Рассудок и любовь на примере повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

"Рассудок и любовь на примере повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Вера Яковлевна, учитель русского языка и литературы

Цели и задачи:
Обобщить признаки сентиментализма как литературного метода на примере повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Развивать умение рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои личные примеры.
Воспитывать у учащихся внимательное отношение к чувствам людей, их душе.
Ознакомить уч-ся с понятием «ранний брак», причинами вступления в такой брак, возможными причинами расторжения брака.
Познакомить с представительным органом ЗАГС; дать представление о значении Семейного кодекса.
Формировать уважительное отношение к семейным традициям, чувство личной ответственности за взаимоотношения в семье.
Развивать творческую активность уч-ся.
Способствовать сплочению коллектива путем совместной деятельности.
Раскрыть проблему суицидов среди подростков, повлиять на сокращение суицидов среди подростков
Формы и методы работы: беседа, чтение наизусть.

Ход урока:

Эпиграф
Только влюблённый имеет право на звание человека.
Александр Блок.
I. Стихотворение А.С.Пушкина “Рассудок и любовь” (чтение наизусть).
Младой Дафнис, гоняясь за Доридой, "Постой, - кричал, - прелестная! постой, Скажи: "Люблю" - и бегать за тобой Не стану я - клянуся в том Кипридой!" "Молчи, молчи!" - Рассудок говорил, А плут Эрот: "Скажи: ты сердцу мил!"
"Ты сердцу мил!" - пастушка повторила, И их сердца огнем любви зажглись, И пал к ногам красавицы Дафнис, И страстный взор Дорида потупила. "Беги, беги!" - Рассудок ей твердил, А плут Эрот: "Останься!" - говорил.
Осталася - и трепетной рукою Взял руку ей счастливый пастушок. "Взгляни, - сказал, - с подругой голубок Там обнялись под тенью лип густою!" "Беги, беги!" - Рассудок повторил, "Учись от них!" - Эрот ей говорил.
И нежная улыбка пробежала Красавицы на пламенных устах, И вот она с томлением в глазах К любезному в объятия упала... "Будь счастлива!" - Эрот ей прошептал, Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.

 - Как вы думаете, почему урок по повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза” мы начали с этого стихотворения? - Как стихотворение Пушкина перекликается с повестью Карамзина? (темы “твёрдого ума” и “нежнейшего чувства”)
- В повести речь идёт о любви, о том вечном, что волнует сердца. В каком литературном направлении обращается внимание на внутренний мир лирического героя, его чувства? (сентиментализм)
2. Проверка домашнего задания.
- Назовите признаки этого литературного метода на примере повести “Бедная Лиза”. (проверка домашнего задания составление таблицы)
Признак сентиментализма
Тезис, цитаты из текста

1. Автора интересует душа героев, их чувства
 

2. Герои – обычные люди, нет акцента на их происхождение.
 

3. Обожествление природы.
 


3. Работа с текстом.
- Посмотрим, как в повести прослеживается тема “рассудка и любви”.
Найдите эпизоды, где говорится о мечтах и желаниях Лизы, о её счастье.
- В чём особенности такой любви? (она платоническая)
- Какое определение даёт этой любви сам автор, выделяя его курсивом? (любовь-дружба) - Лиза отдаётся чувствам, не думая о том, к чему это приведёт. Вот она – всемогущая сила любви.
- А у героя иное представление о любви. Какое? (С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии. Это любовь-страсть.)
- Как в повести появляется тема страсти? (Эпизоды: Лизу хотят выдать замуж – встреча с Эрастом- объятия – поцелуй – утрата невинности. “Мрак вечера питал желания”. Природа на вмешивается, она молчит, давая право выбора Лизе.)
- С чем связаны мысли Эраста? (с воспоминаниями)
- Таким образом, на страницах повести автор говорит о разной любви: с одной стороны – любовь-дружба, с другой – любовь-страсть, тем самым показывая многоликость этого чувства и как бы давая понять, что оно ожжет быть как прекрасно, так и опасно.
- Найдите предупреждение Карамзина молодым людям. (повесть написана для них, то есть для вас, юных читателей.)
- В чьи уста вкладывает автор рассуждения? (Это мать Лизы, её разумный взгляд на выбор друзей.)
- Как развивается в повести тема рассудка? (Сцена расставания Лизы с Эрастом, когда Лиза произносит фразу “У меня есть мать!”) - Почему рассудку Лизы не дано взять верх над чувствами? (Чувства не поддаются контролю. Они сильнее разума, что характерно для сентиментализма.) - Чем это обусловлено? (повесть сентиментальная)
- Могли ли развиваться события подобным образом, например, в произведениях М.В.Ломоносова? Почему? (Ломоносов представляет классицизм, подчинение личного общественному, чувств – разуму; Карамзин – сентименталист: внимание к отдельному человеку, его внутреннему миру, то есть разум подчинён чувствам.)
- О ком Карамзин говорит “безрассудный молодой человек” и почему? (О Эрасте, так как он позволял себе всё, не знал своего сердца)
- Думал ли он о последствиях любви к крестьянке? Какой выбор он сделал? (Герой не задумывается о последствиях, так как 1- просит Лизу не говорить об их тайных встречах матери, 2 – желает больше, больше – и ничего не желает, 3 – добившись желаемого, не чувствует новизны.)
- Какова позиция автора? Осуждает ли он своих героев за “падение”? (Не осуждает, он испытывает другие чувства, но не осуждение. К Лизе – сочувствие, к Эрасту – сожаление.)
- Сам автор не осуждает, он не судья. По его мнению, существует сила, которая выносит приговор. Что это за сила? (природа) - В чём особенность образа природы? (Карамзин говорит не “природа”, а “натура”. Он делает её полноправным героем повести.)
- Какие образы, взятые из природы, характеризуют героев повести? (Лиза сравнивается с зарёй, с майским утром. Можно провести параллель Лиза – ландыши. Они белые, так же хрупка и непорочна Лиза. Она бросает их в воду, говоря: “Не владей вами никто!” Это символично. В финале повести она сама бросится в воду.)
- Какие ещё символы есть в повести? (Лиза – свет, свет – добро, радость, жизнь. Эраст всегда в тени, даже днём. Луна не хочет его замечать. Эраст – мрак, мрак – печаль, разочарование, смерть.)
- Природа предупреждает о возможной трагедии. Вспомните, как встречает Лизу утро? (Встречает туманом – туманное будущее) - Какие ещё предупреждения даёт природа? (капли росы – слёзы, гром, дождь) - Эраст оставляет Лизу. Предупреждение природы реализовалось в жизни. Но Лиза не одинока. Почему? (так как природа на её стороне, она ей сочувствует) - Как относится к Эрасту автор? Ведь отношение к нему природы уже ясно. (“Я готов проклинать человека в Эрасте.”)
- Какую позицию Карамзина можно увидеть в этой фразе? (Позицию не писателя, а человека.
- С одной стороны гнев, с другой – жалость к Эрасту. Почему? (Потому что Эраст всю свою жизнь был несчастен.)
- Изменяет ли что-нибудь любовь Лизы? (Да. Конечно, изменяет. Пробуждается душа Эраста, но он очищается через страдания – катарсис.) - Так что же побеждает в повести: рассудок или любовь? - Автор, возрождая к жизни Эраста, провозглашает победу любви и остаётся в нашей читательской памяти.
4. Итог.
- Опять вспомним Пушкина. Рассудок или любовь? Что побеждает у поэта в стихотворении? (побеждает любовь)
- Чем же руководствоваться в жизни: рассудком или любовью? - Как поэт и писатель отвечают на этот вопрос?
- Поэт заканчивает стихотворение строчкой: “Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.” Для Карамзина, как писателя-сентименталиста, чувства важнее и сильнее разума. Именно они делают человека человеком, если они чисты и благородны.
Вывод: Может быть и вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш прагматичный век часто побеждает рассудок (и даже расчёт). Классическая же литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом).
Хотя Карамзин и предупреждает: “Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви”.
Писатели часто затрагивают проблему борьбы чувств и разума, но не дают ответа, ведь “тайна сия велика есть”.
Трагический конец повести предопределен сословным неравенством героев. Эраст – дворянин, а Лиза – крестьянка. Их брак невозможен «И крестьянки любить умеют», - говорит писатель. Но умение любить и быть счастливой не всегда совпадают.
Давайте поговорим о ранних браках и их последствиях. У нас в гостях ____________________ отдела ЗАГСа, которая поможет ответить на некоторые вопросы.
5. Выступление специалиста ЗАГСа.
Ранним браком считается брак, где супругам от 18 до 23 лет.
Молодые люди решают вступить в брак по следующим причинам, побуждающим их к этому шагу:
- нежелательная беременность;
- любовь;
- стремление сбежать от родительской опеки;
- ошибочное убеждение.
Во всех развитых странах мира минимальный возраст вступления в брак определяется законодательством. Подобные ограничения связаны с тем, что молодые люди должны быть готовы к созданию семьи как физиологически, так и морально-психологически, чтобы сознательно относиться к обязанностям супруга и отвечать за последствия половых отношений
Во Франции женщина может выйти замуж с 15 лет, а мужчина только с 18 лет.
В Италии Конституция более лояльна к юным влюбленным и разрешает вступать в брак женщинам с 14, а мужчинам с 16 лет. В Германии брачный возраст у женщин наступает с 16 лет, а у мужчин с 21 года.
В США в каждом штате свои законы, соответственно, и возраст вступления в брак разный. Девушки могут выйти замуж в 14-15 лет, а юноши от 18 лет до 21 года.
В Англии возраст брачующихся одинаковый 16  лет.
А в нашей стране?(ответы уч-ся)
В Российской Федерации брачный возраст для мужчин и женщин 18 лет. В исключительных случаях допускается снижение брачного возраста на 1 или 2 года, однако в любом случае брачный возраст не может быть ниже 16 лет.
Проблема ранних браков не нова, она была актуальна и несколько веков назад и нашла свое отражение в некоторых литературных произведениях. Няня Татьяны Лариной из романа А. С. Пушкина вышла замуж в 13 лет. Герои У. Шекспира Ромео и Джульетта вступили в брак тоже в юном возрасте.
В чем причина распада ранних браков?
1. Распадаются ранние браки из-за неготовности партнеров к семейной жизни. Успех счастливого брака в хорошей подготовке к нему, достижении зрелости до брака. Не только физической, но и психологической.
2. Неправильное представление о семье.
3. Или, вступив в официальные отношения, супруги забывают о развитии отношений в браке, оставив все на фазе влюбленности. Одного энтузиазма, чувства любви не хватает, нужны знания.
4. Есть и другая проблема: партнер выбран неправильно.
5. Отсутствие опыта дружбы. Для брака требуется дружба, потому что это одна из составляющих брака.
К сожалению, не все пары, вступившие в брак, сохраняют свою семью.
Вот статистические данные по г.Благовещенск..
За январь-октябрь 2013 года зарегистрировано браков - _____, разводов – _____.

Число мужчин и женщин, зарегистрировавших брак

Всего
До 18 лет

мужчины



женщины




Число мужчин и женщин, зарегистрировавших развод

Всего
До 18 лет

мужчины



женщины




Вывод: Проблема ранних браков, расторжение браков в наше время очень актуальна.
На вступление в брак влияет возраст, а также качества, определяющие «готовность к браку». Вступающие в брак, должны осознавать ответственность друг за друга, быть готовыми понимать супруга, уважать права и достоинства других членов семьи, уметь сопереживать и сочувствовать друг другу. Ведь при вступлении в брак создается новая семья, а это самое главное в жизни человека.

Все начинается с семьи.
Призывный крик ребенка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы...
Все начинается с семьи.
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность жизни видеть -
Все начинается с семьи.
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
И только не сдаваться!
Все начинается с семьи.

Конец повести «Бедная Лиза» поражает своей трагичностью. Эраст женится на богатой вдове, а Лиза бросается в пруд у Симонова монастыря. Эраст не находит себе покоя. Считая себя виноватым в смерти несчастной крестьянки. Писатель предостерегает такое отношение к жизни.
- Почему же Лиза пошла на такой шаг? (Ответ: Она протестует против бездушия).
- А могла она избежать трагедии? (Ответ: Да, если бы чувствовала поддержку со стороны матери).
«Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал» (Р. Алев).
- Как вы понимаете это высказывание? (Если у друга появились разговоры о самоубийстве, то главное во время прийти и нему на помощь. Лучше ошибиться, чем опоздать.)
6. Выступление подготовленных учащихся по проблеме суицид.
1-й: Если твой друг бросает такие намеки, спорь с ним. Говори с ним. Выслушивай его. Дай ему почувствовать что он нужен, что он желанен, постарайся уверить его, что любые раны со временем заживут, кроме пулевых ранений в голову. Если ты чувствуешь близкую опасность, оставайся с другом до тех пор, пока его настроение не пройдет"
2-й:  Самоубийцы - эгоисты. Они думают лишь о себе. Любой человек живет в обществе и имеет взаимоотношения с другими людьми, даже если он отшельник. Посему, совершая какой-то поступок, он задевает других людей - прямо или косвенно. При совершении поступка и действий надо правильно оценить степень "влияния" и "воздействия" на других людей. Эгоисты этого не оценивают. Более того, стремясь "избавить себя" от мук и боли, они лицемерно заявляют, что "Всем будет легче без меня". Давайте посмотрим.
Близкие (после самоубийства):         - чувство вины (не замечали, не любили),         - горе, боль утраты,         - замешательство и шок.
Смотрите, они ощущают чувство вины и вместе с тем горе от потери любимого человека. Им тяжелее во много раз, чем самоубийце.
Теперь о "мести". "Тогда поймешь, кого ты потеряла". Это эгоистично, жестоко и аморально. Разве это любовь: желать плохого любимому? Эгоизм чистой воды. Надо уметь отпускать на свободу, если просят свободы. А не ужесточать условия "неволи".
Поэтому не будем эгоистами и начнем думать о других, а не только о том, как плохо мне любимому. 3-й: Маяковский “Послушайте”.

Послушайте, Ведь если звезды зажигают,- Значит это кому-нибудь нужно? Значит, кто-то хочет, чтобы они были? Кто-то называет эти плевочки-жемчужиной? И надрываясь в полуденной пыли, Врывается к Богу, Боится, что опоздал, Плачет, целует ему жилистую руку, Просит, чтобы обязательно была звезда, Клянется, что не перенесет эту беззвездную муку. А после, ходит тревожный И спокойный наружно И говорит кому-то: “Тебе теперь ничего не страшно? Да?” Послушайте! Ведь если звезды зажигают, - Значит это кому-нибудь нужно? Значит это необходимо, чтобы Каждый вечер над крышами Загоралась хотя бы одна звезда!
Рефлексия Учитель: Что вы взяли с урока? Чему научились?
1. На уроке мне было сложно сдержать слезы; · я не хотел, чтобы мои слезы увидели; · трудно было не заплакать; · нельзя понять Лизу. 2. Урок помог задуматься: · о том, как страшно потерять жизнь; · об одиночестве, доброте и милосердии; · о человечности, об отношении к девушке; · о моих родных; · о том, какой ценой Лиза расплатилась за свое легкомыслие;
3. Я понял: · нельзя быть таким бесчеловечным, как Эраст. Нужно заботиться о родных, и близких;
· никогда не поступлю так, как Лиза и Эраст; · я очень люблю своих близких и боюсь их потерять; · нельзя совершать таких ошибок.

Исполнение песни___________________


Литература:

1. Карамзин Н.М. Бедная Лиза. 1792 г.
2. Кодекс для семьи // Человек и закон, 1995 № 7.с 43-49
3. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М., 1997.
4. Семейный кодекс Российской Федерации //Сборник кодексов РФ. Кн.1 М.,1999. С 647-709.








13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 215