Конспект урока по ОПК Православное учение о человеке(4 класс)


Методическая разработка урока ОПК «Православное учение о человеке»
Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество Жук Марина Владимировна
Район Московский
Место работы Г. Нижний Новгород МБОУ СОШ № 139
Должность Учитель начальных классов
Общая информация
Модуль Основы Православной культуры
УМК Школа России
Тема урока Православное учение о человеке
Тип урока Объяснение нового материала
Цель, задачи Цель урока: осмысление христианского представления о человеке: душе человека как его сущности.
Задачи. Образовательные: создать условия для осознания христианского понимания взаимоотношения души и тела человека; уяснить, какие качества души составляют внутренний мир человека.
Развивающие: создать условия для развития мыслительных операций анализа и синтеза, воображения, отбора знаний и умений в соответствии с заданием.
Воспитательные: создать условия для формирования мотивации к нравственному выбору (душа становится тем богаче, чем больше она отдает себя другим людям).
Необходимое оборудование классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, схем, картинок; демонстрационное оборудование: компьютер, мультипроектор, экспозиционный экран;
Планируемые результаты урока
личностные способность к духовному развитию на основе нравственных установок и моральных норм, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
предметные готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основами православной культуры, понимание их значения для выстраивания конструктивных отношений в семье и обществе, осознания ценности человеческой жизни;
понимание значения духовности, веры для правильной жизненной ориентации, как человека, так и общества;
формирование первоначальных представлений о православии, их роли в становлении российской государственности, развитии культуры;
воспитание нравственного совершенства, основанного на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России.
метапредметные(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД) Регулятивные
планирование своих действий для реализации задач урока;
выбор способов и приемов для решения поставленных задач;
использование правил при создании речевого высказывания.
Познавательные
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
умение находить, характеризовать, анализировать, сравнивать;
умение осуществлять синтез, как составление целого из частей.
Коммуникативные
умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в группе умение формулировать собственное мнение и позицию;
умение формулировать собственное мнение и позицию;
умение задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения* Устный опрос, проверка самостоятельной работы, взаимоконтроль, самоконтроль, фронтальная проверка знаний, работа в группе.
Литература и Интернет-ресурсы
Основная Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2012.
Дополнительная К.Ушинский «Чудный домик».
Интернет-ресурсы 1.Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов http://experiment-opk.pravolimp.ru/ 2. О Григории Журавлеве http://g- vik.narod.ru/2009/n45/09_45s12.htm, http://www.pravpiter.ru/sovs/n035/ta006.htm, http://www.pravchado.ru/viewtopic.php?p=15049, http://www.liveinternet.ru/photoalbumshow.php?albumid=2662948&seriesid=13399233.Семейно-творческий коллектив (СТК) «Светочъ» http://svetoch-opk.ru/. Презентация С. М. Рябчук к уроку №9 (слайд №30,27,26, 25)
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы Деятельность обучающихся с указанием форм организации Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). Учитель задает вопросы, которые вызывают мотивацию к учебной деятельности: «Ребята, вы хотели бы найти клад? А есть ли то, что дороже золота, денег?»
На поиски такого клада мы и отправимся.
(технология диалогового обучения)
Дети отвечают на вопросы учителя. (прием: коллективная форма обсуждения) Л. : умение откликаться на содержание поставленного вопроса.
К. :умение строить речевое высказывание.
П.: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. Учитель предлагает посмотреть на слайд1 и прочесть заголовок «Православное учение о человеке».
- Как вы думаете, что самое главное в православном учении о человеке?
- Когда мы ответим на этот вопрос – мы найдем клад. (прием целеполагания, планирования, дифференциации) Дети рассказывают,что они знают о православии из ранее изученных тем. П.: прогнозирование содержания урока по его названию и с опорой на предыдущий опыт.
Л.: Формирование действия нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий.
К.: Умение слушать и слышать других.
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. Учитель предлагает обратиться к доске и прочесть рассказ К. Ушинского «Чудный домик».
(Приложение №1)
Вопрос учителя: «Кто хозяйка домика и почему?
Итак, какова же цель нашего урока?
(приемы: работа с текстом, определение основной мысли, диалоговое обучение ,технология проблемного диалога) Дети читают рассказ и задумываются о чем говорится в рассказе. (выявляют, что домик – тело чел-ка, эконом – сердце, зала –легкие, хозяйка – душа и т.д.)
Дети отвечают на вопросы учителя.
Цель нашего урока: ответить на вопрос, что главное в православном учении о человеке.
Л.: Формирование нравственных ценностей.
П.: Сопоставление разных точек зрения, осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста.
К.: Умение вступать в диалог, способность к принятию иной точки зрения.
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). - Итак, мы поставили перед собой задачу, а теперь в путь!
1)Учитель предлагает посмотреть на слайд №2 и сделать предположение, если зайти внутрь, что мы увидим?
2)Учитель рассказывает, что это здание – христианская церковь, построенная еще в V веке, она является памятником Всемирного наследия.
3)Учитель говорит: «А теперь я вас удивлю. Посмотрите на слайды №3 и 4.»
4) – Как вы думаете, почему архитекторы уделили большое внимание внутреннему убранству церкви?
5)Учитель помогает детям сделать вывод о том, что внешняя красота мало что значит по сравнению с внутренней духовной красотой и подталкивает детей к переходу на образ человека, у которого есть внешний образ и внутренний мир.
6)Учитель предлагает план урока для достижения целей.
(прием диалогового обучения, зрительного восприятия, сравнения с умозаключением) Ученики сообщают о том, что видят на слайде.: стены от времени потеряли цвет, внешний вид убогий, скорее всего внутри здания также бедно.
Ученики замечают, что поразителен контраст между богатым внутренним убранством церкви и бедными наружными формами храма.
Дети высказывают свои мнения.
Дети принимают план урока. Р.: определение плана и целей урока с помощью учителя. Умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями.
К.: Построение высказывания.
Л.: Эмоционально – личностная оценка.
П.: Извлечение информации, представленной в разных формах. Переработка и преобразование информации из одной формы в другую.
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. 1) Учитель организует групповую работу с карточками, на которых написаны свойства души и тела и просит в группах распределить карточки со словами на 2 группы: душа и тело
2)проверка задания по слайду
№ 21
3) Учитель организует обсуждение общего слова -болеть.
(прием сопоставления, учебного сотрудничества, диалог, работа в группе) Дети работают в группах, озвучивают информацию, сравнивают.
Выделяют общее для обоих групп слово: болеть.
Обсуждают почему может болеть не только тело, но и душа. К.: Работа в группе.
Л.: Смыслообразование через ориентацию учащегося в системе личностных смыслов. Эмоционально-личностная
оценка.
П.: Умение делать выводы. Осуществление анализа и синтеза.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). 1)Учитель предлагает посмотреть на слайд №5 , рассказывает про Г. Н. Журавлева. (он – иконописец, его имя сейчас очень известно в России и за границей. Мастер от рождения не имел ни рук, ни ног, но при этом создавал великие творения, зажав зубами кисть.)Просмотр слайдов (№ 6 – 20), на которых изображены иконы, написанные художником.
2)Учитель предлагает подумать, что отличало Григория Журавлева от других людей.
(можно включить аудиозапись Светланы Копыловой «Жизнь без рук и ног….»)
3)Учитель предлагает подумать и ответить на вопрос: В Библии сказано, что Бог сотворил человека по-своему образу и подобию. В чем заключается образ Божий: во внешнем виде человека или в свойствах его души?
(приемы :критического мышления, диалога) 1)Дети рассматривают слайды, слушают рассказ учителя.
2)Дети отвечают на вопрос учителя: «Григорий был лишен с рождения рук и ног, но у него была чистая, светлая душа»
3)Дети подводят итог : «Православное учение о человеке – это учение о душе человека. Именно душа делает человека человеком.»Л.: Формирование действия нравственно –этического оценивания , выявление морального содержания.
П.: переработка информации.
К.: умение слушать и слышать других, владение монолог. и диалогич. формами речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Учитель предлагает детям самостоятельно познакомиться с текстом в учебнике, глава «Подумай о душе» на стр.35.
На слайде №23 даны маркировочные знаки.
(приемы: работа с текстом, использование знаково – символических средств, диалога, самооценки) 1)Дети читают сомостоятельно текст, делая пометки соответствующими маркировочными знаками простым карандашом в тексте.
2) Желающие высказываются. Л.: формирование действия нравственно – этического оценивания, выявление морального содержания.
П.: переработка информации.
Осуществление анализа и синтеза. Владение и использование разных видов чтения.
К.: умение строить высказывание, диалог.
Р.: Умение высказывать свое предположение, корректирование своей деятельности.
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. Учитель предлагает выполнить задание по группам: раздаются конверты, в которых лежат карточки с названиями поступков, нужно распределить их на 2 группы: хорошие и плохие. Слайд №22.
( приемы: технология учебного сотрудничества, взаимооценки, самооценки) Дети выполняют задание в группах, заслушивают других, сравнивают,если нужно – поправляют друг друга,обосновывая свои ответы. Л.: Самопознание на основе прогнозирования возможных собственных поступков
Р.: Корректирование своей деятельности.
П.: Осуществление анализа и синтеза для осмысленного выбора поступков.
К.: Работа в группе, использование речевых средств, создание высказывания.
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. 1)Учитель просит ответить на вопросы :
- Что составляет богатство души?
- Нашли мы клад, который с годами не уменьшается , а увеличивается ?От чего это зависит ?
2)Учитель предлагает устно дополнить высказывания, которые записаны на доске:
Сегодня я узнал….
Было интересно….
Было трудно….
Я понял,что…
Я почувствовал…
Меня удивило…
Мне запомнилось…
( прием незаконченного предло жения, диалог. обсуждения, самооценки)
Дети отвечают на вопросы учителя.
Дети по очереди дополняют высказывания.
Записывают домашнее задание: вместе с родителями написать минисочинение на тему: «Что возвращается к человеку за хорошие и плохие поступки» Л.: Смыслообразование через ориентацию уч-ся в системе личностных смыслов.
Р.: в диалоге выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы .П.: Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
К.:Владение диалоговой и монологовой видами речи.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Рассказ К.Ушинского «Чудный домик».
Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются. В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, - на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах.
Ответы: Домик – т _ _ о (тело) Эконом – с _ _ _ _ е_ (сердце) Зала – л _ _ _ _ е (легкие) Ставенки – г _ _ _ а (глаза) Хозяйка – д _ _ а (душа)