Конспект урока по русскому языку на тему Обстоятельство


Конспект урока русского языка в 3 классе по теме Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.
УМК «Начальная школа 21 века»
Цель урока: создать условия для формирования понятия об обстоятельстве как о второстепенном члене предложения.
Задачи урока:
-образовательные: учить находить обстоятельство и отличать его от других членов предложения, пользуясь алгоритмом;
-развивающие: развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приёмы анализа, синтеза при рассмотрении языкового материала;
- воспитательные: воспитывать умение работать в паре; умение вести диалог: ученик-ученик, ученик-учитель, способствовать формированию адекватной самооценки.
Метапредметные результаты, формируемые на уроке
Регулятивные: умение организовывать свои действия (ставить перед собой цель, удерживать учебную задачу, действовать по плану, оценивать результат).
Познавательные: выделение и обработка необходимой информации из текста, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать собеседника, работать в паре
Организационный момент
Начинается урок.
Он пойдет, конечно, впрок.
Учебные принадлежности нас ждут,
С новой темой знакомиться зовут.
- Запишите число, классная работа. Оставьте строку для названия темы и в следующей строке поставьте точку с красной строки.
ч о ш щ б й ч с ж т ш о ч я щ й т ч е щ ч ц л ж ц ь щ с й т ц в ж о
(задание: убрать все только твёрдые и  все только мягкие, прочитать тему урока)
Запись в тетради : Книга помогает в труде , выручит в беде.
- Какие вы буквы убрали?
- Что у вас получилось? (обстоятельство)
- Сегодня вы самостоятельно узнаете какой член предложения называется обстоятельством. Работая по карточкам и ответив на вопросы , вы в карте успеха отмечаете выполнение каждого задания.
На полях тетради поставьте ту отметку, которую бы вы хотели получить по окончании урока.
 2. Актуализация знаний
- Что входит в грамматическую основу предложения? ( подл и ск)
- Как найти подлежащее? Как найти сказуемое?
- Чем чаще всего выражается сказуемое?
Как называются остальные члены предложения, кроме главных?
- Как называется предложение с второстепенными членами?
- Как называется предложение без второстепенных членов?
- Найди главные члены предложения
В нашем классе растут цветы
Организационный момент.
Словарная работа.
а) Повторение словарных слов.
-Запишите под диктовку:
Везде, вместе, горячий, впереди, вокруг, здесь, лучше, назад, девочка.
б) Взаимопроверка.
в) Знакомство с новым словом «медленно».
-Спишите его, поставьте ударение, подчеркните опасные места
г)- Как вы понимаете значение слова?
-Как в словаре Ожегова объясняется его значение? (Работа со словарем)
д)- Составьте предложение, используя слова и опираясь на схему.
Вечер, медленно, тянуться, осенний.
1.Как? 2. Что делал? 3. Какой? 4. Что?
- Запишите это предложение (один ученик у доски)
Актуализация знаний.
- Подчеркните грамматическую основу. Назовите, под каким номером подлежащее (сказуемое).
Это предложение распространенное или нераспространенное?
-Какие предложения называются распространенными (нераспространенными)?
-Главные члены предложения – это …
-Второстепенные члены предложения – это … (не можем ответить на этот вопрос)
Изучение нового.
а) Сказка о членах предложения.
На доске рисунок семьи-предложения.
В этой дружной семье есть мама, папа, дочь-старшеклассница, сын, и маленький ребенок. Папа очень любит читать газеты, ему интересно знать кто? и что? Мама всегда занята домашними делами и спрашивает что делать? что сделать? Старшая дочь любит повертеться перед зеркалом, задавая вопросы: какое платье надеть? Какие туфли подойдут? Какая прическа ей к лицу? Сын-пятиклассник смотрит фильмы и спрашивает: кого? чего? Кому? Чему?... А малыш, который еще не умеет ходить интересуется всем вокруг и постоянно задает массу вопросов: где? Когда? Куда? откуда? Почему? Зачем? И как?
-С какими членами семьи-предложения мы уже знакомы?
-Какая будет тема нашего урока? Чему будем учиться? (предположения детей)
б)-Запишите тему урока. Обстоятельство.
-Прочитайте предложения на доске.
Дети вернулись домой.
Дети вернулись домой из похода.
Дети вернулись домой из похода вечером.
-В каком предложении самая точная информация?
(запись с комментированием)
-Найдите грамматическую основу. Как называются оставшиеся слова?
-Задайте вопросы. На что они указывают?
-От какого главного члена задавали вопрос?
Считалочка: Где? Когда?
Куда? Откуда?
Почему? Зачем?
и Как?
-Подчеркиваем так: -. -. -. -. -. -Будут ли второстепенные члены этого предложения обстоятельствами? Подчеркните.
ВЫВОД: - Что такое обстоятельство?
-На какие вопросы отвечает?
-От какого слова задаем вопрос?
-Как подчеркиваем?
Физкультминутка.
Закрепление.
-с. 86упр. 1 (по заданию)
-с. 88 упр. 2.,3
Упр. 4- устно
Итог урока. Домашнее задание.
- Продолжите предложение. Главные члены предложения – это…
Второстепенные члены предложения – это …
-С каким членом предложения познакомились?
-Как его найти в предложении?
-Что понравилось на уроке? О чем хотели бы узнать?
(Оценить работу на уроке.)
Д/з. С.87 считалочку выучить, упр. 5 по образцу.

1 вариант
Задание 1 На отметку «3»
Прочитай предложение. Замени вопросы подходящими словами из словаря для справок. Запиши составленное предложение с красной строки.
Собака бежала ( где?) меня .Слова для справок: на дорожку, по аллее, впереди .Подчеркни главные члены предложения .
Определи, какими членами предложения являются пропущенные слова.
Задание 2
Прочитай текст на стр 72 ( под ключиком)
Найди правило о том , что такое обстоятельство. Подчеркни карандашом.
На какие вопросы отвечает обстоятельство? Найди считалочку.
Как подчёркивается в предложении обстоятельство?
Задание 3
От какого члена предложения ( подлежащего или сказуемого) надо задавать вопрос к обстоятельству?
К каким членам предложения относится обстоятельство ( к главным или второстепенным)?
Задание 4 На отметку «4»
Спиши предложения . Подчеркни главные члены предложения. Задай вопрос от сказуемого к обстоятельству (стрелкой) и найди обстоятельство . Подчеркни обстоятельство.
Мальчик читает выразительно. Охотники грелись у огня.
Задание 5
Спиши предложения . Подчеркни главные члены и письменно задай вопрос к обстоятельству. Делай как в образце.
Образец: Земля сырая ( по какой причине?) от дождя.
Охотник возвращался из леса . В воскресенье пришли гости.
Задание 6 на отметку «5»
Прочитай , как Алёша определил члены предложения. Нет ли ошибок? Запиши , найди и верно подчеркни главные члены и обстоятельство
Витя долго делал уроки . Вечером долго квакали лягушки.
Вариант
Задание 1 на отметку «3»
Прочитай предложение. Замени вопросы подходящими словами из словаря для справок. Запиши составленное предложение с красной строки .Я возвращался (откуда?) и шёл (где?) сада.
Слова для справок: из гнезда, с охоты, по аллее, на дорожку.
Подчеркни главные члены предложения.
Определи, какими членами предложения являются пропущенные слова.
Как ты думаешь, что они называют и для чего нужны в предложении?
Задание 2
Прочитай текст на стр 72 ( под ключиком)
Найди правило о том , что такое обстоятельство. Подчеркни карандашом.
На какие вопросы отвечает обстоятельство? Найди считалочку.
Как подчёркивается в предложении обстоятельство?
Задание 3
От какого члена предложения ( подлежащего или сказуемого) надо задавать вопрос к обстоятельству?
К каким членам предложения относится обстоятельство ( к главным или второстепенным)?
Определи на какие вопросы отвечают обстоятельства , которые называют : место действия; время действия; причину действия; цель действия; каким образом совершается действие.
Задание 4 На отметку «4»
Спиши предложения . Подчеркни главные члены предложения. Задай вопрос от сказуемого к обстоятельству (стрелкой) и найди обстоятельство . Подчеркни обстоятельство.
Собака бежала впереди меня. Молодой воробей упал из гнезда .Задание 5
Спиши предложения . Подчеркни главные члены и письменно задай вопрос к обстоятельству. Делай как в образце.
Образец: Земля сырая ( по какой причине?) от дождя.
Ученики прилежно занимаются. На тополях набухли почки.
Задание 6 на отметку «5»
Прочитай , как Алёша определил члены предложения. Нет ли ошибок? Запиши , найди и верно подчеркни главные члены и обстоятельство