Применение нетрадиционных способов рисования на уроках изобразительного искусства с целью формирования творческого воображения, развития творческих способностей школьников начальных классов (из опыта работы)


Применение нетрадиционных способов рисования на уроках изобразительного искусства с целью формирования творческого воображения, развития творческих способностей школьников начальных классов.
Целью учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка
Развитие художественно-творческих способностей детей состоит в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса. [1].
Значит, образовательный процесс должен быть организован так, чтобы развиваясь творчески, ребёнок учился видеть красоту своего творения и творения других.
Изобразительное искусство не только расширяет кругозор детей, знакомит их с навыками работы с художественными материалами и прививает определенный круг умений, но и активно способствует развитию у них творческого воображения и нестандартного решения поставленных задач. Если дети будут в системе выполнять работу только в одной технике исполнения (например, только красками или карандашами), они будут «оттачивать» только один вид работы, не будет происходить творческого развития в полной мере. Они не смогут оценить другой вид деятельности, увидеть его уникальность, красоту, сложность выполнения, если не опробуют этот вид деятельности.
Дети начальных классов, особенно в 1-ом классе, еще не подозревают, на что они способны. Они считают, что всё делают идеально хорошо, правильно, поэтому работают смело, не боятся ошибиться, хвалятся своей работой не зависимо от того на сколько она аккуратно, точно выполнена. Не боятся работать разными материалами. И это очень хорошо. Именно этот творческий период необходимо максимально использовать для развития творческих способностей в изобразительной деятельности. Надо воспользоваться возрастным периодом детей, когда они эмоциональны, непосредственны, удивляются всему новому, неожиданному и предлагать им изображать, используя нетрадиционные техники.
«Рисование самое любимое и доступное занятие у детей; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать  свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение» [2].
Традиционные методы обучения, которые используются на занятиях, вынуждают детей действовать в рамках образцов и схем. Они не пробуждают фантазию ребёнка, а наоборот, подавляют её. Используя нетрадиционные техники рисования можно развить творческое начало ребёнка, его одарённость и креативность.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес[5].
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству [2].
Нетрадиционные техники рисования можно внедрять в каждый урок изобразительного искусства, при этом не нужно менять тему урока. Надо только предложить новую технику выполнения.
Например, при изучении анималистического жанра, можно предложить детям рисовать шёрстку животных не кисточкой, а жёсткой щетиной зубной щётки. Именно жёсткой щетиной можно передает фактурность пушистой поверхности. Старую зубную щётку можно использовать при изображении шерсти, волос, густой травы, частых тонких водорослей подводного дна. Используя приём «набрызг» ею можно рисовать снег, дождь, мелкие камешки. Так же с помощью зубной щётки можно выполнить работу «Набрызг по трафарету».
Изучая тему «пейзаж», можно научить детей работать кусочком поролоновой губки. Губкой можно наносить на небо облака, тучки. Красиво получается, если с помощью губки, используя технику «Примакивание», изобразить крону деревьев. Крона получается густая, а с применением разных цветовых оттенков живописная. Губку можно использовать, если надо ровно покрасить лист бумаги в один цвет. Губка собирает всю лишнюю воду, не делает катышей на листе бумаги, красит ровно, без полос, кистью так не покрасить.
При выполнении мелких деталей вместо кисточки можно использовать деревянную зубочистку. Тоненький и остренький кончик зубочистки поможет нарисовать зрачки глаз, пуговки на одежде, выполнить любой орнамент на мелкой детали рисунка.
Если вместо красок использовать пластилин, используя приём работы «Растяжка пластилина», то зубочисткой можно процарапывать по пластилину в нужных местах тоненькие полосочки.
Растяжка пластилина по листу бумаги тоже является нетрадиционным способом рисования. Этим способом можно раскрасить любой рисунок, на любую тему. Приём работы прост. От куска пластилина отрывается маленький кусочек, скатывается пальчиками в шарик и примазывается к листу бумаги большим пальцем руки. Примазывать надо хорошо, очень тоненько, вдавливая пластилин в лист бумаги. Пластилин хорошо смешивается, раскрашивая пластилином можно добиться любых оттенков. Используя в работе пластилин можно выполнять полуобъём. На пластилине хорошо видны отпечатки предметов. Можно прикладывать кружевную ткань, чтобы отпечатать рельефный рисунок ткани. Хорошо отпечатываются пуговицы с отверстиями.
Дети любят рисовать фломастерами, так как они ярких цветов, линии получаются чёткие, выразительные. Но жизнь фломастеров короткая, краска в них быстро высыхает, и они перестают писать. Не надо выбрасывать использованные фломастеры, они обязательно пригодятся, станут хорошими помощниками при рисовании или раскрашивании рисунков. Старый фломастер можно использовать вместо тонкой кисточки. Как кисточкой, макайте фломастером в краску и раскрашивайте рисунок. Любые мелкие детали можно прорисовывать старым высохшим фломастером, если макнуть им в краску.
Ученики знают, что можно раскрасить рисунок восковыми мелками и используют это изобразительное средство на уроках и внеурочной деятельности. Но не все знают, что можно применять при раскрашивании рисунков простой воск или парафин от свечек.
Если обвести контур деталей рисунка воском или парафином, то проведенная линия не закрасится красками. Можно смело раскрашивать детали рисунка разными красками и не беспокоиться, что краски сольются, смешаются, так как проведённая линия кусочком парафина или воском не даст краскам соединиться.
Не все знают, что в изобразительной деятельности можно использовать крупную поваренную соль. А она оказывает большую помощь маленьким художникам, помогая добиться нужного эффекта. Попробуйте на место, которое только что закрасили гуашью, насыпать соли, дать ей просохнуть, а потом стряхнуть. Получится эффект выцветших маленьких пятен. Красиво получится, если раскрасить тёмно синим, или чёрным, цветом небо, насыпать соли, подсушить и стряхнуть. Выцветшие пятнышки напомнят вам звёздное небо. Можно таким способом выполнить морскую пенку. Закрасьте лист синей краской, и пока краска сырая насыпьте «солёные» волны. Когда соль подсохнет, стряхните её. Вместо соли будет нарисована морская пенка. А если нарисовать медузу и посыпать её солью, когда стряхнёте соль, медуза будет выглядеть как настоящая.
Сухомлинский В.А. говорил «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» [6].
Одной из нетрадиционных техник выполнения работ является приём «Рисование пальчиками». Ученики первого класса хорошо справляются с этим приёмом работы. Дети могут, макая пальчиками в краску и оставляя ими отпечатки на листе бумаги, изображать виноград, ягоду, серединки цветов. Можно рисовать отпечатками всей ладони. Рисунки получаются необычными, загадочными. В ходе занятий рисования ладошками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлёпывание, прихлопывание, размазывание). Такие техники, как "пальчики-палитра" (рисование пальчиками, ладошками) и оттиск печатками из картофеля, могут быть использованы на уроках декоративного рисования с целью отработки понятия "ритм", на уроках тематического рисования и рисования по памяти и представлению - с целью выполнения отдельных элементов изображения.
Работу с применением нетрадиционных техник выполнения надо строить по принципу «от простого к сложному». Нетрадиционных приёмов рисования очень много, они отличаются по сложности. Применяя новые техники выполнения работы надо учитывать возраст детей. Так же не стоит забывать о том, что у детей начальных классов преобладает
наглядно-образная память, а не словесно-логическая, поэтому все приёмы работы необходимо детям наглядно продемонстрировать.
В 3-4-ом классах можно применить способ «Рисование по мокрому», «Монотипия», «Ниткография», «Кляксография». Это приёмы работы, когда дети учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы. Самостоятельно оформляют эти образы до узнаваемых. Погружаются в удивительный мир творчества.
«Монотипия» - это приём работы, который переводится как «оттиск один раз», имеет несколько вариантов выполнения. Но любой из вариантов помогает ребёнку преодолеть негативные переживания, снять эмоциональное напряжение, тревожность, так как увлекает своим исполнением, уводит маленького художника в мир фантастики.
Работа выполняется на полиэтиленовой пленке или стекле. Гуашевыми красками плотно наносятся яркие пятна любого цвета, затем к ним прикладывается лист бумаги. Различные цветовые пятна-отпечатки помогают развивать фантазию и воображение. Это может получиться другая планета, которую надо заселить, оживить. А может получиться лесное царство или морские глубины, в которых надо дорисовать сказочных обитателей.
«Кляксография» очень увлекательный приём рисования, позволяющий увлечь ребёнка приёмом работы и отвлечь от грустных мыслей, поднять настроение. Надо сделать из краски лужицу. Затем поднять листок и перекатить лужицу туда-сюда, подуть на неё из трубочки или просто со стороны листка. Лужица растечётся, примет неправильную форму, превратившись в кляксу. Теперь самое главное и трудное задание: посмотреть на кляксу со всех сторон и подумать на кого или на что она похожа. Чтобы все увидели то, что придумали вы, надо дорисовать рисунок, превратив кляксу во что-то. Эти два приёма развивают воображение у детей. Развивая воображение детей, мы помогаем им понять, "проиграть" свои устремления, что очень важно для развития внутренней жизни.
Интересный приём работы «Рисование мыльными пузырями». Для получения изображения надо опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, что бы получились мыльные пузыри. Чистым листом бумаги прикоснуться к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, остаётся только дорисовать детали [4]. Такой приём работы можно использовать, если надо нарисовать праздничный салют.
«Нетрадиционная техника выполнения рисунка - это увлекательная, завораживающая деятельность. Нетрадиционные техники рисования - это техники на раскрытие правостороннего мышления. Упражнения, направленные на умения отходить от стандарта плюс базовые навыки. Главное условие: самостоятельно мыслить, подумать какую технику можно использовать и какой эффект при этом получить, а задача учителя - не вмешиваться в процесс работы, а корректировать его» [3].
В технике нетрадиционного рисования можно выполнять не только индивидуальные, но и коллективные работы. В коллективных работах могут использоваться несколько разных приёмов рисования. Каждый ребёнок выбирает свою технику. В итоге получится работа в смешанной технике выполнения.
В процессе коллективного рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно в коллективе создавать красивое. Разнообразие материалов ставит перед детьми новые задачи и заставляет все время, что ни будь придумывать. Можно предложить на уроке отложить кисточки, а использовать вместо кисточек только природный материал. Природный материал обмакивают в форму с краской и прикладывают к бумаге, слегка прижимают – остается отпечаток. В зависимости от изображения подбирается и природный материал для отпечатывания. Эффектно отпечатывается листва деревьев, красивый рисунок получается от примакивания к листу бумаги мха. Рисовать можно веточками, травинками.
При изучении темы «Лицо человека», можно предложить девочкам раскрасить лицо, используя остатки парфюмерии: помаду, тени, лак. При этом пользоваться не кисточкой, а ватной палочкой. Ватные палочки можно использовать при освоении приёма работы «тычок». Выполняя работу в технике «тычок» ребёнок снимает нервное напряжение, учится сосредотачивать своё внимание, ставить тычок ритмично, последовательно.
Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционное рисование позволяет преодолеть чувство страха, дает свободу, вселяет уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребёнок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеяно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений[5].
В заключении можно сделать вывод, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии детей. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности. Положительные эмоции от проделанной работы составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
В концепции Федерального государственного стандарта в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальных классов, в котором одно из важнейших мест отводится развитию творческих качеств личности ребёнка. Применяя нетрадиционные приёмы рисования, мы развиваем творческие способности учащихся, а значит, выполняем требования федерального государственного образовательного стандарта.
Используемая литература:
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского, Москва Просвещение 2009 год.
Винникова Н.И.» Евразийский научный журнал» №6.июнь 2915.Статья «Нетрадиционные виды изобразительной деятельности, как средство формирования творческого воображения дошкольников».
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml 4. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. – 2012. - №2 с. 69
5.Старикова С. Арт-терапевтические методы в школе// Социальная педагогика. 2008 №1.
6. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-67370/- познавательный журнал Школа жизни. Ru. Статья «Как мелкая моторика влияет на умственное развитие детей»