урок по истории тема: Петр I — первый российский император


8 класс
Цель: 1. Дать учащимся представление о личности Петра I: внешность, характер; показать деятельность Петра I.
Развивать внимание, память, устную связную речь, умение давать оценку деятельности историческим лицам.
Воспитывать интерес к истории России, личности Петра I. Оборудование: иллюстрированный материал, игры, репродукция худ. В.А. Серова «Петр I», фото «Памятник Петру I» скульптора Э.М. Фальконе. Словарь: империя, император, цесаревич, Табель о рангах, чиновник.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Мобилизационный момент.
Повторение пройденного материала.
Фронтальная беседа:
Назовите годы Северной войны?
Каковы причины Северной войны?
Каковы ее итоги?
Игра «Соотнеси даты и события».
1700Основание Санкт-Петербурга
1703Окончание Северной войны
1709Начало Северной войны
1721Полтавская битва
Задание. Вставьте пропущенные слова в предложения.
Северная война России с,закончилась
русских. Россия получила выход в
Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
Благодаря деятельности Петра I Россия стала великой морской державой, одной из могущественных в мире. Петр I вошел в историю под именем Петра Великого.
Сообщение темы урока «Петр I - первый российский император».
План.
Получение Петром I титула Великого Императора Всероссийского. Знакомлю учащихся с новыми понятиями император, империя, штандарт. Работа с иллюстрацией «Императорский штандарт».
Внешность Петра I.
Рассказ учителя с использованием иллюстрации «Петр I» (худ. Серов).
Был высокого роста, 2м 04 см. Фигура его всегда была приметна для Когда он шел среди придворных, то голова его возвышалась над ними, ходил быстро, стремительно, шаги делал большие...
Был необыкновенно сильным человеком, мог спокойно свернуть в трубочку тарелку из серебра.
3. Характер Петра I. Увлечения.
Сообщение ученика об увлечениях Петра I.
Чтение отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник.
4. Распорядок дня Петра I.
Самостоятельная работа учащихся с текстом. Ответ на вопрос:
- Каков был распорядок дня Петра I?
5. Принятие законов Петром I по укреплению государства:
а. закон о престолонаследиирассказ
словарная работа: цесаревичучителя.
б. указ о единонаследии.
в. Табель о рангах.
Объяснительное чтение рассказа. Словарная работа: чиновник.
- На сколько рангов были разделены все гос. служащие?
- Как назывался самый низший класс по гражданской службе?
- Как назывался самый высший класс?
- Мог ли простой человек стать дворянином?
- За что присваивался очередной чин по «Табели о рангах».
- Каково ваше отношение к Петру I?
- Что вам понравилось в нем?
Вывод учителя. Прошли века, годы. Благодарные потомки не забыли, помнят Великого Петра. О нем написаны книги, поставлены фильмы, в честь Петра назван остров св. Петра, поставлен памятник Петру I в Санкт - Петербурге (скульптор Э. Фальконе). Показ репродукции.
IV. Первичное закрепление нового материала.
1. Фронтальная беседа по вопросам:
- За что Петр I получил титул императора?
- Что умел делать Петр I?
- Какие черты его характера вам нравятся?
2. Игра «Историческая азбука».
Написать список слов на букву «П», связанных с изучаемой темой. Петр, Полтава, Петропавловская крепость, Петербург, Преображенский полк, престол, подушная подать.
Итог урока. Оценки.
Дома: с 128-130, вопросы
I группа - прочитать рассказ для дополнительного чтения «Дворянский быт».