Методическая разработка практического занятия ДИАГРАММЫ В EXCEL

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кудымкарское медицинское училище»











Методическая разработка практического занятия
по учебной дисциплине
ЕН.02 «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Тема: «ДИАГРАММЫ В EXCEL»

Специальность 34.02.01. Сестринское дело



Разработчик: Кривощекова Марина Витальевна,
преподаватель высшей категории
ГБПОУ «Кудымкарское медицинское училище»















Кудымкар 2016
Пояснительная записка

Методическая разработка практического занятия по теме «ДИАГРАММЫ В EXCEL» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело.
Основной задачей преподавателя является подготовка квалифицированных специалистов владеющих знаниями в области информационно-коммуникационных технологий.
Цель изучения данной темы – подготовка специалиста, владеющего необходимыми знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, практическими навыками работы с приложением MS Excel.
Актуальность темы
В настоящее время владение приложением MS Excel необходимо для работы в разных областях деятельности. Средние медицинские работники обрабатывают большое количество информации, часто оформляют документацию по медицинскому учреждению, осуществляют статистические расчеты и проводят анализ данных с помощью табличного процессора. Таким образом, медицинские работники должны знать основные принципы работы с приложением MS Excel и иметь навыки работы с данной программой.
Педагогические технологии: использование элементов личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающих технологий; компьютерных и тестовых технологий.
Методическая разработка содержит технологическую карту, план проведения занятия, ход занятия, задания тестового контроля с эталонами ответов, вопросы изучения темы, компетеностно-ориентированные задания для самостоятельной работы студентов, Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, список литературы и предназначена для преподавателей в качестве методической помощи для подготовки к занятию при изучении данной темы.




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Тема: «ДИАГРАММЫ В EXCEL»
Цели:
Образовательные: сформировать понятие о работе с диаграммами в MS Excel;
Развивающие: развитие пространственного мышления, развитие логического мышления, развитие умения применять знания на практике; развитие умений работать на компьютере.
Воспитательные: стимулировать познавательный интерес за счет связи заданий с медицинской практикой, расширение кругозора обучающихся.
3. Тип занятия: Комбинированное.
4. Форма проведения: Практическое занятие.
5. Уровни усвоения учебного материала:
Обучающийся должен знать:
алгоритм ввода формулы в ячейку и осуществление подсчета;
возможности автозаполнения;
алгоритм построения диаграмм.
Обучающийся должен уметь:
– оформлять таблицы в приложении MS Excel;
– осуществлять расчеты с помощь формул;
– строить основные диаграммы по данным таблицы;
– оформлять диаграммы и изменять в них данные.
Формируемые компетенции:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 9. Ориентироваться и адаптироваться к измененным методикам и технологиям в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

6. Общее время: 90 минут
7. Место проведения: кабинет информационных технологий.
8. Межпредметные связи: дисциплины, требующие использование электронных таблиц (математика, фармакология, сестринское дело)
9. Оснащение:
компьютеры; мультимедиапроектор;
материалы контроля;
раздаточный материал.
10. Методы:
Словесные: объяснение, беседа.
Практические: решение задач на построении диаграмм.
Исследовательские: анализ теоретического материала, обработка информации при построении диаграмм.
11. План проведения занятия


Наименование этапа
Содержание этапа
Цели этапа
Методы и средства обучения

1.
Организационный момент

Преподаватель называет тему, цель занятия, значение темы в изучении данной дисциплины и дальнейшей практической деятельности.
Мобилизация внимания студентов на тему занятия.


2.
Контроль исходного уровня знаний
Тестовый контроль по основным понятиям и терминам
Определение подготовленности студентов
Репродуктивный
Тест в электронном виде
(Приложение 1, 2)

3.
Изучение нового материала
Вопросы занятия
(Приложение 3)
Выполнение задания под руководством преподавателя
Получение теоретических знаний
Объяснительно-иллюстративные


4.
Самостоятельная работа студентов
Студенты выполняют компетентностно-ориентированные задания.

Систематизация полученных знаний, закрепление теоретических знаний, активизация мыслительной деятельности
Проблемно-поисковые
Компетентностно-ориентированные задания
(Приложения 4,5)



5.
Закрепление знаний и практических умений
Ответы на вопросы для контроля знаний
(Приложение 6)

Проверка уровня усвоения материала
Репродуктивные

6.
Обобщение и подведение итогов занятия. Рефлексия.
Преподаватель подводит итоги, комментирует результаты работы по оценочным листам студента, сообщает оценки за каждый этап работы и общую оценку. Обсуждаются трудности и ошибки, возникшие во время работы.
Оценка и коррекция деятельности студентов.
Работа с оценочными листами (Приложение 7).

Проблемно-сообщающие


7.
Домашнее задание
Преподаватель объясняет домашнее задание.
Создание мотивации на самостоятельную внеаудиторную работу
Задание 3 по теме 2.2 для внеаудиторной самостоятельной работы.

12. Ход занятия.

Организационный момент (3 мин).
Отметка отсутствующих на занятии, проверка подготовленности аудитории и студентов к занятию. Преподаватель формулирует тему и цели занятия, отмечает значение темы в изучении данной дисциплины и дальнейшей практической деятельности.
2. Контроль исходного уровня знаний (12 мин)
Обучающийся выполняет тестовый контроль по основным понятиям и терминам в электронном виде. В результате тестирования получает оценку и проставляют ее в оценочные листы.
3. Изучение нового материала. Объяснение алгоритма работы (30 мин).
Вопросы занятия:
Общие правила подготовки электронной таблицы.
Адресация (абсолютная и относительная).
Форматирование электронной таблицы.
Выделение ячеек и диапазонов на рабочем листе.
Автокопирование и автозаполнение ячеек таблицы.
Работа с формулами и функциями.
Виды диаграмм и их назначение.
Построение различных диаграмм с помощью Мастера диаграмм.
Обучающимся предлагается открыть приложение MS Excel. Под руководством преподавателя студенты повторяют меню диаграммы. Так как простейшие диаграммы уже изучались, студентам задаются вопросы, по элементарным построениям. В беседе со студентами повторяется алгоритм построения диаграмм.
Для построения диаграммы необходимо выделить диапазон ячеек, содержащих данные. Запустить Мастер диаграмм с помощью команды [Вставка-Диаграмма...]. Далее выбирается тип диаграмм в соответствии с заданием или самостоятельно, наиболее подходящий тип диаграммы. На втором шаге выбираются исходные данные, подписываются данные оси и ряды. На третьем шаге выбираются параметры диаграммы, подписываются заголовки, оси, значения и т.д. На четвертом шаге выбирается, где будет располагаться диаграмма.
Обучающимся предлагается в MS Excel под руководством преподавателя выполнить задание:
Построить график изменения давления пациента в течение суток.
Для построения графика необходимо:
1) ввести время измерения t (шаг 30 минут);
2) ввести данные измерения систолического и диастолического (данные можно взять из образца или ввести самостоятельно);
3) вычислить пульсовое давление (разница между систолическим и диастолическим давлением)
2) построить на одном поле диаграмму, отображающую систолическое, диастолическое и пульсовое давление (для этого выделить данные трех столбцов);
3) выбрать тип диаграммы «График»;
4) подписать ряды в соответствии с данными;
5) в качестве подписи горизонтальной оси выбрать данные времени измерения;
6) подписать саму диаграмму.

Образец таблицы и диаграммы


4. Самостоятельная работа студентов (выполнение практических заданий на компьютере 20 мин).
Студенты самостоятельно выполняют компетеностно-ориентированные задания 1,2 (Раздаточный материал Приложение 4). Проверка решения задач и требуемых к ним видов диаграмм по модельным ответам (Приложение 5). Оценивают себя в оценочной таблице.
5. Закрепление знаний и практических умений. (10 мин)
Ответы на вопросы для контроля знаний. Преподаватель оценивает ответы обучающихся, далее они оценивают себя в оценочной таблице.
6. Обобщение и подведение итогов занятия. Рефлексия (10 мин)
Преподаватель демонстрирует образцы решения КОЗ 1 и 2, комментируя их, обучающиеся сверяются. Подводятся итоги занятия: «Чему научились на занятии? Что узнали нового?» Подсчитывают количество полученных баллов за занятие в оценочных листах. Оценивают свою работу, используя символы. Преподаватель проверяет оценочные листы, подводит итоги, выставляет оценки. Благодарит за работу всех студентов.
7. Домашнее задание (5 мин)
Преподаватель комментирует выполнение домашнего задания.
(Тема 2.2. «Обработка информации средствами Microsoft Excel» задание 3 из «Методических рекомендаций для внеаудиторной самостоятельной работы»).
Приложение 1.
ТЕСТ
Выберите один правильный вариант ответа.

1. Файл электронной таблицы называется:
а) Рабочая область
б) Рабочая книга
в) Рабочий файл
2. Табличный процессор – это:
а) Прикладная программа для обработки графической информации
б) Прикладная программа для обработки текстовой информации
в) Прикладная программа для работы с электронными таблицами
3. Выделенная ячейка называется:
а) активной
б) красивой
в) заметной
4. Диаграммы – это:
а) наглядное представление числовых данных
б) графики
в) числовые выражения
5. К математическим функциям не относится:
а) МАКС
б) СУММ
в) КОРЕНЬ
6. Какие данные можно поместить в ячейку электронной таблицы:
а) тексты, формулы, графики
б) рисунки, таблицы, формулы
в) числа, тексты, формулы
7. К статистическим функциям относится:
а) СРЗНАЧ
б) СУММ
в) ЕСЛИ
8. Чего не может содержать формула электронной таблицы:
а) текст
б) числа
в) знаки арифметических действий
9. При копировании формулы абсолютный адрес ячейки:
а) изменяется
б) не изменяется
в) перемещается
10. Логическая функция обязательно содержит:
а) условие
б) числа
в) текст

Приложение 2.

ЭТАЛОН ОТВЕТА

№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10

б)
в)
а)
а)
а)
в)
а)
а)
б)
а)


Приложение 3.

ВОПРОСЫ ЗАНЯТИЯ:

Общие правила подготовки электронной таблицы.
Адресация (абсолютная и относительная).
Форматирование электронной таблицы.
Выделение ячеек и диапазонов на рабочем листе.
Автокопирование и автозаполнение ячеек таблицы.
Работа с формулами и функциями.
Виды диаграмм и их назначение.
Построение различных диаграмм с помощью Мастера диаграмм.
















Приложение 4
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ


КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ 1.

Стимул:
Вам необходимо по данным о пациентах построить столбчатую диаграмму, отражающую диаметр аорты.

Задачная формулировка:
Создайте в Excel таблицу вычисления диаметра аорты, которая содержит информацию о трех пациентах.
В таблице должны указываться следующие данные:
ударный объем сердца,
артериальное давление пульсовое.

На основе полученных данных сформируйте столбчатую диаграмму, которая отражает величину диаметра аорты каждого пациента.







КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ 2.

Стимул:
Вам необходимо по данным о пациентах построить круговую диаграмму, отражающую остаточный объем левого желудочка.

Задачная формулировка:
Создайте в Excel таблицу вычисления диаметра аорты, которая содержит информацию о трех пациентах.
В таблице должны указываться следующие данные:
пол пациента,
ударный объем сердца,
артериальное давление пульсовое,
артериальное давление диастолическое,
коэффициент,
температура.
На основе полученных данных сформируйте круговую диаграмму, которая отражает остаточный объем левого желудочка каждого пациента.

Приложение 5.
МОДЕЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ 1.
На развитие компетентности разрешения проблем в аспекте применения технологий.
Модельный ответ:
Правильно введены формулы в ячейки таблицы – 2 балла,
Создана диаграмма, отражающая величину диаметра аорты каждого пациента – 2 балла.
Таблица отформатирована -1 балл.

Образец диаграммы


КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ 2.
На развитие компетентности разрешения проблем в аспекте применения технологий.
Модельный ответ:
Правильно введены формулы в ячейки таблицы – 2 балла,
Создана диаграмма, отражающая величину остаточного объема левого желудочка каждого пациента – 2 балла.
Таблица отформатирована -1 балл.

Образец диаграммы

Приложение 6.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Каким образом можно построить диаграмму по исходным данным?
На каком шаге при построении диаграммы выбирается, где будет располагаться диаграмма?
Если на втором шаге не были подписаны исходные данные по оси, каким образом можно их подписать?
Какой тип диаграммы необходимо выбрать для сравнения данных (приведите несколько примеров)?
Какой тип диаграммы необходимо выбрать для отображения данных зависящих от времени?

Приложение 7.

ОЦЕНОЧНЫЕ ЛИСТЫ

задание
кол-во баллов

оценка за тест


КОЗ 1


КОЗ 2


ответы на вопросы


ИТОГО



























13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515



Критерии оценки заданий:
9 - 10 баллов - "отлично";
5 - 8 баллов - "хорошо";
2 - 4 балла - "удовлетворительно".


Поставь себе оценку за урок: отлично, хорошо, удовлетворительно

Оцени свое настроение на уроке, обведи смайлик:

( ( (



Диаграмма 1Диаграмма 3 Заголовок 115