Доклад на тему: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ САМОПОЗНАНИЯ


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ САМОПОЗНАНИЯ
Преподаватель Костанайского педагогического колледжа, Кострова Л.Ю.
Современный период развития Казахстана четко обозначил, соответствующие мировым тенденциям, новые приоритеты в области образования. В Послании Президента РК народу Казахстана указывается, что развивающемуся казахстанскому обществу нужны современно образованные, нравственно-воспитанные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Функциональная грамотность – это индикатор общественного благополучия. Высокий уровень указывает на определенные социокультурные достижения общества; низкий – является предостережением возможного социального кризиса. Поэтому для Казахстана особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся.
Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека.В Послании народу Глава государства Н.А.Назарбаев выделил следующее: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни»
Исходя из этого, для выявления теоретико-методических подходов к исследованию проблемы формирования функциональной грамотности учащихся школы является необходимым:
определение сущности и слагаемых функциональной грамотности учащихся;
анализ отечественного и зарубежного опыта решения проблемы формирования функциональной грамотности учащихся и выявление основных его тенденций и принципов;
обозначение признаков и условий формирования функциональной грамотности учащихся на уроках самопознания.
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей . Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования с многоплановой человеческой деятельностью.
Рассмотрим несколько вариантов определения функциональной грамотности. Функциональная грамотность (англ. Functional literacy) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладение новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в т.ч. воспитания детей, решении различных жизненных проблем.
Безрукова В.С. в энциклопедическом словаре педагога определяет функциональную грамотность (лат. – направление) как степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций.
Существует подход к пониманию функциональной грамотности, включающий:
воспитанность человека в духе доброжелательности и дружелюбия, что обеспечивает культуру общения;
личностно-профессиональную подготовленность;
профессионально-техническую подготовленность.
Таким образом, обобщая вышесказанное, функциональная грамотность становится фактором, содействующим участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, способности творчески мыслить и находить стандартные решения, умению выбирать профессиональный путь, уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
Формирование функциональной грамотности школьников на уроках самопознания возможно через решение трех основных задач:
1. Достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие личности и возможность преодоления образования, в том числе и путем самообразования.
2. Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально-значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ.
3. Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях . Можно определить следующие основные признаки функциональной грамотности:
способность к коммуникативной деятельности;
готовность к адаптации в современном обществе, ориентация в возможностях развития качеств личности;
готовность к повышению уровня образованности.
Таким образом, в условиях личностно-ориентированного обучения, для успешного развития функциональной грамотности учащихся и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках самопознания необходимо соблюдать следующие условия:
обучение должно носить деятельностный характер;
учебный процесс должен быть ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности учащегося за результаты своей деятельности;
должна предоставляться возможность для приобретения опыта достижения цели;
должны использоваться продуктивные формы групповой работы.


Литература
1. Послание Президента РК – Лидера нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана (2014 г.)
2. Стратегия «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства.
3. Национальный план действий на 2012-2016 гг. по развитию функциональной грамотности школьников.
4. Фролова П. И. Формирование функциональной грамотности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин .