Презентация ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. Компоненты функциональной грамотности знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора. Анализ текущей ситуации: педагоги общеобразовательных школ дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях Актуальность технологии заключается в развитии высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Происходит развитие универсальных учебных действий учащихся: познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных. Цель применения технологии проблемно-диалогического обучения состоит в том, чтобы научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий от незнания к знанию. При этом решаются следующие задачи:Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся.Развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка. Проблемно – диалогическое обучение - это развивающее обучение, в котором сочетается принцип проблемности с принципом развития индивидуальности школьника, а деятельность учащихся организуется на основе поиска, открытия знаний, самостоятельности. Традиционный урок Проблемно-диалогический урок Проверка домашнего задания учеников. Создание и формулирование проблемы учениками. Объявление темы учителем. Выдвижение гипотез. Объяснение темы учителем. Актуализация учениками своих знаний. Закрепление знаний учениками Поиск решения проблемы учениками. Выдвижение решения проблемы. Применение знаний учениками на практике Отличие проблемного урока от традиционного На уроках используются следующие виды диалогов:Побуждающий диалог - состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся.Подводящий диалог - представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока, и поэтому развивают логическое мышление учеников.Мотивирующий приём - приём «яркого пятна». Использование сказок и легенд, фрагмент из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников. Побуждающий Подводящий Структура отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли Признаки - мысль ученика делает скачок к неизвестному- переживание учеником чувства риска- возможны неожиданные ответы учеников-прекращается с появлением нужной мысли ученика - пошаговое, жесткое ведение мысли ученика- переживание учеником удивления от открытия в конце диалога- почти невозможны неожиданные ответы учеников- не может быть прекращён, идет до последнего вопроса на обобщение Результат развитие творческих способностей развитие логического мышления Сравнительная характеристика диалогов. На этапе постановки учебной задачи подводящий диалог, который помогает учащимся сформулировать тему урока и осознать проблему. На этапе открытия новых знаний побуждающий диалог, с помощью которого учащиеся осуществляют поиск решения проблемы. Положительные моменты: - самостоятельное обучение в паре;- совместное обучение в группе-критическое осмысливание проблемы. Трудности:- небольшой опыт самостоятельной работы у учащихся;- речевой барьер- низкий уровень когнитивных способностей Формула успеха ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ Модель формирования и развития функциональной грамотности Стебель – функционально грамотная личностьВода – педагогические технологииЛепестки – ключевые компетенцииЛейка – учитель Спасибо за внимание!