Презентация: Использование технологии деятельностного метода обучения на уроках русского языка


Использование технологии деятельностного метода обучения на уроках русского языка Приемы создания проблемной ситуации и методы выхода из нееЕфремова Инна Владимировна – учитель начальных классов МБОУ «СОШ с. Чёрный Яр» Расскажи мне – и я забуду,Покажи мне – и я запомню,Вовлеки меня – и я научусь. Китайская пословица Дидактические принципы в системе развивающего обучения. Принцип целостного представления о мире.у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. Принцип непрерывности.преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики. Принцип минимакса.школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню. Принцип психологической комфортности.снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома». Принцип вариативности.предполагает развитие у учащихсявариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Принцип творчества (креативности).предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Принцип деятельности.формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания. Структура урока «открытия» детьми нового знания 1 2 И К П 4 { 3 5 6 7 8 Самоопределение к деятельности.Актуализация знаний и фиксация затруднения.Выявление причин затруднения. Постановка цели деятельности.(И – исследование, К – критика)Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). (П – проект)Первичное закрепление во внешней речи.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.Включение в систему знаний и повторение.Рефлексия деятельности (итог урока). Этап 1. Самоопределение к деятельности (1–2 мин.) Цель Описание этапа Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)Выделяется содержательная область («могу») Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения (5–6 мин.) Цель Описание этапа Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия Актуализация ЗУН, достаточных и необходимых для построения нового способа действий. Активизируются соответствующие мыслительные операции.Создание затруднения в индивидуальной деятельности.Возникшее затруднение фиксируется учащимися Этап 3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (3–4 мин.) Цель Описание этапа Выявление места (где?) и причины (почему?) затруднения, постановка цели урока, формулирование темы урока Соотнесение действий с используемым способомВыявление и фиксирование в речи причины затруднений.Постановка цели деятельности, формулирование темы урока Этап 4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания) (7–8 мин.) Цель Описание этапа Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его применению Выбор метода решения учебной задачи, выдвижение и обоснование гипотезИспользование предметных действий с модельными схемамиФиксация нового способа действий в речи и знаково Этап 5. Первичное закрепление во внешней речи (4–5 мин.) Цель Описание этапа Усвоение нового способа действий Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4–5 мин.) Цель Описание этапа Индивидуальная рефлексия достижения цели Самостоятельное выполнение задания на новый способ действий Самостоятельная проверка по эталону Самооценка и рефлексия деятельности (допустившие ошибки выявляют их причины, проговаривают и исправляют) Этап 7. Включение в систему знаний и повторение (7–8 мин.) Цель Описание этапа Включение нового способа действий в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного Выполняются задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученнымиВключаются задания на тренировку ранее сформированных способностей и подготовку к изучению следующих тем Этап 8. Рефлексия деятельности (2–3 мин.) Цель Описание этапа Самооценка результатов деятельности, осознание нового метода, границ применения нового знания Организация рефлексии и самооценка деятельности на урокеСоотнесение поставленных целей с результатами деятельности Классификация методов введения знаний Проблемное обучение Традицион-ное обучение «классические» «сокращенные» Постановка учебной проблемы Побуждающий диалог от проблемной ситуации Подводящий к проблеме диалог Сообщение темы с приемом для ее принятия Сообщение темы учителем Поиск решения Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог Подводящий диалог от проблемы Подводящий диалог без проблемы Сообщение материала учителем Класс, русский, аллея, собака, суббота, Россия. Класс, русский, аллея, Россия, суб Тема «Перенос слов» Исправь ошибки.(интерактивная доска)Ан - нушка, А –нечка, Анн –а, Ан -юта. Шкала С. Дембо – Л. Рубинштейна Вывод В результате использования проблемно – диалогического метода в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.