Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы


Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературыСеминар-тренинг для учителей русского языка и литературы 1.Рассмотреть понятия «функциональная грамотность», «сплошной, несплошной тексты», «таксономия Блума», а также их роль в заданиях формата PISA. 2. Сформировать навыки составления заданий на развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями PISA.Цели: Посовещайтесь в группе и составьте:1) Кластер на тему «Функциональная грамотность» 2) Ответьте на вопрос «Как ее можно измерить?»3Задание: Грамотность = умение писать + умение читать+ умение производить арифметические расчеты Грамотность чтения: Характеристика человека, который прошел определенный этап образования и получил определенный уровень грамотностиПоказатель готовности личности к социальной адаптации, связывающий образование с человеческой деятельностьюВход в мир образования и образованностиЧеловек, неспособный к восприятию несложного текста, имеющего отношение к повседневной жизни, является функционально неграмотнымСпособность человека свободно использовать навыки техники чтения для извлечения информации из реального текстаЧто такое функциональная грамотность? Под грамотностью чтения понимается способность учащихся к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, а также использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. В 2012г. в Казахстане утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 - 2016 годы. Целью Национального плана является создание условий для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан. На сегодня универсальным инструментом сравнительной оценки эффективности школьного образования признано рассматривать исследования PISA. Значительное место в ней занимает сегодня изучение уровня читательской грамотности. PISA оценивает читательскую грамотность на переходе из основной школы в среднюю, в профессиональную или в самостоятельную жизнь, то есть на этапе перехода от использования чтения как средства обучения к использованию чтения как средства для реальной жизни. «Казахстанская школа взяла курс на развитие функциональной грамотности учащихся, которая является мировым показателем качества обучения и адаптации школьников к жизни. С этой целью с 2009 года Казахстан стал участвовать в международных исследованиях PISA, которая осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Основной целью исследования PISA является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на способность учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Исследование проводится трехлетними циклами. В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из трех направлений: грамотности чтения, математической грамотности и естественнонаучной грамотности. 3 декабря 2013 года ОЭСР обнародованы результаты PISA-2012. Казахстанские участники среди 65 стран мира заняли 49 позицию по математике, 52 - естественнонаучным дисциплинам и 63 – по читательской грамотности. Результаты участия казахстанских школьников в данных исследованиях свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности функциональной грамотностиДля справки: Обсудите в группах и скажите, что, по-вашему, является «текстом»?Какие тексты используются в международном исследовании PISA?Задание: ТЕКСТТекст (от латинского textus - «ткань», «сплетение», «соединение», «структура», «связь») - это речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств.Основные признаки текста:1)  завершённость;2)  связность;3)  стилевое единство;4)  цельность. ОПИСАНИЕОтрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и т.д.ПОВЕСТВОВАНИЕРассказ, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов.РАССУЖДЕНИЕСочинение-размышление, комментарий, аргумента-ция собственного мнения.ВИДЫ ТЕКСТОВ: СПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ Перевёрнутые мыши Жил-был старик по имени Левон. Было ему 87 лет. Всю свою жизнь он был тихим и спокойным человеком. Он был очень беден и очень счастлив. Когда Левон обнаружил у себя дома мышей, он сначала не очень переживал по этому поводу. Но мышей становилось всё больше и больше. Они начали мешать ему. Наконец наступило время, когда даже Левон не мог этого больше выносить. «Это уж слишком, – сказал он. – Это становится невыносимо». Старик вышел из дома и, хромая, пошёл по дороге в магазин. Там он купил несколько мышеловок, кусок сыра и клей. Когда Левон вернулся домой, он намазал основание мышеловок клеем и поместил ихна потолок. Затем он закрепил в мышеловках по кусочку сыра и привёл их в готовность. Ночью, когда мыши вышли из своих норок и увидели мышеловки на потолке, они реши-ли, что это шутка. Они разгуливали по полу, толкая друг друга и показывая передними лапками вверх, и давились от смеха. В конце концов, довольно глупо прикреплять мышеловки на потолок. Когда на следующее утро Левон вошёл в комнату и увидел, что ни одна мышка не попала в ловушку, он улыбнулся, но ничего не сказал.Сплошной текст: пример НЕСПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫВИДЫ ТЕКСТОВ: НЕСПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ Несплошной текст: пример Несплошной текст: пример Несплошной текст: пример Обсудите и ответьте на вопросы:1) Что такое таксономия Блума?2) Что она определяет?3) Для чего она нужна?Задание для групповой работы 22 Таксономия Блума определяет способы классификации мыслительных умений, начиная от простейших учебных действий до самых сложных. Блум и его команда разработали иерархию мыслительных умений, в которой более высокие уровни мышления включают все познавательные умения нижележащих уровней.Что такое таксономия? Уровни грамотности чтения текстов PISA по таксономии Блума (6 уровней) Чтобы правильно ставить цели в обучении;Чтобы правильно формулировать проблемы и задания для учащихся;Чтобы подбирать адекватные оценочные инструменты;Чтобы правильно проводить рефлексию по результатам обученияЗачем нужна таксономия в обучении? Уровень 1 (знание, понимание)Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы)Примеры типов вопросов, основанных на таксономииМожет ли ученик извлекать необходимую информацию из памяти, текста или запомнить информацию? Узнаёт, припоминает, называет, воспроизводит, описывает, повторяет.Кто, что, где, когда, как..?Что такое…? Верно ли, что…? Уровень 2 (применение, анализ, синтез)Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы)Примеры типов вопросов, основанных на таксономииМожет ли ученик постичь смысл и значение на базе учебных материалов или опыта?Интерпретирует, приводит примеры, классифицирует, обобщает, рассуждает, сравнивает.Дифференцирует, соотносит, сравнивает/противопоставляет, разбивает, выделяет, отбирает, разграничивает, различает, распознает, исследует, экспериментируетПочему вы считаете…?Какие предложения/факты подтверждают…?Какова основная мысль…?С чем можно сравнить…?Какие доказательства вы можете перечислить для…? Какой вывод можно сделать..? Может ли ученик использовать информацию, процедуру?Решает, конструирует, моделирует, предсказывает, воссоздает, показывает, интерпретирует, планирует,генерирует, проектирует, разрабатывает, производит, собирает, строит, создает.Как это связано…?Что будет если …?Каковы возможные результаты/следствия?Какие идеи вы можете добавить в..? Как можно иначе решить возникшую проблему..?Как бы вы спроектировали..?Уровень 3 (оценка)Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы)Примеры типов вопросов, основанных на таксономии Махаон Радужная Атлас князь Бабочка желтой расцветки Монарх Голубая бабочка Павлиний глаз Желтая и белая капустницы Самая крупная бабочка мира Прозрачная бабочка Желтая С незапамятных времен бабочки ассоциируются с весной, красотой, вечностью. Их принято считать символом бессмертия души, счастья, верности и любви. Эти загадочные существа являются героями многих мифов и легенд, а также источником поэтического вдохновения. Бабочки – существа древние. Их изображения обнаружены на египетских фресках, более 3,5 тысяч лет назад. В природе насчитывают около 157 000 видов. Цикл жизни этих существ состоит из четырех фаз: яйцо, гусеница, куколка и имаго (бабочка). И длится всего лишь несколько дней. Бабочки – сумеречные существа. Только некоторые из них ведут дневной образ жизни. Они никогда не спят. Бабочки близоруки! Самый сложный по строению орган этих удивительных существ – глаза. Они состоят из 6 тысяч крошечных частей, которые называются линзами. Эти уникальные создания являются вторыми по своей численности опылителями после пчел. Питаются бабочки нектаром. Самым удивительным фактом является то, что бабочкам необходимо солнечное тепло для того, что бы летать. Оказывается, что «секрет» бабочки скрыт именно в её чешуйках на крылышках. Они поддерживают температурный баланс, а также повышают лётность. Максимальная скорость, которую может развить это маленькое творение – до 50 км/ч. Наиболее богатыми на разнообразие видов считаются Перу и индийский штат – Сикким. Крупнейшую бабочку планеты – «Парусник королевы Александры» можно обнаружить лишь на территории Папуа - Новой Гвинее. Самая распространенная бабочка России и Сибири – «Павлиний глаз». Единственный континент, где не обитают бабочки – это Антарктида. В русском языке слово «бабочка» является производным от слова «баба», так как наши предки считали, что все ведьмы после смерти становятся бабочками. Эти создания необыкновенной красоты во все времена поражают людей своим невероятным разнообразием красок, причудливыми формами и затейливыми рисунками. Бабочки рождаются для того, чтобы умереть, дав перед этим жизнь новому поколению. {D113A9D2-9D6B-4929-AA2D-F23B5EE8CBE7}УровниВиды деятельностиОтметка1.Знание 1. Первые изображения бабочки обнаружены на египетских фресках:А) 2,5 тыс. лет назад;Б) 4,5 тыс. лет назад;В) 3,5 тыс. лет назад;Г) 5,5 тыс. лет назад. 2. Цикл жизни этих существ состоит из фаз: А) яйцо, гусеница, куколка, имаго;Б) гусеница, куколка, имаго;В) яйцо, гусеница, куколка;Г) яйцо, куколка, имаго.3. В русском языке слово «бабочка» произошло от слова: А) бабушка;Б) баба;В) бабка;Г) бабулечка.  {D113A9D2-9D6B-4929-AA2D-F23B5EE8CBE7}1.Понимание         Представь информацию о бабочке в виде кластера             Отметка3Бабочка {D113A9D2-9D6B-4929-AA2D-F23B5EE8CBE7}2.Применение Анализ Синтез1. Озаглавь текст2. Сравни и запиши: «Какую пользу приносит человеку» бабочка пчела   3.Обоснуй. Почему бабочки не водятся в Антарктиде 4.Предложи проект, в котором можно использовать образ или «секрет бабочки»  Отметка4 {D113A9D2-9D6B-4929-AA2D-F23B5EE8CBE7}3.ОцениваниеНапиши сказку (легенду) о бабочке, используя информацию текста, и расскажи её младшему брату (сестренке) (10-12 предложений)Отметка5 Практическое заданиеРабота с текстом Этот удивительный лес находится в  Польше около города Грыфино. Его называют «Кривой лес» или «Пьяный лес».  400 сосен, которые растут изогнуто только в сторону севера, были посажены в 1930 году. Никто так до сих и не знает причину, почему они так растут. Одни говорят, что были сильные ветры, и они искривили деревья, кто-то говорит, что садили специально для мебели. Самая интересная из версий – селекционер решил посадить лес, где люди не могли бы заблудиться, поэтому все изогнуты на север, но воплотить до конца идею ему помешала вторая мировая война. В лесу необычная атмосфера, и интересен тот факт, что в нем не слышно пения птиц. У нас в России есть лес-двойник «Кривого леса», находится В национальном парке «Куршская коса». Тайны Кривого леса ЗАДАНИЕ 1 уровня: В каком году были посажены деревья «Пьяного леса»?А) 1929В)1939С)1930D) 1932Где происходили описанные события? (В Польше, около города Грыфино)Какие были предположения по поводу кривых деревьев? Перечислите. (Ответ: сильные ветры; специально для мебели; задумка селекционера, чтобы не заблудиться)Критерии оценивания:(Правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов)Пример ЗАДАНИЕ 2 уровня:Почему, по Вашему мнению, в этом лесу не слышно пения птиц?Критерии оценивания:1 балл – ученик объясняет это с точки зрения физики или математики (распределение Гаусса);0- остальные ответы.Пример ЗАДАНИЕ 3 уровня:Составьте туристический проспект, используя текст о загадочном лесе, с целью привлечения в Польшу туристов и развития польского туристического бизнеса.Критерии оценивания:2 балла – 7-8 предложений, максимально включающих в себя информацию из текста , использование рекламного языка.1 балл – до 3 предложений, частичное использование рекламного языка;0 баллов – 1-2 предложения, плохо связанных между собой, отсутствие рекламного языка.Пример Видите ли Вы использование таких заданий на своих уроках?Полезно ли выполнение таких заданий на уроке?Развивают ли они функциональную грамотность? Заинтересовала ли Вас эта тема?Обсудите и дайте ответ Спасибо за работу и участие в нашем семинаре!