Представление опыта работы по теме самообразования: «Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения» «

Какими дети рождаются,
это ни от кого не зависит, но чтобы они были
творчески способны и талантливы – это в
нашей власти.

Плутарх.

Меня, как и всех педагогов, всегда волновали проблемы развития личности учащегося, его мышления, его способностей, формирования нравственных начал. Я убеждена: потенциальные способности есть у каждого ребёнка. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Но современных подростков уже не устраивает роль пассивных слушателей на уроке, им неинтересно записывать под диктовку учителя или списывать готовые решения с доски. Они не склонны слушать слишком подробные объяснения учителя. Они ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Задача педагога – создать условия для проб творческой деятельности, для эмоционального проживания процесса рождения идеи, создания замысла, содержательного сотрудничества, осознание успеха. В творческом процессе формируется мышление, эмоциональная сфера, воображение, умение выражать свои мысли, общаться, сотрудничать, предлагать и реализовывать новое, нестандартное, решать проблемы.
В течение нескольких лет я работаю над проблемой развития творческого потенциала растущего человека. Вот некоторые из используемых мною методических тем: «Обучение написанию сочинений разных жанров как способ развития творческих способностей», «Нестандартные формы уроков литературного чтения как условие коллективного сотворчества», «Мотивация литературного творчества посредством решения творческих задач», «Проблемно-исследовательский подход к грамматическим темам на уроках русского языка как способ создания развивающей среды», кроме перечисленного, я приняла участие во Всероссийском конкурсе с методической разработкой урока эпистолярного жанра, а также в школьном конкурсе «Учитель года – 2012» по теме «Формирование творческих способностей на основе использования приёмов коллективной работы с учащимися начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения».
Творчество учащихся быстро выходит за пределы урока: это и участие в Неделе русского языка, выпуск газет: «АБВГ-дейка», «Буквоедка», «Буквоежка», участие в районных конкурсах «Книга в твоём доме», «Лучший урок письма. Обращение к ветерану от поколения XXI века», «Мы живём рядом с огнём», участие в районных олимпиадах по русскому языку и литературному чтению.
Так, проект школьной газеты «Зеркало» перерос в создание кружка «Юнкор». Школьники почувствовали себя не только «юнкоровцами», а коллегами сотрудников редакции газеты «Зеркало». Разнообразные статьи стали заметным явлением школьной жизни.
Лучшие творческие работы ребят неоднократно печатались в районной газете «Приамурье».
С целью формирования творческой самостоятельности школьников мною используются следующие методы:
использование технологий развивающего обучения (ориентация в обучении и воспитании на развитие личности, выстраивание проблемных ситуаций и творческих задач, обучение школьников самооцениванию и др.);
организация творческой проектной деятельности детей;
Таким образом, реализуя свой педагогический опыт по формированию творческих способностей учащихся начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения успешно создаю развивающее пространство и условия для творчества в учебной, внеурочной жизни класса, для расширения творческой и социокультурной деятельности учеников.
Вместе с этим огромную роль играет создание набора нестандартных тем творческих работ, стимулирующих активность учащихся.
Мною выделены задания, способствующие росту творческой самостоятельности:
исследование фрагмента текста, особенностей языка, стиля речи;
акцентное вычитывание текста;
анализ разных точек зрения (лингвистов, литературоведов, критиков и др.) на одно и то же явление;
сочинение собственных стихотворений, сказок, заметок;
написание рефератов, сочинений разных жанров с высказываем собственной авторской позиции;
создание проектов выставки «Наши таланты», газеты, элементов урока, викторины и т.д.
Лучшие творческие работы учащихся представлены в данном отчёте в виде сборника, состоящим из следующих разделов:
Приходи, сказка!
Мой большой дом.
Мой домашний питомец.
Моей любимой мамочке!
Мы славим твой подвиг, солдат!
Лето с книжкою в руках.
Наше участие в районных и краевых конкурсах.

15