Педагогический проект Использование игровых технологий при формировании математических знаний у детей старшего дошкольного возраста


Игровые технологии в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Педагогический проект Воспитатель МАДОУ г.Нижневартовска ДС №90 «Айболит»Шмидт Светлана Салаватовнавысшая квалификационная категория 2016 год Обоснование необходимости педагогического проекта «Стихия» ребенка - ИГРА Формирование элементарныхМатематических представлений Преобразованиесреды обучения «Социальный» портрет современноговыпускника ДОУ: любознательный,активный, способный решать интеллектуальные и личностные задачи,овладевший универсальными предпосылкамиучебной деятельности и необходимымиумениями, навыками. Не нашла автора Основные положения педагогики и психологии Концепция модернизацииРоссийского образованияНа период до 2010 года ФГОС Противоречия Между качественнымформированием математических способностей . и отсутствием педагогических технологий, их последовательного и планомерного применения и недостаточной сформированностью развития познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти) Между необходимостью качественной подготовки детей при поступлении в школу Актуальность педагогического проекта определяется на основе важностью и своевременностью: модернизации развивающего обучения, оптимизации практической помощи Включения эффективных игровых технологий в образовательнуюработу по развитию элементарных математических представлений. Актуальность педагогического проекта Новизна заключается в конкретизации содержания обучения старших дошкольников математике средствами игровых технологий, представлен обзор развивающих игр по обучению детей элементарным математическим представлениям в разных видах деятельности. Объект, предмет, гипотезапедагогического проекта Гипотеза:работа по формированию элементарного математического развития детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышениюуровня математического развития будущих школьников. Объект:элементарные математические представления у детей 5-7 лет группы компенсирующей направленности Предмет:процесс формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Цель педагогического проекта теоретическое обоснование и апробирование игровых технологий в работе над формированием элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности. Задачи педагогического проекта Изучить и проанализировать использование игровых технологий в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста, изложенных в педагогической литературе. 1 Разработать и внедрить в образовательный процесс игровые технологии на основе систематизации методов и приемов развития элементарных математических представлений. 2 Произвести оценку эффективности использования введения игровых технологий в процессе формирования элементарных математических представлений. 3 Теоретико-методологическая основа проекта Е. В. Соловьева,Ф. Н. Блехер,Г. Я. Гальперин,М. Морозова Л. А. Венгер,О. М. Дьяченко,З. А. Михайлова А. В Запорожец,Л. С Выготский,Д. Б. Эльконин об особенностях формирования элементарных математических представлений о значении игр как метода формирования элементарных математических представлений О влиянии игры на развитие детей дошкольного возраста Педагогические принципы Принцип психологической комфортности Принцип деятельности Педагогические принципы Педагогический проект опирается на Принцип целостного представления о мире Принцип вариативности Принцип минимакса Принцип непрерывности Принциппедагогического гуманизма средства Обучающие настольно-печатные игры по математике;Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;Геометрические мозаики и головоломки;Занимательные книги по математике;Тетради на печатной основе с математическими заданиями для самостоятельной работы; тетрадь в крупную клетку;Простой карандаш; набор фломастеров; ручка шариковая;Линейка и шаблон с геометрическими фигурами;Небольшие ножницы; набор цветной бумаги и картона;Счетный материал; набор цифр;Блоки Дьенеша; палочки Кюизинера. Техническое оснащение:компьютер; документ камера; цветной принтер; мультимедиа проектор; интерактивная доска; сканер; магнито-маркерная доска. Форма работы Фронтальные занятияЗанятия по подруппамИндивидуальные занятияРабота в уголке природыПрогулкаРабота кружка «шахматная школа» методы Словесный Игровой Наглядный Компьютерно-опосредованный Практический Метод эффективной реализации среды Ресурсы временные интеллектуальные человеческие информационные материально-технические организационные Условия условия Кадровое обеспечение Нормативно-правовые ресурсы Материально-технические ресурсы Программноеобеспечение Создание компьютерно-развивающей предметной среды ОрганизацияРаботы кружка «Шахматная школа» Комплекс условий, обеспечивающих реализацию проекта 1. Нормативно-правовые ресурсы 2.Материально-технические ресурсы 3. Кадровое обеспечение 4.Программноеобеспечение 5.Создание компьютерно-Развивающей предметной среды 6.Организацияработы кружка «Шахматная школа» Участники проекта Участники проекта дети воспитатель партнеры воспитанники воспитатель родители центр детского творчества библиотека преемственность со школой Ожидаемые результаты разработаны и внедрены в образовательный процесс игровые технологии на основе систематизации методов и приемов развития элементарных математических представлений.произведена оценка эффективности использования введения игровых технологий в процессе формирования элементарных математических представлений.обеспечена положительная динамика качественных показателей развития математических представлений детей до 85%;создана комплексная система по использованию игровых технологий с применением электронных образовательных ресурсов нового поколения для развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, которая позволит организовать образовательный процесс на современном уровне.создана специальная компьютерно-развивающая предметная среда, представленная мини компьютерно-игровым комплексом (мини КИК) на базе возрастной группы. реконструированы отношения педагога: выработана стратегия партнерской деятельности воспитателя и воспитанников в образовательном процессе. обеспечена преемственность между семьей и образовательным учреждением.информация о проекте будет представлена на заседаниях ГМО, конкурсах различного уровня, в средствах массовой информации, на интернет-ресурсах. Механизм внедрения проекта 1. анализ проблемы и определение стратегии реализации проекта -изучение программно-методической, теоретической и психолого-педагогическойлитературы по проблеме использования игровых технологий в обучении детейдошкольного возраста; -проведение детальной и комплексной оценки сложившейся ситуации; -выявление и анализ проблем; -четкое определение стратегических целей и задач; -разработка концепции, позволяющей придать правильное направление проекту изаложить базу для реализации всех этапов; -анализ ресурсов, -определение критериев оценки и способов мониторинга проекта. 2. выявление уровня сформированностиэлементарных математическихпредставлений у воспитанников; Уточнение степени заинтересованности по проблеме родительской общественности; -проведение мониторинга сформированности элементарных математическихпредставлений среди воспитанников группы компенсирующей направленности 5-7-гогода жизни;-анкетирование родительской общественности 3. разработка плана реализации проекта -выбор наиболее эффективных форм работы с детьми и родителями; -апробирование адаптивной программы «Занимательная математика»; -разработка программы «Шахматная школа». 4. непосредственное поэтапное внедрение педагогическогопроекта -проектирование комплексной системы работы по внедрению игровых технологий вобразовательный процесс при обучении старших дошкольников математике; -создание специальных условий для реализации проекта: -оснащение образовательного процесса;-создание компьютерно-развивающей предметной среды; -организация работы кружка «Шахматная школа». 5. анализ, систематизация и теоретическое осмысление полученных результатов выявление результативности использования игровых технологий при формировании элементарных математических представлений у детей группы компенсирующей направленности 5-7-го года жизни. Этапы реализации проекта 1 этап Организационный 2 этап Диагностический 3 этап Планирование 4 этап Реализация проекта 5 этапАналитический Реализация проекта I блок Работа с детьми III блок Самостоятельная деятельность II блок Работа с родителями IV блок Работа с педагогами конкретизировать представление детей об использовании математики в разных сферах жизни; учить соотносить количество предметов с цифрой, пользоваться порядковыми числительными, понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно на основе взаимосвязи целого и частей, измерять предметы спомощью линейки и записывать результаты измерения, находить общий признак и на этой основе объединять фигуры в группы, решать примеры, различать части суток; закрепить названия геометрических фигур, знание цифр и числового ряда (последующего и предыдущего) от 1 до 20; упражнять в ориентировке на листе бумаги; развивать логическое мышление, пространственное представление, смекалку, сообразительность, поисковую активность, гибкость, оригинальность мышления, интеллектуальные способности детей; формировать навыки самоконтроля исамооценки, способность к анализу и синтезу;воспитывать умение работать в коллективе. установление контакта с родителями воспитанников в целях повышения педагогической компетентности закрепление и применение полученных знаний, стимулирование активности детей, расширение кругозора, повышение умственной активности. повышение педагогической культуры педагогического коллектива, обеспечение атмосферы творчества, неформального общения, обобщение опыта работы. Результаты Разработаны и внедрены в образовательный процесс игровые технологии на основе систематизации методов и приемов развития элементарных математических представлений, которые позволяют организовать образовательный процесс на современном уровнесоздана специальная компьютерно-развивающая предметная среда, представленная мини компьютерно-игровым комплексом (мини КИК) на базе возрастной группы.удалось добиться активного освоения детьми действий по самостоятельному применению полученных знаний, умений и навыков математической направленности в различных видах деятельности.обеспечена положительная динамика качественных показателей развития математических представлений детей до 95%;повысилась педагогическая компетентность и информационная культура субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей)обеспечена преемственноть между семьей и образовательным учреждением в вопросах качественной подготовки детей к школе в соответствии с Федеральными государственными требованиями95% выпускников ДОУ успешно адаптируются к условиям школы Социально-значимые результаты Достижения воспитанников