Использование эталонов УУД в технологии деятельностного метода обучения

Использование эталонов УУД в технологии
деятельностного метода обучения
Бессонова О.В., учитель начальных классов
Во всех системах обучения на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.
Системно-деятельностный метод обучения перспективен в качестве средства реализации новой концепции Федеральных государственных образовательных стандартов, доступен для освоения в массовой практике всеми звеньями системы образования.
Еще Л.С.Выготский в своей книге «Педагогическая психология» (она была опубликована в 1926 году), говорил о том, что в новой педагогике жизнь «раскрывается как система творчества... Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому». Для этого и сам процесс учения должен быть творческим. Педагогическая психология первая и чуть ли не единственная из академических ветвей психологии поставила перед собой вопрос о возможности реального практического воплощения деятельностных представлений.
Так родились и теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина, и программа развивающего обучения Эльконина Давыдова. А затем и дидактическая система деятельностного метода Л.Г.Петерсон.
Если очень кратко сформулировать основную идею всех этих практических приложений теории деятельности, то получится приблизительно следующее: успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он стал субъектом собственной учебной деятельности, научился эту деятельность самостоятельно планировать и реализовывать.
Процесс обучения есть всегда обучение деятельности - либо предметно-практическим действиям, либо умственным действиям. Обучать деятельности - значит делать учение мотивированным,  учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировать» ребенка в выполнении каких-то операций, приемов. Эти операции должны быть учеником осмыслены и приняты, он должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящие приемы решения учебных задач, а в идеале - находить свои собственные, не встречавшиеся в его практике способы действий.     
     Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Научить детей учебным действиям мне помогает надпредметный курс «Мир деятельности». Учащиеся открывая эталоны УУД, раскрывают смысл, что значит уметь учиться и как научиться той деятельности, которая необходима ученику на протяжении всех лет учёбы.
Очень важно младшего школьника научить не расстраиваться, если вдруг не сразу получается выполнить какое-либо задание. Поэтому одним из важных этапов формирования УУД является выявление причины затруднения. Дети узнают, как надо относиться к затруднению, определяют причину затруднения. Как только мы определили причину затруднения, можем причину устранить и преодолеть своё затруднение, т.е. найти выход из затруднения, чтобы достичь цели.
Ученики на этапе реализации проекта открывают новые знания в деятельности, работая чаще всего группами. Затем учащиеся с помощью учителя фиксируют новые знания в речи, а затем и знаково в форме эталона. Эталон – это главный вывод урока, знаковая фиксация нового знания.
На этапе самостоятельной работы учащиеся выполняют задание на новое знание и осуществляют его самопроверку, сравнивая с эталоном. Приходят к выводу, что «учиться – это, значит, когда сам выполняешь задание, и если не получается, понять, чего не знаешь, самому найти способ и выполнить то, что раньше не получалось».
Эталоны помогают управлять школьнику своей учебной деятельностью не только на предметных уроках, но и в повседневной жизни школьника, имея, таким образом, метапредметный характер.



15