Организация мероприятий, направленных на формирование кросс-культурной коммуникативной компетенции


Заборина Елена Васильевна, учитель английского языка МБУ г.о.Тольятти «Гимназия №38»
Организация мероприятий, направленных на формирование кросс-культурной коммуникативной компетенции
Одной из важнейших задач в педагогическом процессе занимает формирование способности к участию в межкультурной коммуникации, что особенно важно сейчас, когда остро встала проблема воспитания толерантности к различным культурам, пробуждения интереса и уважения к ним. Как утверждал французский методист Ж. Ласера: «Каким бы ни был метод преподавания, именно сведения о культуре, прежде всего, составляют основное богатство образования».
Обучение иноязычной культуре используется не только как средство межличностного общения, но и как средство обогащения духовного мира личности на основе приобретения знаний о культуре страны изучаемого языка, сравнении культур, знаний о самом языке, его особенностях.
Проведение мероприятий культуроведческой направленности значительно повышает мотивацию изучения иностранного языка, что очень важно, так как учение без мотивации неэффективно. Ежегодно в рамках городского сетевого проекта «Тольятти – город мира» наша гимназия проводит ряд мероприятий, способствующих формированию кросс-культурной коммуникативной компетенции. Среди них городской Фестиваль итальянской культуры имени Данте Алигьери, посвященный знаменитым личностям регионов Италии, и городской Лингвистический турнир по трем иностранным языкам (английскому, немецкому и французскому).
Целью Фестиваля итальянской культуры являлось познакомить учащихся с итальянской культурой, повысить уровень практического владения итальянским языком, развитие интереса и повышение мотивации учащихся к изучению итальянского языка и культуры Италии, формирование кросс-культурной коммуникативной компетентности, предоставить дополнительные возможности использования языка для расширения кругозора, а также формирование толерантного отношения к народам, носителям другой культуры.Тема «Знаменитые личности регионов Италии» была ярко и творчески представлена всеми участниками Фестиваля. Гости и участники имели уникальную возможность познакомиться с такими знаменитыми итальянцами как Софи Лорен, Джорджио Армани, Франко Маскино, Пальмиро Тольятти, Витторио Эммануэле Орландо, Данте Алигьери и Леонардо да Винчи, и послушать живую итальянскую речь со своей неповторимой эмоциональностью.
Лингвистические турниры – это отличный способ повышения уровня практического владения иностранными языками и предоставления дополнительных возможностей использования иностранного языка для расширения кругозора и развития логического мышления.
В страноведческой викторине учащиеся имеют возможность показать свои знания и почерпнуть новое из области  литературы, традиций, обычаев и культуры зарубежных стран.
Традиционный конкурс спикеров позволяет ученикам раскрыть свой талант ораторов и показать высокий уровень владения английским, немецким и французским языками.
Конкурс «Дебаты» дает возможность развивать как коммуникативные умения учащихся, так и умения грамотно вести полемику, отстаивать свою позицию на основе знаний и логических рассуждений. Кроме того, дебаты развивают у участников критическое мышление, включая умения сопоставлять, сравнивать, самостоятельно находить и анализировать информацию из различных источников. Дебаты развивают у учащихся все четыре основных языковых коммуникативных навыка - прежде всего, говорение, а также аудирование, чтение и письмо. Помимо развития непосредственно языковых умений, дебаты формируют умения выступать перед аудиторией и вести дискуссии. Для привлечения интереса необходимо подбирать актуальные, несущие интересную информацию задания, доступные и имеющие законченный смысл.
Учитывая быстро изменяющиеся социально-экономические условия информационного общества, своевременно ставится вопрос о приобщении человека и к мировой культуре в целом. Под приобщением к мировой культуре нужно понимать процесс и результат познания и освоения личностью системы общечеловеческих ценностей, достижений мировой культуры, традиций и устоев разных народов, стремление к единению и взаимообогащению национальных культур. Использование иностранного языка как способа постижения мира специальных знаний, приобщение к культуре различных народов, диалог культур – все это имеет большое значение для организации мероприятий, направленных на формирование кросс-культурной коммуникативной компетенции.