Обучение одаренных и талантливых учеников


Тема Обучение талантливых и одарённых учеников

Цели Понять необходимость перемен в своей деятельности по работе с талантливыми и одарёнными детьми.
(Актуализация представления учителей о работе с одаренными и талантливыми детьми.)
Ожидаемые результаты 1. Прийти к пониманию необходимости перемен в своей деятельности по работе с одарёнными учениками.
2. Задуматься о необходимости системы работы с одарёнными детьми.
3. Познакомиться с мировым опытом работы с одарёнными детьми.
4.Учителя будут принимать во внимание результаты исследований, касающихся талантливых и одаренных учащихся, и размышлять над определением понятий талантливых и одаренных учащихся.
5.Учителя будут использовать новые подходы для постановки задач перед талантливыми и одаренными учащимися, которые опираются на принципы инклюзивной практики.
6.Уметь выявлять одаренных и талантливых учащихся в своем классе через наблюдения над поведением учащихся в процессе их обучения.
7.Владеть стратегиями по организации эффективной работы с одаренными и талантливыми детьми.
8.Уметь находить пути привлечения родителей для выявления и поддержки одаренных и талантливых детей.
9.Описать применение одаренности в учебном плане и  обучении в школах.
10.Понимать суть условий, которые необходимо создать для талантливых и одаренных учеников при обучении.
11.Понимать то, какие изменения необходимо внести в задания, включающие интеллектуально стимулирующие задания для талантливых и одаренных учеников.
Ключевые идеи Поиск талантливых и одаренных учеников.
Понятия «одарённость», «талантливость», «одарённый ученик», « талантливый ученик».
Структура детской одаренности.
Специфика детской одаренности.
Классификации детской одарённости.
Психофизиологическая основа одаренности.
Проблемы одаренных детей.
Обучение одарённых детей требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования. Наибольшего эффекта в удовлетворении потребностей учеников школа достигает при наличии «общешкольной политики» на уровне начальной школы и дальнейшего сопровождения на протяжении всей школьной жизни. Очень сложно определить или выявить способности детей на раннем этапе обучения. Система критериев в отношении к одарённости и таланту включает довольно широкий спектр общих интеллектуальных, академических, творческих, лидерских способностей, физических возможностей и способности к визуальному и исполнительскому искусству.
• В настоящее время утверждается тенденция отказа от определения одаренных и талантливых в рамках моноаспектности (например, высокий IQ) в пользу многоаспектности, которая подразумевает широкий спектр особенных способностей.
• Культурные ценности, которые определяют отношение к способностям и качествам, являются важным компонентом любой концепции одаренности и таланта.
• Определение процедур и содержания школьного обучения должно включать в равной степени мультикультурную перспективу.
• Социальные, эмоциональные и мотивационные факторы рассматриваются в качестве важных аспектов одаренности и таланта.
• Поведенческие специфические характеристики, такие как интерес к чтению и языковые навыки, а также, навыки абстрактного мышления, исключительно высокий уровень знаний, любознательность и мотивация чрезвычайно полезны в выявлении одаренных и талантливых учеников.
• Крайне важно, наряду с продемонстрированными учениками результатами успеваемости, выявлять имеющийся у них потенциал.
• Учителям необходим богатый и разноаспектный опыт для оказания компетентной помощи ученикам в реализации их потенциала способностей.
Материалы и оборудование Флипчарты, маркеры, стикеры, раздаточный материал, видеоролик «Продвинутый ребенок», презетация Power Point «Самые умные дети в мире», презентация Power Point «Одаренные и талантливые дети».
Ход занятия
 
Этапы проведения занятия Время
90
минут
  Действия коуча и участников коучинга 
Приветствие  1мин  Разминка 1. «Круг радости». Ведущий предлагает встать в круг, взяться за руки и повторить за ним следующие фразы-установки на успех:
Я все могу; У меня всё получится;
Я всегда добиваюсь своих целей;
Я всегда побеждаю трудности;
Удача всегда со мной;
Жизнь всегда благосклонна ко мне;
Я всегда уверен в себе;
Жизнь прекрасна и удивительна!
Разминка 2.
Участники встают в круг, берутся за руки, повторяют за ведущим фразы-установки.
Упражнение «Ладошки»
Участники рисуют ладошки на листе, пишут на каждом пальце 5 своих самых лучших качеств, свое имя, затем передают соседу, и тот на открытой ладони пишет те положительные качества, которые видит в этом человеке.
Можно по желанию зачитать одно. Были ли названы качества, которым вы удивились? Согласны ли вы с таким мнением?
Разминка с последующим распределением на группы 5 мин Разминка: «Охота за талантливыми учениками»
Во время игры происходит перемещение со стульями, после чего идет распределение на группы.                          
 
Погружение в тему 5 мин Задание 1. «Мозговой штурм»:
1)Участники коучинга отвечают на вопросы:
1) Как вы понимаете понятия «Одаренность», «Талантливость»?
2) Отвечая на вопросы, слушатели приводят свои критерии понимания;
3) Составление кластера «Одаренность», «Талантливость»
По окончании доводов идет обобщение ответов по следующим вопросам:
-Каких детей можно называть одаренными?
-Каких учеников вы бы отнесли к талантливым?
1 группа
«Какого ученика вы считаете одарённым»,
2 группа
«Какого ученика вы считаете талантливым»
Работа в группах 15 мин Задание 2. 
1) Каждая группа изучает историю одаренного ребенка;
2) Приводит свои доказательства того, какие признаки одаренности и талантливости они выявили в данном ребенке;
 3) Обмен мыслями по стратегии Диалогического обучения;
Закрепление понятий по теме 7мин. Представляется    презентация для   ознакомления
«Одаренные и талантливые» П-1.
- знакомство с научными исследованиями
-обсуждение в группах, обмен мнениями
Просмотр видео.
Вопросы для дискуссии:
-Какая из произнесенных фраз вас удивила, обратила на себя внимание?
- Почему эта проблема актуальна для нас?
- Какого ребёнка можно назвать одарённым?
- Какой корень в слове одаренный (дар)?
- Является ли такой ребенок даром для вас, в вашей работе?
Саморегуляция учителей 15 мин Задание 3. П 2
1)Участники коучинга изучают ресурс «Признаки одаренного ребенка»;
2) Идет обсуждение по пунктам;
3) На примере одного одаренного ученика из реального класса  ведется сопоставительная работа в соответствии с пунктами;
Подвести итог первой части поможет следующее задание: «Мифы и Реальность об одаренных и талантливых детях».
Слушателям предлагаются мифы об одаренных детях, в группах необходимо опровергнуть миф и рассказать о реальной обстановке, касающейся одаренных и талантливых детей.
Мифы и реальность об одаренных учениках
Одаренные ученики надменные, горды своими способностями и другие люди их мало волнуют.
Одаренные ученики способны во всем и им следует об этом напомнить в том случае, если они не смогут действовать на высоком уровне.
Одаренные ученики не нуждаются в специальных программах, так как они смогут выполнить сложные задачи несмотря ни на что.
Развитие одаренных учеников происходит неравномерно (умственные способности, способность к обучению, социальное/эмоциональное развитие).
Одаренные ученики работают хорошо в случайно распределенных группах, при этом работа выполняется безошибочно.
Одаренные ученики любят работать индивидуально и мотивированы завершить задание.
Одаренные ученики - это хорошие ученики, у которых редко бывают проблемы с поведением.
Одаренные ученики почти всегда хорошо учатся и очень часто имеют достижения вне школы.
Самостоятельная работа
  10 мин Задание 4. Презентация.
Слайд 2 - определение соответствие понятий с их значением
Слайд 3 –общее обсуждение основных понятий
 
Групповая работа 20 мин Составление постеров:
«Одаренный ученик», «Талантливый ученик».
1)Каждая группа создает модель одаренного ученика с характеристиками и его  потребностями;
2)Обсудить и зафиксировать на постере своё видение 1 группа - одарённого ученика,
2 группа – талантливого ученика.
3) Защита постеров, обоснование своего образца.
Одаренный ученик
Талантливый ученик

2 звезды и одно предложение относительно работы другой группы
Барьеры в преподавании 10мин. 1.Анкетирование учителей с целью определения готовности их работать с одаренными детьми.
2.Подсчет своих баллов.
3.Презентация №3.
Анализ баллов.
4.Составление таблицы: « Барьеры в преподавании» по образцу.
 
Барьеры Пути преодоления
   
Рефлексия 5 мин. Заполнение Таблицы Донны «ЗХОУ»:
1)Участники выражают свое мнение с помощью стикеров в каждой графе таблицы, которая заранее была подготовлена.
Участники коучинга берут стикеры двух цветов и обозначают значками то, с чем они согласны, а что вызывает сомнение.
Закончить занятие замечательными словами
В.А. Сухомлинского:
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат».
Видеоролик «Притча».
Д/ ЗИзучение литературы по данной теме Л.С.Выготский  «Динамика умственного развития школьника в связи с обучением» 
Дж.Рензулли «Что формирует одаренность? Переосмысление определения»
Фримен Дж. Одарённые дети и их образование: Обзор международных исследований // Иностр. психол. 1999. №11. С.10-18. «Преподавание для очень способных»
Список характеристик категорий одаренных и талантливых. (Рук-во стр.199-200).
Предоставить учителям писок сайтов, где можно найти большое количество различных тестов и методик по выявлению детской одаренности:
http://cptd.ippk.arkh-edu.ruhttp://www.effecton.ru/762.htmlhttp://intellektsystem.ru/articles_1_71.htmlhttp://klepikova.ucoz.ru/publ/diagnostika_odarennosti/1-1-0-5http://www.приреченскаяшкола.рф/index.php/shkolnyj-olimphttp://www.liga1199.ru/http://www.pms.ru/http://edu.tatar.ru/buinsk/lic-int/sch