Урок литературного чтения на тему: Былина. Добрыня и Змей


Урок литературного чтения по УМК «Гармония
учебник О.В.Кубасовой «Любимые страницы»
Тема: Былины. «Добрыня и змей»
Цель: Дать понятие былины, ознакомить учащихся с былинным сказом и правилами чтения былин.
Задачи:
ОБУЧАЮЩИЕ:
Формировать полноценное восприятие былинного текста, понимание специфики литературного жанра, совершенствовать навык чтения
Научить использовать Интернет –ресурсы при выполнении задания
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развивать связную речь, мышление, воображение
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитывать нравственные качества на примере былинного героя.
Воспитывать интерес к урокам литературного чтения, воспитывать чувства сострадания, сопереживания и милосердия.
Техническое обеспечение: Проектор
Ход урока:
Организационный момент
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними носиками! Повернитесь к ним лицом и напишите носом слово «здравствуйте!» МОЛОДЦЫ! Тихо садимся.
«Пламя свечи»(зажечь свечу)
- Дети, посмотрите на свечу и подумайте о чем-нибудь светлом, добром. Пусть этот легкий, спокойный и таинственный огонь свечи поможет нам настроится на наш урок, очистит наши души от обид , злобы, жадности и подарит всем хорошее настроение.
Актуализация знаний
(На экране поговорка «Славна богатырями земля русская») - Посмотрите на поговорку и попробуйте определить в ней главное слово (богатыри)- Именно о богатырях и пойдёт у нас сегодня речь. - Кто же такие богатыри? (ответы детей)
Дома вы должны были посмотреть в словаре или найти в интернете, значения некоторых слов . Кто нашел , значение слова БОГАТЫРЬ?
БОГАТЫРЬ – 1) Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
2) (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.
- Считалось что богатыри – могучие витязи, наделенные богом необыкновенным умом, смекалкой.
III. Работа по теме урока
- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Прочитайте его название.
- Откройте оглавление и прочитайте названия произведений , которые включены в этот раздел (Добрыня и Змей, Болезнь и исцеление Ильи Муромца, Илья Муромец и Соловей-разбойник)
- О чем будут эти произведения? (о воинах, о подвигах которые они совершали)
- События , описанные в этих произведениях , будут относиться к нашему времени или к древним временам? (древним временам)
- Скажите, а как называется произведение русского фольклора о подвигах русских богатырей, которые жили в далеком прошлом? (былины)
- А что означает слово БЫЛИНА?
Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).
Действительно, когда-то давным-давно слова «былина» не существовало, а вот песни , которые рассказывали о подвигах и делах давно минувших лет, называли старинками, старинами. Позднее появилось слово «былина», что означало «быль», то есть то, что было или есть на самом деле.
Наши предки - земледельцы, скотоводы, охотники вели жизнь полную опасностей и невзгод. Бывали наводнения, засухи, морозы. Но самым ужасным для них были воинственные набеги других народов. Враги разоряли селения, забирали в плен женщин и детей. Это вызывало у людей глубокие переживания и певцы из народа слагали героические песни о богатырях : могучих, бесстрашных защитниках русской земли.
- Прочитайте , как называется первая былина, с которой мы сегодня познакомимся? (Добрыня и Змей)
- Былины о Добрыне имеют более раннее происхождение, чем былины об Илье Муромце, но те и другие связаны с периодом борьбы нашего народа с татарским нашествием.
Былины раньше пелись. Сказители обычно владели старинным музыкальным инструментом – гуслями, в сопровождении которых они исполняли все известные им былины.
- Вот и представьте себе, ребята, седовласого старца, который сидит в окружении внимательно слушающих его людей. Его пальцы слегка касаются струн гуслей , лежащих на коленях. Льется неторопливая, спокойная, плавная мелодия. Певец – сказитель начинает свой рассказ про древнюю Русь, про старину стародавнюю.
- Ребята, чтобы у вас сложилось реальное представление о былине как о песенном жанре , давайте прослушаем отрывок былины Добрыня и Змей в исполнении Елены Сапоговой, знаменитой уральской сказительницы.
Словарная работа
Ребята в тексте нам встретятся незнакомые слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что былина была создана в давнее время, и чтобы понять былину, надо объяснить эти слова. На столах у вас лежат листы. Давайте прочитаем статью из словаря со значением этих слов и поставим ударение.
Палица – старинное оружие, тяжелая дубинка с утолщенным концом
Паробок – парень, оруженосец.
Курева – «пыльная курева» - имеется ввиду облако пыли, похожее на облако дыма, возникшее от курения
Приумаялся – притомился, устал
Ощериться – оскалиться , угрожающе показать зубы
Порешить – кончить, убить
Дородный – рослый, крупный, полный
Величать по изотчине - называть по отчеству, по отцу
Чара – то же, что чарка – небольшой сосуд для питья вина.
Шпенечки – небольшие шипы, стержни.
Стольный град- столица .
Учуять – почувствовать.
Полон – плен.
Колчан со стрелами – чехол со стрелами.
За полпоприща – за полпути
Подколенные – подчиненные, подначальные
Физкультминутка «Руки за спину, головки назад».
Руки за спину, головки назад.(Закрыть глаза, расслабиться)Глазки пускай в потолок поглядят.(Открыть глаза, посмотреть вверх)Головки опустим - на парту гляди.(Вниз)И снова наверх - где там муха летит?(Вверх)Глазами повертим, поищем ее.(По сторонам)И снова читаем. Немного еще.
Чтение текста
Упражнение «Речевичок»
- Прежде, чем приступить к чтению, давайте потренируем наш речевой аппарат.
Ла- ло- лы, ла- ло- лы школа, классы, лом, столы.
Лы- лу-ло, лы- лу- ло лыжи, лужа, лось, стекло.
Ло- лы-ла, ло- лы-ла лодка, лыжник, лай, скала.
Ла-ло-лу, ла-ло-лу на полу, к столу, в углу.
Начало былины читает учитель.
Затем читают дети, вслух по частям.
Стр.161 (или 164) рассматриваем иллюстрацию
- Что здесь изображено? Где происходит действие? (княжеские белокаменные палаты)
- Что здесь происходит? (идет пир, князь беседует с Добрыней)
- Как зовут князя? (князь Владимир)
- Где он нарисован? Покажите.
- Как вы догадались, что это и есть князь?
- С кем он разговаривает?
- Прочитайте разговор князя с Добрыней.
Продолжение чтения былины.
В конце стр.162 (или 165), задать уточняющий вопрос:
- Почему все молчат? (боятся)
Домашнее задание
- Прочитать былину еще раз, обратите внимание на ее звучание, подобрать к иллюстрации слова из текста.
Итог урока.
- С каким новым жанром мы познакомились на уроке? (Былины)
- Что такое былина?
- как необходимо читать былину? (напевно)
-А почему? (былины рассказывали мудрые люди, старцы, их рассказ шел в музыкальном сопровождении гуслей)
- Скажите, кто главный герой былины?
- Что вы о нем узнали? Каким его представляете?
- Какими качествами должен обладать былинный герой? (здоровье, сила, ум, доброта)
- Чему учит былина ? (любить свою Родину, защищать ее, быть добрыми)
- Как нужно читать былины, былинные сказы?(напевно)
- Узнали ли вы, что-нибудь новое? (продолжите предложения)
Оценочная лесенка.
- А теперь, давайте попробуем оценить то, как каждый из вас работал на уроке, и узнаем, у кого возникли затруднения на уроке.
- У вас на партах по два смайлика с вашими именами : один веселый , а другой – грустный . А теперь поднимите смайлик , который улыбается, те , у которых не возникло затруднений на уроке. У кого были трудности – поднимите грустный.
(У кого другой смайлик - не расстраиваетесь, на следующем уроке мы опять будем работать над былинами).
- Посмотрите на доске у меня находится шкала, с баллами от 1 до 5. Поставьте смайлик, который вы подняли , на ту ступеньку, на которую вы поставили бы себя.
- Молодцы!
-Вы много трудились,
Наверно устали?
Быстро, все сразу за партами встали.
Руки поднимем, потом разведём
(И тихо из класса уйдём).Сядем за парты звонка подождём.