Выпускная аттестационная работа слушателя профессиональной переподготовки Формирование представлений и понятий о цвете на уроках изобразительного искусства в основной школе


Автономная некоммерческая организация
дополнительного профессионального образования
«Научно-образовательный центр «Карьера»
Формирование представлений и понятий о цвете
на уроках изобразительного искусства
в основной школе
Выпускная аттестационная работа слушателя
профессиональной переподготовки
Выпускная аттестационная работа
защищена
«___» _________20___г.
Оценка____________
Председатель АК________
(подпись)
Выполнил
Исайкина Юлия Витальевна
_____________________
(подпись)
Научный руководитель
___________________
(подпись)
Волгоград – 2015Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические аспекты обучения основам цветоведения учеников средней школы на уроках изобразительного искусства…………………….. 7
1.1.Потенциал цветоведения в образовательно-воспитательном процессе на уроках изобразительного искусства …………..…………………………………...7
1.2. Методические основы обучения цветоведению детей среднего школьного возраста на уроках изобразительного искусства…………………………………8
Выводы по первой главе…………………………………………………………...9
Глава 2. Практические аспекты использования методики организации и проведения уроков по обучению цветоведению в основной школе…….….11
2.1. Приемы и методы обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства …………..…………………………………………..11
2.2. Эффективность приемов и методов обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства ………….…………………………………..24
Выводы по второй главе…………………………………………………………39
Заключение………………………………………………………………………...40
Список литературы……………………………………………………………….43
Приложение………………….…………………………………………………...46
Введение
Цвет, цветовые сочетания красок — это важнейшие художественно-выразительные средства живописи, которые формируют духовную культуру личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
В Концепции модернизации российского образования отмечается необходимость более полного использования нравственного потенциала искусства, как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.
Школа — важная ступень в формировании личности. Она много делает в развитии и воспитании молодого поколения. Это выражается, прежде всего, в развитии эстетического отношения к жизни и искусству, в развитии зрительных представлений и творческого воображения у школьников. Рисунок и живопись помогают ученикам видеть удивительную красоту многообразных явлений в жизни.
Живопись — искусство цвета и главным средством выразительности в живописи является цвет. Он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения: радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Язык цвета школьники познают на уроках изобразительного искусства в 6 классе.
Изучение основ цветоведения дает обучающимся возможность познавать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность, воспитывает разносторонне образованного члена общества. Развивая и умственно, и эстетически, живопись приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает пространственное мышление, учить точности расчета, способствует познанию красоты природы, воспитывает патриотизм и любовь к своему отечеству.
Организации проведения уроков по цветоведению уделяли внимание многие педагоги. Интересные методические разработки имеются у таких авторов, как Б. М. Неменский, Э. И. Кубышкина, Н. Н. Ростовцев, С. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова и другие. Ими даётся глубокий анализ методики организации и проведения уроков по цветоведению в условиях современной школы.
Так, Э. И. Кубышкина подробным образом рассмотрела подготовку к урокам по цветоведению и живописи; Б. М. Неменский раскрывает особенности организации процесса обучения цветоведению через восприятие окружающей действительности и искусства; Т. Я. Шпикалова раскрыла роль значимости использования наглядности на уроках по цветоведению.
Но все же, в преподавании изобразительного искусства в основной школе порой возникает ряд проблем, связанных с тем, что обучающиеся, не имея достаточных навыков работы цветом, закрашивают обычно яркими красками отдельные предметы, оставляя их на белом фоне. В некоторых случаях они закрашивают небо и землю в виде отдельных двух полос (сверху и снизу). Направление закраски рисунка иногда носит стихийный характер. Если обучающихся не учить изобразительной грамоте по основам цветоведения, то становясь старше, более сознательными, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы и многие дети совсем перестают рисовать. Поэтому учителю очень важно, начиная уже с первых уроков, не только использовать интерес детей к рисованию, но и развивать их творчество, прививая им все новые и новые навыки рисования, на основе изучения законов реалистического изображения, в доступной для них форме.
Целью нашей работы является разработка и реализация системы методов и приёмов обучения школьников основам цветоведения на уроках изобразительного искусства в основной школе.
Объектом исследования является процесс обучения школьников ведению работы по цветоведению.
Предмет – методы и приёмы организации и проведения работы по обучению цветоведению на уроках изобразительного искусства.
Данная методическая разработка призвана решить следующие задачи:
1. Дать психолого-педагогическое обоснование организации и использования методов и приёмов обучения основам цветоведения детей среднего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.
2. Охарактеризовать и раскрыть сущность и особенности организации методики обучения цветоведению на уроках рисования в 6 классе.
3. Определить направления деятельности учителя по использованию методов и приёмов обучения основам цветоведения и применение его в образовательном процессе.
4. Разработать систему методов и приёмов реализации обучения основам цветоведения обучающихся на уроках изобразительного искусства.
Для реализации цели и задач исследования применялись теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, материалов периодической печати по данной проблеме. Эмпирические методы: наблюдение уроков по основам цветоведения в основной школе, изучение опыта работы учителя, связанной с данной проблемой.
В данной выпускной квалификационной исследовательской работе мы должны выявить и обосновать сущность и особенности организации методики обучения цветоведению на уроках изобразительного искусства. Выяснить, что же является основными слагаемыми успеха в творчестве обучающихся.
Обоснование необходимости и возможности осуществления грамотной организации работы учителя по использованию методов и приемов обучения основам цветоведения детей среднего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в основной школе является теоретической значимостью нашей работы.
Так как основной задачей преподавания изобразительного искусства является, творческое развитие личности ребёнка, особое внимание обращается на развитие воображения, фантазии. Но именно занятие живописью помогают учащимся почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира, обогащают их духовно, развивают художественный вкус. Поэтому практической значимостью данной работы является разработка комплекта методических рекомендаций по освоению детьми среднего школьного возраста основ цветоведения, разработке серии уроков по обучению детей среднего школьного возраста основам цветоведения и анализе работы по их реализации .
Глава 1. Теоретические аспекты обучения основам цветоведенияучеников средней школы на уроках изобразительного искусства
1.1. Потенциал цветоведения в образовательно-воспитательномпроцессе на уроках изобразительного искусства
Занятия основами цветоведения являются интереснейшим и нужнейшим разделом учебного предмета «изобразительное искусство». Именно этот вид деятельности дает самый богатый материал для познания мира и для приобретения умения видеть и изображать увиденное. Этот тип рисования является наиболее творческим, где школьники решают сложные живописные задачи.
Общие задачи по обучению цветоведению можно подразделить на две группы: во-первых, задачи в области обучения и, во-вторых, задачи в области воспитания. В области обучения цветоведению решаются следующие цели:
- учить работать обучающихся с цветом при выполнении живописных работ;
- научить использовать художественные материалы в творческой работе;
- формировать художественно-образное мышление, как основы развития творческой личности;
- добиваться выразительного цветового решения рисунка;
- формирование умения передавать красками объем формы предметов, особенности распределения света и тени на них;
В числе воспитательных задач на уроках живописи можно назвать следующие:
- развитие зрительной памяти пространственных представлений, образного мышления;
- воспитание художественного вкуса, интереса и любви к изобразительному искусству и к наблюдению самой жизни;
- развитие творческих способностей;
- развитие навыков творческой переработки впечатлений, переживаний.
Воспитание художественного вкуса, интереса и любви достигается обучением основам реалистического изображения окружающей действительности, путем связи тематики бесед об изобразительном искусстве с вопросами, касающимися выполнения рисунков в цвете, путем специальных бесед о художественном вкусе с использованием различного иллюстративного материала — репродукции книг, рисунков. Располагая изображенные объекты, выполняя свой рисунок в цвете, ученик выражает свои мысли, свое отношение к реальной действительности. У него складывается характерное цельное представление о том или ином явлении.
Цветоведение играет важную роль в эстетическом воспитании школьников. Одной из важнейших задач эстетического воспитания является развитие художественного вкуса обучающихся. Очевидно, что при правильно поставленном обучении и воспитании детей в области рисования, можно улучшить качество их работ.
Кроме того, цвет оказывает сильное воздействие и на психофизиологическое развитие детей школьного возраста, способное вызывать у них активную эмоциональную реакцию.
1.2. Методические основы обучения цветоведению детей среднего школьного возраста на уроках изобразительного искусства
В чем же сущность и теоретические основы цветоведения, используемые в обучении детей среднего школьного возраста на уроках изобразительного искусства?
Знания по цветоведению обучающиеся основной школы получают на уроках изо с 1 по 9 классы, но более подробноизучают все же в 6 классе. Здесь они изучают основные, составные и дополнительные цвета, основные характеристики цвета, цветовые контрасты, смешение цветов, колорит и гармонию цветовых сочетаний. Занятия по изобразительному искусству помогают учащимся почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира, обогащают их духовно, развивают художественный вкус. В 6 классе в программе Б.М.Неменского в разделе «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» на уроках изо посвященных теме цветоведениясодержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными или гуашевыми красками. Давая обучаемым возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое личное восприятие, занятия по живописи помогает им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус. Свои впечатления о цветовом богатстве окружающего мира дети передают при выполнении сюжетно-тематических рисунков на самые разнообразные темы. Важнейшим средством выразительности в сюжетно-тематическом рисунке остается цвет.
Таким образом, цвет в изобразительном искусстве является важным выразительным средством, отражающим материальные свойства предметов, передающим многообразие окружающего мира в его цветовом звучании, с которым знакомятся 6-классники на уроках по основам цветоведения, используя цвет для передачи своего замысла, своего отношения к изображаемому. Если детей не учить изобразительной грамоте по основам цветоведения, то в дальнейшем, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы и многие дети совсем перестают рисовать.
Выводы по первой главе
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что изучение основ цветоведения являются интереснейшим и нужнейшим разделом учебного предмета «Изобразительное искусство», имеет огромное значение для воспитания школьников.
Занятия по цветоведению ставит перед учителем целый ряд задач, которые углубляют и обогащают представление обучающихся об окружающей действительности. Для осуществления учебно-воспитательных задач преподавателю необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками. Не менее важно и творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство педагога. Кроме того, для достижения успеха в работе, учителю необходимо хорошо знать, какой объём знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, продуманно строить методику работы с детьми.
Мы познакомились с теоретическими аспектами обучения основам цветоведения. Дали общее понятие о цвете и его значение в образовательно-воспитательном процессе, а также выявили сущность теоретические основы цветоведения.
Каковы же практические аспекты обучения детей среднего школьного возраста основам цветоведения на уроках изобразительного искусства в основной школе? Ответу на данный вопрос и будет посвящена практическая глава нашей работы.
Глава 2. Практические аспекты использования методики организации и проведения уроков по обучению цветоведению в основной школе
2.1. Приемы и методы обучения  основам цветоведенияна уроках изобразительного искусства
Основной задачей преподавания изобразительного искусства является, творческое развитие личности ребёнка, особое внимание обращается на развитие воображения, фантазии. В каждом задании, на каждом уроке в основной школе обучающимся даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.
Каковы же особенности программного содержания предмета «Изобразительное искусство» по обучению основам цветоведения в школе? Рассмотрим данный вопрос более подробно.
Основные знания по основам цветоведения обучающиесясредней школы получают на уроках по живописи. Занятие по живописи помогают учащимся почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира, обогащают их духовно, развивают художественный вкус.
В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными или гуашевыми красками. Давая обучаемым возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое личное восприятие, занятия по живописи помогает им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус. Свои впечатления о цветовом богатстве окружающего мира дети передают при выполнении сюжетно-тематических рисунков на самые разнообразные темы. Важнейшим средством выразительности в сюжетно-тематическом рисунке остается цвет.
Для успешности обучения учитель должен подобрать интересный, познавательный материал, учитывая возрастные особенности детей.
Методику освоения основ цветоведения школьниками можно рассмотреть через связь уроков изобразительного искусства с 1 по 8 классы по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Бориса Михайловича Неменского.
Обучаемые 1 класса по основам цветоведения знакомятся с названиями главных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой);элементарными правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый – зеленый и т.д.). Учатся передавать основной цвет предметов;правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности).
Примерные темы уроков по цветоведению в 1 классе: «Яркие бабочки», «Золотые краски осени», «Радуга - дуга» и т.д.
Обучаемые 2 класса по основам цветоведения должны получают начальные сведения:
- об основных цветах солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); о главных красках (красная, желтая, синяя);- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками,
- об элементарных правилах смешивания основныхцветов для получения составных цветов (оранжевый – от смешивания желтой и красный красок, зеленый – от смешивания желтой и синей, фиолетовый – от смешивания красной и синей). Учатся верно, и выразительно передавать в рисунке цвет предметов;правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими не нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направления мазков согласно форме.
Примерные темы уроков по цветоведению во 2 класса: «Красота осенних листьев», «Богатый урожай», «Мы рисуем сказочную птицу» и др.
В течение учебного года обучаемые 3, 4 классов получают сведения о простейших правилах смешения основных красок для получения более холодного и теплого оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового; о начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетания оттенков цвета, колорит и т.д.); о делении цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый); об изменении цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета). Учатся чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм и очертаний;правильно определять и изображать цвет;чувствовать и определять холодные и теплые цвета;анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности цвета;использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков.
Примерные темы уроков по цветоведению в 3,4 классах: «Дары осеннего сада и огорода», «Листопад», «Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей», «Ворона и лисица» и т.д.
В 5 классе обучающиеся на протяжении всего учебного года знакомятся с символическим значением цвета в декоративно-прикладном искусстве в истории человечества.
В 6 классе обучающиеся знакомятся с основами языка изображения, обобщают опыт владения художественными материалами, известными им с начальной школы, а также получают знания по применению этих материалов при создании художественного образа в живописи, графике и скульптуре. Две темы посвящены характеристике цвета, особенностям живописного цвета, понятию колорита в работах мастеров живописи. Примерные темы уроков по цветоведению в 6 классе «Цвет. Основы цветоведения», «Цвет в произведениях живописи».
В 7 и 8 классах говорится о цвете, как элементе композиционного творчества, о значении цвета в архитектуре и дизайне («Роль цвета в формотворчестве»), в театре, кино, фотографии и т.д.
Остановимся на программе 6 класса и подробнее рассмотрим уроки посвященные цветоведению, так как именно в шестом классе этой теме уделяется особое место, где закрепляются ранее данные знания о цвете и даются новые.
Учитель средней школы при обучении детей на уроках изобразительного искусства ставит своей целью в доступной интересной для ребят форме расширить знания о цветоведении. Таким образом в конце года учащиеся 6 класса по теме цветоведения должны знать:
• знать понятия «основной цвет», «составной цвет», «дополнительный цвет» и уметь объяснять их значение;
• иметь представление о физической природе света и восприятии цвета человеком;
• иметь представление о воздействии цвета на человека;
• иметь представление о символическом понимании цвета в различных культурах;
• объяснять значение понятий «цветовой круг», «цвето-тональная шкала», «насыщенность цвета»;
• приобретать навык сравнения цветовых пятен по тону;
• приобретать навык смешения красок, получать различные оттенки цвета;
• углублять свой творческий опыт, экспериментируя с вариациями цвета при создании фантазийной цветовой композиции;
• различать основные и составные, тёплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета;
• создавать выразительные образы цветной страны, используя различные возможности цвета.
• характеризовать цвет как средство выразительности и живописных произведениях;
• объяснять понятия «цветовые отношения», «тёплые и холодные цвета», «цветовой контраст», «локальный цвет», сложный цвет»;
• различать тёплые и холодные оттенки цвета;
• уметь объяснять понятие «колорит»;
• развивать навык колористического восприятия художественных произведений, учиться любоваться красотой цвета и произведениях искусства и в реальной жизни;
• обретать творческий опыт в создании красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием;
• овладевать навыками живописного изображения.
Примерные темы уроков по цветоведению в 6 классе «Основы цветоведения», «Цвет в произведениях живописи»
По теме «Основы цветоведения» главная художественная проблема урока — систематизировать знания учащихся о цвете и помочь сделать новые открытия в области цветоведения.
Обучающиеся знакомятся с такими понятиями как цветоведение, спектр, основные и дополнительные цвета, хроматический цвет, ахроматический цвет, цветовой оттенок, цветовой контраст, тёплые и холодные цвета, цветотональная шкала.
Изучение цвета — интересная и любимая учителями и учащимися тема. Для художника видимый цветной мир — это мир наших чувств, переживаний, представлений о красоте. Ещё в начальной школе вёлся разговор о важности и значительности цвета в жизни человека («что было бы, если бы все цвета исчезли?»), учащиеся познакомились с тремя основными (красный, жёлтый, синий) и тремя составными (оранжевый, зелёный, фиолетовый) цветами. В VI классе вспоминаем и расширяем знания о теории цвета.
Учение о цвете, включающее совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а также совокупность данных философии, эстетики, истории искусства, филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры, называется Цветоведением. По физическому состоянию цвет — составная часть света. Физическая теория света (спектр, основные и состав¬ные цвета) подробно рассмотрена в учебнике. Учителю, быть может, полезно восстановить в памяти и некоторые другие понятия цветоведения.
Красные, оранжевые, жёлтые, зелёные, голубые, синие, фиолетовые цвета и все их промежуточные оттенки называют хроматическими (цветными). Все видимые в природе белые, серые и чёрные цвета принято называть ахроматическими (бесцветными).
Хроматические цвета отличаются друг от друга цветовым оттенком, насыщенностью (интенсивностью) и светлотой.
Цветовой оттенок — это то, что в повседневной жизни мы называем красным, зелёным, фиолетовым, жёлто-зелёным и другими цветами.
Насыщенность — это степень отличия хроматического цвета от серого, равного с ним по светлоте. Эталоном насыщенности принято считать цвета спектра. Чем ближе цвет природы приближается к спектральному и чем сильнее его отличие от серого, тем он насыщеннее. Насыщенность хроматических цветов в природе неодинакова: у одних цветов она выражена больше, а у других — меньше. Примером малонасыщенных цветов могут служить светло-жёлтый, розовый, светло-голубой, бежевый или тёмно-коричневый, тёмно-синий и т. п. цвета. В практике малонасыщенные цвета можно получить путём добавления к хроматическому цвету белой или чёрной краски. От добавления белил полученный цвет становится светлее, от добавления чёрной краски — темнее.
Светлота — это степень приближения цветов к белому. Хроматические цвета обладают различной светлотой. Например, жёлтый цвет и его оттенки значительно светлее коричневых, фиолетовых, синих цветов. Светлота может находиться в прямой зависимости от насыщенности цвета (например, светло- и тёмно-красный помидор). Светлота цвета зависит также от того, на каком фоне предмет рассматривается.
Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по светлоте, т. е. один цвет относительно светлее или темнее другого. Однако среди ахроматических цветов существует большое разнообразие белых, серых, чёрных оттенков.
Учитель, знакомя учащихся с теорией цвета, активизирует участие самих учащихся в беседе, задавая вопросы, например: «Какие цвета входят в группу ахроматических цветов? Чем отличаются ахроматические цвета от хроматических? Перечислите основные характеристики цвета» и др. В подтверждение всех теоретических выводов полезно попросить учащихся привести примеры. Например, на простом примере легко убедиться, как отличаются друг от друга ахроматические цвета по светлоте. Если сравнить между собой белый цвет бумаги, гипса, кусочка сахара, белой ткани и белил (гуашь, темпера, масло), то окажется, что одни из них светлее или теплее, чем другие. Чёрные цвета тоже неодинаковы: например, чёрный бархат темнее чёрного сукна, а чёрное сукно темнее чёрного ситца. Но больше всего градаций по светлоте дают многочисленные серые тона. Условный, лишённый оттенков основной цвет, свойственный данному предмету, принято называть собственным или локальным. Однако в природе собственную одноцветную окраску предметов увидеть трудно. Цвет в природе всегда находится в соседстве или окружении других цветов. В результате цвета взаимно влияют друг на друга, изменяются по цветовому оттенку, светлоте и насыщенности. Чем ближе друг к другу расположены разноокрашенные предметы, тем яснее и определённее их взаимное влияние.
Сохраняя относительное постоянство, собственный цвет предметов и объектов в природе обязательно изменяется под воздействием следующих основных факторов:
• контрастное взаимовлияние соседних цветов;
• свойства рассматриваемого предмета и его поверхности;
• воздушная среда и расстояния;
• сила и спектральный состав прямого и отражённого света.
Влияние всех этих факторов превращает условный цвет предметов и объектов в обусловленный цвет. Поэтому все основные цвета предметов в природе мы видим с многочисленными цветовыми оттенками.
От соседства друг с другом цвета изменяются по светлоте. Так, любой цвет в окружении более тёмных светлеет, а в окружении более светлых темнеет. Это явление называется контраст по светлоте. Мы наблюдаем этот эффект в природе, когда в пасмурный зимний день белый снег кажется нам светлее неба. В действительности небо всегда светлее, так как оно и есть источник света, однако в силу контраста между снегом и гораздо более тёмными строениями, кустами, деревьями юн снежной поверхности земли кажется светлее тона неба. По этой же причине белая стена дома в пасмурный день тоже может выглядеть светлее неба. Разнообразные контрасты по светлоте исследовал в своих пейзажах Н. П. Крымов.
Учащиеся уже понимают важность определения светлоты цвета, так как знакомились с этими понятиями на предыдущих уроках. При выполнении практических заданий особые затруднения вызывает нахождение разницы по светлоте между холодными и тёплыми цветами. Светящиеся красные тона на картинах Рембрандта так выразительно сияют лишь благодаря контрасту с более тёмными. Когда Рембрандт хочет добиться сияния жёлтых тонов, то погружает их в относительно светлый цветовой ряд, в то время как насыщенный красный в этом окружении начинает производить впечатление просто чего-то тёмного и теряет свою звучность.
Знание закономерностей восприятия цвета — необходимый элемент обучения учащихся живописи. Возможно, требовать от учащихся точных формулировок понятий нет необходимости, но сам учитель должен понимать причины возникновения ошибок в процессе обучения живописи и предупреждать их.
От соседства друг с другом цвета не только изменяются по светлоте, но и приобретают новые цветовые оттенки. Например, в окружении красного серый цвет кажется немного позеленевшим, а на зелёном фоне, наоборот, — розоватым, покрасневшим. Жёлтый цвет в окружении красного воспринимается позеленевшим, на зелёном фоне он смотрится красноватым, имеющим оранжевый оттенок (Н. П. Крымов.Жёлтый сарай), а на синем фоне — более насыщенным, так как синий цвет является дополнительным цветом к жёлтому. Эти явления в изменении цветов называются хроматическим (цветовым) контрастом.
Учитель может предложить учащимся понаблюдать за изменениями цветовых оттенков, сделав простые постановки из одного предмета и фона (например, помещаем разные предметы яркого цвета-—лимон, апельсин, помидор и т. д. — на белый или серый фон). Можно заметить, что фон будет принимать оттенки, контрастные цвету предмета (он будет выглядеть то более холодным, то более тёплым). Учащиеся также могут выполнить этюды.
О насыщенности цветов учащимся дадут представление простые задания на наблюдение (можно написать этюд). Помещают, например, зелёный огурец сначала на зелёном, а потом на красном фоне (или помидор сначала на красном, а потом на зелёном фоне). Учащиеся убеждаются в том, как выигрывает цвет в своей насыщенности рядом с контрастным цветом и как он блекнет на фоне близкого цвета.
Можно предложить учащимся понаблюдать характер поверхности предмета, т. е. его фактуру (гладкую, шероховатую, матовую, блестящую и т. д.), сравнить поверхности ломтика арбуза и, например, ломтя хлеба и т. д. Ребята могут выполнить небольшие этюды. Для художника законы научного цветоведения важны, но ещё важнее особенности восприятия цвета человеком. Человек, удивляясь цветовому богатству мира, всегда стремился дать цветам необычные названия.
Среди живописцев, остро чувствовавших цветомузыкальные соответствия, можно назвать М. Чюрлениса, А. В. Лентулова, В. В. Кандинского.
В практической работе - учебные и игровые задания на понимание свойств цвета.
При выполнении практической работы учитель должен учитывать явление цветового утомления или адаптации к определённому цвету. Следует делать перерывы в работе, давать отдых глазам, чтобы по возможности избежать тонально-цветовых ошибок.
Полезно выполнить задание на разные оттенки цвета. Нарисовать полосу, разделить её на клетки, закрасить крайние клетки основными цветами, например синим и жёлтым, красным и синим, жёлтым и красным. А клетки между ними закрасить разными оттенками, полученными путём смешения двух заданных цветов.
Можно выполнить на уроке и игровое задание — придумать сказочный мир цветной страны (Изумрудный город, Шоколадный замок, Солнечный город и др.). Главное — получить множество оттенков одного цвета. При этом важно помнить, добрый или злой мир мы изображаем, например, для Шоколадного замка нужны одни оттенки коричневого цвета, для коричневого порядка в стране Дракона — другие.
Работа начинается с разметки композиции и проложим общий фон. Небо и земля, например, в Изумрудной стране совсем не голубого и коричневого цветов, а имеют разные оттенки зелёного (причём желательно исключить готовый зелёный цвет). Каким будет фон, светлым или тёмным, решать автору. Затем выполним постройки — пишем красками по фону, используя разную толщину кистей. Добавляем детали композиции—деревья, пруд, облака и ъ д. В завершение работы прорабатываем мелкие детали.
На уроке о «Цвете в произведениях живописи» познакомятся с такими понятиями как живопись, колорит, локальный цвет, тёплые и холодные цвета, цветовой контраст; учатся характеризовать цвет как средство выразительности и живописных произведениях; объяснять понятия «цветовые отношения», «тёплые и холодные цвета», «цветовой контраст», «локальный цвет», «сложный цвет»; различать тёплые и холодные оттенки цвета;уметь объяснять понятие «колорит»;развивают навык колористического восприятия художественных произведений, учиться любоваться красотой цвета и произведениях искусства и в реальной жизни; обретают творческий опыт в создании красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием; учатся овладевать навыками живописного изображения.
Живопись — это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Живопись с помощью красок может передать цветовое богатство мира, объём и материальность предметов, пространство и световоздушную среду. Цвет придаёт произведениям живописи особую, по сравнению с другими видами изобразительного искусства, жизненность, ведь мир мы видим цветным.
Мы говорим «трава зелёная», «небо голубое», «лимон жёлтый», но это означает собственный, неизменный цвет предмета, который называется предметным или локальным цветом. В природе же мы локального цвета практически не видим. На него существенно влияет целый ряд факторов (освещение, окружение, удалённость предмета).
Если посмотреть внимательно, то мы увидим в реальности множество оттенков любого локального цвета. Цвет в жизни никогда не остаётся неизменным, цвет надо учиться видеть.
В основе живописи — цветовые отношения. Система соотношений цветов и их оттенков, образующих определённое единство (гармонию) в произведении живописи, носит название колорит (от слова «колор» — цвет, краска). Другими словами, «колорит — это цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов». Колорит — важнейшее средство эмоциональной выразительности в живописи. По характеру цветовых сочетаний колорит может быть тёплым или холодным, светлым или тёмным, спокойным или напряжённым, лирическим или драматическим; по степени насыщенности цвета он может быть ярким или приглушённым, сдержанным, блёклым, звонким или тихим. Рассматривая репродукции на страницах учебника (а также на слайдах, подобранных учителем), учащиеся учатся определять характер колорита в произведениях живописи.
Художники передают цветовое состояние окружающего мира живым смешением красок. Учитель на уроках, посвящённых живописи, постоянно должен это подчёркивать.
Локальная краска превращается в живописный колорит взаимопроникновением и взаимодополнением цветов; большое значение имеет сочетание цветовых пятен, их ритмическое взаимодействие, а также характер мазка, фактура живописного слоя. Дети учатся видеть и передавать в собственных живописных работах тональные градации, использовать цветовые контрасты, различный характер мазка (лёгкий, прозрачный, густой, пастозный), добиваясь тем самым эмоциональной выразительности.
Практическую работу можно начать с составления «палитры настроений»: сочетаниями цветовых пятен передать состояние напряжённости, тревоги, таинственности, нежности, радости и т. д. В качестве материалов можно взять гуашь, акварель или использовать цветную бумагу и выполнить задание и технике аппликации. Учащиеся легко приходят к выводу, что, даже ничего конкретного (предметного) не изображая, только с помощью цвета и цветовых соотношений можно выразить различные человеческие чувства.
Далее шестиклассникам предлагается прочитать в учебнике под редакцией Л.А.Неменской «Искусство в жизни человека» тексты к заданиям и сделать живописное изображение осеннего букета периода золотой осени или периода поздней осени (по выбору), передав в одном натюрморте радостное и праздничное настроение, а в другом — тихое и грустное. Натюрморты выполняются гуашью или акварелью с белилами без предварительного рисунка карандашом. Учитель напоминает детям, что работать следует отношениями пятен цвета, видеть цвет предмета не отдельно от других цветов, а во взаимосвязи с ними, стараться передать оттенки предметного цвета, продумать, какой выбрать фон для лучшег о выражения настроения в радостном или грустном натюрморте. Следует также обратить внимание на характер мазка, его разнообразие (мелкий, крупный, по форме предмета).
В качестве дополнительного (вариативного) задания можно предложить детям изобразить осенний пейзаж с разным настроением («Праздник золотой осени» или «Осенняя грусть»). Эмоциональный настрой задаётся изображением осенней земли и неба (именно с них надо начинать изображение пейзажа), потом туда вписываются деревья (ближние и дальние), кусты и т. д. Пейзаж оживят стаффажные фигурки людей, написанные обобщённо.
На уроке вполне органично могут прозвучать стихи русских поэтов об осени, а также в качестве эмоционального фона отрывки из музыкальных произведений мажорного и минорного звучания.
Завершает урок просмотр творческих работ и обсуждение их с точки зрения выражения в работе живописными средствами различных настроений и состояний.
В конце урока учащиеся приходят к пониманию, что живопись способна раскрывать сложный мир человеческих чувств, передавать тончайшие оттенки настроения, выражать содержание, которое хотел вложить в своё произведение автор.
Рассмотрев особенности программного содержания предмета «Изобразительное искусство» по обучению основам цветоведения с 1 по 8 классы, мы пришли к выводу, что способность правильно видеть, врожденная в человеке, должна развиваться. В процессе обучения школьник должен усваивать знания, навыки и сведения об изобразительном искусстве в единой, последовательной системе.
Кроме того, в настоящее время, для урока изобразительного искусства разработано много учебно-методических пособий. У каждого ребенка, начиная с первого класса, на парте может лежать учебник и рабочая тетрадь по изобразительному искусству, где в очень доступной форме происходит знакомство детей с цветом.
Таким образом, из сказанного выше можно сделать вывод, что школьники изучают науку о цвете с 1 класса, которые могут применять как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках по трудовой деятельности. С детского возраста необходимо учить рассматривать предметы, обращая внимание на характерные особенности формы, пропорций, светотени, перспективы, цветовую окрашенность предмета. Первоначальный фундамент по анализу предметов и объектов окружающего мира закладывается в начальной школе, а в средней школе дети закрепляют эти общие положения. Как бы ни строилась индивидуальная система обучения, какие бы методы не были положены в основу построения изображения, они должны отвечать основным принципам дидактики.
2.2. Эффективность приемов и методов обучения
основам цветоведения на уроках изобразительного искусства.
Познакомившись с теоретическими аспектами обучения и воспитания школьников на уроках по основам цветоведения, мы осуществили исследование по вопросу использования основных методов и приемов обучения цветоведению в учебно-воспитательном процессе современной школы.
Как мы уже говорили, урок рисования дает учащимся не только основы живописной грамоты, но и способствует развитию творческих способностей. Особенно эффективно развиваются творческие способности учащихся на уроках по изучению основ цветоведения.
В процессе организации и проведении уроков по изучению основ цветоведения нам нужно выявить уровень развития умения и навыков в рисовании учащихся 6 класса МКОУ «Приморская СОШ» в данной области.
Цель исследования заключается в изучении и анализе работы учителя по проведению уроков по основам цветоведения. Для достижения данной цели были использованы следующие методы:
1.  Анализ деятельности учителя.
2.  Анкетирование учащихся.
3.  Анализ детских работ.
4.  Описание практической деятельности в ходе практики.
Говоря о рисовании в школе необходимо сказать о том, что основная руководящая роль принадлежит учителю, который должен правильно организовать учебный процесс, направить ученика на самое основное, указать путь быстрейшего усвоения учебного материала. Каждый учитель является ответственным за обучение и воспитание, он возглавляет и направляет деятельность школьников. Овладеть основами изобразительной грамоты школьник может только с помощью учителя. Педагог покажет ему, как приступить к рисунку, с чего его начать и в какой последовательности, как преодолеть чистый лист бумаги.
Итак, начался урок изобразительного искусства по теме «Цвет. Основы цветоведения». Учитель подобрал интересный, познавательный материал, учитывая особенности детей семилетнего возраста. Дети слушают очень внимательно, с интересом. Приступили к работе с красками. Школьники работают по-разному. У всех разные навыки, разные способности. Но в ходе урока возникали трудности. У кого-то не получается нарисовать красивую композицию, а кто-то не может подобрать нужный цвет из набора красок, интерес пропадает и начинаются разговоры.
Эффективность уроков изобразительного искусства зависит от того, насколько увлекателен для обучающихся был материал, рассказанный не только во вводной беседе, но и в течение всего урока. Четко продуманы все этапы урока и организационные моменты в работе с карандашом и красками, при объяснении основ цветоведения нужно использовать более понятные для детей слова. А трудности, испытываемые детьми на уроке, происходят в связи с их индивидуальными особенностями.
При подготовке к уроку по изучению основ цветоведения необходимо подобрать качественный наглядный материал, который вызовет огромный интерес и привлечет внимание ребят. Если же дети затрудняются что-то нарисовать, учитель должен применять педагогический рисунок. Хотя лучше иметь готовые таблицы по цветоведению, чем педагогу вместе с детьми рисовать красками на листе, прикрепленном в классе к доске. Этот процесс занимает больше времени на уроке, и в результате спешки, если возьмешь больше воды, краска течет, и педагогический рисунок может получиться не очень удачным.
Большое внимание обращается на организацию рабочего места ученика, так как это непременное условие успешной работы на уроках изобразительного искусства. Все принадлежности для работы с цветом должны иметь определенное, постоянное место на столах. Имея все необходимые материалы и принадлежности для выполнения задания, ребята с большим вниманием и интересом отнесутся как к объяснению задания, так и к его выполнению. С размещением принадлежностей на рабочем месте учащиеся знакомятся на первом уроке, а в дальнейшем педагог следит за тем, чтобы все принадлежности находились на предназначенных для них местах.
При подготовке к уроку по обучению основам цветоведения мы пользовались программой Л.А. Неменской «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека» для учащихся 6 классс. По нашему мнению эффективность данной программы в том, что она идет с элементами развивающего обучения, используется дифференцированный подход, интеграция заданий, предполагается оснащение урока учебниками и электронными пособиями для учеников. Программа содержит методические рекомендации к урокам, что облегчает подготовку к уроку.
Процесс обучения построен нами в соответствии с целью программы формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Наши уроки направлены на решения основных задач курса:
1)  формирование художественно-творческой активности;
2)  формирование у обучаемых нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
3)  овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Отметим, что главный смысловой стержень программы – ориентация на развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств, на воспитание интереса и любви к искусству, на формирование духовной культуры личности.
Программа «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека» в средней школе соответствует обязательному минимуму содержания среднего общего образования в образовательной области «Искусство» и отражает один из основных видов художественно-творческой деятельности – изобразительное искусство. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Особое внимание на своих уроках мы уделяем основам цветоведения. Задания, предложенные нами, были длительными и кратковременными (смешивание красок, задания для закрепления новой темы). Смешивание красок выполнялось в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от конкретных задач урока). Для развития зрительной памяти, пространственных представлений мы давали обучающимся задания рисовать на темы по выбору с холодной гаммой цветов «Замок Снежной Королевы», теплой гаммой цветов «Аллегория осени», с цветовым кругом «Удивительное колесо», «Теплый и холодный цвет в живописи», множеством оттенков одного цвета «Изумрудный город», «Шоколадная страна», с цветовыми отношениями, колоритом «Праздничный осенний букет», «Грустный, тихий осенний букет», предположительно задаваемый колорит которых были предварительно проанализированы.
Как преподавателю наилучшим образом организовать свою работу в классе, когда учащиеся начали рисовать? Наилучшим образом эту работу можно провести так: спустя 2-3 минуты после объяснения учитель обходит класс и наблюдает за работой детей, заметив ошибку, обращает на нее внимание ученика. Таким образом, в результате первого обхода каждый ученик получает от педагога замечания, которые направляют его на правильный путь дальнейшего ведения работы. Обойдя весь класс, учитель снова возвращается к тому ученику, с которого начал обход. Когда же преподаватель замечает типичную ошибку всего класса, она приостанавливает работу и обращает внимание всех учащихся на эту ошибку. Объяснение таких ошибок педагог чаще всего проводит у доски или с помощью методических пособий.
При изложении учебного материала перед нами должна постоянно стоять задача сделать все возможное, чтобы все ученики понимали нас. Каждое наше слово было понято детьми. Учебный материал мы стараемся излагать так, чтобы дети воспринимали его без особых усилий.
Каждому возрасту необходим свой объем знаний и навыков, своя методика изложения учебного материала. Но наиболее подробно с основными законами изобразительной грамоты дети должны познакомиться в 6 школе. И мы знаем, что там, где учитель руководит их приобщением к изобразительному искусству успех у детей налицо.
Дети еще в дошкольном возрасте проявляют большой интерес к рисованию. Сначала эта деятельность носит характер игры, и дети не обращают внимания на качество изображений. С развитием восприятия изображения обогащаются, появляются новые детали, связное содержание, движение.
Анализ рисунков учеников позволяет сделать следующие выводы:
•  учащиеся 6 класса в своих рисунках не всегда правильно передают пропорциональные соотношения между собой, начинают работукак правило, с карандашного рисунка.
•  изображение пространства в их рисунках не отличается разнообразием, чаще всего это способ, при котором рисуемые предметы располагаются по одной или нескольким горизонтальным линиям.
•  в рисунках свойственна передача мелких второстепенных деталей в изображаемых предметах, в то же время они упускают главное, например, общий замысел композиции.
•  не у всех развита фантазия, затрудняются раскрыть тему композиции.
В ходе практике нами было проведено анкетирование учащихся 6 класса МОКУ «ПриморскаяСОШ»
Проанализировав ответы детей на предложенные им вопросы, мы пришли к выводу, что учащиеся хорошо усвоили сущность уроков по цветоведению. Большинство ребят (21 из 25) ответили верно, что составляет 84% знаний. 12% детей (3 человека) быстро и четко ответили на вопрос «Какие три основных цвета, ты знаешь?», у остальных детей (4 %) этот вопрос вызвал некоторые затруднения.

Итак, из выше сказанного можно сделать вывод, что мы, прежде всего сами должны хорошо разбираться в вопросах цветоведения, тогда мы сможем помочь детям правильно подобрать нужный цвет красок и верно показать его в рисунке. Каждый преподаватель должен знать структуру уроков по обучению основам цветоведения, программное содержание и правильно его применять.
Для того чтобы у детей возникало меньше ошибок в работе с цветом, нам важно с первых уроков, использовать не только интерес детей к рисованию, но и развивать их творчество, воображение, умение применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности на уроке.
При подготовке к проведению уроков по основам цветоведения важно помнить, что занятия по этому предмету имеют цель с одной стороны развить у учащихся художественный вкус и творческое воображение, а с другой - привить детям изобразительные умения и навыки, показать им практическое значение цветовой гармонии в жизни человека. Важно также хорошо знать и учитывать уровень подготовки каждого ребенка к изобразительной деятельности и предусмотреть индивидуальный подход к учащимся в процессе их обучения на уроке.
Под влиянием благоприятной окружающей обстановки, эффективных методов обучения и воспитания, развитие ребенка претерпевает качественные изменения. Создание необходимых условий для развития художественных способностей, влияют на воспитание у детей умения наблюдать, видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их между собой, находить у них общие и различные черты, выявлять главное, а также от выработки у них технических умений и навыков в работе с карандашом и красками.
При подготовке к уроку по основам цветоведения мы вначале составляем примерный план-конспект. У нас есть свои, индивидуально выработанные формы работы. В конспекте можно предусмотреть ответы учеников, их вопросы и даже учебно-воспитательные мероприятия. Например, мы можем предусмотреть, что во время занятий кто-то не готов к уроку, кто-то отвлекается, мешает другим.
Важной и трудной задачей для нас при подготовке к уроку рисования является подбор учебных и методических пособий. Мы обязаны заранее продумать необходимое оборудование, как для ученика, так и для проведения урока. Надо подбирать репродукции картин, таблицы по цветоведению доступные для восприятия младших школьников. Не следует заранее вывешивать все наглядные пособия, приготовленные для проведения урока на доску сразу, так как дети будут отвлекаться от анализа одной картины, их внимание будет рассеиваться. Еще К. Д. Ушинский указывал, что: «Картины, используемые на уроке, не должны быть заранее известны учащимся, не должны все висеть в классе. Пусть, учитель меняет их тогда, когда содержание одной картины будет беседою исчерпано».
Методически грамотно и доступно необходимо познакомить детей с основными понятиями цветоведения: цвет, колорит, контраст (об этом говорилось в 1 главе), рассказать, что, цвет – одно из свойств материального мира, осознанное зрительное ощущение.
Каждый урок должен быть законченным, цельным и в тоже время являться частью системы уроков, связанных между собой общей целью и общими задачами данного учебного предмета.
При составлении плана-конспекта следует придерживаться определённой формы и структуры. В ней должны быть отражены следующие компоненты:
1) вид занятия; 2) тема урока; 3) цель урока; 4) оборудование: для учителя и учащихся; 5) использование классной доски; 6) план и ход урока:
а) организационная часть,
б) объяснение нового материала,
в) самостоятельная работа учащихся,
г) завершение урока и задание на дом.
При организации урока по основам цветоведения, необходимо обращать внимание на рациональное распределение времени. Каждый урок членится на следующие части:
1. Организационная часть. Сюда входит: установление в классе должной дисциплины, регистрация отсутствующих в классном журнале. Рабочее место должно быть заранее подготовлено, все необходимые материалы заранее принесены и установлены в нужном порядке к началу урока.
2. Сообщение нового материала. Учитель объясняет цели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнять задание. Иллюстрирует свои пояснения наглядными пособиями – схемами, методическими таблицами.
3. Самостоятельная работа учащихся. После объяснения нового материала дети приступают к выполнению рисунка. Учитель внимательно следит за ходом работы. Пока дети рисуют, педагог обходит класс, делает замечания, некоторым даёт дополнительные пояснения. А иногда, если это требуется, сам исправляет рисунок ученика.
4. Подведение итогов работы и завершение урока. К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисунки и показывает их всему классу, разъясняя, в чем их достоинства и недостатки. Указывая на недостатки в работе ученика, необходимо соблюдать педагогический такт, проявлять уважение к личности ученика, чуткое отношение к нему. По окончании урока учитель оценивает все работы. Класс приводится в порядок.
Таким образом, при подготовке к проведению уроков по основам цветоведения важно помнить, что занятия по этому предмету в начальных классах имеют целью развить у учащихся художественный вкус, творческое воображение, приучить их видеть прекрасное в жизни и в искусстве; в то же время они должны привить детям изобразительные умения и навыки, показать им практическое назначение цветовой гармонии в жизни человека, а также научить их пользоваться рисунком в трудовой деятельности и в художественном творчестве. Также важно хорошо знать и учитывать уровень подготовки каждого ребенка в изобразительной деятельности и предусмотреть это в обучении на уроке.
Для более продуктивного проведения урока по основам цветоведения, нами были разработана и проведена серия уроков по обучению основам цветоведения.
Как уже было сказано, при подготовке к проведению урока по основам цветоведения необходимо подобрать весь методический материал по методике преподавания изобразительного искусства, методическую литературу и иллюстрационный материал. Затем составить план-конспект урока, продумывая при этом все его этапы.
Нами разработаны и проведены серии уроков по обучению основам цветоведения для 6 класса, планы-конспекты которых мы представляем ниже. (Приложение). Опробация данных уроков проводилась на базе МКОУ «Приморская СОШ» с учащимися 6 класса (возраст 11-12 лет), количество детей в группе – 25 человек.
В современной системе образования дан простор для творческого потенциала учителя: наряду с типовыми программами, возможно внедрение авторских разработок педагога. В серию уроков по основам цветоведения мы включали уроки на знакомство с холодной гаммой цветов «Замок Снежной Королевы», теплой гаммой цветов «Аллегория осени», с цветовым кругом «Удивительное колесо», «Теплый и холодный цвет в живописи», множеством оттенков одного цвета «Изумрудный город», «Шоколадная страна», с цветовыми отношениями, колоритом «Праздничный осенний букет», «Грустный, тихий осенний букет». Остановимся на одном из них.
Один из уроков был проведен на тему «Цвет. Основы цветоведения». Целью урока являлось формирование представления об изменчивости языка искусства, правил изображения; познакомить с основными свойствами цвета; развивать умение видеть, понимать и использовать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве.
Мы планировали такие образовательные результаты как: предметные (дети научатся классифицировать по заданным основаниям (спектр, цветовой круг), изучать свойства цвета; создавать рисунок в одном цвете разными оттенками); метапредметные (научатся определять цель, проблему в учебной деятельности (знать свойства цвета, планировать деятельность в учебной ситуации), излагать свое мнение в диалоге, обмениваться мнениями, принимать самостоятельные решения); личностные, (осознают свои интересы (изучение свойств цвета). Урок был оснащен наглядно-демонстрационным материалом (схема образования спектра, элементы для цветового круга, цветотональная шкала), а так же мультимедийная презентация «Основы цветоведения».
Изучение цвета — интересная и любимая учителями и учащимися тема. Для художника видимый цветной мир — это мир наших чувств, переживаний, представлений о красоте. Ещё в начальной школе вёлся разговор о важности и значительности цвета в жизни человека («что было бы, если бы все цвета исчезли?»), учащиеся познакомились с тремя основными (красный, жёлтый, синий) и тремя составными (оранжевый, зелёный, фиолетовый) цветами. В VI классе вспоминаем и расширяем знания о теории цвета. Помогал в этом учителю и учащимся учебник.
Учение о цвете, включающее совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феноменцвета, а также совокупность данных философии, эстетики, истории искусства, филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры, называется Цветоведением. По физическому состоянию цвет — составная часть света. Физическая теория света (спектр, основные и составные цвета) подробно рассмотрена в учебнике. Учителю, быть может, полезно восстановить в памяти и некоторые другие понятия цветоведения.
Красные, оранжевые, жёлтые, зелёные, голубые, синие, фиолетовые цвета и все их промежуточные оттенки называют хроматическими (цветными). Все видимые в природе белые, серые и чёрные цвета принято называть ахроматическими (бесцветными).
Хроматические цвета отличаются друг от друга цветовым оттенком, насыщенностью (интенсивностью) и светлотой.
Цветовой оттенок — это то, что в повседневной жизни мы называем красным, зелёным, фиолетовым, жёлто-зелёным и другими цветами.
Насыщенность — это степень отличия хроматического цвета от серого, равного с ним по светлоте. Эталоном насыщенности принято считать цвета спектра. Чем ближе цвет природы приближается к спектральному и чем сильнее его отличие от серого, тем он насыщеннее. Насыщенность хроматических цветов в природе неодинакова: у одних цветов она выражена больше, а у других — меньше. Примером малонасыщенных цветов могут служить светло-жёлтый, розовый, светло-голубой, бежевый или тёмно-коричневый, тёмно-синий и т. п. цвета. В практике малонасыщенные цвета можно получить путём добавления к хроматическому цвету белой или чёрной краски. От добавления белил полученный цвет становится светлее, от добавления чёрной краски — темнее.
Светлота — это степень приближения цветов к белому. Хроматические цвета обладают различной светлотой. Например, жёлтый цвет и его оттенки значительно светлее коричневых, фиолетовых, синих цветов. Светлота может находиться в прямой зависимости от насыщенности цвета (например, светло- и тёмно-красный помидор). Светлота цвета зависит также от того, на каком фоне предмет рассматривается.
Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по светлоте, т. е. один цвет относительно светлее или темнее другого. Однако среди ахроматических цветов существует большое разнообразие белых, серых, чёрных оттенков.
Учитель, знакомя учащихся с теорией цвета, активизировал участие самих учащихся в беседе, задавая вопросы, например: «Какие цвета входят в группу ахроматических цветов? Чем отличаются ахроматические цвета от хроматических? Перечислите основные характеристики цвета» и др. В подтверждение всех теоретических выводов было предложено учащимся привести примеры. Например, на простом примере можно убедиться, как отличаются друг от друга ахроматические цвета по светлоте. Если сравнить между собой белый цвет бумаги, гипса, кусочка сахара, белой ткани и белил (гуашь, темпера, масло), то окажется, что одни из них светлее или теплее, чем другие. Чёрные цвета тоже неодинаковы: например, чёрный бархат темнее чёрного сукна, а чёрное сукно темнее чёрного ситца. Но больше всего градаций по светлоте дают многочисленные серые тона (вспомним материал предыдущей темы).
Условный, лишённый оттенков основной цвет, свойственный данному предмету, принято называть собственным или локальным. Однако в природе собственную одноцветную окраску предметов увидеть трудно. Цвет в природе всегда находится в соседстве или окружении других цветов. В результате цвета взаимно влияют друг на друга, изменяются по цветовому оттенку, светлоте и насыщенности. Чем ближе друг к другу расположены разноокрашенные предметы, тем яснее и определённее их взаимное влияние.
Сохраняя относительное постоянство, собственный цвет предметов и объектов в природе обязательно изменяется под воздействием следующих основных факторов:
• контрастное взаимовлияние соседних цветов;
• свойства рассматриваемого предмета и его поверхности;
• воздушная среда и расстояния;
• сила и спектральный состав прямого и отражённого света.
Влияние всех этих факторов превращает условный цвет предметов и объектов в обусловленный цвет. Поэтому все основные цвета предметов в природе мы видим с многочисленными цветовыми оттенками.
От соседства друг с другом цвета изменяются по светлоте. Так, любой цвет в окружении более тёмных светлеет, а п окружении более светлых темнеет. Это явление называется контраст по светлоте. Мы наблюдаем этот эффект в природе, когда в пасмурный зимний день белый снег кажется нам светлее неба. В действительности небо всегда светлее, так как оно и есть источник света, однако в силу контраста между снегом и гораздо более тёмными строениями, кустами, деревьями юн снежной поверхности земли кажется светлее тона неба. По этой же причине белая стена дома в пасмурный день тоже может выглядеть светлее неба. Разнообразные контрасты по светлоте исследовал в своих пейзажах Н. П. Крымов. Учитель может проиллюстрировать сказанное работами мастера.
Учащиеся уже понимают важность определения светлоты цвета, так как знакомились с этими понятиями на предыдущих уроках. При выполнении практических заданий особые затруднения вызывли нахождение разницы по светлоте между холодными и тёплыми цветами. Светящиеся красные тона на картинах Рембрандта так выразительно сияют лишь благодаря контрасту с более тёмными. Когда Рембрандт хочет добиться сияния жёлтых тонов, то погружает их в относительно светлый цветовой ряд, в то время как насыщенный красный в этом окружении начинает производить впечатление просто чего-то тёмного и теряет свою звучность.
Знание закономерностей восприятия цвета — необходимый элемент обучения учащихся живописи. Возможно, требовать от учащихся точных формулировок понятий нет необходимости, но сам учитель должен понимать причины возникновения ошибок в процессе обучения живописи и предупреждать их.
От соседства друг с другом цвета не только изменяются по светлоте, но и приобретают новые цветовые оттенки. Например, в окружении красного серый цвет кажется немного позеленевшим, а на зелёном фоне, наоборот, — розоватым, покрасневшим. Жёлтый цвет в окружении красного воспринимается позеленевшим, на зелёном фоне он смотрится красноватым, имеющим оранжевый оттенок (Н. П. Крымов. Жёлтый сарай), а на синем фоне —более насыщенным, так как синий цвет является дополнительным цветом к жёлтому. Эти явления в изменении цветов называются хроматическим (цветовым) контрастом.
Учитель предложил учащимся понаблюдать за изменениями цветовых оттенков, сделав простые постановки из одного предмета и фона (например, помещаем разные предметы яркого цвета - лимон, апельсин, помидор и т. д. — на белый или серый фон). Дети заметилино, что фон принимает оттенки, контрастные цвету предмета (он выглядел то более холодным, то более тёплым). Учащиеся также могут выполнить этюды.
О насыщенности цветов учащимся дали представление простые задания на наблюдение (можно написать этюд). Помещают, например, зелёный огурец сначала на зелёном, а потом на красном фоне (или помидор сначала на красном, а потом на зелёном фоне). Учащиеся убеждаются в том, как выигрывает цвет в своей насыщенности рядом с контрастным цветом и как он блекнет на фоне близкого цвета.
Можно предложить учащимся понаблюдать характер поверхности предмета, т. е. его фактуру (гладкую, шероховатую, матовую, блестящую и т. д.), сравнить поверхности ломтика арбуза и, например, ломтя хлеба и т. д. Ребята могут выполнить небольшие этюды. Для художника законы научного цветоведения важны, но ещё важнее особенности восприятия цвета человеком. Человек, удивляясь цветовому богатству мира, всегда стремился дать цветам необычные названия.
Среди живописцев, остро чувствовавших цветомузыкальные соответствия, можно назвать М. Чюрлениса, А. В. Лентулова, В. В. Кандинского.
При выполнении практической работы учитель учитывал явление цветового утомления или адаптации к определённому цвету. Делал перерывы в работе, давая отдых глазам, чтобы по возможности избежать тонально-цветовых ошибок.
Полезно выполнить задание на разные оттенки цвета. Нарисовать полосу, разделить её на клетки, закрасить крайние клетки основными цветами, например синим и жёлтым, красным и синим, жёлтым и красным. А клетки между ними закрасить разными оттенками, полученными путём смешения двух заданных цветов.
На уроке обучающимся было предложено выполнить игровое задание — придумать сказочный мир цветной страны (Изумрудный город, Шоколадный замок, Солнечный город и др.). Главное — получить множество оттенков одного цвета. При этом важно помнить, добрый или злой мир мы изображаем, например, для Шоколадного замка нужны одни оттенки коричневого цвета, для коричневого порядка в стране Дракона — другие.
Работа начиналась с разметки композиции и общего фона. Небо и земля, например, в Изумрудной стране совсем не голубого и коричневого цветов, а имеют разные оттенки зелёного (причём желательно исключить готовый зелёный цвет). Каким будет фон, светлым или тёмным, решали обучающиеся. Затем дети выполняли постройки — красками по фону, используя разную толщину кистей. Добавляли детали композиции—деревья, пруд, облака и т. д. В завершение работы прорабатывли мелкие детали.
Завершил урок просмотр творческих работ и обсуждение их с точки зрения выражения в работе живописными средствами различных настроений и состояний.
Анализируя рисунки вместе с ребятами, придерживались следующих критерий:
-  у всех ли выдержано правило композиционного расположения на листе;
-  достигнута ли задача в поиске множества оттенков одного цвета;
-  все ли работы выполнены аккуратно.
Результаты были успешными, все дети в должной степени усвоили материал, и показали хорошие и отличные результаты.
Выводы по второй главе
Итак, исследование вопросов практического характера по методике ознакомления школьников с основами цветоведения на уроках изобразительного искусства позволяет сделать следующий вывод, что организации работе с цветом должно быть уделено особое внимание. Успех занятий во многом будет зависеть от условий выполнения работы: составленного учителем в соответствии с требованиями современных программ по изобразительному искусству методически грамотного плана-конспекта урока по обучению основам цветоведения, наличия необходимых наглядных средств обучения (в том числе ТСО), личного показа учителем приёмов изображения, оборудования рабочего места ученика, умелого анализа результатов работы школьников, который важно проводить в конце каждого урока. Знание о художественных материалах и разных техниках работы с цветом, помогает обучающимся наилучшим способом реализовать свои творческие замыслы в небольшом наброске или законченном рисунке.
Заключение
Исследовав проблему по методике организации и проведения работы по ознакомлению детей среднего школьного возраста с основами цветоведения на уроках изобразительного искусства в основной школе можно сделать следующие выводы:
Решая первую исследовательскую задачу, мы выяснили, что анализ психолого-педагогической и методической литературы свидетельствует о постоянном внимании ученых и практиков к проблеме обучения детей школьного возраста основам цветоведения. Цвет в изобразительном искусстве является важным выразительным средством, отражающим материальные свойства предметов, передающим многообразие окружающего мира в его цветовом звучании, с которым знакомятся школьники на уроках по основам цветоведения, используя цвет для передачи своего замысла, своего отношения к изображаемому. Если детей не учить изобразительной грамоте по основам цветоведения, то в дальнейшем, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы и многие дети совсем перестают рисовать.
При решении второй исследовательской задачи, мы пришли к выводу, что занятия по обучению цветоведению ставят перед учителем целый ряд задач, которые углубляют и обогащают представление обучаемых об окружающей действительности. Для осуществления учебно-воспитательных задач педагогу необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками, творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство. Кроме того, для достижения успеха в работе, учителю необходимо хорошо знать, какой объём знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, и в связи с этим продуманно строить методику работы с детьми.
Решая третью исследовательскую задачу, мы пришли к выводу, что в 6 классе обучающиеся усваивают все основные элементы цветоведения, которые могут использоваться как на уроках прикладного творчества, так и в дальнейшем на уроках станковой композиции. Сошкольного возраста необходимо учить рассматривать предметы, обращая внимание на характерные особенности формы, пропорций, светотени, перспективы, цветовую окрашенность предмета. Эти общие положения по анализу предметов и объектов окружающего мира дети закрепляют в средней школе, но первоначальный фундамент закладывается именно в начальных классах. Как бы не строилась индивидуальная система обучения, какие бы методы не были положены в основу изображения, они должны отвечать основным принципам дидактики. Применяя такие методы и приемы как: наблюдение и восприятие картин художников, беседы с детьми, руководство и анализ практической деятельности учащихся, необходимо учить детей мыслить, видеть и понимать прекрасное, развивать эстетический вкус, стремление к тому, чтобы сделать все окружающее лучше и красивее.
Исследование практической части дало возможность изучить и проанализировать работу преподавателя по использованию методов обучения основам цветоведения. Это позволило сделать вывод, что без руководствующей, направляющей роли педагога, без неустанного и внимательного наблюдения за каждым школьником немыслима учебно-воспитательная работа в школе. Учитель сам должен хорошо разбираться в вопросах цветоведения, тогда он сможет помочь детям правильно подобрать нужный цвет красок и верно показать его в рисунке. С первых уроков важно использовать интерес детей к рисованию, развивать их творчество, воображение, умение применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности на уроке. Уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь.
Таким образом, мы выявили и обосновали сущность и особенности организации методики обучения цветоведению на уроках изобразительного искусства. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом — основные слагаемые успеха.
Теоретическая значимость нашей работы в том, что в ней представлено обоснование необходимости и возможности осуществления грамотной организации работы учителя по использованию методов и приемов обучения основам цветоведения детей среднего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в основной школе.
Практическая ее значимость — в разработке комплекта методических рекомендаций по освоению детьми среднего школьного возраста основ цветоведения, разработке серии уроков по обучению детей среднего школьного возраста основам цветоведения и анализе работы по их реализации.
Список литературы
1. Беда Г.В. Живопись — М.: Просвещение, 1986.
2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся. Заведения / С.Е. Беляева. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
3. ВизерВ.В.Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. — сПб.: Питер, 2006.
4. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993.
5. Зеленина Н.Л. Играем, познаем, рисуем. — М.: Просвещение, 1996.
6. Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство — Рабочая тетрадь: 1 кл.: В 2 ч. Ч.1 — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.
7. Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство — Рабочая тетрадь: 1 кл.: В 2 ч. Ч.2 — М.: Гуманит. изд .центр Владос, 2000.
8. Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство — Рабочая тетрадь: 2 кл.: В 2 ч. Ч.1 — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.
9. Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство — Рабочая тетрадь: 2 кл.: В 2 ч. Ч.2 — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.
10. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. — М.: Столетие, 1995.
11. Костерин Н.П. Учебное рисование: — 2-е изд. перераб. — М.: Просвещение, 1984.
12. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания. — Учебное пособие для уч-ся пед. уч-щ. — М.: Просвещение, 1984.
13. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. — М.: Просвещение, 1979.
14. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе 3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 1 — М.: Дрофа, 1997.
15. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе 3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 2 — М.: Дрофа, 1997.
16. Курбатова Н.В. Современная энциклопедия начальной школы. Рисование/Н.В. Курбатова. — М.:СЛОВО; Эксмо, 2006.
17. Неменский Б.М., Фомина Н.Н., Гросул Н.В. Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 кл. — Книга для учителя: Просвещение, 1991.
18. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе 1-4 кл. — Пособие для учителей. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003.
19. Павлик К.В. Изобразительное искусство в начальной школе. — Наука, Флинта, 1999.
20. Программы общеобразовательных учреждений : начальные классы (1-4): В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2001.
19. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл. — М.: Просвещение, 1994.
21. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе. — М.: Просвещение, 1980.
22. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. — М.: АГАР, 1998.
23. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 3-е изд., доп. и перераб. — М.: АГАР, 2000
24. Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь. — М.: Просвещение, 1981.
25. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. — М.: Академия, 1999.
26. Сокольникова Н.М. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством в начальной школе: Учебное пособие для студентов педвузов. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
27. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. — учебник для учащ. 1-2 кл.: В 4 ч. Ч 1.- Обнинск: Титул, 2000.
28. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для учащ. 1-2 кл.: В 4 ч. Ч 2. — Обнинск: Титул, 2000.
29. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для учащ. 3-4 кл.: В 4 ч. Ч 3. — Обнинск: Титул, 2000.
30. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для учащ. 3-4 кл.: В 4 ч. Ч 4. — Обнинск: Титул, 2000.
31. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба и игра. Изобразительное искусство. — М.: Просвещение, 1989.
32. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1977.
33. Энциклопедический словарь юного художника. — М.: Просвещение, 1983.
Приложение
Цвет. Основы цВЕТОВЕДЕНИЯ
Цели деятельности учителя Формировать представление об изменчивости языка искусства, правил изображения; познакомить с основными свойствами цвета; развивать умение видеть, понимать и использовать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве
Тип урока Комбинированный
Планируемые образовательные
результаты Предметные: научатся классифицировать по заданным основаниям (спектр, цветовой круг), изучать свойства цвета; создавать рисунок в одном цвете разными оттенками.
Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности (знать свойства цвета, планировать деятельность в учебной ситуации), излагать свое мнение в диалоге, обмениваться мнениями, принимать самостоятельные решения.
Личностные: осознают свои интересы (изучение свойств цвета)
Методы и формы
обучения Объяснительно-иллюстративный, исследовательский, практический, беседа; фронтальная и индивидуальная
Образовательные ресурсы  http://ru.wikipedia.org/wiki
 http://www.artsait.ru
Оборудование Гуашь, кисти, бумага, палитра
Наглядно-демонстрационный материал Схема образования спектра, элементы для цветового круга, цветотональная шкала.
Мультимедийный ряд: презентация «Основы цветоведения»
Основные понятия и термины Спектр, цветовой круг, цветовой контраст, насыщенность цвета и его светлота, основные и составные цвета
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развива-ющие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляемаядеятельностьучащихся Формы
организации совзаимодействияФормируемые
умения
(универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
1 2 3 4 5 6 7
I. Организационный
момент Подготовка учащихся к изучению нового материала. Рассказ с элементами беседы – В шкатулке лежит бумага разных цветов. Я предлагаю вам послушать отрывки из разных стихотворений и выбрать из шкатулки кусочки бумаги того цвета, который соответствует чувству, вызванному у вас стихотворением.
Светило дня, краснея сквозь туман,
Садится горделиво за курган,
И, отделив ряды дождливых туч,
Вдоль по земле скользит прощальный луч
Так сладостно, так тихо и светло…
М. Ю. Лермонтов
Чувства: нежность, покой, тепло… .Цвет: красный, желтый, оранжевый… .Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…
А. С. Пушкин
Чувства: восторг, величие, холод…
Цвет: голубой, синий, фиолетовый, белый…
Мы видим мир цветным, и цвет обладает огромной силой воздействия на нас.
– Цвет – сложное и загадочное явление, его изучают многие науки –
физика, математика, биология… А цветоведение – это наука, которая включает данные всех наук о цвете и изучает его как явление культуры.
Закончите предложение:
– Чтобы художник мог передать в своем произведении чувства, переживания, представления о красоте, воздействовать на зрителя, он должен знать все о… Слушают учителя. Задают вопросы. Ставят перед собой цель. Выбирают и называют цвета, соответствующие определенным чувствам Фронтальная работа Регулятивные: определяют
цель, проблему
в учебной деятельности.
Личностные: осознают свои интересы (изучение свойств цвета) II. Изучение нового материала Объяснительно-иллюстративный – Цвет (от лат. «color») (слайды № 2–6) – ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии на него света; также свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра. (Слайды № 14–16.)
Самое удивительное и прекрасное явление природы – радуга. Человек повторил это явление на плоскости. Он создал спектр и расположил в нем цвета в определенном порядке – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
И. Ньютон впервые создал схему образования спектра, последовательность цветов, на которые разлагается световой поток, проходящий через призму. (Слайды № 17–18.) Это открытие помогло разобраться, как, соединив определенные цвета, можно получить дополнительные, составные цвета. Если продолжать смешивать цвета, то можно получить промежуточные цвета.
– Для простоты и наглядности предлагаю собрать цветовой круг: три основных цвета (красный, желтый и синий) размещены в треугольнике. (Слайды № 7–13.) На столе дополнительные цвета. Найдите три дополнительных цвета, которыми необходимо дополнить наш треугольник (зеленый, оранжевый, фиолетовый). Выберите остальные дополнительные цвета и расположите их строго напротив друг друга.
Цвета, расположенные рядом, можно назвать родственными или близкими? Изучают свойства цвета. Создают цветовой круг. Определяют основные
и составные цвета, их место в спектре Фронтальная,
индивидуальная работа Познавательные: классифицируют по заданным основаниям.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, самостоятельно принимают решения III. Творческая практическая деятельность Исследовательский.
Практический – Как сделать цвет светлее и темнее? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выполнить практическое задание 5 (с. 42).
Практическое задание с использованием множества оттенков одного цвета (задание 6, с. 42) Исследуют взаимодействие серого и белого с остальным спектром. Создают разные оттенки одного цвета (творческий поиск) Индивидуальная работа Регулятивные: знают свойства цвета, планируют деятельность в учебной ситуации IV. Итоги урока.
Рефлексия Беседа
в форме «вопрос – ответ». Выставка работ учащихся – Что художнику необходимо знать о цвете?
– Основные цвета.
– Как получить составной цвет?
– Пары дополнительных цветов.
– Как сделать цвет темнее или светлее?
Выставка работ учащихся. Рассматривают работы, делятся опытом Отвечают
на поставленный вопрос. Свободно перемещаются
по классу, беседуя друг с другом о том, что получилось и как Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге