Тренинг на тему: Преобразование практики: критическое мышление


Тренинг № 11. Преобразование практики. Педагогически действенные инструменты: критическое мышление.
Неделя:
День: Дата: 25.11.2016 Тренер: Савельева С.В. Место проведения: КГУ ОСШ имени С. Сейфуллина
Тема 1
Тема 2 Сущностная характеристика критического мышления.
Использование критического мышления в преподавании
Цели Учителя выявляют основные методы и приемы развития критического мышления в процессе обучения у учащихся
Результаты обучения Учителя разработают задания по своему предмету, способствующие развитию критического мышления.
Ключевая идея Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других.
Ход тренинга
Занятие
№ 1
Этап работы Время Деятельность тренера Деятельность учителей Оценивание Ресурсы
1.Организационная часть
Цель: создание психологического микроклимата 5 мин
Создание коллаборативной среды.
Предлагает метод: «Клубочек». Деление на группы.
Учителя говорят друг другу хорошие качества его характера.
Делятся на группы по методу выбора фрукта из корзины. Клубочек
Рефлексивное обсуждение
2 мин - Какое у вас настроение после разминки? Для чего и почему мы провели эту разминку?
самооценивание2.Упражнение на активизацию внимания.
Цель: определить тему тренинга, активизация мыслительной деятельности 3 мин Просмотр видеоролика «Блохи в банке»
Смотрят видео и обсуждают в группе СамооцениваниеВидео ролик «Блохи в банке»
Рефлексивное обсуждение
- Какие мысли пришли в голову при просмотре видео?
-Как вы думаете, какова тема нашего занятия, цель?
- В чем заключается главная идея видеоролика? Смотрят видео и обсуждают в группе
самооценивание3. Мозговой штурм
Цель: анализ собственной практики каждым учителем 15 мин Предлагает поразмышлять над тем, как учителя на своих уроках развивают критическое мышление у учащихся
Групповая работа. Учителя перечисляют те методы и приемы развития КМ, которые они применяют на своих уроках с учащимися взаимооцениваниеРефлексивное обсуждение
- Какие способы или приемы развития КМ учащихся до этого вы использовали на своих уроках?
- Как вы думаете, удавалось ли вам это делать?
- Как важно развитие КМ у учащихся? Самооценивание и взаимооценивание5. Метод кейсов.
Деление учителей на группы по преподаваемому предмету
Цель: изучить способы развития и инструменты КМРефлексивное обсуждение
20 мин
Предоставляет учителям раздаточный материал о способах развития и инструментах КМ (Раздаточные материалы для учителей. – 2016 г., с.201-231)
- Как вы будете использовать на своих уроках эти приемы?
- Какие методы подходят для ваших уроков? Почему?
Далее наводящие вопросы… Изучают раздаточный материал и обсуждают в группе. Учителя разрабатывают задания на развитие КМ у учащихся на своих уроках
ВзаимооцениваниеРаздаточные материалы для учителей. – 2016 г., с.201-231)6. Просмотр презентации
Цель: обобщить знания о КМРефлексивное обсуждение 10 мин Предлагает просмотреть презентацию «Технология критического мышления»
- Нужно ли к урокам подбирать соответствующие разминки или можно их проводить произвольно? Обобщают свои знания о критическом мышлении, пополняют копилку приемов КМсамооцениваниеtekhnologiya_kriticheskogo_myshleniya.pptx7. Осмысление
Работа в группахЦель: применить приемы КМ в новых ситуациях
25 Каждая группа получает задания:
1. Безумный архитектор: давайте нарисуем дом. Но перед тем как приступим к этому занятию, выберите 10 любых слов. Представьте, что вам, как архитектору заказали проект дома. Но заказчик выставил 10 обязательных требований. Это и есть выбранные слова. Здесь может быть что угодно. Например, «апельсин» – и крыша вашего дома должна быть оранжевой, «тарелка» — сделайте круглые окна в ванной и т.д. Рисуя на бумаге, одновременно представляйте, как это могло бы выглядеть в реальной жизни.
2. Рассмотри картинку, ответь на вопросы (приложение №1)
3. Организация новогодней корпоративки (прием «Шесть пар образа действий Эдвардо де Боно8. Рефлексия (обратная связь)
Цель: произвести самооценку изученного каждым учителем, установить обратную связь 10 - Как вы считаете, что является вашим главным инструментом для развития КМ учащихся?
Оценивает работу учителей, дает обратную связь. Предлагает написать рефлексию к занятию Учителя выявляют важность правильной постановки вопросов на уроках для развития КМ учащихся
Пишут рефлексию по теме занятия (тренинга) самооцениваниеперерыв
Занятие
№ 2
Этап работы Вре-
мя Деятельность тренера Деятельность учителей Оценивание Ресурсы
Вызов. Чтение притчи: Жизненные приоритеты
Цель: активизировать мыслительную деятельность 10 Тренер читает притчу, просит определить ее смысл Прослушивают притчу, анализируют услышанноесамооцениваниеПритча «Жизненные приоритеты» (Приложение № 2)
Разминка «Взаимные презентации» Цель: развитие способности учитывать время при презентации, способности верно и сжато передать полученную информацию и способности «вчувствоваться» в другого человека 20 мин А) Участники разбиваются на пары. Дается 10 минут на то, чтобы рассказать друг другу о себе как можно подробнее – ведь вам предстоит представлять своего партнера группе. Предполагаемые вопросы:
что я жду от работы в тренинге, 
что я ценю в самом себе, 
предмет моей гордости, 
что я умею делать лучше всего, 
что вас объединяет с вашим партнером 
Б) один их членов пары сидит на стуле, второй стоит за его спиной, положив руки ему на плечи. Стоящий говорит от лица сидящего, называя себя именем партнера. В течение 1 минуты он говорит, играя роль сидящего своего партнера. После этого любой член группы может задать вопросы, на которые отвечать будет тоже стоящий. Например,
какие качества ты наиболее ценишь в людях? 
что ты считаешь самым отвратительным? 
есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь, 
назови свое заветное желание, 
чего бы тебе хотелось достичь в жизни? 
Упражнение заканчивается обсуждением чувств и мыслей участников. При этом важно уделить внимание 3 аспектам: способности учитывать время при презентации, способности верно и сжато передать полученную информацию и способности «вчувствоваться» в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию. Оценка успешности твоей презентации своего партнера. Что ты чувствовал, когда твой партнер говорил от твоего имени? Удалось ли верно изложить сведения о тебе? Получилось ли стать твоим двойником? Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени? Разбиваются на пары, производят презентации друг друга взаимооцениваниеОсмысление. Групповая работа: Фрагмент урока
Цель: применить приемы КМ30 мин Тренер предлагает группам разработать фрагмент урока с применением приемов КМ: на стадии вызова, осмысления, рефлексии Учителя разрабатывают фрагменты урока с применением приемов КМСамооценивание, взаимооцениваниеРаздаточный материал страница 232-257
Рефлексия 5 мин Чему научило вас данное задание? Можно ли применить его на уроках? СамооцениваниеПросмотр видео ролика «Развитие критического мышления на уроке.mp4»
Цель: оценить значимость развития КМ на уроках 20 мин Предлагает просмотреть доклад о КМСлушают и анализируют СамооцениваниеРазвитие критического мышления на уроке.mp4
Рефлексия на занятие «Синквейн»
Цель: оценить значимость пройденной темы каждым учителем 5 мин 1 строка - 1 существительное (тема)
2 строка - 2 прилагательных (описывающие признаки и свойства выбранного предмета)
3 строка - 3 глагола (описывающие действия по теме)
4 строка – фраза из 4-х слов (отношение к теме)
5 строка - 1 слово – резюме (синоним темы) Учителя пишут синквейнсамооцениваниеРефлексия после проведения тренинга,
самооцениваниеРазвить критическое мышление учащегося – вот главная задача любого урока. Тренинг был построен так, что учителя сначала изучали теоретический материал, затем производили самооценку изученному. Затем учителя применяли свои знания, опыт на практике. Разнообразные приемы критического мышления на уроке делают ученика активным, анализирующим, оценивающим. Учителя делились своим опытом применения различных стратегий, давали им оценку, уточняли на каком этапе уроке лучше применить данный метод.
Приложение № 1

1. Вверх по течению (Треугольный буй - одной вершиной на встречу течению)2. Осень (Птичий клин)3. Не глубоко (Матрос прощупывает палкой дно, ожидая мелководья)4. Пристань не далеко (об этом сигнализирует буй)5. На левом (люди на корабле смотрят в сторону гавани, ибо смысл им к ней ж..й стоять)6. Время до полудня (судя по веткам на деревьях, и направлению полета птиц, определяем стороны света, далее по тени корабля на воде определяем что оно не перевалило за зенит)
Приложение №2
Жизненные приоритеты Профессор философии, перед лекцией заходит в зал и раскладывает на столе несколько различных вещей. Когда начинаются занятия, он, молча, берет большую, пустую, банку и заполняет ее большими камнями. Затем спрашивает: - Банка была полна? - Да! - соглашаются студенты. Тогда профессор достает коробку с маленькой галькой и высыпает ее в эту же банку. Он слегка поболтал банку и галька, конечно, заполнила открытые области между камнями. Он снова спросил студентов: - Банка полна? Они рассмеялись и согласились, что банка полная. Тогда, профессор достает коробку песка и высыпает ее в банку. Естественно, песок, заполняет все остальное пространство. - Теперь, - сказал профессор, - я хочу, чтобы вы поняли, что это - ваша жизнь. Камни - важные вещи - ваша семья, ваши друзья, ваше здоровье, ваши дети. Если бы все остальное было потеряно, и только они остались, ваша жизнь была бы все еще полна. Галька - другие вещи, которые имеют значение подобно вашей работе, вашему дому, вашему автомобилю. Песок - все остальное, это просто мелочи жизни. Если вы, сначала, насыплете песок в банку, то не будет места для гальки и камней. Тот же самое и в жизни. Если вы тратите все ваше время и энергию на мелочи, у вас никогда не будет места для вещей, которые являются важными для Вас. Обратите внимание на вещи, которые являются критическими к вашему счастью. Заботьтесь, сначала о камнях, это действительно имеет значение. Установите ваши приоритеты. Остальное - только песок.