Урок по математике на тему Столбчатые диаграммы (6 класс)


Математику нельзя изучать, глядя, как это делает сосед.
 А. НивенКонспект урока математики по теме: «СТОЛБЧАТЫЕ ДИАГРАММЫ»
Автор: Аллаярова Гульнара Фардатовна, учитель математики Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа №1 с. Старобалтачево муниципального Балтачевский район Республики Башкортостан
Базовый учебник: Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Виленкин Н.Я. ,Жохов В.И. , Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.и др., -М:Мнемозина
Цель:  закрепить навыки чтения и построения диаграмм.
Задачи:
образовательные:
повторить типы диаграмм;
научить наглядно представлять информацию в виде столбчатых диаграмм;
закрепить навыки чтения диаграмм (интерпретирования количественной информации, представленной в форме диаграмм);
закрепить навыки построения диаграмм.
Воспитательные:
обучать эстетическому оформлению работ;
воспитывать ответственность за выполняемую работу, аккуратности при выполнении работы;
воспитывание наблюдательности, самостоятельности, способности к групповой и индивидуальной работе
Развивающие:
развивать внимание;
развивать познавательный интерес к математике;
развивать межпредметные связи;
развивать умения оперировать ранее полученными знаниями;
учить сравнивать данные, анализировать их, обобщать и делать выводы.
Тип урока: закрепление и обобщение знаний по данной теме
Оборудование: ноутбуки, проектор, презентация, линейки, фломастеры, карандаши, магниты, бумага в клетку, ватман.Планируемые результаты: ученики дают определение диаграмме, узнают разные виды диаграмм, строят и читают диаграммы, работают по плану, выступают перед классом, работают в группе.
Ход урока.
1. Организационный момент
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
Будем мы считать, писать, и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.
Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я”.
Французский писатель Анатоль Франс заметил: «Что учиться можно только весело.…Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Последуем совету писателя: будем на уроке активны, внимательны, будем «поглощать» знания с большим желанием.
19621511696702. Мотивационный этап. «Скажи мне и я забуду, Покажи мне и я запомню, Вовлеки меня и я научусь» Китайская мудрость. Как известно, 80 процентов информации человек воспринимает глазами, 15 процентов – ушами. Телевидение, реклама давно используют это. Сегодня нам предстоит шаг за шагом подниматься по крутым уступам. И только в случае, если мы пройдем все ступени, нас ждет успех. Поднимаясь, мы будем повторять изученный материал, и использовать свои знания при выполнении различных заданий.
3. Актуализация знаний
Что вы видите на экране? Диаграммы. Видели, знаете?
Сегодня тема нашего урока: «Диаграммы».
-Что означает слово «диаграмма»? ( Диаграмма (от греческого diagramma, что значит «рисунок, чертёж»)- Что такое диаграмма? (Диаграмма– графическое изображение, наглядно показывающее соотношение между различными величинами; один из способов представления информации. ) 
- Какие виды диаграмм знаете?
-Что может «рассказать» диаграмма?
-Для чего нужна диаграмма?
-Где в окружающем мире встречаются диаграммы?
-Подумайте, чему мы будем учиться на уроке?
4. Закрепление изученного. Чтение диаграмм.
Интерактивное упражнение. 
Объяснение правил выполнения интерактивного упражнения:
А теперь будем  учиться  читать диаграммы. Для этого я предлагаю вам поиграть в игру «Интервью».  Вы будете выполнять  роли журналистов, т. е. задавать мне вопросы, а я буду статистом – на ваши вопросы отвечать. (Ребятам предлагаются готовые вопросы на карточках, учитель отвечает на поставленные вопросы, показывая, как  читать  по диаграмме)  

Вопросы к диаграмме:В какое время года лучше всего продаются зонты? (летом)В какое время года зонты продаются хуже всего? (зимой)В какое время года не продаются варежки? (летом)В какое время года варежки продаются лучше всего? (зимой)Какой товар продается приблизительно одинаково во все времена года? (сумки)Что лучше продается весной – перчатки или варежки? (перчатки)Какой товар одинаково продается весной и летом? (сумки)
(Ребятам предлагаются ответить на вопросы)  
На столбчатой диаграмме показано количество медалей, которые завоевала сборная России на зимних Олимпийских играх.

- Используя диаграмму, ответьте на следующие вопросы:
1) Сколько всего медалей завоевала сборная России на зимних Олимпийских играх? (112)
2) По каким видам спорта сборная России завоевала меньшее количество медалей, а по какому - самое большое? (Меньшее количество - сноубординг, горнолыжный спорт, санный спорт, скелетон, лыжное двоеборье. Большее количество - лыжные гонки.)3) По каким видам спорта сборная России завоевала одинаковое количество медалей? (По фигурному катанию и биатлону, по 26 медалей; по сноубордингу, горнолыжному спорту, санному спорту, скелетону и лыжному двоеборью, по 1 медали.)
4) По каким вида спорта спортсмены завоевали больше 10 медалей, а по каким - меньше 10? (Фристайлу, хоккею, сноубордингу, горнолыжному спорту, бобслею, санному спорту, скелетону и лыжному двоеборью.)
5) На сколько меньше медалей спортсмены завоевали по фристайлу, чем по лыжным гонкам? (На 32 медали.)

Ребята, задания уметь читать столбчатые диаграммы есть и в ГИА(9 и11класс), а сможем ли мы ее решить сегодня? Например:

5.Физкультурная пауза.
Раз - поднялись, потянулись
Два – согнулись, разогнулись,
Три – в ладошки три хлопка,
На четыре – три прыжка,
Пять – руками помахать
Шесть – тихонько сесть.
6. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков
Диаграммы используются в статистике, когда проводят исследования, опросы. Сегодня я предлагаю вам поработать статистами. (учитель объясняет)
В начале дети разбиваются на группы, знакомятся с заданием , распределяют роли.
Задание. Создать плакат по теме «Столбчатые диаграммы». Тематика диаграммы – либо «Города Башкортостана», либо «Реки Башкортостана», «Озёра Башкортостана» или же «Пещеры Башкортостана» (информацию найти в Интернете). Красиво оформить плакат. Подготовить защиту своего проекта. При защите необходимо рассказать о том, какие показатели объектов вы сравнивали, как строили столбчатую диаграмму, какие сложности возникали в процессе работы, необходимо отметить тех участников группы, которые помогали справиться с заданием.
Защита диаграмм, оценивание
Критерии оценивания: - наличие названия;
- аккуратность;
- яркость;
- выбор масштаба;
- точность.
7. Самостоятельная работа (приложение1)
8. Домашнее задание. Постройте диаграмму «Моя успеваемость». Используйте свои отметки за последние 4 недели.
9. Рефлексия. Самооценка.Продолжите фразу:Сегодня я узнал(а)….Сегодня я научился ….
Сегодня мне было интересно…
Сегодня мне было трудно…
Сегодня за работу я себе ставлю оценку…
10.Подведение итогов. Оценивание.

Приложение 1
1 вариант
1.По данным таблицы распределения учебного времени на уроке математики составить диаграмму.
Вид деятельности Устная работа Решение задачи Решение уравнения Самостоятельная работа Блиц турнир
Время работы 6 минут 10 минут 7 минут 12 минут 6 минут
2. По диаграмме ответьте на вопросы.

Содержание витамина А (мг в 100 гр)
Верно ли утверждение, что морковь является  главным источником витамина А?
Какой продукт на первом месте по количеству витамина А?
Какой продукт на последнем месте по количеству витамина А?
На сколько в зеленом горохе витамина А больше, чем  в черной смородине?
На сколько в сухом  шиповнике витамина А меньше, чем в моркови?
Во сколько раз в моркови витамина А больше, чем в красном перце?

2 вариант
По данным таблицы занятости учащихся 5 класса в кружках составить диаграмму.
Занятость Рисование Театр Шахматы Волейбол Умелые руки
Количество 4 6 8 6 10
2. По диаграмме ответьте на вопросы

Содержание витамина С (мг в 100 гр)
Верно ли утверждение, что лимон является основным источником витамина С?
В каком продукте содержится наибольшее количество витамина С?
В каком продукте содержится наименьшее количество витамина С?
Во сколько раз в сухом шиповнике  витамина С содержится больше, чем в лимоне?
Во сколько раз в апельсине витамина С содержится меньше, чем в  сухом  шиповнике?
На сколько  в красном перце  витамина С больше, ч ем в черной смородине?

Список литературы
Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Виленкин Н.Я., Жохов В.И. , Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.и др.,.-М:Мнемозина, 2014
Р.С.Черкасов, А.А.Столяр «Методика преподавания математики», изд-во «Просвещение».
Я.И.Груденов «Совершенствование методики преподавания математики», изд-во «Просвещение».
Интернет –ресурсы.