Занятия ритмической гимнастикой для детей дошкольного возраста


Занятия ритмической гимнастикой для детей дошкольного возраста.
Сохранение здоровья детей является самой насущной проблемой любого государства. Поэтому в настоящее время большое значение уделяется воспитанию здорового поколения. С каждым годом здоровых детей становится все меньше и меньше. И как это ни парадоксально звучит, при таком современном оснащении больниц, различных инновационных здоровьесберегающих программ, больных становится все больше - это факт.
Учебно-воспитательный процесс в детском саду требует от детей больших энергетических затрат, высокой работоспособности организма, значительных волевых усилий, а организм ослаблен. И, в силу возрастных анатомо-физиологических особенностей, дошкольники не могут сопротивляться утомлению. А перегрузка ведет к переутомлению и способствует истощению нервной системы. Еще в своих работах Сухомлинский В.А. отметил, что плохое состояние ребенка является главной причиной отставания в учебном процессе. Что же делать?
Наблюдая за детьми, пришла к такому выводу - оказывается, что одна из самых острых проблем– ограничение двигательной активности детей. Малоподвижная поза на занятиях, а именно сидение, гораздо утомительнее, чем движения. Когда человек, а тем более ребенок, долгое время находится в сидячем положении, нарушается кровообращение. А при длительном снижении физической активности органы и системы организма испытывают недостаток кислорода в тканях, что и является причиной многих заболеваний, особенно головных болях, головокружениях, болях в спине. При этом нельзя забывать и про мышцы. Они тоже не должны страдать, так как мышечный голод также опасен для здоровья, как и недостаток кислорода.
Впоследствии я стала более детально изучать эту довольно интересную, но очень важную для меня тему «влияние танцевально-спортивных движений под музыку на укрепление здоровья» и постепенно внедрять в свою педагогическую работу.
Я пришла к разумному решению – заменить обычные статистические упражнения -ритмической гимнастикой под музыку. Для своих занятий физкультуры тщательно подбираю комплексы ритмической гимнастики, танцевальные движения, разрабатываю определенные интересные занятия, условия, которые вырабатывают единый подход к решению вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья, организованного с учетом индивидуальных и возрастных адаптивных особенностей и возможностей детей.
Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений.
Особенности проведения ритмической гимнастики в дошкольном учреждении.
Методика проведения Подготовительная часть -обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Это движения динамического характера: ходьба, бег, прыжки, упражнения на коррекцию свода стопы. Основная часть -упражнения интенсивного характера: различные наклоны, выпады, приседания. Подбираются они с таким расчётом, чтобы равномерно «нагрузить» все части тела.
- заканчивается основная часть серией прыжков различных видов, дыхательными упражнениями, которые позволяют восстановить дыхание, затем серия упражнений из и. п. лёжа и сидя, предназначенные для развития гибкости позвоночника, укрепления мышц спины и брюшного пресса, мышц ног. Заключительная часть -упражнения на расслабление. Цель которых – обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени.
Этапы обучения:
Начальный этап - обучение упражнению (название упражнения, показ упражнения, объяснение техники)
2. Этап углубленного разучивания сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерности движения, усовершенствования ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.
3.Этап закрепления и совершенствования. Ранее разученные упражнения используются в различных комбинациях, комплексах и танцах.
Все движения ритмической гимнастики условно можно классифицировать таким образом:
упражнения для рук и плечевого пояса
упражнения для мышц шеи и туловища
упражнения для ног и мышц всего тела
С учетом этого в содержание занятий ритмической гимнастикой для дошкольников включают знакомые им упражнения: бег, прыжки, различные виды ходьбы; ритмические движения в сочетании с полуприседаниями, приставными шагами, выразительны ми движениями рук. Небольшие волнообразные движения туловищем дополняют упражнения, превращая их в своеобразный спортивный танец. Общеразвивающие упражнения в ритмической гимнастике выполняются из разных исходных положений: стоя, сидя на полу, лежа на животе, спине, боку, в различных упорах.
В работе с детьми дошкольного возраста ритмическая гимнастика проводится в различных вариантах:
В форме физических занятий оздоровительно-тренирующего характера (комплекс ритмической гимнастики предлагается детям старшего дошкольного возраста, проводится 20-25 минут).
В виде “ритмических блоков”, используемых как часть физкультурных занятий (этот вариант возможен в среднем и старшем дошкольном возрасте, продолжается 10-30 минут).
При проведении утренней гигиенеческой гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект.
В показательных выступлениях детей на спортивных праздниках (элементы).
Проводят ритмическую гимнастику в зале, в котором предварительно делаются влажная уборка и проветривание. Занятия осуществляются при открытых окнах или фрамугах, что обеспечивает широкий доступ свежего воздуха. Одежда детей — облегченная, на ногах шерстяные носки, гетры, чтобы ноги ребенка не охлаждались. Инструктор одет в спортивную форму - так удобнее показывать упражнения, особенно из исходных положений сидя и лежа.
Формирование навыков в средней группе:
Упражнения должны быть доступны детям.
Музыкально – песенное сопровождение должно побуждать их к подражательным движениями вызывать эмоциональный отклик.
Необходимо исключить муштру – движения дети осваивают постепенно.
Показ движений должен быть зеркальным.
Дети должны заниматься без обуви, иначе невозможно укрепить мышечно-связочный аппарат стопы.
В комплекс необходимо включать упражнения для укрепления мышц руки, прежде всего кисти и пальцев.
Подбирать упражнения следует с учетом необходимости развития произвольное внимание и двигательной произвольной памяти путем неоднократного повторения.
Формирование навыков в старшей группе:
Движения детей становятся более слаженными, уверенными, осмысленными, мотивированными и управляемыми, дети познают свое тело, его возможности;
Повышается способность к произвольной регуляции двигательной активности
Дети уже могут заставить себя преодолевать трудности при выполнении сложных двигательных заданий, осознано выполнять задания на перемещения в пространстве.
педагог продолжает: развивать двигательную и мышечную память, внимание, сосредоточенность, дисциплину; укреплять мышцы спины и формировать правильную осанку, развивать мышцы стопы, гибкость, силу; отрабатывать чистоту и точность движений, умение самостоятельно анализировать качество выполняемых движений; вырабатывать стремление выполнять движения качественно, красиво.
Формирование навыков в подготовительной к школе группе:
Дети подготовительной к школе группы (6 – 7 лет), прошедшие предыдущие ступени обучения, на занятиях ритмической гимнастике могут выполнять достаточно сложные по координации и темпу движения. Они уже работоспособны, выносливы. Психические процессы включаются на занятии осознанно. У детей формируются объективные представления о собственных возможностях. Они настойчивы в отработке и шлифовке движений. Им интересно познавать более сложные по координации движения. Они способны работать над сложным движением, добиваясь его качественного выполнения. Огорчаются, когда что-то не получается, и, наоборот, испытывают огромную радость, когда сложное движение не получается.
Заключение.
Таким образом, ритмическая гимнастика – это прекрасное средство разностороннего физического развития и эстетического воспитания ребенка, которое берет своё начало далеко в недрах истории, которое не только благоприятно воздействует на все системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, выделительную и т. д.), но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие. А так как структура ритмической гимнастики достаточно гибкая, то её можно широко применяеть в детских дошкольных учреждениях. Музыка, используемая на гимнастике, повышает не только интерес и желание заниматься, но способствует более качественному исполнению движения, четкости, правильности, пластичности, выразительности.