Научно-исследовательская работа по истории Царь, король, император или первый среди равных


районная научно - практическая конференция школьников
«Первые шаги в науку»
Секция «социально-историческая»
Царь, король, император или первый среди равных
Доклад об исследовательской работе
поиска общего и различий между царём и королём
Автор: Шкуратова Дарья
МКОУ «Раисинская средняя школа»
8 класс, с. Раисино, Новосибирской области
Научный руководитель:
Сысоев Владимир Лукич
учитель истории и обществознания
высшей квалифицированной категории
Контактный телефон руководителя: 26 – 293
с. Раисино 2015г.
Оглавление
Введение …………. …………………………………………………..…………………. 3
Глава 1.Толкование терминов…………………………………………..……………… 4 - 5
1. 1. Значение термина «царь»…………………………………………………………………… 4
1. 2. Значение термина «король»……………………………………………………………….. 5
1. 3. Значение термина «император»…………………………………………………………. 5
Глава 2. Границы власти……………………………………….. ………………………7 -8
2.1. Причины принятия царского титула в России……………………………………. 6 - 7
2.2 .Границы власти короля …………………………………………………………… 7 -8
2.3. Границы власти царя……………………………………………………………..... 9 -10
Заключение………………………………………………………. ……………………..11
Список использованной литературы и ресурсов интернета … … ……………………..12
Приложения…………………………………………………………………………… 13 -17
Введение
С самого детства мне закрались мысли, почему главными героями в русских народных сказках является царь и его семья, а в сказках европейских писателей: Ш. Перро, братьев Гримм - короли и их дети. С возрастом, читая исторические книги и изучая историю, мне все острее хотелось найти ответ на вопрос: «Почему в разных странах правители назывались по-разному?» Может это перевод одного и того же понятия с разных языков. А может это зависит от формы правления? Каковы границы власти царя и короля?
3695700270313В своей работе я попытаюсь найти ответы на эти вопросы, основываясь на исторические источники.Цель: выяснить сходство и различия в титулах король и царь. Ответить на вопрос - почему в России – царь, а в Европе – король?
Объект исследования: история возникновения титулов.
226187078486038844490396В своей работе я хочу выдвинуть гипотезу: разница в названии титулов определяется границами власти. Задачи:1. Изучить исторические источники и научно-популярную литературу по данной теме.2. Определить сущность происхождение понятий и историю их происхождения.3. Сравнить границы власти царя и короля.4. Обобщить результаты исследования.
right416Глава 1.Толкование терминов
1. 1 Значение термина «царь»
Наверняка, каждый из нас когда-нибудь да задавал себе вопрос: «А что если нами управлял бы король?» Можно зайти в собственных размышлениях ещё дальше, и попробовать понять, чем именно отличается  король от царя, а оба они от императора. Чтобы понять это, обратимся к толкованию данных терминов историками и определению их в словарях.
Титул в переводе с латинского (Titulus) означает "надпись, почетное звание" (Толковый словарь русского языка под ред. Ушакова, т. 4 стр711).
Для начала определимся с титулом «царь», которым называли наследственных правителей – монархов – некоторых стран.
«Царь м. вообще, государь, монарх, верховный правитель земли, народа или государства». (Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. [Электронныйресурс].URL:   http://slovari.yandex.ru/~книги/Толковый%20словарь%20Даля/ЦАРЬ/) «Царь (от лат. Caesar – цезарь, титул римских императоров)в некоторых древних государствах, в России и Болгарии официальное название (титул) монархов». («Терра лексикон иллюстрированный энциклопедический словарь» -Терра 1998 г.).
Согласно современному толковому словарю Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Царь. [Электронный ресурс]. URL: http://ozhegov.info/slovar/ («Царь-я, м. 1. Единовластный государь, монарх, а также официальный титул монарха; лицо, носящее этот титул. 2. перен., чего. Тот, кто безраздельно обладает чем-н., властитель (устар. и книжн.). Ц. своей судьбы, Ц. моей души».
Царь - это титул монарха в Московской Руси, в России до революции.(С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка» стр. 289)
Официальный титул царя на Руси появился 16 января 1547 года, после венчания на царство Ивана IV прозванного Грозным, считавшего себя наследником православной Византийской империи. Поскольку Византия была преемницей Римской империи, ее правителей именовали цесарями
right114301. 2. Значение термина «король»
А теперь про короля ….Наиболее распространенная версия возникновения слова король, восходит к собственному имени Карла Великого, чья империя в начале IX века простиралась от Пиренеев до Дуная.
Король (от имени Карла Великого), глава монарх. гос-ва, кор-ва. (Советский энциклопедический словарь Издательство «Советская энциклопедия» Москва 1981)
Король- титул монарха в некоторых европейских государствах (Толковый словарь русского языка под ред. Ушакова т.1).
Однако, слово король присутствует только в славянских языках. А на французском это слово произносится "руа" - от более древнего слова "рекс", которое обозначало когда-то предводителя варварских дружин, состоящих на службе Римской империи. А в Англии подобный титул звучит как "кинг", от другого древнегерманского слова "конунг".
Король - титул, отождествляемый с католической верой, так как в Европе до 1533 года титул короля даровался папой римским. Единственный король в русских землях Даниил Галицкий и его потомки — получившие право на королевский титул от папы римского Иннокентия IV.
Таким образом, царь и король - два варианта (западноевропейский и восточноевропейский) монаршего титула.
Но плох тот царь или король, который не мечтает стать императором.
right-3631. 3. Значение термина «император»
Как правило, все те правители, которых сейчас принято величать Великие были императорами, или же стали ими. Это и первый в истории император Октавиан Август, который получил Римскую Империю в наследство от Гая Юлия Цезаря. И Карл Великий, спустя 9 веков создавший империю по образу и подобию Римской. И Наполеон Бонапарт, и, наконец, русский Петр Великий, сделавший из отсталого аграрного государства грозную Российскую Империю.Император - /лат. imperator, букв. повелитель/ -высший титул монархов (Толковый словарь русского языка под ред. Ушакова т.1).
Император это титул некоторых монархов, а так же лицо, носящее этот титул. (Ожегов «Толковый словарь Русского языка», стр. 241).
Глава 2. Границы власти
2.1. Причины принятия царского титула в России
Из приведенных выше определений терминов «царь», «король», в общем-то, не очень понятно, чем властитель, называвшийся царем, принципиально отличался от короля или императора, и существует ли между ними какая-нибудь разница. Обратим своё внимание на границы власти царя и короля и рискнем высказать свое мнение о значении титула «царь», несколько отличное от того, что приведено в БСЭ. На Руси, начиная с Ярослава Мудрого, великие киевские князья носили титул цесарей. Тогда цесарей-императоров в мире было три: Византии, Священной Римской империи германской нации и цесарь Руси. Иван III титуловал себя великим князем, Государем Московским и Всея Руси, а неофициально - и царем. Василий III в договоре со Священной Римской империей в 1524 году именовался цесарем. Правда, договор не подписывали, пока претензии не снял и не остался просто великим князем. Иван IV завершает процесс превращения московских князей в царей. В 1547 году он принимает титул царя. Принятие царского титула было очень важно. Итак, мотивируя венчание на царство Ивана Грозного и принятие им царского титула, П. И. Ковалевский писал: «Начитавшись историй Священного писания, греческих и римских историй, Иоанн захотел быть на Московском престоле тем же, чем и Давид, и Соломон в Иерусалиме, Август, Константин и Феодосий на римском, чем были ассирийские цари, вавилонские цари, и прочее. Измышлено было и другое сказание по этому поводу. Якобы брат римского императора Августа Октавиана - Прус переселился в Литву. Рюрик, Синеус и Трувор, по этому сказанию являлись прямыми потомками Пруса, тем самым и все предки Иоанна, и он сам, происходили от царского рода Августа». 16 января 1547 года митрополит Макарий венчал Иоанна на царство шапкою, бармами и цепью Мономаха. (В.Н. Балязин «Неофициальная история России». ОЛМА- ПРЕСС Москва 2008 (608 с.) с.95) В середине XV века возникла острая проблема обоснования законности притязаний великого княжества Московского в православном мире. В сложившейся обстановке неуклонного роста военной и экономической мощи Москвы и захвата Константинополя (Царьграда) – города Великой Церкви Христовой – турками-мусульманами необходимо было определиться с титулом правителя Москвы. (Именно в это время появляется герб государства Российского, идеология «Москва - третий Рим», и сначала неофициально, а потом и официальный титул «Царь»). В рассматриваемое время к этому вопросу наши предки относились крайне серьезно и ответственно. В титулах правителей различных современных им держав они никогда не путались и четко знали, кто и почему имеет право называться князем, королем, императором (цесарем) или царем. (Царями, например, русские обычно называли библейских правителей Древнего Востока, древнеримских и византийских императоров, а так же, как это ни удивительно, ханов Золотой Орды и их потомков). И титул «царь» никогда не считали равным титулу «король». Давайте разберёмся, почему:
Претензия первая – царский титул играл важную роль в международных отношениях. Ведя переговоры с татарскими ханствами (Крымское, Казанское, Астраханское), русский государь выступал теперь с тем же титулом, что и его партнёры. В сношениях с Западной Европой титул царя был не менее важен. Титул «великий князь» обычно переводился как «принц» или «герцог». Оба титула были ниже королевского, а слово «царь» либо оставляли без перевода, либо переводили как «император»
Претензия вторая - Титул король в то время не соответствовал геополитическому положению Руси и обоснованным претензиям Русского государства на лидерство в православном мире. «В соседней Европе королей было очень много, большинство из них были подданными императора Священной Римской империи, но, несмотря на это, они ухитрялись беспощадно воевать между собой и творили множество всяческих прочих безобразий». Причем таких, которые явно не соответствовали должности правителей христианских государств. На Руси обо всем этом отлично знали и поэтому европейские короли, находившиеся в политической зависимости от императора, а духовно – в подчинении римскому первосвященнику (даже те, кто не признавал власть императора), у наших предков особым уважением не пользовались». («.История средних веков. В двух томах под общей редакцией С.Д. Сказкина. Т 1» [Электронный ресурс] – URL:http://lib.rus.ec/b/192697/readПретензия третья – Пределы (границы) власти. Согласно христианскому учению о царской власти (http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_7810/) «Воля единодержца не должна быть ограничиваема волей поданных».
right116122.2. Границы власти короля
Теперь разберёмся с границами власти короля. Кто определил их, и где они заканчиваются?
right660945Обратимся за ответом к важнейшему документу Средневековой Европы «Magna Carta» («Великая хартия вольностей»).
Изначально Великая хартия вольностей была мирным договором между королём и баронами Англии. В хартии были урегулированы многочисленные разногласия, касающиеся их привилегий в вопросах брака, опеки, и военной службы.
Гарантией соблюдения договора являлся специальный совет из 25 баронов, который мог объявить войну любому королю Англии в случае грубых нарушений Великой хартии вольностей.
Статья 41 и 42 позволяла свободно покидать и возвращаться в страну. Государство брало на себя обязательство защищать своих граждан, и в случае войны, оказавшихся на территории вражеского государства.
Против беззакония со стороны короля и чиновников, был направлен и 39 параграф, провозгласивший, что «ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо [иным] способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его [его пэров] и по закону страны. «…И мы ничего ни от кого не будем домогаться как сами, так и через кого-либо другого благодаря чему какая-либо из этих уступок и вольностей могла бы быть отменена или уменьшена».
В эпической поэме «Коронование Людовика», относящейся к XI веку, мы находим несколько интересных моментов, освещающих обязанности короля.
(«Коронование Людовика» — французская эпическая поэма XII века. Стр. 15.) «Мой сын Людовик, не стану скрывать,Бог создал королей, чтобы они стали справедливымисудьями, А не затем, чтобы создавали дурные законы, жили в роскоши, покровительствовали греху,Отнимали у сироты его фьеф,А у вдовы – последние четыре денье.Король должен повергать к своим ногамнесправедливость,
Топтать ее и уничтожать.Ты должен быть смиренным перед бедняком,А если он жалуется, ты не должен скучать,Но должен помочь ему и дать совет,И, ради Бога, восстановить его права;В целом долги и обязанности короля, по отношению к его народу, можно разделить на прямые (то, что он должен делать) и «от противного». Первое, напрямую вытекает из властных полномочий, которыми владеет король.
1.Законодатель и опора закона. Король обязан заботиться об установлении и сохранении справедливых законов на территории вверенной ему страны и среди своих верноподданных. Частные же указы или законы, принятые самим королем, должны быть справедливы и не должны ущемлять интересов его верноподданных. Король должен озаботиться тем, чтобы тот закон или указ, который он объявит, был бы услышан каждым из его народа. Все законы, которые издает или принимает король, должны быть направлены на благо его народа.
2. Каждый, даже самый малый среди его верноподданных имеет право призвать к королю (или его полномочным представителям) для восстановления справедливости в случае нарушения закона либо же притеснений, любой из подданных находится под защитой короля внутри своей страны. Король не должен без суда и следствия осуждать кого бы то ни было, приговаривать к наказанию или подвергать изгнанию
right3810
right3672112.3. Границы власти царя
Что же касается власти русского царя В..О. Ключевский пишет: об Иване Грозном
(« Курс русской истории» Москва «Мысль» 1987г. т 2 - 447 с. с. 152) «А нынешний государь не таков: людей мало жалует, упрям, встречи против себя не любит и раздражается на тех, кто ему встречу говорит»
Сам Иван Грозный, в переписке с Курбским определяет границы своей власти: «Самодержавства нашего начало от святого Владимира; мы родились и выросли на Царстве… русские самодержцы изначала сами владеют своими царствами, а не бояре и вельможи» Самодержавие для Ивана не только нормальный, свыше установленный государственный порядок, но и исконный факт нашей истории, идущий из глубины. Вся философия самодержавия у царя Ивана Грозного свелась к одному простому заключению
«Жаловать своих холопей мы вольны и казнить их вольны же» (В..О. Ключевский « Курс русской истории» т 2 с.157)
Тоном вдохновенного свыше и вместе с обычной тонкой иронией писал Иван Грозный во время переговоров о мире врагу своему Стефану Баторию, коля ему глаза его избирательной властью: «Мы, смиренный Иоанн, царь и великий князь всея Руси по божию изволению, а не по многомятежному человеческому хотению».
Для Ивана Грозного власть Бога и власть царя однозначны, и всякий, противящийся царю, противится Богу - таков его главный постулат
«Посмотри на все это и подумай, какое управление бывает при многоначалии, ибо там были послушны епархам и вельможам, и погибли эти страны! Это ли и нам посоветуешь, чтобы к такой же гибели прийти? И в том ли благочестие, чтобы не управлять царством, и злодеев не держать в узде, и отдаться на разграбление иноплеменникам?» (Из письма Грозного Курбскому)
Иван IV не принимал светского государства, в котором есть права и свободы. Государства, в котором важны общественные интересы, а не воля одного человека. Шведского короля он называл «старостой в волости» и всячески над ним смеялся. Польский король Сигизмунд тоже был постоянным объектом насмешек. Даже английской королеве досталось от Ивана Грозного: «А мы чаяли того, что ты на своём царстве государыня… Ажно у тебя мимо тебя люди владеют и не только люди, но мужики торговые…». (А. Бушков и А. Буровский «Россия, которой не было 2. Русская Атлантида» Красноярск «БОНУС», Москва 2001 г (512 с.) с. 348). right7620Идеалом для него была деспотия восточного типа, в которой Государь – наместник Бога на земле. Государство, в котором нет граждан, нет вассалов, а есть только подданные царя, где не только простолюдин, но и боярин и князь должны быть «холопами государевыми», и в этом вовсе не утрата прав, а высший государственный смысл.
Заключение
Определив понятия по словарям, я делаю вывод, что царь и король - два варианта (западноевропейский и восточноевропейский) монаршего титула и на первый взгляд между ними можно поставить знак равенства, тем более, что слова и «царь», и «король» произошли от имён собственных. Но дальше, исследуя исторические источники, я поняла, что отождествлять эти понятия нельзя.
Главное отличие – это границы власти. Фразу «первый среди равных» можно отнести только к королю, потому что у него, как и у его подданных, есть права, но есть и обязанности перед народом. Король в своём правлении подчиняется церкви и императору.
Царь – самодержец. Власть царя от бога, поэтому он никому не подчинён. Недаром в народе говорят: «До Бога высоко – до Царя далеко»
Я думаю, что моя гипотеза, о том, что разница в названии титулов, определяется границами власти, подтвердилась

Список использованной литературы и ресурсов интернета
В.Н. Балязин «Неофициальная история России». ОЛМА - ПРЕСС Москва 2008 - 608 с.
А. Бушков и А. Буровский «Россия, которой не было 2. Русская Атлантида» Красноярск «БОНУС», Москва 2001 г. - 512 с.
К. Валишевский «Иван Грозный» МОСКВА «ТЕРРА-КНИЖНЫЙ КЛУБ» 2003г.- 432с.
В..О. Ключевский « Курс русской истории» Москва «Мысль» 1987г. т 2 - 447 с.
Г. Мурашев «Титулы, чины, награды»Полигон Санкт-Петербург 2002 г. – 349 с.
«Терра-Лексикон»: Иллюстрированный энциклопедический словарь.- М - Терра 1998 - 672 с.
С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка» стр. 289
Толковый словарь Русского языка пд редакцией Д.Н. Ушакова в 4 т – М. ; ТЕРРА 2007 г. Т. 1.- 824 с.
Толковый словарь Русского языка пд редакцией Д.Н. Ушакова в 4 т – М. ; ТЕРРА 2007 г. Т. 4.- 752 с.
Советский энциклопедический словарь;. М.; Советская энциклопедия 1981 г. – 1600 с.
http://slovari.yandex.ru/~книги/Толковый%20словарь%20Даля/ЦАРЬ/)
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Царь. [Электронный ресурс]. URL: http://ozhegov.info/slovar/http://lib.rus.ec/b/192697/readhttp://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Vasmer-term-12956.htm.
http://www.libma.ru/voennaja_istorija/istorija_rycarstva_vo_francii_yetiket_turniry_poedinki/p9.php). http://lindon2006.livejournal.com/4511.html.
http://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Vasmer-term-5895.htm(http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_7810/)
Приложение 1
Пословицы и поговорки
Царь да нищий без товарищей.
До бога высоко, до царя далеко.
Воля божья, а суд царев.
Воля царя — закон.
Нельзя земле без царя стоять.
Все во власти божией да государевой.
Царь думает, а народ ведает.
Коли все миром вздохнут, и до царя слухи дойдут.
Без царя — земля вдова.
Царь помилует, царь и пожалует.
Ни солнышку на всех не угреть, ни царю на всех не угодить.
Народ — тело, царь — голова.
Русский народ — царелюбивый.
Милует бог, а жалует царь.
Гнев царев — посол смерти.
Близ царя — близ смерти.
Светится одно солнце на небе, а царь русский на земле.
Карать да миловать — богу и царю.
Приложение 2
Христианское учение о царской власти
Благотворность Царской Власти“Невозможно Христианам иметь Церковь, но не иметь Царя”
Святитель Антоний, Патриарх Цареградский
“Царская Власть существенно необходима и общеполезна, – поясняет Святой Иоанн Кронштадтский, – здравые и спокойные умы всегда признавали и признают совершенную необходимость и общественную пользу Царской Власти для народа [и наследия Его], и считают прямым безсмыслием посягательство на Царское Самодержавие”. “Царь Самодержавно правит народом, как образ единоначальной Власти Божией, как образ Царя Царей, как Глава Государства, этого великого политического тела, стройно организованного и объединяемого единою главою. ...Итак, единодержавие и Самодержавие в Государстве, в союзе с Церковью необходимо и есть величайшее благо для него, подобно как в мире Божие единоначалие и вседержавие”.
“Итак нужно ли повторять: Бога бойтеся, Царя чтите? (1Пет. 2,17) Радуюсь, если не нужно; надеюсь, что не будет сие излишно. Есть обязанности не только к Богу, но и к Царю; одни другим не противоречат; и те и другие вместе исполнять можно и должно. Что же особенно примечательное можем мы открыть в сем сочетании мыслей Апостола? – пишет Святитель Филарет, желая объяснить, что Евангельская Заповедь о почитании Царя дана Христианам на вечные времена. – Прежде ответа на сей вопрос, надобно вспомнить, что написанное в первом веке Христианства теперь предлагается людям нашего века, что впрочем дух Евангелия, как Дух Божий, объемлет все времена; и что посему Он изрекает в первом веке то, и таким образом, что и каким образом нужно и удовлетворительно и для нашего, равно как для всех прочих веков”.
Воля единодержца не должна быть ограничиваема волей поданных. Это и есть единоВластие (моно-архи). Власть же Самодержца есть Власть, выросшая из Церкви, из Церковного идеала, и этим религиозным принципом ограниченная.
“Понимая Свою Самодержавную Власть, прежде всего, как служение Богу и вверенному им Народу, Цари стремились проводить в жизнь суть Монархии, Власти надклассовой и надпартийной, а следовательно, единственно свободной в своих решениях”, – отмечает Церковный историк Н.Н. Воейков.
Общее мнение всех Святых и вообще всей Церкви доносит до нас авторитетное слово преподобного Иоанна Кронштадтского: “Царь, как получивший от Господа Царскую державу, от Самого Бога есть и должен быть Самодержавен”.
Приложение 3
В мире мудрых мыслей
Царь - отец народа, а не слуга народа, не раб партии или сословий". Прот. Владимир Востоков "Истинные христиане веруют и исповедуют, что учение о царской власти прямо исходит из богооткровенного слова - Библии и точным образом соответствует иерархическому порядку, установленному в Царствии Божием". Иеромонах Павел (Стефанов) 'Самодержавие есть "высшая степень покорности Божией правде"". В.А. Жуковский "Полномощная власть монарха не только не упадет, но возрастет выше по мере того, как возрастет выше образование всего человечества". Н. В. Гоголь "Монархия обладает для нас целым рядом несомненных достоинств. Прежде всего это символ единства страны. Монарх возвышается над партиями и национальностями. Дореволюционная Россия была "семьей народов" благодаря царю". В. Соловьев "Да, в слове "царь" чудно слито сознание русского народа, и для него это слово полно поэзии и таинственного значения". В. Г. Белинский "И наше русское народное сознание вполне исчерпывается словом "царь", в отношении к которому "отечество" есть понятие подчиненное, следствие причины". В. Г. Белинский "Царь - одна из величайших исторических святынь русского народа. Сопоставление рядом, как идеальных сокровищ, Веры, Царя и Отечества проходит через всю русскую историю". Проф. П.Е. Казанский "Его (царя) патриотизм в том, чтобы любить равною любовью тех, чья участь вверена ему небом". Н.И. Черняев "Только те русские могут не быть монархистами, которые не умеют думать самостоятельно, плохо знают историю своей родины и принимают на веру политические доктрины Запада". Н.И. Черняев
Помазание Божие означает, что земная власть Государя имеет источником Божественную. От власти на земле, которая призвана направлять общее течение жизни к духовным и нравственным целям – к созданию условий, максимально благоприятных для спасения многих, власти, которая «не от мира сего», но служит миру именно в этом, высшем смысле. Разумеется, «любящим Бога все содействует ко благу», и Церковь Христова совершает спасение при любых внешних условиях. Но тоталитарный режим и демократия создают атмосферу, в которой, как мы видим, среднему человеку не выжить  
Архимандрит Константин Зайцев   Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. И всё же не все погибнут. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо... Явлено будет великое чудо Божие... И все щепки и обломки, волею Божией и силой Его, соберутся и соединятся и воссоздастся корабль в своей красе и пойдёт своим путём. Богом предназначенным...". Прп. Анатолий Оптннский. 1917 г.  
Сейчас мы переживаем предантихристово время. А Россия будет спасена. Много страдания, много мучения. Вся Россия сделается тюрьмой, и надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейшие грехи, а стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией...
Схииеромонах Аристоклий. 1918 г. 
'Имея попечение о благоустройстве людей, чтобы многие из них не жили бессмысленнее зверей, Бог учредил власть начальников и царей, как бы бразды для управления кораблем'.
Сет. Иоанн Златоуст   "Итак, должно воссылать великую благодарность Богу и за то, что есть цари, и за то, что есть судьи". Сет. Иоанн Златоуст "Блажен, кто многотрудными руками чтит царя и для многих служит законом жизни".
Сет. Григорий Богослов   "Лицо и сан царя христианского на земле есть живой образ и подобие Христа Царя, живущего на небесах".  
Сет. Димитрий Ростовский   "Царь есть "батюшка" для народа, как трогательно называет его сам народ".  
Св. патриарх Тихон   "Мы же, братья, будем молить Господа, дабы Он и на далее сохранил для России царя самодержавного и даровал ему разум и силу судить людей и державу Российскую в тишине и без печали сохранити".
Св. патриарх Тихон   "Благо народу и государству, в котором единым, всеобщим и вседвижущим средоточием, как солнце во вселенной, стоит царь, свободно ограничивающий свое неограниченное самодержавие волею Царя Небесного, мудростию яже от Бога".
Митрополит Московский Филарет (Дроздов)   "Народ, чтущий царя, благоугождает чрез сие Богу, потому что царь есть устроение Божие".  
Митрополит Московский Филарет (Дроздов)  
"Бог, по образу Своего небесного единоначалия, утвердил на земле царя; по образу Своего небесного все-держительства устроил на земле царя самодержавного; по образу Своего царства непреходящего... поставил на земле царя наследственного".  
Митрополит Московский Филарет (Дроздов)  
"В России будет восстановлена Монархия, Самодержавная власть. Господь предызбрал будущего Царя. Это будет человек пламенной веры, гениального ума и железной воли. Произойдёт то, чего никто не ожидает. Россия воскреснет из мертвых, и весь мир удивится. Православие в ней возродится и восторжествует.. Самим Богом будет поставлен Царь на Престоле".   Св. Феофан Полтавский, 1930г.    Русские люди будут каяться в смертных грехах, что попустили нечестию в России, не защитили Помазанника Божия Царя, Церкви Православные и монастыри, сонм мучеников и исповедников святых и всё Русское святое. Презрели благочестие и возлюбили бесовское нечестие... Россия вместе со всеми славянскими народами и землями составит могучее Царство. Окормлять его будет Царь Православный Божий Помазанник. В России исчезнут все расколы и ереси   Схиархимадрит Лаврентий Черниговский