Использование модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» в планировании серии последовательных уроков.


Использование модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» в планировании серии последовательных уроков.
Сибагатуллина О.А.
КГУ «Средняя общеобразовательная школа №85»
Современный мир сегодня стремительно меняется, и измениться должна система образования. Получая актуальные знания, у современного ученика кроме теоретических, должны быть сформированы практические навыки, которые пригодятся ему в жизни.
Пройдя уровневые курсы, я постаралась совместить и интегрировать в уроки все 7 модулей Программы, для того чтобы проверить их эффективность в действии. Но наибольший интерес вызвал модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения». Процесс оценивания учащихся меня интересовал всегда. Раньше оценивание было просто возможностью выставить отметку за работу ученика. Но теперь я стала понимать оценивание как мотивацию в обучении. Во-вторых, рассмотрела оценивание как приём, способствующий определению качественного уровня усвоения материала. Учителя не делают оценку изученного, традиционно ставя лишь отметку. И уже в начальной школе видно, что ребенок не удовлетворен тем, что получил на уроке. Десятилетиями учитель пользуется пятибалльной системой обучения. И хотя сегодня ученик отвечает лучше, чем вчера, учитель ставит ему ту же оценку, что и в прошлый раз. У ребенка возникает противоречие: а стоит ли работать лучше, если результат одинаковый. Учащиеся не видят динамики в собственном развитии. В результате: отсутствие у детей адекватной самооценки. Решение проблемы - КРИТЕРИАЛЬНОЕ САМООЦЕНИВАНИЕ. Ученик сам увидит падение или рост своего обучения. А чтобы ученик чувствовал поддержку учителя, то на протяжении урока необходимо проводить формативное оценивание.
Этот модуль проходил по всей серии моих уроков. Применяла «оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей» [1, с. 143] - формативное обучение; и такое оценивание, «целью которого является подведение итогов обучения для выставления отметок» [1, с. 143] - суммативное обучение.
Формативное оценивание вызывает положительные эмоции у ребенка. А это не может не способствовать внутренней мотивации. Что же дает оценивание для обучения? Во-первых, помогает понять, что получается, а что нет. Во-вторых, помогает увидеть важное и не особо значимое. А самое главное - помогает ученику учиться на собственных ошибках.
На первом уроке я запланировала провести оценивание без разработки критериев. Моей целью было понять - смогут ли дети оценить себя справедливо. Формативное оценивание применялось на протяжении всего урока. Я познакомила ребят с техниками формативного оценивания. На этапе «Мозгового штурма» учащиеся оценивали свою работу техникой «Большого пальца». И я сразу увидела, кто разобрался в теме, а кто затрудняется. В ходе изучения нового материала я старалась похвалой, поощрениями поддерживать ребят. Потом дети попробовали оценить друг друга. При ответах использовались цветные карточки «светофор». Здесь я обратила внимание на то, что слабые дети ставят оценку с оглядкой на более сильного ученика. На последующих уроках я просила аргументировать оценку именно тех ребят, которые копируют. Это помогло решить проблему: зная, что необходимо объяснить выбор цветового сигнала, дети стали ставить оценку объективно.
Дальше была цель научить детей вести взаимооценивание по критериям, которые пока разработал учитель. С такой деятельностью дети уже были знакомы. Только в этот раз дети сами в группе выбрали оценщика - того, кто на их взгляд сможет объективно и беспристрастно оценить работу каждого. Интересно то, что в каждой группе оценщиком оказался кто-то из сильных учеников. Оценивалось каждое задание по критериям, данным мною, а в конце урока все полученные баллы суммировались и в конечном итоге выводилась соответствующая суммативная оценка за общую работу на уроке, которая выставлялась в журнал.
На третьем уроке оценивание себя и своего товарища, оценивание работы в группах прошло более объективно. Мы как бы закрепили умение пользоваться формативными техниками оценивания. На каллиграфической минутке, при написании буквы Б, нужно было выбрать у себя в тетради самую красивую букву и обвести ее в кружок. При групповой работе и последующих выступлениях групп, детьми оценивалось именно то, как поработала группа. Использовали прием «СВЕТОФОР». Очень порадовало то, что некоторые ребята перед оцениванием задавали уточняющие вопросы, а потом уже поднимали соответствующий цвет светофора. Это свидетельствует о том, что оценивание было вдумчивым и обоснованным. У некоторых ребят я спросила, почему он поднял тот или иной цвет. Так же групповая работа оценивалась одной отметкой от группы. Цель данной работы - научить детей совместно приходить к «общему знаменателю». Большинство детей сначала не поняли, что я от них хочу и стали опять оценивать индивидуально каждого ученика. Когда я объяснила, что от группы требуется ОДНА оценка другой группе, возникли споры. Но в конце концов группы смогли прийти к общему мнению и выдать одну оценку на всех.
Но моей намеченной целью было научить детей самих составлять критерии оценивания. В начальной школе, да еще и в первый раз, сделать это без учителя просто невозможно. И я решила провести такое оценивание во время работы со словарными словами – при написании словарного диктанта. Написав работу, дети поменялись тетрадями по часовой стрелке и, опираясь на слайд, где были правильно написанные слова, проверили работу своего соседа по группе. Когда же я предложила им поставить итоговые отметки, у ребят возникло замешательство. На мой вопрос, в чём же проблема, дети наперебой стали говорить об ошибках, допущенных соседом, спрашивать, что и за что ставится. Таким образом дети сами пришли к необходимости выработки критериев оценок. Я выслушала мнение каждого, кто хотел внести что-то свое. Дети говорили и размышляли: за какую работу можно поставить "5", за какую "4" и т.д. Мнения разошлись при обсуждении критериев на «3» и «2». Проблема оценивания была решена, критерии появились на слайде, и дети поставили соответствующие отметки. Все отметки были выставлены в журнал.
На основании вышесказанного, я могу сделать вывод, что техники формативного оценивания действительно помогает увидеть трудности, которые испытывают учащиеся в ходе работы. После этого я внесла изменения в последующие уроки, которые помогли мне повысить качество обучения по изучаемой теме. Именно правильный подход к оцениванию на уроке помогает активизировать учащихся, мотивировать их на преодоление проблем в ходе обучения. Ребята научились комментировать задания своих одноклассников более корректно, вежливо.
Но есть и свои минусы. Самый главный- это ограничение во времени. Ведь на уроке, где я предполагала разработку учениками критериев оценок, я потеряла гораздо больше времени, чем запланировала. Можно взглянуть на проблему глубже- мои ученики критерии составлять не умеют. За 1-2 урока эту проблему не решить, но если продолжать непрерывную работу в этом направлении, то, думаю, что проблема нехватки времени отпадет сама собой. Ведь ребенок не только должен уметь оценить адекватно себя, но и видеть динамику своего роста, чтобы сравнить себя «сегодняшнего» с собой «вчерашним».
Настоящим открытием стало для меня формативное оценивание, которое я планирую применять по мере возможности, на всех своих уроках. Да, разработка критериев потребует дополнительное время, которого учителю часто не хватает. Но задачей современной школы является переведение ученика в режим саморазвития. И для достижения планируемых результатов перед учителем стоит сложная профессиональная задача выбора педагогических средств, одним из важнейших среди которых является оценивание.
Используемая литература:
Руководство для учителя третьего уровня