Исследовательская работа Память храня (История одной святыни)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАРО-ФОМИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Конкурс исследовательских работ
« Память храня»
(Храм во имя преподобного
Сергия Радонежского
д. Могутово)

Учитель русского языка
Теряева Инна Владимировна
г. Наро-Фоминск
2017 год



Оглавление
Вступление ……………………………………………………………… 2-4
История одной святыни………………………………………………… 4-12
Заключение………………………………………………………………… 12
Приложение 1…………………………………………………………… 13-21
Приложение 2…………………………………………………………… 21-26
Литература……………………………………………………………….......27

Нынче радостей немного.
Больше подлостей и сраму.
Правда, нынче, слава Богу,
Восстанавливают храмы.
В сёлах и первопрестольной,
Словно юные старушки,
Возникают колокольни,
И часовни, и церквушки.
Николай Добронравов
«Восстанавливают храмы
Ведение
На протяжении многих веков Россия была православной страной. Русский народ посещал христианскую церковь, верил в Иисуса Христа. Люди соблюдали православные традиции. Вся их жизнь была пронизана общением с богом. Возводились храмы, монастыри.
Великая Октябрьская Социалистическая революция изменила отношение людей к религии. Советская власть считала, что религия защищает богатых, призывает бедных быть покорными, смириться со своей судьбой. Партия большевиков призывала народ самому строить жизнь, не надеясь на бога. За годы советской власти большинство церквей были закрыты и разрушены, верующие подверглись репрессиям, традиции православного воспитания разрушились. За прошедшее столетие выросло не одно поколение россиян, воспитанных в годы безверия и богохульства.
Прошло время, и люди поняли, что без веры человеку жить очень сложно. Многие исследователи и ученые стали доказывать, что не только человек устанавливает законы жизни на Земле, есть высшая сила, которой человек подвластен. Да и надежда на то, что правительство ведет советского человека в светлое будущее, не оправдалась. Люди опять все больше стали обращаться к Богу. Возвращение к духовным и культурным истокам – актуальная задача нового времени. За последние годы проделана грандиозная работа по восстановлению храмов, соборов и обителей нашей страны после варварского разрушения в советские годы. Интересно наблюдать, как в разное время они возрождаются и меняют свой облик.
Московская область во все времена считалась и остается одним из крупнейших духовных центров России и всего православного мира. Так, на сегодняшний день в регионе насчитывается более 1500 храмов и святых обителей. К числу наиболее острых проблем, решение которых требует совместных слаженных усилий, относится то, что памятники ветшают и требуют скорейшей полномасштабной реконструкции.
Одной из образовательных программ в этой сфере является духовное краеведение Подмосковья, в рамках которого православное наследие рассматривается в тесной связи с памятниками культуры, находящимися в Московской области»
Эффективным инструментом является вовлечение современных школьников в работу по православно-краеведческой направленности. Их задача заключается в посещении храмов, соборов, святых мест, а также мест боевой славы, знакомство с историей христианства, мероприятия по духовно-нравственному воспитанию».
Объектом нашего исследования является Храм во имя преподобного Сергия Радонежского д. Могутово, в Наро-Фоминском районе Московской области.

Предметом нашего исследования будет история создания и восстановления данной святыни. Необходимость сохранения и существования храма, как архитектурного памятника федерального значения и православной культуры.
История одной святыни. Поселение Могутово находится в 10 км от г. Наро-Фоминска, Московской области. Входит в состав городского поселения Наро-Фоминск. Поселение это очень древнее. Существует мнение, что первичное название деревни – Мокотово. Названа так деревня была в честь языческой богини Мокоша. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мокошь
Мокоша считалась женой Владыки Неба. Являлась покровительницей женских забот. Изображалась она, как женщина с высоко поднятыми руками.

Храмы на Руси начали строиться приблизительно в XII – XIII веках. В деревне был построен деревянный храм, в честь Параскевы Пятницы https://ru.wikipedia.org/wiki/Параскева_Пятница

История этого храма осталась неизвестна.
История Храм во имя преподобного Сергия Радонежского в д. Могутово связана с именем боярина Петра Аврамовича Лопухина (1690 — 1698) . Из истории известно, что П.А. Лопухин был родственником императором Петра I. Первая жена Петра I Евдокия Лопухина, была племянницей Петра Аврамовича.

Будучи в браке с Лопухиной, Петр щедро одаривал родственников своей жены. И Петр Аврамович Лопухин получил от царя в пользование земли в Ярославском и Юрьевско-Польском уездах, а также вотчиной в Боровском уезде — селе Могутово. Но брак Петра и Евдокии просуществовал недолго. После расторжения брака Евдокия была отправлена в монастырь, а род Лопухиных подвергся гонениям. Во время стрелецкого бунта 1682 года, 20 мая, по требованию стрельцов был приговорён к ссылке в Сибирь, но был задержан в Ярославле, где в сентябре получил распоряжение «ехать жить в свои деревни» В конце XVII в., в 1693 году Петр Лопухин начал строительство Храма прп. Сергия Радонежского.

Сергий Радонежский - духовный собиратель русского народа, с которым связаны культурный идеал Святой Руси и возникновение русской духовной культуры (и русской культуры вообще).
С XV века почитался Русской православной церковью святым в лике преподобных и считался величайшим подвижником земли Русской.
Имя святого было выбрано не случайно. Ведь именно в Троице-Сергеевой Лавре укрылся Петр I во время Стрелецкого бунта.
Архитектура храма – стиль Нарышкинского, а позднее московское барокко. Его характерные отличия: сложные архитектурные детали – карнизы, наличники; красные стены, белый декор; нарядность и декоративность, обилие витиеватых резных украшений. Храм был украшен колоннами, различными наличниками из белого камня, всяческими архитектурными изысками. Трапезной части не было. Колокольни тоже не было. Около храма было сделано Г-образное сооружение, на нем крепились колокола. Был один престол прп. Сергия Радонежского. Рядом с храмом имеется живописный пруд, выкопанный тем же боярином П.А. Лопухиным
В XIX веке эти земли были приобретены графиней Е. П. Ростопчиной

Она пристроила второй предел св. мученика Виктора, в честь которого был назван ее сын. Ею же была построена и колокольня. Стены храма были очень толстые, средняя часть была довольно светлая и высокая, трапезная часть и алтарь имели сводчатый потолок. Сама Ростопчина не жила в Могутово, а проживала в селе Вороново.
Храм выполнен в форме свечи, зажженный Богу.

Рядом с храмом был домик священника, была построена Воскресная школа .Храм действовал до конца 30 годов. После был закрыт и стоял пустой, не под какие хозяйственные нужды никогда не был занимаем. Уцелел чудом. Скорей всего случилось это только благодаря, тому, что находился он в отдаленном месте и малочисленностью прихожан.
Из рассказов старожилы Надежды Алексеевны Б.:
« В период Великой Отечественной войны в здании храма был расположен госпиталь. Умерших солдат хоронили на кладбище, находившемся недалеко от храма. Когда была закрыта Зосимова Пустынь монахини стали расходиться. 3-4 монашки. Екатерина с сестрами жили в нашей деревне и убирали в храме.
После войны в храме было зернохранилище. На тот момент пола уже не было, а раньше полы были деревянные. В 70-е годы колокольня была разобрана для постройки местным колхозом свинофермы, но строительство фермы из храмового кирпича не получилось. Южная часть алтаря была разрушена также в 70-е годы. В трапезной части сняли сводчатые потолки, полностью разрушили кровлю, по всей видимости, это делали жители дачных участков, для строительства личных построек, которые были расположены в непосредственной близости от храма».
Восстановление храма началось в 2001 году. Храм был в «плачевном состоянии». Купол был ржавый, голые кирпичи, рам не было, но решетки остались. По всей видимости, на стенах была роспись, восстановить, которую было невозможно.


Никольский храм в г. Наро - Фоминске в начале 2000 годов был «кузницей кадров». В начале двухтысячных у Храма Сергия Радонежского в Могутово появился новый настоятель - игумен Макарий (Максимов) - необычайно светлый и добрый человек, который вот уже 15 лет заботится о приходе и помогает людям найти свой путь. Отец Макарий закупил медь, для покрытия крыши. Ведь известно, что медь – это цветной металл. Очень долговечный.

Как говорит отец Макарий, при строительстве церкви был использован кирпич, который изготовляли на месте, так как здесь была своя чудесная глина. Именно потому, что ограничений в строительных материалах не было, храм получился высокий и, наверное, даже слишком большой для сельских мерок. В центральной части храма высота купола достигает 22 метров, в стенах установлены голосники, поэтому акустика здесь просто великолепная! Впрочем, как считает отец Макарий, храм без людей – это не храм. Живым его делают именно прихожане.
- Почему говорят, что храм намоленный? Потому что люди приходят, молятся, и благодаря их присутствию храм становится таким местом, где человек может найти ответы на свои вопросы.
В сельских храмах, безусловно, есть свое очарование, свои привычки и даже какая-то непосредственность. Например, в Могутово в основном приезжают семьями с детьми. Поэтому количество женщин и мужчин на службе практически равное, а сама атмосфера уже давно стала домашней, семейной.
И, что особенно важно, тем более для людей, которые недавно пришли к вере, здесь никто никогда не посмотрит на вас косо, не скажет, что вы неправильно креститесь, и не отругает за то, что пришли в неправильной одежде. Более того, сам настоятель говорит, что знать все церковные правила сходу и не обязательно.
- Мы многие вещи в жизни делаем, не зная, как правильно, учимся с нуля, - говорит отец Макарий. - Во всяком случае, у нас вежливые прихожане, они вас в хорошем смысле не заметят, если вы делаете что-то не так. Я всегда прошу – если пришли новые люди, пусть побудут в атмосфере сами по себе, делают, как чувствуют, по наитию. Потом будут присматриваться, как делают другие, и потихоньку учиться. Потому что даже если в интернете прочитать о том, как вести себя в церкви, на практике зачастую сложно всю эту информацию вспомнить. Мы ведь не задумываемся, как держать ложку, - в какой руке, с какого края – все это происходит само. Так же и в церкви – со временем человек на подсознательном уровне понимает, как и когда надо перекреститься, например.
Отец Макарий прав, храм без людей – не храм. И иногда люди приходят не только чтобы получить какие-то блага свыше, некоторые и сами оказывают помощь в работе прихода.
Среди прихожан церкви преподобного Сергия Радонежского – самые разные люди. Это многодетные семьи и молодые пары, пожилые люди и дети, «бюджетники» и предприниматели. Многие из них оказывают храму посильную помощь, пусть небольшую, но зато от чистого сердца.
- Люди, имеющие возможность оказывать помощь, откликаются на наши нужды и начинают участвовать в жизни прихода, - рассказывает батюшка. – Нам помогает много достойных людей, но не все они хотят, чтобы о них упоминали – христианам присуща скромность, в том числе и в благотворительности. Я порой и сам могу что-то упустить, а человек предложит – батюшка, не хотите вот это обновить, вот тут отремонтировать?
Сегодня церковь преподобного Сергия Радонежского радует не только душу, но и взгляд – и отреставрированным фасадом, и заново позолоченным крестом на куполе.
Как говорит отец Макарий, комплексное обновление храма не могло состояться без участия компании «Остов», руководитель которой Игорь Шаповалов помог отреставрировать храм и даже нашел деревянные леса для того, чтобы «дотянуться» до макушки.
Кроме того, обновился и трехсотлетний крест на куполе храма. В некоторых местах он подгнил, а позолота слезла. К нему были найдены новые кованые детали, а сам он был заново позолочен. Особым подарком стали лампадки ручной работы, которые сейчас украшают убранство храма.
Отец Макарий уверен - церковь реставрирует душу, а люди реставрируют церковь, и это прекрасно.
Если честно, разговаривать с настоятелем хочется бесконечно долго, также как и не хочется покидать эту обитель благодати. Наверное, дело в том, что здесь нет городской суеты, а на территории царят тишина и покой. Дело в том, что деревня Могутово в зимний период попросту пустует, дачники заселяют дома только летом, а в остальное время жизнь течет только в храме.
Как сказал отец Макарий, рано или поздно каждый находит «свою церковь» и «своего батюшку», и если вы их еще не нашли, то попробуйте приехать сюда...
Заключение.
Будем помнить о том, что народ делают народом не только общий язык и территория проживания. Народ становится народом, когда живет общими духовно-нравственными ценностями, культурными смыслами, сознает свою связь с прошлым и солидарно открыт к будущему. Такой народ будет по-настоящему жизнеспособным и сумеет избежать потрясений, подобных тем, что случились с нами в минувшие 100 лет.
И сегодня, взирая на пережитые испытания, мы можем с уверенностью сказать, что они были попущены Божественным Промыслом, дабы мы могли с уверенностью сказать, что видели страшную бездну, в которой нет Христа, но, по словам Ивана Ильина, восхотели Божьего, чтобы очиститься, возродиться и исткать ткань новой России. А какой будет эта Россия, какими будут братские страны и народы, объединенные единой Православной Церковью, — зависит от нас самих. И дай Бог всем нам мудрости, терпения, твердости веры и духовной бодрости, чтобы достойно совершить труды, которые могли бы помочь нам построить мирную и справедливую жизнь.
Приложение1
Метрика», №529 (Академия художеств)
Когда сия церковь основана неизвестно; а по следующим книгам, находящимся в церкви: Апостолу и Октоиху осмогласнику, напечатанным в царствие Государей Иоанна Алексиевича и Петра Алексиевича при Патриархах Иоакиме и Адриане 1684 и 1692 годов и книги Минетри месяца: Сентябрь, Октябрь и Ноябрь, напечатанной в царствие Государя Алексия Михайловича 1666 года, меж Патриаршества, нужно полагать, что церковь в означенные годы уже была построена, и в ней было служение. Каменная.
Так как в каждой из означенных трех книг есть следующая подпись: пожертвовал сию книгу Боярин Петр Аврамович Лопухин в вотчину свою в Церковь Преподобного Сергия, то, может быть, сей Боярин и был храмоздателем. Находится при селе Могутово; основана на ровном месте при пруде, который находится между Церковью и селом. Продолговатая, одноэтажная. Алтарь полукружий, выступов не имеет, а имеет прямую стену, а по углам по две полуколонки, гладкие, из кирпича, обеленные известью. Размер Церкви в длину 12ть саж. и ширину 6 саж. Церковь построена вся из кирпича, а цоколь фундамента из белого камня. Стены выложены все сплошной кладкой, кирпич длиною 61/2 верш., шириной 3 верш., толщиною 2 вер. Стены сохранились в своем первобытном виде, а цоколь фундамента исправлен с разрешения Высоко-Преосвященнейшего Филарета в 1841 году. Связи в стенах железные. Наружные стены гладкие с полуколонками по углам гладкими и наличниками на окнах тоже гладкими, обеленными известью. Карнизы есть из кирпича в виде поясков, обелены известью. Кровля на церкви на два ската. До 1844 года с разрешения Высоко-Преосвященнейшего Филарета покрыты железом; вся кровля неоднократно перекрашивалась и в последний раз в 1883 году окрашена вся масляною зеленою краскою. Фонарь на сводах 8ми гранный глухой с 8ю фальшивыми раскрашенными окнами и полуколонками в виде столбиков, с карнизом; на фонаре шея также 8ми гранная и с 8ю малыми фальшивыми крашеными окнами.
Одна глава покрыта железом и окрашена зеленой масляной краскою. Крест на главе железный, 8 ми конечный с сиянием, у подножия креста полулуние, без цепей, окрашен весь крест желтою масляною краскою; на колокольне крест тоже 8ми конечный и как шпиль, так и крест обиты белою жестью. Окна помещены выше цоколя на 1 ар 10,5; вер., в алтаре шесть окон. Все окна вышиною 2 ар. 11 вер., шириною 1 ар. 9½ вер. в 4 света с перемычками. Наличники у окон: полуколонки в виде столбиков, с карнизами из кирпича. Все окна снаружи прямые, а внутри полукруглые и с отливами. Подоконники у всех окон деревянные, а решетки резные на подобие подковы. Три двери: 1я при входе на паперть, которая находится под колокольнею; 2ая при входе в трапезу; 3я в настоящей холодной церкви в южной стене, а в северной стене заложена кирпичом. Все эти двери простые деревянные, окрашены масляною зеленою краскою. У двери в южной стене снаружи наличники: 2 полуколонки в виде столбиков с карнизом. Петли на дверях простые железные. Паперть состоит из одних крылец сделанных из белого камня; два крыльца с южной и западной стороны при входе под колокольню. До 1848 г. с южной стороны крыльцо было деревянное и по ветхости оного в 1848 г. было сделано каменное. Алтарь отделяется от храма каменною стеной с тремя пролетами: Царских дверей и двух боковых южной и северной. Придел в церкви один во имя Св. Мученика Виктора, устроен в 1850 году в трапезе, которая отделяется от храма глухой каменной стеной с 1м пролетом, в котором вставлены две стеклянные арки. Западный притвор-трапеза устроен в виде палаты. Своды полукруглые без всякой опоры. По ветхости прежних деревянных полов в разрешения Высоко-Преосвященнейшего Филарета в 1848 году вновь сделаны во всей церкви деревянные полы и окрашены в 1865 г. желтой масляной краской. Алтарь одночастный без разделения; в правой стороне коего (южной) находится шкаф для хранения облачений, а в левой (северной) стороне – жертвенник. Окон в алтаре шесть, помост или пол в нем возвышен против храма на ступень – на 4 вершка. О поправках и переделках алтаря ничего не известно. Престол деревянный, ширина его 1 арш. 5 вер., длина 1 арш. 8½ вер., вышина – 1 арш. 7 вер., на нем срачица полотняная, а одежда парчовая. Жертвенник поставлен на открытом месте в левом северном угле алтаря, деревянный; вышина его 1 арш. 7 вер., ширина 1 арш. 3½ вер. Иконостас деревянный гладкий, перекрашен в 1865 году с разрешения Высоко-Преосвященнейшего Филарета белой, матового цвета, краской, карнизы и рамы на иконах вызолочены. Иконостас имеет три яруса. Царские двери состоят из 2-х створов, резные из дерева, резьба вся вызолочена, на рядах в круглых рамках Благовещение Божией Матери и четыре Евангелиста. Над Царскими дверями в сделанном из дерева и вызолоченном сиянии Сошествие Святого Духа в виде голубя. Деревянная (очев.солея – В.З.) выше помоста храма на одну ступень (на 4 вер.) и не отделана никакой решеткой. Амвон деревянный полукруглый, ровный с помостом алтаря; сени над ним не имеется. Клиросы простые, деревянные, без всяких украшений, выкрашены белой краской. Нет старинных изразцовых печей, а есть в пределе одна изразцовая печь, которая переложена в 1883 году. Колокольня построена из кирпича, снизу приложена к церкви, а вверху четырехугольная; нужно полагать, что она построена в одно время с церковью. Изображения и надписей на ней нет никаких. Колоколов на колокольне шесть: в 1м большом весу 109п. 25 ф., пожертвован Анною Ивановною о упокоении ее мужа Матфея, вылит на заводе Самгина 1874 г., января 15 дня. Лил мастер Филипп Воробьев. Во 2м весу 61 пуд 38 фун., в 3м – 29п. 30ф. Сии два колокола променены в 1849 г. и литы тоже на заводе Самгина; на 3х малых колоколах надписей никаких не имеется. Стенного расписания снаружи и внутри церкви нет. Обвалившаяся внутри церкви штукатурка возобновлялась с разрешения Высоко-Преосвященнейшего Филарета в 1865 году и стены окрашены голубою краскою; а в приделе стены окрашены в 1883 году желтою масляною краскою. Иконы старого письма есть: 1я плащаница длин. 1 ар. 7½ вер., шир. 1 ар. 5 вер., 2я на западной стене над аркою икона Вседержителя с предстоящими: Божией Материю и Иоанном Предтечею длин. 3 ар., шир. 2 ар. 9 вер.; 3я на южной стене Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова длин. 3 ар., шир. 1 ар. 6 вер. и 4я на севеной стене икона Святителя Николая Чудотворца длин. 3 арш., шир. 1 ар. 6 вер. Все сии иконы писаны на полотне, в деревянных рамках, окрашенных красною краскою. Записей на них никаких нет. В приходе описываемой церкви имеются две деревянные часовни, одна из них в сельце Мачихине, поправлена в 1879г. Главные иконы в оной Рождества Христова и Св. Великомученика Георгия. Другая часовня построена вновь рядом с ветхою деревянною же часовнею Потомственным дворянином Сергием Константиновичем Волковым в 1868 г. в Борисо-Глебовской роще. В ней главная икона Св. мучеников Бориса и Глеба. По какому случаю сии часовни построены за давностью времени неизвестно, описания никакого не существует. Из древних икон находятся в иконостасе: с правой стороны Царских дверей иконы Спасителя и Преподобного Сергия, а с левой иконы Владимирския Божия Матери и Святителя Дмитрия Ростовского Чудотворца. Все сии иконы обновлены в 1880 г., ризы на них вызолочены и сделаны вызолоченные рамы со стеклами приходским старостою церкви Василием Ивановым Ружьевым на собственный капитал. Старинных облачений нет; плащаница старинная есть, писана на полотне и означена в 34 вопросе. Синодик есть, начинается с 1756 года Февраля 11 дня.
Ответы на предложенные вопросы давал приходский священник Иоанн Федоров Даниловский.
Воспитывался отвечающий в Московской Духовной Семинарии, в которой окончил курс учения в 1856 году.
53х лет, священствует с 1858го года, 29 лет, а при описываемой церкви находится только с 30го Октября 1885-го года.
Составлена сия метрика 1887-го года, Января 14-го дня.
Акт Обследования технического состояния памятника
Акт обследования технического состояния памятника архитектуры Сергиевской церкви в с. Могутово Наро-Фоминского района Московской области. 11 июня 1999 г.
Мы, нижеподписавшиеся, представитель Наро-Фоминского благочиния Московской патриархии благочинный Наро-Фоминского района О. Георгий Ашков и представитель Государственного унитарного предприятия Министерства культуры Российской Федерации главный архитектор проекта Якубени В.И. составили настоящий акт в том, что нами произведен осмотр памятника архитектуры Сергиевской церкви 1б93 года в с. Могутово в целях определения его технического состояния.1. Основные сведения о памятнике.
Сергиевская церковь выстроена из кирпича в 1693 году на средства вотчинника боярина П. А. Лопухина. Храм выстроен в стиле московского барокко и имеет продольно-осевую композицию, центральная часть которой - двухсветный четверик, увенчан двумя уменьшающимися к верху восьмериками и барабаном с главой. Фасады богато украшены характерными для этого стиля наличниками и колоннами по углам всех объемов. Более поздняя колокольня разобрана. Разрушен угол алтарной абсиды, свод трапезной и утрачена крыша над зданием, Храм заброшен и не используется.
2. Характеристика и техническое состояние экстерьера
2.1. Конструкция и состояние фундаментов.
Специальному обследованию не подвергались. Судя по отсутствию осадочных трещин, состояние фундаментов удовлетворительное.
2.2.Конструкция и состояние цоколя и отмостки.
Цоколь - белокаменный, почти полностью разобран, кроме небольшого фрагмента на северном фасаде. Отмостка отсутствует.
2.3. Конструкция и состояние несущих стен.
Стены - кирпичные, неоштукатуренные. Нижняя часть стен у цоколя выбрана и требует восстановления и вычинки. Утрачен карниз алтаря и его юго-восточный угол.
2.4. Главы, кресты.
Глава сложной формы с выпуклыми декоративными накладками на поверхности. В основании главы два уменьшающихся к верху глухих восьмерика, нижний украшают колонки на углах. Крест - первоначальный. Глава наклонилась, требует ремонта и выпрямления.
2.5.Конструкция крыши и кровля.
На четверике и верхних восьмериках сохранились деревянные кровли без покрытия» Крыши ветхие и требуют полного восстановления.
2.6.Конструкция состояние наружных крылец и лестниц.
Не сохранились.
2.7. Наружный декор.
Декор, храма очень богат. Все углы здания отмечены колоннами с белокаменными капителями. Наличники украшены колонками и фигурными сложной формы навершиями. Все карнизы -многообломные, выполнены из кирпича, требуют многочисленных вычинок утрат.
3. Характеристика и техническое состояние интерьеров
Общее состояние неудовлетворительное. Свод трапезной и частично алтаря утрачен; полы отсутствуют.
3.1.Общее состояние планировки интерьеров.
После строительства колокольни над трапезной были сделаны хоры с устройством большого проема в западной стене четверика с лучковой перемычкой.
З.2.Конструкция и состояние внутренних перегородок, столбов, колонн.
Столбов, колонн и перегородок не имеется.
3.3. Перекрытия, своды.
Восьмерик храма перекрыт сомкнутым восьмигранным сводом, алтарь - полулотковым, трапезная - полулотковым монастырским сводом, который почти полностью утрачен и требует восстановления.
3.4. Металлические связи.
Сохранились в основании свода восьмерика. Остальные связи располагались в толще стен.
3.5.Конструкция и состояние лестниц.
Лестниц не сохранилось.
З.6.Характеристика и техническое состояние полов.
Полы не сохранились.
3.7. Состояние окон, дверей, подоконников, скобяных изделий.

Поздние оконные заполнения сохранились только в окнах 2-го света четверика и в восьмерике. Дверные заполнения не сохранились.
3.8. Решетки.
Первоначальные кубоватые решетки стояли в окнах 1-го и 2-го ярусов. Частично утрачены в окнах трапезной и алтаря.
3.9. Характер внутренней отделки помещений.
Помещения храма оштукатурены. Штукатурка частично утрачена.
З.10. Росписи.
Сохранились остатки поздней росписи нач. XX века в четверике и восьмерике.
З.11. Иконостас и предметы прикладного искусства.
Не сохранились.
4. Наличие систем и состояние инженерного оборудования.
Не сохранились.
5. Характер современного окружения памятника и его использование.
Территория вокруг храма ничем не занята, кроме кладбища, которое частично утрачено. Памятник никем не используется.

Приложение 2
2001 год


2002 год


2004 год


2014 год


2017 год


Литература
http://www.stemple.ruhttp://www.patriarchia.ru/db/text/4789256.htmlhttp://works.doklad.ru/view/PRTVbAGl0G4/6.htmlhttps://refdb.ru/look/3435428-p19.htmlhttp://narofom.com/nedelya_podmoskovqya/arxiv_nomerov/N11(28)/_q_xram_bez_lyudej_-_ne_xram_qq_.htm