Семинар — практикум Тема:«РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»


Семинар - практикум
Тема:«РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
Форма проведения – аукцион педагогических идей
Задачи:
1. Определить понятие «развивающая предметно-пространственная среда», элементы, принципы построения, особенности;
2.Активизировать действия педагогов на проектирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания, обеспечения разнообразной деятельности детей и повышения уровня их познавательного, социального и физического развития в соответствии с ФГОС ДО.
1.Ход
Тренинг
Уважаемые, коллеги, поздравляю вас с первым днем весны, хотя с весной мы встретимся не скоро еще, но давайте вспомним, какая она и нарисуем. У вас на столах для этого есть весь необходимое. Звучит музыка педагоги рисуют. А сейчас передайте свои листочки соседу слева, свой творческий замысел вы будете воплощать не одни, вам будут помогать коллеги. Звучит музыка – вы рисуете, как только музыка остановилась, вы передаете свой лист соседу по часовой стрелке, и продолжаете рисовать на чужом листочке. И так по кругу пока ваш листочек не вернется к вам. Хотелось услышать, как воплотились ваши весенние фантазии или они претерпели изменения благодаря коллегам. Поднимите руки, те, у кого замысел совпал с результатом. Ваше творение мы оставим у себя в память о нашей встрече. Начинаем заседание практического семинара по теме «Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как средство реализации ФГОС ДО». Планируем мы его провести в форме «аукциона педагогических идей». Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л. Новоселова). Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы (М.Н. Полякова). Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО должна строиться, таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет интерес для ребенка, подвигает его к действиям, исследованию, она должна быть мобильной. Воспитатели должны не только создавать развивающую среду, но и научить ребенка жить в этой среде, чувствовать себя в ней хозяевами.
Практическая часть
Игра «Дизайнер»
В качестве художников вы были, а теперь предлагаю вам представить себя в роли «дизайнера», нам вместе предстоит моделировать развивающую предметно-пространственную среду для воспитанников. Итак, уважаем «дизайнеры», сначала мы будем проектировать развивающую предметно-пространственную среду для детей от 1 до 3 лет. Перед вами макет группового пространства, заполните его центрами, центр-облачко. (Педагоги на листочках обозначают центры и раскладывают на макете группового пространства). Защита проектов – в итого получается общий проект развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего дошкольного возраста.
Презентация развивающей предметно-пространственной среды групп
Приступая к созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО, коллектив поставил перед собой цель: внедрить в деятельность дошкольного учреждения инновации по совершенствованию данной среды. Что у нас получилось, вы сейчас услышите.
Альбина Ахсарбековна расскажет, о развивающей предметно-пространственной среде своей группы, где живут самые маленькие наши воспитанники - дети раннего возраста.
Обобщение опыта работы Битаровой А.А.
Комфортной является среда, которая эстетически и функционально выдержана для пребывания в ней детей раннего возраста. Кроме того, особенностями развивающей предметно-пространственной среды является яркость и насыщенность помещений, ведь окружающий мир побуждает в детях различные эмоции. Чтобы украсить пространство, мы использовали цвет, который способен менять настроение и поднимать жизненный тонус.
Наши малыши, заходя первый раз в групповую комнату, опираются на визуальный анализатор, т.е. вначале оценивают помещение, окружающие предметы, а потом уже обращают внимание на доброжелательность и приветливость воспитателя. Для того чтобы развивающая предметно-пространственная среда выполняла свое основное назначение – создавала условия для полноценного развития ведущих видов детской деятельности мы учли следующие требования:
- соответствовать возможностям ребенка на границе перехода к следующему этапу его развития, т.е. создать зону ближайшего психологического развития;
- содержать как известные ребенку компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию, т.е. соответствовать уровню развития;
- быть неисчерпаемой, информативной для ребенка, удовлетворяя его потребность в новизне, преобразовании и самоутверждении;
- быть системной, т.е. отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, а также отражать основы национальной культуры.
Создание общего энергетического поля, в нашей группе это уголок «Здравствуйте, я пришел».
Все игровое пространство в группе разделено на развивающие центры активности детей, которые мы представили в виде одуванчика, т.к. наша группа так и называется. Малыши так лучше запоминают название центров, это панно служит еще и украшением группы.
Игровой конструктивный центр– здесь выставлены все виды конструктора, игрушки (используемые в конструировании), машины различных размеров. Дети свободно могут подойти к полке, взять нужный строительный материал, игрушку, сесть на коврик и заняться строительством.
В игровом центре для девочек – обустроены магазин игрушек, парикмахерская, дом. Этот центр представлен предметами, имитирующими бытовую обстановку. Это крупная игрушечная мебель. Соразмерная детям и большим куклам
Центр отдыха, или релаксации. Сидя в кресле или лежа на удобном диванчике, дети рассматривают книжки, вместе с воспитателем играют в пальчиковые игры.
Центр продуктивной деятельности. В нем расставлены столы, за которыми малыши учатся разукрашивать, лепить, изучают цвет, форму, рядом на полочке выставлен весь необходимый материал для продуктивной деятельности и полочка Красоты, на которой гостят различные игрушки народного промысла.
В Центре природы– представлен широкий выбор материала, с помощью которого дети знакомятся с животным и растительным миром, временами года, их признаками; различный материал и атрибуты для проведения опытов.
Спортивный центр-где расположились спортивное оборудование и сухой бассейн. Большая часть оборудования спортивного центра сделана своими руками.
Центральное место в групповом пространстве занял 
Центр речевой деятельности – Книжный и Театральный Центр. В книжном представлены книжки и иллюстрации в достаточном количестве. Каждый ребенок имеет возможность взять понравившуюся книжку и рассмотреть. Здесь мы вместе с детьми читаем сказки, а затем их обыгрываем, для этого в Театральном Центре выставлены все виды театров для детей раннего дошкольного возраста. Знания можно получить не только из книжек, для того чтобы малыши лучше узнали о народной культуре мы планируем создать еще мини-музей «Горницу». Так узнав новую сказку, ребенок может тут же увидеть упоминавшиеся в ней предметы: русскую печку и другие предметы домашней утвари.
И самый любимый детьми -
Дидактический Центр. Человек получает информацию через органы чувств, поэтому важно, чтобы к исследованию предметов, явлений и процессов было подключено как можно больше анализаторных систем, а также двигательные компоненты. В центре выставлены развивающие игры, имеется игровой материал для познавательного развития детей (мозаики, матрёшки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, коробки разных размеров, банки с крышками, разноцветные кубики и др.).
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в группе детей раннего возраста получилась комплексной, т.е. отвечает не только санитарным, но и эстетическим требованиям и носит развивающий характер. Мы стараемся не отставать от наших старших дошкольников и пытаемся учитывать тематическое планирование при создании развивающей предметно-пространственной среды, только у нас тема длится месяц.