Внеклассное мероприятие по экологии — устный журнал Эта хрупкая планета


Устный журнал
«Эта хрупкая планета под названием Земля»
(внеклассное мероприятие для обучающихся 9-11 классов)
Цель: экологическое воспитание школьников.
Задачи:
Расширять и углублять знания обучающихся по экологии;
Формировать устойчивый интерес к экологическим проблемам, нравственное отношение к природе.
Развивать познавательную активность, творческое мышление.
Оборудование: компьютер с колонками, мультимедийное оборудование, презентация, плакаты на доске:
1. Четыре закона экологии
1. Всё связано со всем.
2. Всё должно куда-то деваться.
3. Ничто не даётся даром.
4. Природа знает лучше.
Барри Коммонер
2. Птицам даны крылья, рыбам - плавники. А людям, которые живут вПрироде, – изучение и познание природы; вот их крылья. Х. Марти.
3. Иногда кажется, что назначение человека заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания. Ж.-Б. Ламарк
4. Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. И охранять природу - значит охранять Родину.
М. М. Пришвин
Экологический календарь
Дата Название международного дня
22 марта Всемирный день воды
1 апреля Международный день птиц
18 – 22 апреля День заповедников и национальных парков
22 апреля День земли
5 июня Всемирный день охраны окружающей среды
17 июня Всемирный день по борьбе с опустыниванием и засухой
16 сентября Международный день охраны озонового слоя земли
20 сентября День работников леса
27 сентября Международный день моря
4 октября Международный день защиты животных
29 октября Международный день биологического разнообразия
Подготовительная работа: оформление плакатов, составление экологического календаря, подбор материала для сценария и презентации, подготовка выступлений чтецов, выбор музыкального сопровождения.
Ход мероприятия
Звучит песня «Прости, Земля» в исполнении группы «Земляне»
1 слайд
1 ведущий:
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы ещё придём просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого. Пока
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Всё меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды…
Роберт Рождественский
2 ведущий: Мы не случайно начали наш разговор с этого стихотворения, потому что сегодня мы вновь обратимся к одной из важнейших проблем современности – проблеме экологической ситуации на Земле, которой посвящен наш устный журнал.
2 слайд
1 страница
«Земля – слезинка на щеке Вселенной»
1 чтец:
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живём!Ты только посмотри вокруг:Тут речка, там зелёный луг.В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь.
А где-то снег лежит горой,А где-то жарко и зимой…Чудес нам всех не перечесть,Одно у них названье есть –Леса и горы, и моря,Все называется Земля!
1 ведущий: Все мы: люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы - живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где-то жить, растить детишек. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Как на весах, когда на обеих чашах одинаковые гирьки. Равновесие это сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Например, такой: всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить одно какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти экологическая катастрофа.
2 ведущий: Люди долго не подозревали об этом. И безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они совершенно не думали, что при этом грубо нарушают законы природы. Недавно мы это поняли. И для того, чтобы все-таки сохранить природу, а заодно и самим уцелеть (ведь человек сам часть природы!), люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла экология. Кстати, это слово составлено из двух греческих слов: ойкос — дом и логос — наука. Значит, можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.
3 слайд:
2 страница
«Законы экологии»
1 ведущий: Природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!
Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.
Первый закон: «Всё связано со всем». Для того, чтоб показать действие этого закона, приведу такие факты:
- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.
- В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.
- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.
2 ведущий: Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
1 ведущий: Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
2 ведущий: Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.
1 ведущий: А теперь мы с вами попробуем решить экологические задачи и ответить на вопрос: «Какие законы нарушены?»
4 слайд:
1 ситуация: Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?
Примерные ответы детей:
- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.
- Нарушены первый и второй экологические законы.
- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.
5 слайд:
2 ситуация: Дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?
Примерные ответы детей:
- Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.
- Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.
- Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.
6 слайд:
3 ситуация: Когда-то на территории дачного посёлка было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?
Примерные ответы детей:
- Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!
- Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут, в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.
- Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.
7 слайд:
3 страница
«Земля взывает о помощи»
2 чтец:
Как это страшно – умиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошенная природа
Уже не в силах сделать ничего.
И поползет проказа запустенья,
И пересохнут ниточки воды.
И птицы вымрут. И падут растенья,
И зверь не обойдет своей тропы.
И сколько тут корысти не ищи ты,
Какой ты оговоркой не владей,
Земля защиты требует. Защиты.
Она спасенья просит у людей.
(С. Островский)
1 ведущий: Потребности людей все возрастают, а ресурсы Земли все уменьшаются. Много лет стремясь покорить природу, человек неожиданно для себя оказался на грани экологической катастрофы. Какие проблемы встали перед человеком, грозя ему гибелью и требуя немедленного решения?
Примерные ответы: «Парниковый эффект», истончение озонового слоя и появление озоновых дыр, кислотные дожди.
8 слайд:
2 ведущий: «Парниковый эффект» - это постепенное потепление климата на нашей планете в результате увеличения концентрации в атмосфере антропогенных веществ.
Автомобильные выхлопы, трубы заводов, ТЭЦ и даже сжигание бытового мусора загрязняют атмосферу парниковыми газами уже не одно десятилетие, парниковый эффект усиливается.
Результатом этого является подъем уровня Мирового океана, что может отрицательно сказаться на жизни населения более 30 стран.
9 слайд:
1 ведущий: Следующая экологическая проблема - истончение озонового слоя и появление озоновых дыр.
Истончению озонового слоя способствуют использование азотных удобрений, выбросы продуктов сгорания космической техникой и высотной авиацией.
Ослабление озонового слоя усиливает поток солнечной радиации на Землю и вызывает у людей рост числа раковых образований кожи, ведет к резкому увеличению смертности среди морских животных и растений.
10 слайд:
2 ведущий: Кислотные дожди – тоже являются экологической проблемой.
Причиной их выпадения является попадание в воздух отходов сгорания любого топлива.
Кислотные дожди отрицательно воздействуют на леса, водоемы, почву, животный мир, отражаются на здоровье людей, они губят и исторические памятники.
От кислотных дождей в различных регионах мира погибают леса.
Так, на территории Германии кислотными дождями повреждено около 35 % площади лесных массивов, а в Канаде уже погибли старейшие леса (возраст до 300 лет) из бальзамической ели.
В 1000 озерах Швеции полностью утрачены признаки жизни.
11 слайд:
4 страница
«Твой след на планете»
3 чтец:
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нет,
Черные сотрешь ли, Человек?
1 ведущий: Наша жизнь и наше будущее зависят от каждого из нас! Приложи силы к тому, чтобы предотвратить экологическую катастрофу.
Какие правила поведения необходимо соблюдать каждому человеку?
12-16 слайды
Эти простые правила составляют экологическую культуру человека.
2 ведущий: Давайте жить в согласии с природой, не нарушать её законов и порядка, разумно использовать её богатства, чтобы сохранить нашу планету для будущих поколений!
17 слайд:
4 чтец:
Я обнял глобус – шар земной.
Один – над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: «Береги».
В зеленой краске лес и дол
Мне говорят: «Будь с нами добр.
Не растопчи нас и не жги,
Зимой и летом береги».
Журчит глубокая река
Свои, лаская берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги»
И птиц, и рыб я слышу всех:
«Тебя мы просим, человек,
Ты обещал нам и не лги,
Как старший брат нас береги».
Я обнял глобус – шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я: «Не солгу,
Тебя, родной, я сберегу».
Ефим Шкловский
Звучит песня «Прости, Земля» в исполнении группы «Земляне»
Библиография
1.Барабанова Г. В. Страницы родной природы: сценарий с элементами
викторины // Читаем, учимся, играем. — 2009. — № 11. — C. 68–71.
2. Криксунов Е. А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология: 9 класс – М.: Дрофа, 1995 г. – 240с.
3. Шарапова Т. И. Берегите землю, берегите!: викторина // Читаем, учимся, играем. — 2009. — № 9. — C. 88–91
Интернет-ресурсы
1. https://yandex.ru/images/search?text2. http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2012/05/18/klassnyy-chas-priroda-ne-proshchaet-oshibok
3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/01/05/zemlya-zashchity-prosit-u-lyudey