Статья на тему Использование технологии деятельностного метода обучения в современной школе.


Использование технологии деятельностного метода обучения в современной
начальной школе
Т.В. Лихобабина, О.В. Бондарева, МКОУ Заводская СОШ, Калачеевского
района.
«…Образование, чтобы достичь своей цели
и для отдельного ученика и для общества,
должно базироваться на актуальном
и жизненном опыте отдельного человека…».
Дьюи
В Российскую школу приходит новый образовательный стандарт, который предъявляет определенные требования к деятельности учителя.
Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, должен при носить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию.
В последнее время много говориться о необходимости повышения уровня мотивации школьников в учебном процессе. Это достаточно сложная психологическая проблема, которая обеспечивается целым рядом педагогических условий, а также умениями учителя их создавать и развивать.
Появилась необходимость совершенствования педагогической практики с целью существенного повышения качества психологических условий обучения, воспитания и развития учащихся, а также создания психологической комфортной среды для сохранения здоровья учащихся и учителя и наиболее полной реализации их способностей.
В связи с этим актуальным становится создание системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для становления деятельностной, предприимчивой, созидательной личности.
Целью процесса обучения становится обучение разным видам деятельности, охраняется психическое и физическое здоровье каждого ученика, а также существенно повышается качество обученности.
Достижение данной цели осуществляется через последовательное решение следующих задач.
Задачи:
- систематизировать знания об активации деятельности учащихся, накопленных в традиционном подходе обучения;
- увидеть себя, свой педагогический опыт в новой системе обучения;
- переходить к новому способу обучения поэтапно, своим темпом в соответствии со своими возможностями;
- обеспечить достаточную полноту и качество формирования общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций;
Уже на первых этапах перехода повысить качество обучения в соответствии с существующими сегодня измерителями, которые мотивируют к дальнейшему развитию:
- включаться в инновационный процесс на посильном для себя уровне;
-вырасти профессионально и подготовиться к переходу к новым Госстандарт образования;
- создание условий для повышения качества обученности, воспитанности школьников, интенсификация их общего развития.
Принципы деятельности учителя в условиях реализации деятельностного подхода в обучении:
- пересмотр схемы и требований к традиционному уроку;
- изменение психологических условий обучения;
- создание между детьми атмосферы добра, взаимовыручки;
- создание психологической комфортности;
- равенство всех участников учебного процесса;
- не принудительное привлечение детей к деятельности;
- возможность совершения ошибки учащимися в ходе учебного процесса;
- вера в каждого ребенка;
- способствовать речевому развитию;
- максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе.
Итак, движущей силой развития ребенка является деятельность.
Для осуществления поставленных задач приводится формирование и отработка следующих видов деятельности;
Социальная – деятельность, способствующая осознанию ребенком самого себя в окружающей действительности, развивающая навыки самообразования.
Учебно-познавательная – деятельность, направленная на овладение знаниями, развитие познавательных процессов.
Организационные – развитие коммуникативных навыков, формирование общих ценностей коллектива, развитие нравственных качеств ребенка.
Научить учиться ребенка-значит постоянно использовать приемы, затрагивающие его личность, его опыт. Новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Для увеличения эффективности путей активизации учения школьников, обеспечения их делового и речевого взаимодействия, возникла необходимость переосмыслить типовую схему учебного занятия. Таким образом, происходит формирование упомянутых выше видов деятельности.
Урок включает следующие этапы:
Формы взаимодействия в ходе учебной деятельности:
«Учитель-ученик» (используется для постановки проблемы).
Работа в паре – «ученик-ученик» (самоконтроль и самооценка).
Групповая работа (процесс поиска способа решения учебной задачи).
Межгрупповое взаимодействие (при общении, введение общих закономерностей, формулирование фундаментальных для данного возраста детей оснований, необходимых для последующего этапа работы и аргументированного их изложения, самостоятельный поиск, решение творческих задач, обобщение полученных результатов).
«Ученик-родители»(обсуждение той или иной задачи дома).
Индивидуальная работа (выполнение дифференцированных заданий по пройденному материалу и творческие работы).
Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно отобрать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:
Использование дифференцированных заданий.
Включение в образовательный процесс ИКТ.
Использование метода проектов.
Использование дифференцированных заданий.
Мы считаем необходимым включать дифференцированную работу на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач. Наиболее остро вопрос индивидуальных различий школьников стоит на уроках обучения грамоте в первом классе. Очень важно организовать работу учащихся таким образом, чтобы ни одна минута 35 минутного урока не пропадала даром, чтобы не потерять ни самых читающих детей, ни тех, кто начал знакомиться с буквами только в школе.
Включение в образовательный процесс информационных и коммуникативных технологий является средством обучения, воспитания и развития, а также средством управления образовательным процессом и обеспечением профессиональной деятельности учителя. Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
- активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения, усилить мотивацию учения;
- снижению дидактических затруднений у учащихся;
- повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления; формированию информационно-коммуникативной компетенции; приобщение школьников к достижениям информационного общества.
- приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности;
- развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
- активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
-качественно изменить контроль над деятельностью учащихся.
Использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность учащимся для осуществления различных видов деятельности.
По мнению А.Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях.
Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося».
Использование данного метода в практике позволяет нам грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия» нового знания.
Структура уроков введения нового знания обычно имеет следующий вид:
1.Мотивирование к учебной деятельности(организационный момент) –
1-2 минуты
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
актуализируется требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
устанавливаются тематические рамки («могу»).
Приемы работы :учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;
девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.)
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии-4-5 минут
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Возникновение проблемной ситуации
Методы постановки учебной проблемы:
побуждающий, подводящий диалоги;
мотивирующий прием «яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)III. Постановка учебной задачи – 4-5 минут
Цель: обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»)
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место-шаг, операцию, где возникло затруднение;
соотнести свои действия с используемым способом действий
( алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)-7-8 минут
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем –побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
V.Первичное закрепление – 4-5минут
Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)
фронтальная работа, работа в парах;
комментирование, обозначение знаковыми символами;
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)- 4-5 минут
Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.
Письменно выполняется небольшая по объему самостоятельная работа (2-3 типовые задания).
Самоконтроль, самопроверка.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение – 7-8 минут.
Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие.
Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Вопросы:
Какую задачу ставили на уроке?
Удалось ли решить поставленную задачу?
Каким образом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать еще?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем еще надо поработать?
и другие.
Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
Литература:
Корбакова И.Н., Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения
Волгоград: Учитель, 2010.
Полянина Н.Б. Проектная деятельность в начальной школе.//Начальная школа. М.: Просвещение, 2011.-№2.-С.16-17.