

Хозяйка: Вижу ребята поиграть хотят. Сейчас мы убедимся в удали и ловкости наших ребят. Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься!

Проводится соревнование «Кто быстрее смотает клубочек». Выставляются 4 блюда с клубками, нить немного распущенна, по команде дети наматывают нитки на клубок. Хозяйка хвалит детей за быстроту и ловкость, аккуратность.

Выходит девочка в центр зала с подушечкой и обращается к детям
Девочка: Сидела я на посиделках. Сидела вышивала, вышивала,
Получилась у меня подушечка. Добры молодцы, кто хочет
Себе девицу выбрать?

Русская народная игра «Подушечка»
(Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребенок с подушкой в руках. Под музыку все идут вправо по кругу, водящий стоит в середине. С окончанием музыки, дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий двигается подскоками внутри круга под музыку. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя детьми, стоящими в кругу. Играющие хором считают: «Раз, два, три». На слово «три» дети 3 раза хлопают в ладоши, 2 участника игры поворачиваются спиной друг к другу и бегут по кругу в разные стороны. Первый подбежавший берёт подушечку и поднимает её вверх . Игра повторяется. Дети садятся.)

Мальчик: Как у нашего соседа
Собрались, красны девушки в кружок
Они думали, какой игрой играть
Семь – ка в жмурки, семь в верёвочку начнём.

Проводится игра «Царевич королевич»М. Р №2 2009 стр. 48

Хозяйка: По долине луговине
Девушки идут и частушки
Веселушки, весело поют.

Исполняют частушки Самарской области.

Девочки: Хорошо на Волге жить
Ходят пароходики,
Незаметно пролетают
Молодые годики.


Мальчик: Конь мой вороной
Грива золотая.
Садись прокачу
Моя дорога.


Девочки: Наши глазки, как коляски,
Только не катаются.
Мы не знаем почему,
Мальчики влюбляются.


Мальчик: Мы по улицам пройдём
Себе парочку найдём.
Коль девчата не полюбят,
Мы старушкам подморгнём.

Девочки: Наше поле рядом с вашим,
Наше поле зеленей.
Наши девки лучше ваших,
По румяней, побелей.

Мальчики: Мне не надо пуд гороха,
А одну горошину.
Мне не надо много девок,
А одну хорошую.

.

Девочки: Через речку быструю,
Я мосточек выстрою.
Ходи милый, ходи мой,
Ходи летом и зимой .

Мальчик: Ох, ты, ох ты!
Всем пошили кофты.
А мне мама пиджачок,
А я руки под бочок.

Все: Мы пропели вам частушки.
Хорошо ли плохо - ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.


Хозяйка: При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод
Говорили песни пели
И водили хоровод!

Исполняется хоровод «Во поле берёза стояла» р.н.м.
Во поле берёза стояла
Во поле кудрявая стояла
Ай, люли, люли, стояла!-2 раза

2.Во поле мы с детками гуляли
Веточки с берёзоньки ломали
Ай, люли, люли ломали!-2 раза

3.Нут – ко, детки веточки сбирайте,
В чистом поле колышки вбивайте
Ай, люли, люли вбивайте! – 2раза.

4. Стройте – кА шалаш себе от зною,
Будут ветки кровлею густою,
Ай люли, люли густою.- 2 раза.

5.Сядем мы под нею, припевая,
То – то наша хата зеленая!
Ай, люли, люли зеленая!

6. Славно пахнут свеженькие ветки,
То –то любо нам под тенью детки.
Ай, люли, люли детки.


Хозяйка: Самовар давно поспел. Не хотите, ли чаю с конфетами, баранками.
Хлебом солью привечаем,
Самовар на стол несём,
Мы за чаем не скучаем
Говорим о том, о сём.

Дети пьют чай, непринуждённо ведут разговор, затем встают из – за стола.

Хозяйка: Ох, как славно посидели
Но пора и меру знать,

Мальчик: Отшумели посиделки,
Всем домой пора ступать.

Девочка1: Мы до полночи гостили – нас домой не отпустили.
Оставляют ночевать – завтра снова чаевать!

Мальчик: До свиданья красны девицы, до свидания хозяюшка!

Девочки (хором): До свидания молодцы хорошие!
Мальчики уходят, девочки машу им на прощание рукой.

Хозяйка: Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говорим: «До новых встреч!»                                                  

Дети уходят из зала за воспитателем под русскую народную мелодию.