Методическая разработка выступления на педагогическом совете Воспитание культуры исследователя на уроках обществознания и истории


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 города Буденновска
Буденновского района»











Методическая разработка
выступления на педагогическом совете

"Воспитание культуры исследователя
на уроках обществознания и истории"








Работу выполнила
учитель истории и обществознания
Крымова Оксана Георгиевна











2016 год

В современных условиях всё чаще поднимается вопрос об изменении парадигмы образования. Развитие продуктивных технологий в сфере образования является на сегодняшний день актуальной задачей и становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Заканчиваются возможности экстенсивного пути развития образования, т.е. пути, при котором повышение образованности, социальной устроенности, профессиональности связывалось с повышением объёма знаний, которыми владеет человек. При экстенсивном пути - развитие образования понималось преимущественно как увеличение количества предметов, учебной нагрузки, срока обучения. Переход к интенсивному пути развития образования требует становления принципиально новых образовательных технологий. Они должны опираться на научное мышление.
В настоящее время в ряде методологических и теоретических разработок доказывается, что сегодня основными являются четыре универсальных типа мыследеятельности: исследование, проектирование, конструирование и управление} Необходимо отметить, что в отличие от трёх других видов деятельности, исследование является самым «деликатным» по отношению к объекту. Его главная цель - установление истины, «того, что есть на самом деле», наблюдение за объектом без вмешательства в его внутреннюю жизнь. Методологически исследование является основой для дальнейшего проектирования или конструирования, которые, прежде всего, направлены на преобразование окружающей действительности. В данном случае формирование исследовательской позиции является важнейшей задачей
1 Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1, С. 24.
Организация исследовательской работы с учащимися в изучении обществознания
Организация исследовательской работы с учащимися в изучении обществознания дает возможность решить ряд задач:
- осуществить более глубокое и прочное освоение учебного материала,
значительное расширить кругозор учащихся;
- познакомить с методами исследования, научить выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании;
- показать алгоритм эксперимента и методы анализа его результатов;
- включить ребенка в контекст научного исследования;
- научить формулировать гипотезу исследования, его цели и задачи;
- приобщить к разнообразным формам организации исследовательской работы, формам итогового оформления и оценивания ее результат.
Как воспитать исследователя на уроках обществознания?
Ученика не просто познающего, а преобразовывающего окружающий мир, способного, исследуя, увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний? Вопрос далеко не праздный в условиях развития современной школы.
Если начать разбираться в сложном феномене исследовательской деятельности, можно выделить несколько ее смыслов. Исследовательская деятельность учащихся - это и:
путь повышения эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков, освоения государственных образовательных программ и достижения соответствующих образовательных стандартов;


· инструмент становления и развития психических функций, общих и специальных способностей, мотивационных установок учащихся.
способ профориентации и начальной профессиональной подготовки. Этот контекст задает задачу построения непрерывного образования школа -вуз, отбора талантливых и мотивированных детей с последующей профилизацией их образования и ориентацией на работу в высокоинтеллектуальных отраслях;
средство обретения молодым поколением культурных ценностей, вхождение в мир культуры через приобщение к культурным традициям научного сообщества. Это, прежде всего, - способность строить собственные отношения к явлениям окружающего мира, занимать авторскую позицию. Здесь мы имеем дело с образовательными задачами самого широкого плана -эффективной социализацией, историко-патриотическим воспитанием
Кроме того, современный российский рынок нуждается в высококвалифицированных, профессионально мобильных и конкурентоспособных специалистах. Известно, что профессиональное самоопределение рассматривается учеными и педагогами как длительный процесс развития личности в качестве субъекта профессиональной деятельности. Его успешность зависит от внутренней активности подростков, поэтому в школьной системе обучения необходимо изменить приоритеты в ценностях образования, а также научить учащихся строить личные профессиональные планы.
Этим и обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений округа исследовательской деятельности обучающихся.
На самом деле, вопросы организации, развития и управления исследовательской деятельностью учащихся современны и актуальны.
Исследовательская деятельность учащихся на уроках обществознания - это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск.
Жажда открытия, стремление проникнуть в сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому очень важным является привлечение к исследовательской деятельности не только старшеклассников, но и учащихся среднего звена школы, и даже младших классов: выявить всех ребят, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности на уроках обществознания.
Работая с ребятами-исследователями, можно заметить, как глубоко волнуют их, подростков и старшеклассников, философские проблемы смысла человеческой жизни, истины, добра, красоты, творчества. Анализ исследовательских интересов школьников на уроках обществознания раскрывает мир духовных, нравственных, этических проблем: ребят волнует трагедия нравственного оскудения современного человека, нарушение преемственности времен, поколений, культуры, традиций. Вместе с формированием личностных качеств и исследовательской позиции ребят растёт и профессионализм учителя - наставника, педагог самосовершенствуется, овладевает новыми технологиями.
Научно-исследовательская деятельность учащихся рождает интересные формы взаимодействия педагогов и учащихся, становится необходимой, органически вписывается в общий педагогический процесс, становится мощным фактором, влияющим на результативность труда школьного коллектива, развитие педагога и ребенка.
Одной из главных задач развития познавательной деятельности учащихся в процессе образования является организация детской научно-исследовательской деятельности. В последнее время в ученической среде

прослеживается повышение интереса к этой деятельности. Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется, главным образом, на уроках. Этому способствуют и современные интерактивные технологии. Несмотря на это - внеурочная работа учащихся -благоприятная почва для решения этих задач.
Научно-исследовательская деятельность школьников помогает решать задачи развивающего образования:
повышает престиж знаний, общую культуру, совершенствует навыки учебной работы;
развивает личность ученика, формирует системность и глубину знаний, критическое мышление;
обогащает социальный опыт: учит деловитости, умению преодолевать трудности, достойно пережить успехи и неудачи, воспитывает уверенность в своих силах, расширяет контакты с учениками других школ, а при использовании интернета - учит взаимодействовать с учителями и учеными.
Поэтому, одной из важнейших задач, стоящих перед школами, сегодня является подготовка школьника-исследователя, владеющего современными методами поиска, способного творчески подходить к решению проблем, пополнять свои знания путем самообразования.
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в течение всего учебного года в школе обусловлена и объективным фактором в настоящее время наука все в большей мере становится непосредственной производительной силой не только в сфере идей. Современный учащийся как творческая, социально активная личность нового типа может формироваться только в процессе исследовательской, поисковой работы, которая органически сочетается с учебной деятельностью.
В содержании образования по предметам истории, обществознания нужно выделить следующее: -усилить акцент на аналитические, оценочные и проблемные компоненты. Кроме заданий на выполнение приемов мышления обязательно предлагаются задания на анализ и оценку правильности осуществления определений и классификаций понятий, рассуждений, доказательств, вероятностных суждений, вопросов и проблем; -включить дополнительные познавательные операции - работа над проектом, вероятностные суждения, проверка гипотез и другие;-ввести познавательные установки и отношения - готовность планировать свою деятельность, гибкость и открытость, конструктивность, настойчивость в решении проблем, готовность к исправлению своих ошибок, объективность.
Ещё Н.Л. Добролюбов писал: «Посмотрите, сколько любознательности, сколько жадного стремления к исследованию высказывают дети. Как охотно они обращаются к природе, с какой радостью изучают все действительное, а не призрачное, как их занимает всякое живое явление». Исследовательский интерес - это своеобразный многоаспектный сплав мысли, воли, внимания, эмоций, воображения. Роль учителя на уроке обществознания, формирующего интеллектуальную элиту России, в развитии творческого потенциала личности отличается от традиционной роли педагога. Его задачи таковы: 1.Не передавать знания, а раскрывать потенциальные возможности обучающегося.
2.Задействовать эмоциональную сферу школьников, вызывать положительные эмоции в процессе учения.
3.Разработать программу развития исследовательского потенциала личности школьника, которая предполагает:
- включение школьников в кружковую деятельность;
- углубленное изучение профильных предметов;
В процессе реализации данной программы происходит самореализация личности, как учителя, так и ученика.
Успех деятельности учителя во многом определяется тем, насколько он является участником исследовательской работы, насколько он владеет инструментарием исследовательского труда, как важной составной части общей педагогической культуры учителя.
Одним из показателей уровня исследовательской культуры учителя является анализ реферативных материалов по актуальным проблемам обучения и воспитания, печатных работ, выступлений на конференциях, семинарах, заседаниях кафедр и творческих групп, педагогических советах, участие в работе экспериментальной лаборатории, высокие показатели качества знаний обучающихся.
Особое значение нужно уделить педагогическому сопровождению ребенка. Очень важно при формировании исследовательской культуры школьника обсуждать с ним смысл осваиваемых им способов деятельности, побуждать к интенсивным размышлениям. Проговаривать свои действия - все это позволяет школьнику совершать свои открытия, развивать исследовательскую умелость, формирует потребность в продолжение своей работы. На занятиях реализуется принцип сотрудничества учителя и обучающихся, используются разнообразные формы работы как индивидуальные, так и групповые, командные. Педагог выступает организатором, режиссером, соучастником коллективной деятельности. интенсивным размышлениям. Проговаривать свои действия - все это позволяет школьнику совершать свои открытия, развивать исследовательскую умелость, формирует потребность в продолжение своей работы. На занятиях реализуется принцип сотрудничества учителя и обучающихся, используются разнообразные формы работы как индивидуальные, так и групповые, командные. Педагог выступает организатором, режиссером, соучастником коллективной деятельности.
1. Объяснение цели предстоящей работы.
2. Организация творческих групп обучающихся.
3. Подбор исследовательских заданий.
4. Контроль за ходом работы.
5. Попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения, как единственно возможной, а побуждая к активному поиску.
6. Организация активных форм обсуждения и оценивания проделанной работы.
Для гармоничного развития личности необходимо создание развивающей исследовательской среды. Этому служат общешкольные, городские конференции, конкурсы, акции, защиты научных проектов. В течение учебного года целенаправленно работать над формированием исследовательской культуры обучающихся.Ход исследовательской работы предусматривает: I. Как выбрать тему исследования 1)Проблема исследования; 2)Как выявлять проблемы. Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность решить её. Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.3) Вопросы в помощь при выборе темы. Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что ученика интересует в данный момент, какая проблема волнует его больше других.
Темы исследования могут быть:
фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и
явлениях;
экспериментальные - темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов,
материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах,
кинофильмах и др.
П. Цель исследования. Определить цель исследования - значит ответить себе и другим на вопрос о
том, зачем мы его проводим.
III. Задачи исследования.
Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее направление исследовательской деятельности, то задачи описывают основные шаги исследователя.
IV. Гипотеза исследования
. Для решения проблемы потребуется гипотеза или несколько гипотез - предположений о том, как проблема может быть решена.
В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. В случае своего подтверждения она становится теорией, а если ее опровергнуть, то гипотеза превращается в ложное предположение.
V. Организация и методика исследования.
Как составить план исследовательской работы?
Перед началом исследования нужно обязательно составить его предварительный план. Однако надо помнить, что при проведении исследовательской работы этот план обычно приходится изменять и совершенствовать, потому что исследование представляет собой творческий процесс, в ходе которого постоянно приходится что-то дополнять, а от чего-то отказываться.
Существуют доступные методы исследования, которые знают наши
обучающиеся:
подумать самостоятельно; прочитать книги о том, что вы исследуете;
познакомиться с кино- и телефильмами;
спросить у других людей;
понаблюдать;
Увлекательными, ошеломляющими, могут быть исследования учащихся при работе над проектами по обществознанию. Нужно предложить детям следующие проекты для учащихся в 5 - 6 классах как: «Я и моя семья», «Как возникли семья и брак», «Какая она - современная семья?», «Моё генеалогическое древо», «Мой дом - моя крепость», «Район проживания».
Почему мы обратилась именно к семейной тематике? Состояние современной семьи (материальное положение, степень правовой защищённости, морально-психологический климат, характер внутрисемейных отношений) свидетельствуют о её деформации, об ослаблении её способности к выполнению воспитательных функций. Ряд западных культурологов призывают относиться к распаду традиционной семьи и к распространению семей нетрадиционного воспитания спокойно, как к одной из неизбежных черт ближайшего будущего. Однако лишь традиционный тип семьи (независимо «большая» это семья или «малая») способен реализовать воспитательную функцию. Поэтому одна из целей на уроках обществознания - формирование у учащихся установки на создание устойчивой семьи традиционного типа, ориентированной на воспитании детей.
Таким образом, участие в научно-исследовательской деятельности, дает обучающимся на уроках обществознания следующие преимущества: ученик работает активно и самостоятельно в пределах подготовленной дидактической среды;

· реализуется целеполагание: ученик знает, чем он будет заниматься на занятиях; повышается мотивация к учению; проявляются творческие способности;
развиваются у школьников способы овладения познавательной,
рефлексивной, коммуникативной деятельностью;

· усиливается развивающая направленность образовательного процесса; пробуждается интерес к исследовательской работе, к самореализации.
Сегодня в меняющемся мире учителю нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо деятельностное включение в процесс своей подготовки, то есть умение выстраивать исследовательскую позицию по отношению к себе и своей деятельности, критически анализировать и оценивать эффективность проводимых работ. Успешность работы будет зависеть и от освоения им методов реализации компетентностного подхода, иот использования технологии методов проектов и исследовательского метода обучения, и от готовности перейти от оценки к аутентичному оцениванию с помощью «портфолио». Подтверждением этому служат слова В.И. Загвязинского: «Учитель, выполняя свою основную функцию- обучение и воспитание ребят, вынужден в определенных ситуациях в той или иной степени превращаться и методиста, и в ученого».