Спецкурс по подготовке к ЕГЭ по русскому языку


Муниципальное образовательное учреждение
Выровская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено
На заседании ШМО учителей гуманитарного цикла
______________/Ю.С.Кондратьева/
Протокол от 26.08.2015 № 1 Согласовано
Заместитель директора по УВР ____________ Романова Г.Н.
27.08.2015 Утверждаю
Директор МОУ Выровской СОШ
___________ Нагорнова А.В.
Приказ от 31.08.2015 №_____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
Класс 10 - 11
на 2015-2016 учебный год
Рассмотрена
и рекомендована к утверждению
педагогическим советом
Протокол от 28.08.2015г. № 1
Педагог Ермакова Ирина Николаевна, учитель русского языка высшей квалификационной категории
Содержание программы
1.Пояснительная записка ………………………………………………
- цели и задачи ……………………………………………………………….
- структура курса ……………………………………………………………
- структура контрольно-измерительных материалов …………………….
- изменения в КИМах по русскому языку 2016 …………………………..
2.Перечень знаний, умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть к концу изучения курса …………………………………………..
- орфоэпия,
- словообразование,
- лексикология и фразеология,
- морфология,
- синтаксис и пунктуация,
- орфография.
3.Программа спецкурса ………………………………………………….
4.Календарно-тематическое планирование ……………………………
5.Список используемой литературы ……………………………………
6.Приложение
-рекомендации по написанию сочинения……………………………………….
- материал по подготовке к сочинению………………………………………….
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Итоговая аттестация - первая по-настоящему серьёзная проверка эффективности той работы, которой ученик занимался одиннадцать лет школьной жизни. И хотя принято говорить, что подготовка к выпускным экзаменам начинается с первого школьного дня, надо смотреть на вещи более реалистично: время основной подготовительной работы приходится на самые ответственные и трудные для школьника 10-11 классы. За эти два года ученику необходимо не только успеть повторить пройденное, но и, выбрав экзамен, сконцентрированно к нему готовиться, чтобы успешно сдать его. Иными словами, нужно успеть проверить себя на предмет подготовленности к экзамену, отрепетировать его в различных формах: самостоятельно, с учителем, с использованием компьютера и т.п.
Настоящая программа разработана на основе:
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв.Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г.№189, зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 №19993;
Образовательной программы ООО МОУ Выровской СОШ;
Учебного плана МОУ Выровской СОШ на 2015-2016 учебный год;
Годового учебного календарного графика МОУ Выровской СОШ на 2015-2016 учебный год;
Авторской программы спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» Курошиной Л.Н. / ИПК ПРО: Ульяновск.
Общая характеристика спецкурса
Основным инструментом ЕГЭ является комплект контрольно-измерительных материалов (КИМов) по каждому предмету. По русскому языку комплект КИМов состоит из 2-х частей: 24 вопросов и сочинения по прочитанному тексту (25-й вопрос).
Предлагаемый спецкурс поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10 - 11классов к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ. Спецкурс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ.
Данный спецкурс разработан с учётом последних официальных документов и берёт в основу демонстрационные тесты ЕГЭ 2016 года, а также перечень заданий КИМов 2016 года.
Структура тестов ЕГЭ такова, что, кроме заданий по орфографии и синтаксису, они содержат задания по теории языка, требуют знаний, умений и навыков по различным разделам языкознания - от орфоэпии до культуры речи. Отдельным блоком ЕГЭ является задание, связанное с конкретным текстом. Для его выполнения надо уметь анализировать текст, а также создавать свой текст на основе данного.
Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего это систематическое повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Все задания группируются определённым образом и не выходят за рамки школьной программы, что способствует освоению приёмов работы с тестами.
Цели и задачи
Программа спецкурса "Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку" составлена для учащихся 10-11 классов, следовательно, ориентирована на итоговую аттестацию и абитуриентский экзамен. Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации в старших классах (сочинения и изложения с элементами сочинения), а система уроков в 10-11 классах не всегда ориентирована на подготовку к ЕГЭ, целью данного спецкурса является стремление помочь педагогу организовать систематическую и качественную подготовку учащихся к ЕГЭ.
Главная задача курса - формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций: языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).В связи с этим ставятся следующие цели:
обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;
обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их использования;
совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;
развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;
совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;
совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре;
повышать уровень грамотности учащихся.
В основу спецкурса легли разработки и исследования в данной области И.П. Цыбулько, С.И. Львова, Н.В. Егоровой, Н.А.Сениной.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 69 часов (1 час в неделю в 10 (35 недель) и 11 (34 недели). Программа спецкурса предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и комплекс тренировочных упражнений.
Структура контрольно-измерительных материалов
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из двух частей.
Часть 1 – 24 вопроса, касающихся различных разделов языка.
Часть 2 (задание 25) - это задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Представленная программа предусматривает изучение правил сдачи ЕГЭ, знакомит со спецификацией КИМов, позволяет организовать изучение и повторение материала блоками в соответствии с типами заданий ЕГЭ. Особое внимание уделяется написанию сочинения на основе предложенного текста.
В КИМы внесены изменения 2016 года.
ТИПОЛОГИЯ ЗАДАНИЙ ЕГЭ по русскому языку 2016 год
1 Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
2 Средства связи предложений в тексте
3 Лексическое значение слова
4 Орфоэпические нормы (постановка ударения)
5 Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)
6 Морфологические нормы (образование форм слова)
7 Синтаксические нормы Нормы согласования Нормы управления
8 Правописание корней
9 Правописание приставок
10 Правописание суффиксов различных частей речи (кроме-Н-/-НН-) 11 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
12 Правописание НЕ и НИ
13 Слитное, дефисное, раздельное написание слов
14 Правописание-Н- и-НН- в различных частях речи
15 Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами)
Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами
16 Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)
17 Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
18 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
19 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
20 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
21 Функционально-смысловые типы речи
22 Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению
23 Средства связи предложений в тексте
24 Речь. Языковые средства выразительности
Часть2
25 Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации
Изменения 2016 года
Концепция экзамена и его структура не изменились, но максимальное количество первичных баллов за ЕГЭ по русскому языку выросло на 1 балл. Отныне за часть 1 (задания 1 — 24) можно набрать 32 балла, а за часть 2 (задание 25) — 24 балла. Общее число: 56 первичных баллов.
Откуда появился 1 новый балл?
С 2016 года сочинение оценивается по 24-хбалльной шкале (2015 год – 23 балла).
Часть 1
Задание 7 Общие данные об успешности выполнения задания 7 в 2015 году: 75%. Задание было предложено впервые. Оно предполагало установление соответствий примеров и их описания. Задание проверяет не только знания, но и «умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать и т. п.» ФИПИ отмечает, что ошибочные ответы (25%) — это чаще всего результат попытки отгадать ответ либо дать его механически, без каких бы то ни было оснований. Самой простой (наименьшее количество ошибок) оказалась тема: употребление предлогов благодаря, согласно, вопреки. Внимание:
было решено повысить диагностическую ценность задания 7. Для этого внесены следующие изменения: — для анализа предложат не 5, а 9 предложений, 4 из которых не будут включать нарушений синтаксических норм; — расширят материал для наблюдения, включат нарушения, которые в прошлом году не рассматривались.
● Расширен отбор языкового материала для выполнения заданий 7 и 8. ● Уточнена формулировка задания 25. Уточнены критерии оценивания задания 25. ● Максимальный первичный балл увеличился с 56 до 57.
Перечень знаний, умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть к концу изучения курса
Орфоэпия
Должны знать:
что изучает орфоэпия;
основные орфоэпические нормы произношения слов;
уметь:
проводить орфоэпический разбор;
находить в тексте основные выразительные фонетические средства.
Словообразование
должны знать:
что изучает словообразование;
систему словообразующих и формообразующих морфем, основные способы образования слов;
что морфема - это значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении;
что в морфемной структуре слова с течением времени могут происходить изменения;
как связано строение слова и его написание;
уметь:
опознавать морфемы с чередованием гласных и согласных;
определять способы образования слов;
находить в тексте основные выразительные словообразовательные средства.
Лексикология и фразеология
знать:
что изучает лексикология и фразеология;
основные понятия лексикологии и фразеологии;
основные способы объяснения лексического значения слова;
различать по значению паронимы, антонимы, синонимы, фразеологизмы;
уметь:
соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка;
соотносить слово, фразеологизм и их лексическое значение;
находить в тексте слова разной стилистической окраски, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие и неологизмы;
определять прямое и переносное значение слова;
находить в тексте основные выразительные лексические средства.
Морфология
знать:
что изучает морфология;
что такое грамматические признаки слова (например, род, число, падеж, склонение, тип спряжения, наклонение, время, лицо и т.д.);принципы определения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические принципы, роль в предложении, признаки частей речи;
основные морфологические нормы;
уметь:
определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам;
различать одинаково звучащие формы слов разных частей речи;
проводить морфологический разбор слова;
находить в тексте основные выразительные средства морфологии.
Синтаксис и пунктуация
знать:
что изучает синтаксис и пунктуация;
основные признаки словосочетания и предложения;
виды словосочетаний по грамматическим свойствам главного слова, виды связи слов в словосочетании;
виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по характеру грамматической основы; виды простого осложнённого предложения, а также виды сложного предложения;
основные пунктуационные нормы;
основные синтаксические нормы (построение словосочетаний по типу согласования, управления; правильное употребление предлогов в составе словосочетаний; правильное построение предложений; согласование сказуемого с подлежащим; правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями);
основные выразительные средства синтаксиса русского языка;
уметь:
устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов;
определять тип предложения по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
пользоваться синтаксическими синонимами;
проводить синтаксический разбор словосочетания и предложения;
проводить пунктуационный разбор предложения;
находить в тексте основные выразительные средства синтаксиса.
Орфография
знать:
что изучает орфография;
основные орфографические правила каждого раздела орфографии: 1) правописания морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) правила переноса слов; 4) правила графического сокращения слов;
уметь:
применять орфографические правила на письме;
применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания;
проводить орфографический разбор слова, предложенного текста;
соблюдать в речи основные орфографические нормы русского литературного языка.
Программа
1. Изучение правил сдачи ЕГЭ.
Типология заданий ЕГЭ.
2. Орфоэпия.
Современные орфоэпические нормы. Акцентологический минимум.
3. Лексика и фразеология.
Основные лексические категории и единицы. Лексические нормы. Лексико-фразеологический анализ.
4. Словообразование.
Основные способы словообразования частей речи.
5. Морфология.
Морфологический разбор всех частей речи. Трудные случаи морфологического разбора. Повторение признаков таких частей речи, как наречие, предлог, частица.
6. Грамматические нормы.
Образование форм числительных, образование форм различных степеней сравнения прилагательных, образование форм повелительного наклонения глаголов, образование форм деепричастий, местоимений, существительных (окончания множественного числа).
7. Орфография.
Принципы русской орфографии. Типы орфограмм и принципы проверки. Грубые и негрубые ошибки.
8. Пунктуация.
Принципы русской пунктуации. Типы пунктограмм.
9. Синтаксис.
Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения.
10. Синтаксические нормы русского языка.
Построение предложений с деепричастным оборотом, построение предложений с однородными членами, употребление имен собственных в предложении, построение предложений с причастным оборотом, построение сложноподчиненных предложений, трудные случаи управления, построение предложений с косвенной речью.
11. Работа с текстом.
Установление причинно-следственных отношений в тексте. Языковые приемы связи предложений. Понятие "ключевого" слова.
12. Анализ языковых средств выразительности.
Функции изобразительно-выразительных средств. Понятия: градация, метафора, контекстные антонимы, синонимы, парцелляция.
13. Подготовка к написанию сочинения (часть С).
Знакомство с критериями оценки части С. Проблема, поставленная автором текста, и способы её формулировки. Комментарий проблемы. Виды комментариев. Авторская позиция и способы её выявления. Аргументация. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения текста. Виды речевых и грамматических ошибок. Этические нормы. Фактологические ошибки.
Календарно-тематическое планирование для 10 - 11 класса
№ Тема занятия Цели и задачи Форма
работы Дата
1 Изучение правил сдачи ЕГЭ.
Познакомить учащихся с правилами сдачи ЕГЭ и со структурой сдачи данного экзамена Лекция, вводный
контрольный тест 8.09
2 Типология заданий ЕГЭ Познакомить учащихся с правилами сдачи ЕГЭ и со структурой сдачи данного экзамена контрольный тест 15.09
3 Современные орфоэпические нормы Повторить порядок орфоэпического разбора слов, обобщить знания об орфоэпических нормах произношения слов Практикум 22.09
4 Современные орфоэпические нормы Дать обязательный список-минимум слов с правильным ударением Практикум 29.09
5 Основные способы словообразования частей речи. Углубить знания учащихся о способах словообразования слов в русском языке Практикум 6.10
6 Трудные случаи словообразовательного разбора Углубить знания учащихся о способах словообразования слов в русском языке Практикум 13.10
7 Морфология. Гласные в суффиксах имён существительных. Систематизировать знания учащихся по написанию суффиксов имён существительных Практикум 20.10
8 Правописание сложных имён существительных, прилагательных Систематизировать знания учащихся по образованию степеней сравнения прилагательных Практикум 27.10
9 Промежуточное тестирование Проверка ЗУНов учащихся Контрольная работа 10.11
10 Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имён числительных Повторить особенности склонения количественных и порядковых числительных Практикум 18.11
11 Правописание наречий
Обратить внимание учащихся на сложные случаи правописания наречий Практикум 25.11
12 Правописание предлогов
Систематизировать знания учащихся в правописании производных предлогов, повторить алгоритмы, помогающие отличить предлог от омонимичных самостоятельных частей речи Практикум
02.12
13 Правописание частиц. Частицы не и ни. Их значение и употребление
Систематизировать знания учащихся по правописанию частиц не и ни Практикум 09.12
14 Трудные случаи морфологического разбора самостоятельных частей речи Повторить морфологический разбор самостоятельных частей речи Практикум 16.12
15 Образование форм повелительного наклонения глаголов Повторить способы образования, правописание и употребление глаголов в повелительном наклонении Практикум 23.12
16 Образование форм деепричастий
Систематизировать знания учащихся по употреблению в речи деепричастий и способов их образования Практикум 13.01
17 Образование форм местоимений
Повторить разряды и правописание местоимений, их роль в предложении. Напомнить алгоритм отличия местоимений от подчинительных союзов Практикум 20.01
18 Принципы русской орфографии
Систематизировать знания учащихся о типах орфограмм Лекция 27.01
19 Типы орфограмм и принципы проверки
Учить делать работу над ошибками, допущенными при выполнении теста, диктанта Практикум 03.02
20 Проверяемые и непроверяемые гласные в корнях слов Систематизировать знания учащихся в определении орфограммы в корне словаПрактикум 10.02
21 Чередующиеся гласные в корне словаСистематизировать знания учащихся в определении орфограммы в корне словаПрактикум 17.02
22 Правописание гласных в приставках
Закреплять навыки правописания приставок Практикум 24.02
23 Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий Систематизировать знания учащихся в определении орфограммы в окончании слова Практикум 02.03
24 Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов Закреплять навыки отличия глаголов от глагольных форм, а также правописание суффиксов и окончаний глаголов Практикум 09.03
25 Согласные в корнях, приставках, суффиксах Закреплять навыки определения морфем и орфограмм в них Практикум 16.03
26 Правописание н и нн в прилагательных и причастиях. Систематизировать знания учащихся по заявленной теме, дать алгоритм определения орфограммы. Практикум, и консультация 23.03
27 Употребление ь и ъ. Повторить правила правописания ь и ъ, систематизировать типичные ошибки в написании ъ и ьПрактикум 06.04
28 Слитное, раздельное, дефисное написание слов Систематизировать знания учащихся по заявленной теме, дать алгоритм определения орфограммы Практикум 13.04
29 Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию. Дать алгоритм отличия омонимичных конструкций слов Практикум 20.04
30 Нормы литературного языка. Морфологические нормы
Напомнить морфологические нормы употребления форм слов (глаголов, существительных, числительных) Лекция 27.04
31 Лексические нормы (употребление слов)
Напомнить нормы лексической сочетаемости слов, систематизировать знания учащихся в употреблении паронимов, неоправданного повтора слов (тавтологии) Комбинированное занятие 04.05
32 Принципы русской пунктуации. Синтаксические нормы Напомнить учащимся синтаксические нормы употребления деепричастий, нормы подчинительной связи слов в предложении Лекция 11.05
33 Словосочетание. Виды синтаксической связи Напомнить алгоритм определения видов подчинительной связи слов в словосочетании Комбинированное занятие 18.05
34 Простое предложение. Члены предложения Повторить определение членов предложения, а также порядок синтаксического разбора простого предложения. Повторить сведения о грамматической основе предложения
Практикум 25.05
35 Знаки препинания между однородными членами Напомнить сложные случаи при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами Комбинированное занятие 31.05
10 класс
36 Знаки препинания при обособлении определений и приложений Обобщить знания учащихся об обособлении определений и приложений Комбинированное занятие 37 Другие случаи обособления второстепенных членов Напомнить алгоритм постановки знаков препинания при обособлении обстоятельств и дополнений Комбинированное занятие 38 Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями и обращениями Учить отличать слова, грамматически не связанные с членами предложения (вводными конструкциями и обращениями) Практикум 39 Тире в простом предложении. Синтаксический разбор простого предложения Обобщить сведения о постановке тире в простом предложении. Закрепить навык синтаксического разбора простого предложения Практикум 40 Классификация сложных предложений
Обобщить знания о сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью. Закрепить навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях разных типов Комбинированное занятие 41 Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи Повторить сведения о синтаксических средствах выразительности Комбинированное занятие 42 Знаки препинания в сложносочинённом предложении Рассмотреть сложные случаи пунктуации в ССП Практикум 43 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Рассмотреть сложные случаи постановки знаков препинания в СПП с одним и несколькими придаточными Практикум 44 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Закрепить навыки постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении Практикум 45 Сложное предложение с разными видами связи Повторить синтаксический разбор сложного предложения Практикум 46 Как писать сочинение. Требования к выполнению части СПознакомить учащихся с требованиями к выполнению части С ЕГЭ Лекция 47 Работа с текстом. Установление причинно-следственных отношений первого предложения текста и последующих Актуализировать знания учащихся о функциональных стилях речи и сфере их использования. Отрабатывать навыки определения причинно-следственных связей между частями текста Практикум 48 Работа с текстом. Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте Совершенствовать умение учащихся анализировать текст Практикум 49 Работа с текстом. Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте. Совершенствовать умение учащихся анализировать текст Практикум 50 Анализ языковых средств выразительности. Тропы (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола и т.д.) Обобщить знания о тропах. Совершенствовать умение учащихся анализировать текст Практикум 51 Анализ языковых средств выразительности. Контекстные синонимы и антонимы. Антитеза Совершенствовать умение учащихся анализировать текст Практикум 52 Анализ языковых средств выразительности. Парцелляция. Градация. Риторический вопрос. Ряды однородных членов. Инверсия Совершенствовать умение учащихся анализировать текст Практикум 53 Знакомство с критериями оценки сочинения
Познакомить с критериями оценивания сочинения Лекция 54 Структура сочинения на основе предложенного текста Познакомить учащихся со структурой сочинения на основе предложенного текста Лекция 55 Определение темы и проблематики текста Совершенствовать умение учащихся определять основные темы и проблемы текста Практикум 56 Смысловой анализ текста на основе составления его логической схемы Совершенствовать умение учащихся анализировать текст Практикум 57 Комментарий одной из проблем, поднятых в тексте
Учить комментировать проблему, поднятую в тексте Практикум 58 Осмысление авторской позиции текста
Учить осмысливать авторскую позицию и способы её выражения в тексте Комбинированное занятие 59 Приёмы логического мышления. Аргумент
Совершенствовать умение последовательно и аргументировано излагать свои мысли Комбинированное занятие 60 Типы аргументации в изложении собственной позиции Познакомить с типами аргументации, учить применять их в устной и письменной речи Комбинированное занятие 61 Смысловая цельность текста. Абзацное членение текста. Логические ошибки Повторить сведения о микротеме, абзаце; повторить виды логических ошибок, познакомить с наиболее распространёнными логическими ошибками Комбинированное занятие 62 Виды речевых ошибок
Повторить виды речевых ошибок. Познакомить с наиболее распространёнными речевыми ошибками Комбинированное занятие 63 Виды грамматических ошибок
Повторить виды грамматических ошибок. Познакомить с наиболее распространёнными грамматическими ошибками Комбинированное занятие 64-69 Практические работы по выполнению вариантов ЕГЭ Закреплять навыки решения заданий ЕГЭ Практикумы Рекомендации к написанию части СВнимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи.
Формулируем проблему.
Согласно Словарю литературоведческих терминов:
проблема (греч. ргоЫета - задача, задание) - вопрос, поставленный в художественном произведении и требующий разрешения.
Если перед вами рассуждение в публицистическом стиле, действуйте следующим образом.
Авторский текст такого типа подчиняется определенным законам композиции (тезис, доказательства, вывод), поэтому особое внимание обратите на начало и конец текста, на первый и последний абзацы.
В первом абзаце обычно сформулирован основной вопрос (проблема) текста. Учтите, что в тексте может быть не одна проблема, вам нужно сформулировать только одну и работать только по ней.
Внимательно перечитайте первый абзац и сформулируйте вопрос, над которым автор размышляет. Помочь сформулировать этот вопрос вам может пункт А.29.
Желательно, чтобы проблема была сформулирована вами именно в форме вопроса.
Это даст возможность в дальнейшем не уйти от проблемы. Начав говорить об одной проблеме, старайтесь не сбиться на комментарий другой. Работать от начала до конца нужно только над одной проблемой (вопросом). На всех этапах работы (комментарий, позиция, аргументация, вывод) постоянно возвращайтесь к поставленному вами вопросу.
Итак, проблема сформулирована.
При работе над художественным стилем учитывайте, что проблема в таком тексте сформулирована не так явно, как в публицистическом. Работать надо с текстом в целом, проблемный вопрос ставить ко всему тексту. Целесообразно обратить внимание на художественные детали (особенности портрета, интерьера, речи, пейзажные зарисовки). Некоторые детали могут повторяться, это должно привлечь ваше внимание. Подумайте, для чего автор акцентирует внимание читателя на этих подробностях, что он хочет этим сказать, о чем поразмышлять. Смотрите тексты № 5, 6.
Поставить проблему можно, отталкиваясь от позиции автора, утверждения, основной мысли текста. Найдите абзац, в котором сформулирована основная мысль текста (основной тезис). Задайте вопрос так, чтобы этот тезис стал ответом на него. Это и есть проблема.
3.Переходим к комментарию.
Комментарий - 1) а) пояснения к какому-либо тексту, его толкование, изъяснение; б) объяснительные примечания к тексту сочинений какого-либо автора. 2) а) Рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-л.; б) информационный материал, анализирующий, разъясняющий какие-либо события или факты общественно-политической жизни (по Современному толковому словарю русского языка Т.Ф. Ефремовой).
Комментарий - это самый трудный компонент сочинения.
Для того чтобы написать комментарий, перечитайте центральные части текста. Здесь автор размышляет, приводит свои аргументы, ссылается на авторитетные источники.
В комментарии вы можете указать
разные точки зрения на проблему, показать, с кем спорит или соглашается автор;
что заставило автора обратиться к поставленной проблеме (прочитанная статья, просмотренный фильм, поездка, встреча или другие жизненныенаблюдения);
какие примеры приводит автор, размышляя над поставленным вопросом;
на какие авторитетные мнения он ссылается.
При написании комментария обращаем внимание на диалоги, используемые в тексте, на впечатления, описанные автором, его переживания, чувства, цитаты, на которые он опирается.
Таким образом, комментарий должен содержать рассуждение, пояснительные замечания, толкование проблемы. Самое главное - чтобы не было пересказа, а цитирование было уместным.
Внимание! Проверьте, соответствует ли ваш комментарий поставленному вопросу.
4.Формулируем позицию автора.
Следующий этап работы - формулирование позиции автора по поставленной проблеме.
Позиция автора - это отношение автора к проблеме, его ответ на поставленный вопрос, основная мысль.
Перечитайте текст и найдите авторский ответ на поставленный вами вопрос. Обратите внимание на последний абзац текста или несколько последних предложений. Возможно, именно там вы сможете прочитать, как автор относится к поставленной проблеме. Сформулируйте ее своими словами, подтвердив их цитатой из текста.
5.Выражаем свое отношение к проблеме.
После того как сформулирована позиция автора, необходимо выразить свое мнение по данной проблеме, соглашаясь с точкой зрения автора или оспаривая (частично или полностью) её. Перечитайте еще раз проблемный вопрос. Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос! Даже соглашаясь с автором, сформулируйте еще раз свою позицию иными фразами. От точности формулировки, расставленных смысловых акцентов будет зависеть аргументация.
6. Приводим аргументы.
В.И. Даль дает такое определение аргумента: «Аргумент - причина, доказательство, убеждение, довод». Смысл аргументации в том, чтобы показать важность, актуальность, ценность высказываемых идей. Существуют следующие типы аргументов:
логические (факты, теории, гипотезы, аксиомы, статистические данные,законы природы и юридические документы, свидетельства очевидцев);
иллюстративные (конкретные примеры из жизни, из художественныхпроизведений);
ссылки на авторитет (цитаты, мнения известных ученых, общественных деятелей).
Вы должны доказать правильность своей позиции, приведя определенные примеры.
Аргументов должно быть два. Одно доказательство можно взять из произведений художественной литературы. В качестве другого аргумента желательно использовать интересные факты общественной жизни, истории, политики, искусства, биографии известных людей.
7. Работаем над заключением.
Последней частью вашей работы должно стать заключение, где необходимо еще раз вернуться к поставленной проблеме (перечитайте проблемный вопрос) и записать вывод, который должен соответствовать данной проблеме.
Несколько сочинений
Текст
(1)Детская игрушка во все времена оказывала важное влияние на формирование души ребенка. (2) Действительно, она воспитывала терпение и осторожность, ловкость и внимание, ребёнок неосознанно получал представление о причинно-следственных отношениях, о сути человеческих отношений, сложном устройстве мира. (3) Игрушка - духовный образ идеальной жизни, идеального мира, она утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. (4) Кроме того, игрушка еще и средство обучения, развлечения и даже лечения.
(5) Но так ли повезло современному ребёнку, на которого буквально обрушивается разнообразный и заманчивый мир игрушек? Конечно, теперь каждый малыш живет в мире, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад. (7)В самом деле, вокруг яркие обложки книг, журналов, цветные рекламные щиты на улице, а дома – фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов и форм. (8)Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений. (9)Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. (10)И нежная психика ребёнка не справляется - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.
(11)К огромному сожалению, современная игрушка по сути своей становится антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира. (12)Психологи хором твердят, что растёт поколение, воспитанное на игрушках, которые наносят непоправимый вред душе ребенка. (13)Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук - эти игрушки атрофируют способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию и способствуют накоплению агрессивных фантазий, часто реализуемых ребёнком в жизни по отношению к более слабым. (14)Став взрослым, он, по-моему, уже будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал первые в своей жизни моменты игры и с чьей помощью осуществляется познание мира.
(15)Но ведь игрушка - это не забава. (16) Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, даёт яркие образы мира, и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование нравственных качеств личности. (17)Игрушка должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. (18) Нужно учить добру и красоте, мудрости и способности к сопереживанию.Сочинение
Для чего нужна ребенку игрушка, и какой она должна быть? Над этими вопросами задумывается автор, размышляя о проблеме первоначального восприятия детским сознанием окружающего мира и последующего отражения этого восприятия в деятельности уже сформировавшегося человека.
Составитель данного текста, приводя примеры, пытается убедить читателя в том, что игрушка во многом влияет на характер ребенка, она помогает получить представление о причинно-следственных отношениях , о сути человеческого взаимопонимания, о сложном устройстве мира. Автор говорит о современных игрушках, которые становятся по своей сути антиигрушками; в них содержится только идея обладания, а не радостное постижение мира. Такие игрушки способствуют накоплению агрессии и дальнейшему её влиянию на кого-либо. « Но ведь игрушка—это не забава. Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие образы мира, и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование нравственных качеств личности». В этом состоит позиция автора.
Я согласна с его мнением и считаю, что , безусловно, игрушка должна положительно влиять на характер ребёнка, закладывать в него только хорошие человеческие качества. В доказательство к этому приведу несколько примеров.
Вспомним повесть В.Г.Короленко « В дурном обществе». В нем умирающей девочке Марусе мальчик из семьи немалого достатка приносит куклу своей сестры. Как кажется, благодаря ей смертельно больная девочка прожила на несколько дней дольше. Игрушка если не спасла, то, по крайней мере, подтолкнула на борьбу с болезнью и просто скрасила последние дни, часы жизни частичкой маленького счастья.
Ещё хотелось бы рассказать о моем старом знакомом. С самого рождения своего ребенка он покупал ему только самые современные модели роботов, монстров, компьютерные игры подозрительного содержания. Малыш рос в постоянной агрессии, его восприятие окружающего мира нарушилось. Сейчас этот мальчик учится во втором классе не стремясь к знаниям, а стремясь в общении с одноклассниками обидеть более слабого. Вот и последствия от игрушек, действующих губительно на растущий, развивающийся организм.
Хотелось бы посоветовать юным родителям покупать своим отпрыскам только « добрые» игрушки, не вызывающие агрессию и зло. А иначе на Земле не останется добрых людей, способных на действительно человеческие поступки.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Цыбулько И.П. (ред.). ЕГЭ-2016. Русский язык: типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. M.: Национальное образование, 2015. — 368 c.
Симакова Е.С. ЕГЭ 2015. Русский язык. Как понимать текст. Выполнение заданий части 2. М.: Экзамен, 2015. — 255 с.
Сенина Н.А., Гармаш С.В., Нарушевич А.Г., Смеречинская Н.М. — Под ред. Н.А. Сениной. — Ростов на/Д.: Легион, 2014. — 448 с.
Потапова Г.Н. ЕГЭ 2015. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий по пунктуации. М.: Экзамен, 2015. — 125 с. — (ЕГЭ. Практикум.)http://russkiy-na-5.ru/articles/884http://5-ege.ru/ege/http://infourok.ru/itogi-rezultatov-i-opita-raboti-po-podgotovke-k-ege-po-russkomu-yaziku-za-uchebniy-god-analiz-tipichnih-oshibok-uchaschihsya-pri-581657.htmlhttp://www.saharina.ru/